Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Методические рекомендации по реализации
Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС
основного общего образования и среднего общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации
Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС
основного общего образования и среднего общего образования

Автор составитель к.п.н., додент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ Хайбулина К.В.

В настоящее время осуществляется реформирование в системе образования.  В связи с этим  для организации образовательной деятельности по биологии рекомендуется использовать  следующие нормативные и распорядительные документы:

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон);

2. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 No474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС ООО);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО-2021);

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС СОО) (для X-XI классов всех общеобразовательных организаций);

7. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

8.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71763).

10. ФРП ООО предмета «Биология» на базовом уровне

11.  ФРП ООО предмета «Биология» на углубленном уровне

12. ФРП СОО предмета «Биология» на базовом уровне

13. ФРП СОО предмета «Биология» на углубленном уровне

14. Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/Универсальный кодификатор;

15. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20);

16. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

17. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (далее – Федеральный перечень учебников);

18. Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»8 (далее - новый ФПУ № 858).

19. Федеральный перечень ЭОР Приказ №738 от 04.10.23

20. Письмо Минпросвещения России «О направлении информации» от 21.05.2023 г. № 03- 870 (в дополнение к письму от 3.03.2023 № 03-327 (о введении ФООП). Ответы на типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, о введении ФООП.

22. Письмо Минпросвещения России от 27 сентября 2023 г. N 03-1539 Об использовании учебников.  

23. Письмо Минпросвещения России от 4 сентября 2023 г. N 03-1416 Об использовании учебников.

В настоящее время в системе общего образования учебный предмет «Биология» признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «естественно-научные предметы» и может преподаваться на базовом и углубленном уровне с 5 класса. Условия для преподавания биологии на углубленном уровне в настоящее время не созданы (нет рабочих программ и учебников).

 Обучение биологии по обновленным ФГОС на базовом уровне предусматривается в объёме 238 часов за пять лет обучения.

В ноябре 2022 года были подписаны приказы Минпросвещения России о введении ФОП для всех уровней общего образования, в состав которых входят федеральные рабочие программы учебных предметов (ФРП). Федеральные рабочие программы по биологии были доведены до сведения школ в августе 2023 года (по планам Минпросвещения России). В ситуации необходимости планирования работы на новый учебный год до публикации ФРП рекомендовано использовать действующие рабочие программы, размещенные на сайте «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/  На указанном сайте были размещены программы и на базовом, и на углубленном уровнях.

Однако согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с пунктом 101. статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа — учебно-методическая документация.

Поэтому в августе 2023 г.,  были размещены ФРП и на базовом, и на углубленном уровнях по биологии  Рабочие программы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru)

ФРП ООО 24_ФРП-Биология_5-9-классы_база.pdf (edsoo.ru)

ФРП ООО 25_ФРП-Биология_7-9-классы_угл.pdf (edsoo.ru)

ФРП СОО по биологии  27_ФРП-Биология_10-11-классы_база.pdf (edsoo.ru)

ФРП СОО 28_ФРП_Биология-10-11-классы_угл.pdf (edsoo.ru)

В 2023–2024 учебном году преподавание учебных предметов регулируют федеральные нормативные документы по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федеральных образовательных программ (далее – ФОП или ФООП).

Переход на ФГОС и ФООП осуществляется согласно графику представленному в письме о введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ от 22.05.2023 №03870 МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования.

На основании письма о введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ от 22.05.2023 №03870 МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования «О введении ФГОС и ФООП». Была представлена реализация плана перехода на обновленные ФГОС в котором говорится, что: - основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 1023 года;

- образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии ФГОС и соответствующими ФООП;

- содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.

При этом образовательная организация самостоятельно принимает решение в отношении классов о переходе на обучение по обновленным ФГОС соответствующего уровня образования ориентируясь на план перехода размещенного в письме.

Согласно модели введения обновленных ФГОС и ФООП.

5–7 классы - осуществляют работу по рабочим программам по биологии, соответствующим приказам Министерства просвещения России об утверждении обновленных ФГОС и с ФООП;

8–9 классы – осуществляют работу введения  ФООП и введения обновленных ФГОС по мере готовности. Для этого программы в 8-9 классах приводятся в соответствие с ФОП (вносят в них необходимые изменения); 

10–11 классы - для 10 классов разрабатывается новая рабочая программа в соответствии с обновленными ФГОС и ФОП среднего общего образования (не только для 10, но на уровень образования - для 10-11 кл.); начало реализации новой рабочей программы – с 1 сентября 2023 года только в 10 классах; - в 11 классе - продолжается работа по ранее утвержденным рабочим программам, разработанным в соответствии с ПООП, а также вносят в них необходимые изменения в соответствии с ФОП; Изменения в соответствии с ФОП означают, что содержания и планируемых результатов по биологии на уровень образования не должно быть меньше, чем в ФОП; Разъяснения по наиболее актуальным проблемам даны в федеральных письмах Министерства просвещения РФ.

