Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). 

Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_5_klass.docx192.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Заславская СОШ

Методическая разработка открытого урока биологии

Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)

5 класс

(в рамках ФГОС)

Разработал:

учитель биологии

Кривошеева Алена Сергеевна

2022 год

Цели урока: 

Обучающие: 

  закрепить  знания  о  многообразии  живых  организмов,  о

значении благоприятных природных условий для жизни организма; 

  сформировать представление об отличительных особенностях

разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни

в этих средах. 

Развивающие: 

  учить  систематизировать,  выделять  главное  и  существенное,

устанавливать  причинно-следственные  связи  развивать

воображение учащихся; 

  развивать  поисково-информационные  умения:  работать  с

конспектом урока. 

Воспитательные: 

  формировать  познавательный  интерес  к  предмету  через

использование нестандартных форм обучения и создание ситуации

успеха; 

  прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое

положительное отношение к каждому живому организму на Земле. 

Задачи урока: 

1.        Познакомить  учащихся  с  различными  средами  обитания

организмов. 

2.    Выяснить особенности приспособленности организмов к среде

обитания. 

3.        Определить  уровень  усвоения  школьниками  учебного

материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). 

Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах. 
           
Планируемые результаты:        

Предметные:

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Оборудование: 
компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картинки с изображением растений, животных.

  1. Организационный момент

Ребята, здравствуйте! У нас сегодня необычный урок, к нам сегодня пришли гости. Это наши уважаемые учителя, давайте дружно поприветствуем их. Присаживайтесь.

1 слайд. Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

  1. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа)

Посмотрите ,  вас на партах лежит задание «Пятый лишний». Ваша задача –вычеркнуть лишнее из каждой строчки, и объяснить почему. Работаем в парах.

Волк , акула, окунь, карась, сом

Ромашка, сом, рак, краб, медуза

Карп, осьминог, дельфин, олень,  морской конек.

Ответы в устной форме

Что  объединяет  живые  организмы,  которые  остались?  (водная  среда

обитания)

А что такое среда обитания, давайте вспомним из прошлого урока? (Среда обитания – это все, что окружает любой живой организм).

- Что общего между лишними организмами?  

- Каким двум средам обитания будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.

- Кто готов сформулировать тему урока? (запись темы урока в тетради)

2 слайд (тема урока)

- А что мы сегодня должны с вами узнать? Какова же у нас с вами цель?

3 слайд (цель урока)

Мы с вами знаем, что на всей нашей планете можно выделить четыре среды обитания всех живых организмов. Внутри каждой среды обитания те или иные живые организмы распространены не повсеместно, а лишь там , где условия для их жизни благоприятны.

По ходу изучения нового материала, мы с вами будем запонять таблицу, которая так же лежит у каждого на столе.

Название среды

Условия обитания

Приспособления

Представители

Водная среда

Наземно - воздушная среда обитания

4 слайд.

В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Из воды они получают все, что необходимо для жизни: пищу, воду, кислород и углекислый газ. Здесь живые организмы размножаются, растут, выводят потомство.

Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Часто не хватает света. Поэтому животные заселили всю толщу воды, а вот растения обитают только до глубины 200 м., то есть водные растения встречаются только том, где достаточно света. Кислорода в воде, как и света тоже зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.

5 слайд. У обитателей водной среды выработались специальные приспособления к жизни в воде.

На самом деле вода обладает большей плотностью чем воздух. Это свойство воды позволяет мелким обитателям парить в толще воды. Активные пловцы – рыбы, дельфины, киты, тюлени – имеют вытянутую, обтекаемую форму тела, конечности у многих превращены в плавники или ласты.

6 слайд Например. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей  и моржей – ласты. 7 слайд У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

Многим водным обитателям необходим кислород, дыхание у них может осуществляться всей поверхностью тела или  с помощью специальных органов – это жабры или лёгкие. 8 слайд

Работа с таблицей.  9 слайд Давайте мы свами заполним первую строку таблицы. Из вышесказанного о водной  среде вы укажете условия среды, приспособления организмов и в крайней графе укажите несколько представителей водной среды, которые вам известны.

10 слайд. Проверка таблицы.

            11 слайд .Наземно – воздушная среда – это среда в которой мы свами живем. Она нам хорошо известна. Здесь мы можем наблюдать изменение температуры, влажность воздуха, направление и силу ветра. Можно сказать, что условия для жизни очень разнообразны.

А теперь поработаем с текстом учебника на стр. 27 – 29 и заполним вторую строку в нашей табличке самостоятельно.

12 слайд проверка задания, проверка таблицы

В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники жарких стран крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Комары – до 600 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Крупные стрекозы могут развивать скорость до 90 км/ч.

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров, а иногда и до 12 м.  Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час. Страус может бежать со скоростью до 70 км в час, делая шаги по 4-5 м.

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

4. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

-Ребята! Ответьте пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали?

-Как организмы приспосабливаются к этим средам?

-Что мы узнали об особенностях живых организмов, обитающих в различных средах?

-Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Подводит учащихся к выводу:

1. Живые организмы обитают в различных средах: на-земно-воздушной, почвенной, водной, организменной.

2. Все среды отличаются по плотности, освещенности, количеству кислорода.

3. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут

У вас на парте лежат разноцветные бумажные смайлики. Поднимите пожалуйста каждый тот смайлик, который вам сегодня подходит больше.

5. Постановка домашнего задания.

Параграф 5 стр. 25- 29,  вопросы 1-5 устно,

Работа с моделями

Составить модель – аппликацию «Обитатели водной среды» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Технологическая карта открытого урока "Среды обитания организмов"

Урок в 5 классе на тему "Среды обитания организмо" , технологическая карта , которого представленва Вашему вниманию, проводился в рамках проведения серии открытых уроков для учителей биологи...