« Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.»
статья по биологии (8 класс)

Варламова Евгения Анатольевна

Объективной реальностью нашего времени является необходимость использования эффективных форм и методов обучения.

В последние годы все большее количество учащихся выпускных классов школы выбирают в качестве государственной итоговой аттестации предмет биология, либо как профилирующий при поступлении в учебные заведения для дальнейшего обучения, либо как интересующий их предмет. Анализируя результаты ГИА по биологии можно отметить, что большинство выпускников справлялись с заданиями базового уровня и получали необходимые баллы для преодоления порога, но относительно немногие выполняют тесты на высокие баллы, потому что это требует глубокого изучения материала.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления информации, получая большой объем информации. Способность адекватно воспринимать и оценивать информацию в прочитанном тексте служит важнейшим условием формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_-2021.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

« Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.»

«Современные образовательные технологии  в работе с одаренными детьми»

Варламова Евгения Анатольевна

Учитель  биологии;

ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

                                                                    2021 год

Ниkтo нe знaeт, kakoвы eгo cилы, пoka их нe иcпoльзyeт.
И. Гётe

Введение.

Актуальность:

Объективной реальностью нашего времени является необходимость использования эффективных форм и методов обучения.

В последние годы все большее количество учащихся выпускных классов школы выбирают в качестве государственной итоговой аттестации  предмет биология, либо как профилирующий при поступлении в учебные заведения  для дальнейшего обучения, либо как интересующий их предмет. Анализируя результаты ГИА по биологии можно отметить, что большинство выпускников справлялись с заданиями базового уровня и  получали необходимые баллы для преодоления порога, но относительно немногие  выполняют тесты  на высокие баллы, потому что это требует  глубокого  изучения материала.

 Современный человек живет в условиях постоянного обновления информации, получая большой объем информации. Способность адекватно воспринимать и оценивать информацию в прочитанном тексте служит важнейшим условием формирования личности. Современная молодежь не увлечена глубоким и осмысленным чтением, порой формально относится к произведениям писателей, мало интересуется научными и публицистическими текстами. Неумение осмысленно, с пониманием, критично читать учебный текст, приводит к тому, что значительная часть изучаемого материала остается за пределами понимания школьников и не усваивается ими. Совершенно очевидно, что давно назрела необходимость отойти от спешки в изучении биологии и обратить пристальное внимание на обучение с пониманием. Тема выбрана в надежде на то, что грамотное чтение не только повысит интерес к предмету, качество обучения биологии, но и будет лежать в основе всей деятельности школьника, как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Поэтому в практику своей деятельности я  внедряю методику  смыслового чтения на уроках биологии и различные другие методы при работе с одаренными детьми в условиях ФГОС

Проблема: мотивация учащихся к познавательной деятельности посредством создания условий для оптимального развития детей.

Цель работы:  выявить эффективность используемых приемов при обучении

одаренных детей. 

Задачи: 

-систематизировать накопленный материал по работе с одаренными детьми;

-познакомить с основными приемами работы и методиками;

- создание системы по формированию универсальных учебных действий

 работы с одаренными детьми на основе предметного содержания

биологии

Основная часть.

  Одарённые  дети  –  это  дети,  обладающие  врождёнными  высокими

интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

  Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений на современном  этапе.  В  школе  складывается  система работы  с одарёнными детьми, состоящая как из урочной,так и из внеклассной деятельности. [ 1 c.5]

 При работе с одарёнными детьми,успешно реализую технологию проблемного обучения. Создаю  на  занятиях  ситуацию  познавательного  затруднения,  при которой школьники  поставлены перед  необходимостью  самостоятельно  воспользоваться  для изучения новой  темы одной или несколькими мыслительными операциями:  анализом, синтезом,  сравнением,  аналогией, обобщением и  др. Это  позволяет  организовать активную  самостоятельную деятельность учащихся,  в  результате   происходит творческое овладение  знаниями,  навыками,  умениями  и  развитие мыслительных способностей.

   Применяю методику работы по основе смыслового чтения на уроке. Умение работать с текстом, выбирать главное, анализировать текст.

 Востребованной  формой  работы  с  одарёнными  детьми возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся,которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к  получению  учащимися  знаний. Как нельзя  лучше  для этого  подходят биологии.  Урок-исследование  позволяет  ставить  серьёзные  проблемные вопросы,  исследовательские  задачи,  а детское любопытство  превращает  его  в «исследователя».Успехвыполнения такихзадач формирует положительные эмоции. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование.[2 c.8]

   Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словамДж.Дьюи, можно  охарактеризовать  как «обучение через  делание»,  когда  учащийся  самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс,самостоятельно формулирует  учебную  проблему, осуществляет сбор необходимой  информации, планирует возможныеварианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания  и  приобретая новый учебный жизненныйопыт.[3 c.12] Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при  работе  с  материалом  различной  сложности. Метод адаптируется  к  особенностям практически каждого  учебного  предмета  и в  данном  аспекте  несёт в себе  черты универсальности. Заниматься развитием интеллектуальны и творческих способностей необходимо,прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого,но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях,обладающих нестандартным мышлением,вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.Творческие и интеллектуальные способности –залог прогресса в любой сферечеловеческой жизни.[5 c.7]

Осуществление разноуровнего подхода к освоению учащимися образовательной программы

Деятельность  педагога – непрерывный  поиск  методов  для  достижения

положительных результатов вобучении и воспитании. Личный опыт,посещение уроков и занятий  других  педагогов, изучение  передового опыта  позволяет мне использовать  в работе различные технологии обучения.