В период перехода для организации учебной деятельности  рекомендовано использовать ФПУ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 371-ФЗ основные общеобразовательные программы всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежали приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - ФПУ).

12 ноября 2022 г. вступил в силу приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее - Приказ N 858).

Учебники, включенные в ФПУ (приложение N 1 к Приказу N 858), могут использоваться в образовательном процессе до конца срока действия экспертного заключения, на основании которого учебник включен в ФПУ, при этом допускается использование учебников, указанных в приложении N 2 к Приказу N 858, до наступления предельного срока использования.

Вместе с тем Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) отмечает, что Федеральным законом N 371-ФЗ предусмотрено существенное изменение подходов к разработке и внедрению в образовательный процесс учебных изданий.

Так, учебники и учебные пособия должны соответствовать федеральным основным общеобразовательным программам (далее - ФООП). При этом с 2023 г. началась поэтапная разработка единых государственных учебников, соответствующих федеральным рабочим программам (далее - ФРП), включенным в ФООП, по всем обязательным учебным предметам, в том числе для углубленного уровня.

В целях поддержки учителей на период разработки государственных учебников, соответствующих ФРП, издательства - правообладатели учебников, включенных в ФПУ, разместили в информационно-коммуникационной сети "Интернет" методические рекомендации по использованию своих учебников при реализации ФРП по учебным предметам (далее - Методические рекомендации):

АО "Издательство "Просвещение": https://uchitel.club/fgos 

ООО "Русское слово - учебник": https://русское-слово.рф/fop/index.php 

ООО "ИОЦ "Мнемозина": https://mnemozina.ru/uchitelyu/metodicheskie-rekomendatsii/ 

За дополнительной информацией по использованию конкретных учебников рекомендуется обращаться по контактным данным, указанным на официальных сайтах издательств.

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу использования учебников в образовательном процессе в 10 - 11 классах.

В соответствии с пунктом 6 Порядка объектом экспертизы являлся учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля), соответствующее ФГОС соответствующего уровня образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Экспертиза учебников заключалась в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания критериям, установленным пунктом 7 Порядка, в том числе критерию соответствия содержания учебников ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Действующий ФПУ 858 сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 12.11.2021 N 819 <2> (далее - Порядок).

Таким образом, все учебники, включенные в действующий ФПУ (приложение 1 Приказа), соответствуют ФГОС.

Приложение 2 Приказа содержит учебники с установлением предельного срока использования учебников, содержавшихся в ФПУ.

При этом Департамент обращает внимание на то, что в 2023 году Минпросвещения России начата поэтапная разработка единых учебников, полностью соответствующих ФГОС и ФООП.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона образовательные организации при реализации образовательных программ используют учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 (далее - Перечень организаций).

Таким образом, в образовательном процессе в 10 - 11 классах могут использоваться учебники, включенные в приложение 1 Приказа, до конца срока действия экспертных заключений, на основании которых они включены в ФПУ; учебники, включенные в приложение 2 Приказа N 858, до наступления предельного срока использования; учебные пособия, выпущенные организациями из Перечня организаций.

Поэтому в обучении биологии в переходный период обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в действующий федеральный перечень учебников. К  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, согласно приложению N 1 в обучении биологии: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)  ;  70799_fdc.pdf (rg.ru) 

Следует обратить внимание на то, что новым ФПУ № 858 (приложение № 2) установлены предельные сроки использования 2022-11-15 (1) (uchitel.club) учебников, исключенных из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.

Учитывая изложенное, приобретение учебников может быть осуществлено в соответствии с действующим новым ФПУ № 858. Образовательные организации самостоятельно выбирают учебники из перечня, указанного в Приказе Минпросвещения России от 21.09.2022 г. № 858.

Согласно действующиму ФПУ и подбираем возможные варианты использования УМК по биологии в соответствии с введением обновленных ФГОС и ФООП. Ориентируемся на используемый образовательной организацией УМК. Образовательная организация имеет право:

  1. Произвести закупку учебников из Приложения 1:

 – 5 класс : базовый уровень : учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 160 с.

– 6 класс : базовый уровень : учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 160 с.

 – 7 класс : базовый уровень : В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 176 с.

– 8 класс : базовый уровень : В.В. Пасечник, Суматохин С.В., З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 272 с.

– 9 класс : базовый уровень : В.В. Пасечник, Суматохин С.В., З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – Москва : Просвещение, 2023. – 272 с.

  1. Использовать учебники, учебные пособия в обучении из Приложения 2, имеющиеся в школе в настоящее время. Контроль – за предельным сроком использования.

Учебники из Федерального перечня - страница 6 (prosv.ru)

Важно отметить, что все обучающиеся обязательно должны быть обеспечены учебниками. Основание – статья 37.3. Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», согласно которой «организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий … на каждого обучающегося по учебным предметам…».

Однако это не исключает использование в образовательном процессе обучения биологии электронных версий книги, ЭФУ издательств входящих в действующий ФПУ.

Для реализации модели введения обновленных ФГОС и ФООП возможно использование учителем источников.

Нормативные документы  Нормативные документы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 

  1. ФООП Федеральные образовательные программы (edsoo.ru) 
  2. Методические материалы Методические материалы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  3. Рабочие программы ООО Рабочие программы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  4. Рабочие программы СОО Рабочие программы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  5. Рабочие программы внеурочная деятельность Рабочие программы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  6. Методические материалы Методические материалы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru)
  7. Виртуальные и практические лабораторные работы Виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне основного общего образования (edsoo.ru)
  8. Методические кейсы:сложные вопросы преподавания ООО биология Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций (edsoo.ru) 
  9. Методическая поддержка учителей биологии
    при введении и реализации обновленных ФГОС ООО и СОО
    edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/biologiya.htm 
  10.  План семинаров “Методическая поддержка учителей биологии
    при введении и реализации обновленных ФГОС ООО и СОО”
    МС биология план – Единое содержание общего образования (edsoo.ru)
  11.  Конструктор рабочих программ Конструктор рабочих программ – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  12. Конструктор учебных планов Конструктор учебных планов – Единое содержание общего образования (edsoo.ru) 
  13. ВОШ биология Биология (edsoo.ru)
  14. Моя школа ЦОС Моя Школа (myschool.edu.ru) 
  15. Федеральный перечень ЭОР Приказ №738 от 04.10.23Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.10.2023 № 738 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru) 
  16. Актуальные материалы ГИА размещены на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Режим доступа: https://fipi.ru/ 

Рабочие программы, содержание уроков должны включать информацию по развитию функциональной грамотности в соответствии с требованиями ФГОС. Функциональная грамотность развивается в рамках:

  • уроков (достижения метапредметных результатов);
  • проектной деятельности;
  • введения курса внеурочной деятельности;
  • выполнения обучающимися заданий из Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся:

– списки открытых заданий, тексты самих заданий и сопроводительные материалы: характеристики представленных заданий, система оценивания и методические комментарии;

В период перехода при введении ФГОС и ФООП следует особое внимание уделить  изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Для организация учебной деятельности по обновленному ФГОС возможно использование различных методик, технологий и приемов.

Необходимость педагогу иметь планы-конспекты (технологические карты) уроков и (или) занятий внеурочной деятельности может быть установлена на уровне образовательной организации. Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Задача технологической карты — отразить деятельностный подход в обучении. На каждом этапе урока педагог четко планирует задания для детей (ожидаемые действия учеников). Параметрами технологической карты являются цель, планируемые результаты обучения, этапы урока, задания для обучающихся, обеспечивающих их деятельность, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся и оценочные материалы.

План-конспект/технологическая карта урока (занятия) оформляется в произвольной форме либо в форме, утвержденной образовательной организацией. Возможные варианты представила Академия Просвещения

Примерная техкарта урока биологии

Образец -1

Тема, класс Цель урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно целевой этап

 

Этап актуализации знаний

Этап изучения нового знания

Этап самоконтроля

Этап рефлексии учебной деятельности

Образец- 2

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Место работы

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема урока 

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 

Метапредметные

Предметные

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФГОС педагогические работники и руководители образовательных организаций могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: Горячая линия по вопросам введения обновленных ФГОС – Единое содержание общего образования (edsoo.ru)

 https://edsoo.ru/Goryachava liniya.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС основного общего образования второго поколения 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Обновленный ФГОС основного общего образования

презентация для изучения изменений...

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

АНО ДПО «ОЦ Каменный город» «Разработка и реализация АООП основного общего образования и среднего общего образования для детей с ОВЗ, детей – инвалидов», г. Пермь, 07.02. 2-23г. – 09.03.2023 г., 72 часа, рег. № 117054.

АНО ДПО «ОЦ Каменный город» «Разработка и реализация АООП основного общего образования и среднего общего образования для детей с ОВЗ, детей – инвалидов», г. Пермь, 07.02....