урок в 9 классе Экологические факторы , условия среды
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Татьяна Бекарева

Материал для применения на уроках в 9 классе на тему:" Экологические факторы , условия среды с использованием заданий по функциональной грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36._urok_9_klass.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 9 КЛАСС.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ

Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.

Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные факторы, экологические условия, температура, влажность, свет.

Тип урока: комбинированный, развитие функциональной грамотности

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку.

На предыдущем уроке домашним заданием было письменное выполнение лабораторной работы стр. 163. Напоминание детям сдать тетради после урока.

     II. Изучение нового материала.

Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания.

Экологические факторы – компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Факторы

Определение

Пример

Абиотические

Все компоненты неживой
природы

Температура, свет, влажность, состав водной, воздушной
и почвенной среды

Биотические

Факторы живой природы

Взаимодействия между особями в популяциях, между популяциями в природных сообществах

Антропогенные

Вся разнообразная деятельность человека, приводящая к изменению природы как среды обитания видов растений и животных

Вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и домов,
загрязнение воздуха, воды,
почвы и пр.

Условия среды (экологические условия) – изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые реагируют организмы.

Температура,  свет  и  влажность  являются  наиболее  важными  факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.

III. Закрепление изученного материала.

О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении Н. Некрасова: Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

Ответ: 

в стихотворении говорится о вырубке леса. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении «Береги природу!»:

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ответ: здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

 Используя отрывок из рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», определите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Ответ:  

правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Используя отрывок из стихотворения В.Шефнера «Лесной пожар», ответьте на вопросы:

 Забывчивый охотник на привале

 Не заметал, не растоптал костра.

 Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил.

В зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Ответ:

этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

 Домашнее задание

  1. Параграф 36 устно, приготовиться к ответу
  2. Письменно выполнить задание

Задание: используя текст учебника (§ 36) и дополнительную литературу, заполните таблицу:

Фактор

Характеристика

Адаптации

растений

Адаптации

животных

Свет

Температура

Влажность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные экологические факторы. Условия среды».

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала.        Форма проведения: Технология  групповой  формы работы с использованием    ...

Экологические факторы. Условия среды. Презентация к уроку

Урок по биологии для учащихся 9 классов...

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ

Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы - от парадигмы знаний, умений ...

Проверочная работа по экологии 9 класс. Тема «Экологические факторы. Условия среды».

Данная работа позволит проверить раздел Экологические факторы.Предназначена для учеников 9 класса.Составлена в 3-х вариантах.Время работы 20 минут....

Открытый урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней....