Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Тип урока. Урок изучения нового знания

Система знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование

Значимость урока в воспитании учащихся: на уроке формируется у учащихся умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Цель урока: формирование представлений о методах изучения природы.

Задачи:

- образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы;

- развивающие: развивать умения работать с учебником, умение анализировать, сравнивать, проводить простейшие измерения и эксперименты; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы в группе.

Список литературы:

для учащихся - Учебник: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология: 5 класс, под ред.И.Н.Пономаревой.

для учителя – И.Ю. Константинова, Поурочные разработки к УМК И.Н.Пономаревой, М.:Вентана-граф, 2017г.

Оборудование: для учителя - мультимедийный проектор, экран, компьютер

для учащихся – раздаточный материал (карточки), презентация, лабораторная посуда, сахарный и речной песок, вода, чучело птицы, листья березы (или гербарий), традесканция.

Методы и формы учебной деятельности. Работа в группах и парах, самостоятельная работа, работа с текстом, эксперимент,  диалоговое обучение.

Методические приемы - прием технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения», прием «Найди соответствие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап урока

Формируемые УУД и функциональная грамотность

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный

1 мин

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

- приветствие;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- организация внимания школьников

Проверяют готовность к уроку

2.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

 Проводить самоанализ и самоконтроль проделанной работы. Умение доказывать собственное мнение.

Формирование естественнонаучной грамотности

*В окружающей среде нас окружают тела живой и неживой природы.

Организовать индивидуальную работу с карточками и фронтальную проверку выполнения с обсуждением.

*Ребята, какую работу должны вы проделать с выданными карточками?

*Сколько времени выделить на выполнение этого задания?

Получают карточки в конверте. Определяют, что необходимо подобрать пару:

Тело живой (или неживой) природы

Примеры тел

Работают индивидуально и участвуют в проверке задания.

3.

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи

4 мин.

Информационный поиск (Познавательные УУД).

Выделение учебной цели (Регулятивные УУД).

Формирование креативного мышления

Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Создание проблемной ситуации: *Как вы думаете, что означает термин «метод»? *Найдите значение этого слова в словаре и прочитайте. Совпадает ли оно с вашим?

С помощью наводящих вопросов помогает ученикам в определении цели урока.

Находят ответы на поставленные вопросы.

Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем

4.

Изучение нового материала

а) Восприятие и осмысление учащимися нового материала

8 мин.+9 мин.

Включать учащихся в действие поиска, отбора и структурирования необходимой информации.

Задания на развитие познавательных УУД: методы изучения природы (наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, измерение. наблюдение).

Формирование читательской грамотности

Человек связан с окружающей его природой, его жизнь зависит от природы. Поэтому человеку необходимо знать природные объекты и явления, т.е. нужно изучать природу. Изучая живую и неживую природу, люди применяют одни и те же методы. 

Организовать парную работу обучающихся с текстом учебника (§3) и составление рассказа.

Каждая пара учащихся находит нужную информацию о методах изучения природы.

На доске записывает название методов по мере выступления учащихся.

Какие приборы используют при изучении природы?

Организация групповой работы. Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает отдельное задание

Самостоятельно в парах читают, анализируют. Выделяют главное.

Готовятся к выступлению. С помощью текста §3 рассказывают об одном из методов и дополняют рассказ примерами из своего жизненного опыта.

4

б) Первичная проверка понимания

3 мин.

Познавательные УУД

Формирование глобальных компетенций

Задание: какие методы можно использовать в природе и в лаборатории?

 

Наблюдение

Описание             Природа

Измерение       Лаборатория

Эксперимент

Сравнение

Моделирование

Вывод: все методы можно применять как в природе, так и в лаборатории.

На доске и в тетрадях первым столбиком записаны методы, а вторым столбиком – слова «природа» и «лаборатория». Ученики стрелочками соединяют слова из разных столбиков.

В итоге получается схема, помогающая запомнить методы и области их применения.

5.

Физкультминутка

2 мин.                        

Сменить деятельность

Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу.

6.

Закрепление материала

8 мин. 