  В своей  практике   основываюсь  на  личностно  -  ориентированном, индивидуальном, компетентностном подходах.  Считаю,  что  в основе  успешного  развития  личности  лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее качеств  личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

В  условиях  обучения  познавательный  интерес  выражен  расположенностью

школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного,а может быть,и ряда учебных предметов.[6.c15]

На своих уроках использую такиеспособы повышения познавательного интереса, как:

 Обогащение содержанияматериалом по истории науки, новыми достижениями в науке.

 Решение заданий повышенной трудности и нестандартных заданий.

 Разнообразие  уроков с учетом требования ФГОС,  нешаблонное  их  построение,  включение  элементов придающих каждому  уроку   своеобразный  характер, использование ИКТ, наглядных пособий, наличие опытов , творческие задания

 Активизация  познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.

 Разноуровневые задания   и  задания  ВПР по биологии

 Установление  внутренних  и межпредметных  связей,  показом  и разъяснением применения знаний в жизни.

 Формируя  познавательный  интерес,  обеспечиваю   благоприятную атмосферу обучения, движение своих учеников к решению тех целей,тех задач,которые ставятся обучением.

В зависимости от подходов для реализации мною поставленных целей обучения,   выбираю такие технологии:

 Разноуровневое обучение

 Самостоятельная работа учащихся

 Информационные технологии

 Метод проектов

 Главное,  дать возможность  детям  поверить  в  свои  силы,  получить

удовлетворение  и  радость  от  своего труда,  почувствовать   вкус  учёбы  и  прелесть победы над собой.

  Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в

информационных   потоках   окружающего   мира, овладеть  практическими  способами работы с  информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться   с помощью современных технических средств.

 Применение IТ- технологий на уроках усиливает:  - положительную мотивацию обучения  - активизирует познавательную деятельность обучающихся.  Позволяет решать одну из важных  задач  обучения  –  повышение  уровня знаний.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • предметные недели
  • организация работы школьной газаты

Проблемно-развивающее обучение Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. [3 c 11]

Проектно-исследовательская деятельность Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами.

Активные методы обучения

 Нетрадиционное начало традиционного урока– эмоциональный настрой на урок (эпиграф,  видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, научная статья), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

Применение заданий по естественно-научной грамотности. Работа с банком заданий на ФИПИ. Применение этих заданий на уроках и во внеурочной деятельности

Работа с текстами  биологических справочников, учебниками.

  Работа с материалами сайтов УЧИ.РУ. РЭШ, РЕШУ ЕГЭ, СТУДАРИУМ

Решение тестов в режиме он-лайн

Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.  организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.  

Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии,  уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность.

Активные методы обучения помогают -развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений

Технология модерации Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.  Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.[6 c.9]

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия). Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе, сам добывает знания[8c.10]

5. Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:- факультативы,  - предметные недели,  - олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей. Создание условий для развития учащихся происходит и на факультативных занятиях, которые удачно интегрируются с основными предметами:

  На этих занятиях реализуется дифференцированный и личностно – ориентированный подход, потому что дети имеют право выбора.

Предметные недели.  Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели биологии у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.  Самостоятельная подготовка мероприятий, ученик выступает в роли наставника, руководителя, ведущего мероприятий.  

Творческие работы: доклады, презентации, сообщения, рисунки, выполненные учениками, видеоролики к неделе биологии.

Выпуск газеты

Выпуск биологической газеты ВИТА в ГБОУ СОШ с. Русская Борковка , подбор материала, обсуждение и анализ проведенных мероприятий, новое в области биологии.

Проведение классных часов для учеников начальной школы.

Проведение экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности.

Показ опытов и демонстрирование умения работать с лабораторным оборудованием

Изготовление гербариев из натурального материала школьного сада

Изготовление кормушек, наблюдение за птицами.

Участие в проектной деятельности

Участие в  областной программе ВЗЛЕТ     с проектом «Очки или контактные линзы» ученик 10 класса Сюсюкин И

Публикации учеников на сайте «Алые паруса» - это тоже одна из форм работы с одаренными детьми.

Участие в экологических акциях ЭКОвоз.

  Олимпиады и конкурсы по предметам. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе  постоянно пополняется банк заданий олимпиад по биологии.

При работе с одаренными детьми использую следующее:

-стимулирование познавательныых способностей учащихся;

-работа дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

    Учитель, должен быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

                       Выводы:

За прошлый 2020-2021 учебный год  результатом работы следующий: Призеры Всероссийской   олимпиады школьников  по биологии Окружной уровень: Гринько Р и Мехманов И (9класс), Абушкевич С (7а класс), Сюсюкин И (10 класс).  Участвовали в олимпиаде «Сириус». Участник областного этапа Всероссийской олимпиады школьников  по биологии - Гринько Р (9класс). Проект по областной программе ВЗЛЕТ:  Сюсюкин И ( 10 класс), «Очки или контактные линзы» ( участник). Социальные проекты: «Бархатцы-детям», «Пластиковые бутылки, крышки, батарейки».

Литература

1 Волков И.П. «Много ли в школе талантов». — М., 1989.

2 Гильбух Ю.З. « Внимание: одаренные дети». — М., 2009.

3 Гудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание». Научно-популярная серия «Педагогика и психология», №12, 1990 г.

4 Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». — М., 2007.

 5 Лейтес Н.С., «Возрастная одаренность школьников»- М.,1997

 6 Матюшкин A . M . «Загадки одаренности». -М.,1992 .

«Одаренные дети». Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

7 Фридман Л.М. «Развитие личности в обучении» — М., 2011.

  8 Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников»- М., 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС

Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможно...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...