Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тип урока. Урок изучения нового знания
Система знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование
Значимость урока в воспитании учащихся: на уроке формируется у учащихся умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Цель урока: формирование представлений о методах изучения природы.
Задачи:
- образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы;
- развивающие: развивать умения работать с учебником, умение анализировать, сравнивать, проводить простейшие измерения и эксперименты; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы в группе.
Список литературы:
для учащихся - Учебник: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология: 5 класс, под ред.И.Н.Пономаревой.
для учителя – И.Ю. Константинова, Поурочные разработки к УМК И.Н.Пономаревой, М.:Вентана-граф, 2017г.
Оборудование: для учителя - мультимедийный проектор, экран, компьютер
для учащихся – раздаточный материал (карточки), презентация, лабораторная посуда, сахарный и речной песок, вода, чучело птицы, листья березы (или гербарий), традесканция.
Методы и формы учебной деятельности. Работа в группах и парах, самостоятельная работа, работа с текстом, эксперимент, диалоговое обучение.
Методические приемы - прием технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения», прием «Найди соответствие»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Формируемые УУД и функциональная грамотность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. | Организационный 1 мин | Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | - приветствие; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - организация внимания школьников | Проверяют готовность к уроку | ||
2. | Актуализация опорных знаний 5 мин. | Проводить самоанализ и самоконтроль проделанной работы. Умение доказывать собственное мнение. Формирование естественнонаучной грамотности | *В окружающей среде нас окружают тела живой и неживой природы. Организовать индивидуальную работу с карточками и фронтальную проверку выполнения с обсуждением. *Ребята, какую работу должны вы проделать с выданными карточками? *Сколько времени выделить на выполнение этого задания? | Получают карточки в конверте. Определяют, что необходимо подобрать пару:
Работают индивидуально и участвуют в проверке задания. | ||
3. | Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи 4 мин. | Информационный поиск (Познавательные УУД). Выделение учебной цели (Регулятивные УУД). Формирование креативного мышления | Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый. Создание проблемной ситуации: *Как вы думаете, что означает термин «метод»? *Найдите значение этого слова в словаре и прочитайте. Совпадает ли оно с вашим? С помощью наводящих вопросов помогает ученикам в определении цели урока. | Находят ответы на поставленные вопросы. Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем | ||
4. | Изучение нового материала а) Восприятие и осмысление учащимися нового материала 8 мин.+9 мин. | Включать учащихся в действие поиска, отбора и структурирования необходимой информации. Задания на развитие познавательных УУД: методы изучения природы (наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, измерение. наблюдение). Формирование читательской грамотности | Человек связан с окружающей его природой, его жизнь зависит от природы. Поэтому человеку необходимо знать природные объекты и явления, т.е. нужно изучать природу. Изучая живую и неживую природу, люди применяют одни и те же методы. Организовать парную работу обучающихся с текстом учебника (§3) и составление рассказа. Каждая пара учащихся находит нужную информацию о методах изучения природы. На доске записывает название методов по мере выступления учащихся. Какие приборы используют при изучении природы? Организация групповой работы. Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает отдельное задание | Самостоятельно в парах читают, анализируют. Выделяют главное. Готовятся к выступлению. С помощью текста §3 рассказывают об одном из методов и дополняют рассказ примерами из своего жизненного опыта. | ||
4 | б) Первичная проверка понимания 3 мин. | Познавательные УУД Формирование глобальных компетенций | Задание: какие методы можно использовать в природе и в лаборатории?