Обеспечить умения сотрудничества: умение слушать и понимать партнёра. (Регулятивные УУД)

1. Организовать закрепление с помощью приема технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения».

Предложить учащимся составить верные или неверные утверждения по теме и обменяться ими для оценки их правильности.

Верные утверждения: 2,3,5,7,8,10

Составляют утверждения по теме и осуществляют взаимопроверку.

7.

Рефлексия учебной деятельности

3 мин.

Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности  и намечаются цели последующей деятельности

Подводит итог урока. Возврат к проблеме урока.

Учитель просит высказать свои ощущения:

  • Я узнал...
  • Я научился....
  • Мне понравилось...
  • Я затруднялся .....
  • Мое настроение...

Самооценка учениками деятельности на уроке

8.

Инструктаж домашнего задания

 

2 мин.

Сделать правильный выбор

Задает дифференцированное задание: п.3 (для всех); выбрать любой объект для наблюдения (тело живой природы) и составить его описание в тетради.

Задание по желанию (за дополнительную оценку) – решить тест по ссылке:

https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-biologii-metodyi-izucheniya-prirodyi-5-klass/

Учащиеся записывают домашнее задание.

Приложения

Карточки для индивидуальной работы

ТЕЛО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

СОЛНЦЕ

ТЕЛО НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

        БАБОЧКА

ЗВЕЗДЫ

ГОРНАЯ ПОРОДА

КАКТУС

ЛЯГУШКА

ВОДА

БАКТЕРИИ

Задания для групповой работы

Группа 1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.

Группа 2. Рассмотрите чучело птицы и опишите ее. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Группа 3. Измерьте длину листьев березы. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Группа 4. В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде, а во 2- пробирке растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Группа 5. Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях. Сделайте вывод, расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.

Карточка для закрепления материала

Верные и неверные утверждения

1. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой явление неживой природы

2. Растворение химических веществ с целью их изучения - это метод. который называется эксперимент

3. К увеличительным приборам относят микроскоп

4. Методом наблюдения пользуются только биологи.

5. С помощью опыта можно определить, какие тела притягиваются магнитом.

6. Метод. который заключается в повторении в лабораторных условиях явлений природы, называют измерение.

7. Использование секундомера для определения скорости движения животных является методом измерения.

8. К измерительным приборам относят термометр.

9. Метод измерения используют во всех естественных науках.

10. Ученый изучает процесс распространения грибов в ходе наблюдения в природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы изучения природы Урок биологии в 5 классе Учитель – Гайшенец Оксана Николаевна МОУ «Черёмушская ООШ»

Слайд 2

ТЕЛА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Слайд 3

что означает термин « метод »? Определим цель урока Формирование представлений о методах изучения природы

Слайд 4

Методы изучения природы * Наблюдение * Описание * Измерение * Эксперимент * Сравнение * Моделирование

Слайд 5

Какие приборы используют при изучении природы ? Работа в группах Группа 1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.

Слайд 6

Работа в группах Группа 2. Рассмотрите чучело птицы и опишите ее. Какой метод вы использовали?

Слайд 7

Работа в группах Группа 3. Измерьте длину листьев березы. Какой метод вы использовали?

Слайд 8

Работа в группах Группа 4. В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде , а во 2- пробирке растворите речной песок в воде . Какой метод вы использовали ?

Слайд 9

Работа в группах Группа 5. Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях . Какой метод вы использовали ?

Слайд 10

Верные утверждения: 2,3,5,7,8,10

Слайд 11

Рефлексия Я узнал... Я научился.... Мне понравилось... Я затруднялся ..... Мое настроение...

Слайд 12

Домашнее задание п.3 ( для всех ); выбрать любой объект для наблюдения ( тело живой природы ) и составить его описание в тетради . Задание по желанию ( за дополнительную оценку ) – решить тест по ссылке : https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-biologii-metodyi-izucheniya-prirodyi-5-klass/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".

Урок по ФГОС  5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....

Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"

Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

УРОК БИОЛОГИИ, 5 КЛАСС ,"ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

Взаимосвязи живых организмов. Тип урока – урок представления новых знаний. Урок разработан по обновленным ФГОС ООО по биологии 5 класс. Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений,...

Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...