Наблюдение Описание Природа Измерение Лаборатория Эксперимент Сравнение Моделирование Вывод: все методы можно применять как в природе, так и в лаборатории. | На доске и в тетрадях первым столбиком записаны методы, а вторым столбиком – слова «природа» и «лаборатория». Ученики стрелочками соединяют слова из разных столбиков. В итоге получается схема, помогающая запомнить методы и области их применения. | ||
5. | Физкультминутка 2 мин. | Сменить деятельность | Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу. | ||
6. | Закрепление материала 8 мин. | Обеспечить умения сотрудничества: умение слушать и понимать партнёра. (Регулятивные УУД) | 1. Организовать закрепление с помощью приема технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения». Предложить учащимся составить верные или неверные утверждения по теме и обменяться ими для оценки их правильности. Верные утверждения: 2,3,5,7,8,10 | Составляют утверждения по теме и осуществляют взаимопроверку. | ||
7. | Рефлексия учебной деятельности 3 мин. | Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности | Подводит итог урока. Возврат к проблеме урока. Учитель просит высказать свои ощущения:
| Самооценка учениками деятельности на уроке | ||
8. | Инструктаж домашнего задания
2 мин. | Сделать правильный выбор | Задает дифференцированное задание: п.3 (для всех); выбрать любой объект для наблюдения (тело живой природы) и составить его описание в тетради. Задание по желанию (за дополнительную оценку) – решить тест по ссылке: https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-biologii-metodyi-izucheniya-prirodyi-5-klass/ | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Приложения
Карточки для индивидуальной работы
ТЕЛО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | СОЛНЦЕ |
ТЕЛО НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ | БАБОЧКА |
ЗВЕЗДЫ | |
ГОРНАЯ ПОРОДА | |
КАКТУС | |
ЛЯГУШКА | |
ВОДА | |
БАКТЕРИИ |
Задания для групповой работы
Группа 1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.
Группа 2. Рассмотрите чучело птицы и опишите ее. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 3. Измерьте длину листьев березы. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 4. В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде, а во 2- пробирке растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Группа 5. Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях. Сделайте вывод, расскажите о результатах, и определите какой метод вы использовали.
Карточка для закрепления материала
Верные и неверные утверждения
1. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой явление неживой природы
2. Растворение химических веществ с целью их изучения - это метод. который называется эксперимент
3. К увеличительным приборам относят микроскоп
4. Методом наблюдения пользуются только биологи.
5. С помощью опыта можно определить, какие тела притягиваются магнитом.
6. Метод. который заключается в повторении в лабораторных условиях явлений природы, называют измерение.
7. Использование секундомера для определения скорости движения животных является методом измерения.
8. К измерительным приборам относят термометр.
9. Метод измерения используют во всех естественных науках.
10. Ученый изучает процесс распространения грибов в ходе наблюдения в природе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕЛА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
что означает термин « метод »? Определим цель урока Формирование представлений о методах изучения природы
Методы изучения природы * Наблюдение * Описание * Измерение * Эксперимент * Сравнение * Моделирование
Какие приборы используют при изучении природы ? Работа в группах Группа 1. Вы орнитологи – учёные, изучающие птиц. Вам предстоит изучить сов: где обитают, чем питаются, какое поведение у взрослых птиц и птенцов, сколько птенцов бывает у одной пары сов, какая окраска перьев, какие приспособления имеют для ловли добычи. Назовите методы, с помощью которых сможете решить поставленные задачи по изучению птиц.
Работа в группах Группа 2. Рассмотрите чучело птицы и опишите ее. Какой метод вы использовали?
Работа в группах Группа 3. Измерьте длину листьев березы. Какой метод вы использовали?
Работа в группах Группа 4. В 1- пробирке растворите сахарный песок в воде , а во 2- пробирке растворите речной песок в воде . Какой метод вы использовали ?
Работа в группах Группа 5. Сравните комнатные растения - традесканцию произрастающую в благоприятных условиях и традесканцию произрастающую в неблагоприятных условиях . Какой метод вы использовали ?
Верные утверждения: 2,3,5,7,8,10
Рефлексия Я узнал... Я научился.... Мне понравилось... Я затруднялся ..... Мое настроение...
Домашнее задание п.3 ( для всех ); выбрать любой объект для наблюдения ( тело живой природы ) и составить его описание в тетради . Задание по желанию ( за дополнительную оценку ) – решить тест по ссылке : https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-biologii-metodyi-izucheniya-prirodyi-5-klass/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"
Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по...
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....
Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"
Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
УРОК БИОЛОГИИ, 5 КЛАСС ,"ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
Взаимосвязи живых организмов. Тип урока – урок представления новых знаний. Урок разработан по обновленным ФГОС ООО по биологии 5 класс. Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений,...
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...