конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rastitelnaya_kletka.docx | 60.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА №1
6 КЛАСС
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Цель: изучить особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток; показать, что клетка – это элементарная единица строения и функционирования живого; сформировать умение доказывать соответствие строения клетки и ее органоидов выполняемым функциям, доказать, что клетка может считаться единой системой.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Роль оптических приборов (лупа и микроскоп) в изучении мелких организмов.
3. Общий план строения клеток. Ядерные и доядерные организмы.
4. Клеточное строение растений. Роль мембраны. Функции организмов. Вакуоли.
5. Межклеточное вещество и его роль в жизни клеток.
6. Закрепление. Клетка – элементарная единица строения и функционирования растительных организмов.
Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стекла, пипетки и стеклянные палочки, элодея, таблица «Строение растительной клетки», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки», рисунки учебника, видеофрагменты, научно-популярная литература по теме.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1. – На предыдущих уроках мы с вами доказали утверждение, что живые организмы отличаются от неживой природы целым комплексом свойств и признаков. Давайте их вспомним. – А что же объединяет все разнообразие форм живых организмов? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на них. Участвуют в беседе по пройденному материалу. – Это такие признаки, как обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, раздражимость и др. – Это единство химического состава и клеточное строение организмов. |
Продолжение табл.
1 | 2 |
– Вот об особенностях клеточного строения растительных организмов мы сегодня и будем вести разговор. Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь. 2. – Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и с внутренним строением. – С помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение растения, его органов? – В 1665 году Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание. – Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно. 3. – Рассмотрим общий план строения клеток. В том числе и растительных. – Откройте учебники на с. 18 и найдите в тексте упоминание о том, к какой группе организмов относятся растения. | Слушают учителя. Записывают число и тему урока в рабочих тетрадях. Слушают объяснение учителя. Вступают в беседу. Задают вопросы. – Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа. Слушают учителя, делают записи в тетради. Слушают учителя. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы. – По строению клетки всех живых организмов делятся на две большие группы: доядерные и ядерные организмы. К доядерным относятся бактерии и сине-зеленые водоросли, |
Продолжение табл.
1 | 2 |
– Совершенно верно. Доядерные организмы называются так потому, что не имеют оформленного ядра и весь наследственный материал у них находится непосредственно в цитоплазме. А ядерные организмы уже имеют ядро с ядерной мембраной. – Вот это и будет темой нашей работы на следующем этапе урока. Мы рассмотрим роль и строение всех органоидов растительной клетки, а также коснемся вопроса о значении в жизни клетки ее неживой составляющей – вакуоли. 4. – Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции. Работая вместе по тексту учебника, мы сможем установить соответствие строения клеточной мембраны ее функциям. – Какова основная функция мембраны? – Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом строение? – Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом? – У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, и это характерная особенность растений. | а к ядерным – грибы, растения и животные. – А что такое наследственный материал и мембрана? Слушают объяснение учителя. Слушают, работают с текстом. Записывают определение плазматическая мембрана в тетрадь. Находят соответствие строения мембраны выполняемым функциям. – Защитная. – Да. Мембрана имеет различные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются. – Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ. |
Продолжение табл.
1 | 2 |
– Найдите в тексте информацию о том, для чего необходима эта плотная оболочка и из какого вещества она состоит. – Верно. Найдите на с. 20 рисунок растительной клетки, а на нем плазматическую мембрану и оболочку. – Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки. Снова работаем с рисунком на с. 20–21 и текстом учебника на с. 19–22. – Какие же органоиды находятся в цитоплазме? – Какой важнейший и самый крупный органоид клетки? – Ядро появляется в ходе эволюции лишь у наиболее высокоорганизованных представителей живых организмов. Здесь находится наследственный материал в виде хромосом, которые состоят из особых молекул нуклеиновых кислот. – Из курса изучения материала вы помните, что клетки многоклеточного организма могут быть обычными, а могут образовываться и половые клетки – гаметы. | – Эта оболочка состоит из целлюлозы или клетчатки. А нужна она для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определенной формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки. Находят части клетки по рисунку на с. 20. Слушают учителя. Работают с рисунком учебника и текстом на с. 19–22. – Это «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «хлоропласты», «лизосомы», «аппарат Гольджи», «митохондрии». – Ядро с расположенным в нем ядрышком. Слушают объяснение учителя. Записывают определение новых понятий в тетрадь. Работают с текстом учебника на с. 22. Задают вопросы учителю. – Обычные клетки имеют двойной набор хромосом (2 п). Гаметы имеют одинарный набор хромосом (п). |
Продолжение табл.
1 | 2 |
Найдите в тексте учебника, какой набор хромосом в тех и других. – Хромосомы в клетках расположены попарно и называются гомологичными. – А оставшиеся органоиды растительной клетки мы изучим с помощью таблицы. | Записывают в тетрадь определение понятия «гомологичные хромосомы». Слушают объяснение учителя, чертят таблицу, работают с текстом учебника и заполняют таблицу в тетрадях и на доске. |
КОНСПЕКТ УРОК №2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Цель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты, описывать ход лабораторной работы и делать биологические рисунки.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности клеток растений, отличие их от клеток животных организмов.
3. Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов».
4. Подведение итогов. Закрепление материала.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки и стеклянные палочки, элодея, кусочки луковицы, йод, альбомные листы, простые и цветные карандаши, резинка, линейка, циркуль.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1. – Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Строение растительной клетки». Вспомните те органоиды, которые находятся в цитоплазме растительной клетки. 2. Учитель акцентирует внимание именно на тех органоидах, которые характерны для растительной клетки и отсутствуют у животных. 3. – А теперь от теории перейдем к практике. Объясняет правила поведения при соблюдении техники безопасности в ходе выполнения лабораторной работы. | Записывают число, тему урока. Используя записи в тетради и таблице, вспоминают и называют органоиды, входящие в состав растительной клетки. Слушают учителя. Вступают в беседу. Задают вопросы. Слушают учителя. Читают инструкцию по проведению лабораторной работы. |
Продолжение табл.
1 | 2 |
Объясняет ход лабораторной работы согласно инструкции по ее проведению. | Выполняют лабораторную работу по инструкции. |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов.
2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови.
3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьется, будьте аккуратны при работе с ней.
4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
«СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ»
1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
2. На стекло капните 1–2 капли воды.
3. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее концом препаровальной иглы.
4. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
5. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
6. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите.
7. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку.
8. Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи.
9. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зеленые пластиды (т.е. хлоропласты).
10. Зарисуйте клетку кожицы лука и клетку листа элодеи. Обозначьте на рисунке оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоли и хлоропласты.
11. Напишите отчет по проведенной лабораторной работе и сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки.
Окончание табл.
1 | 2 |
Помогает, подсказывает по ходу выполнения лабораторной работы. Объясняет, как надо делать записи в тетрадях. Рисует на доске рисунки клеток кожицы чешуи лука и листа элодеи. Вместе с учащимися делает подписи к ним. Помогает сделать вывод по завершении лабораторной работы. 4.– Подводя итоги сегодняшнему занятию, можно ли сказать, что вы достигли поставленных целей урока? | Делают записи в тетрадях по ходу выполнения лабораторной работы. Вместе с учителем изображают рисунки клеток лука и элодеи и подписывают их. Составляют выводы по лабораторной работе и записывают их в тетрадь. – Да. Мы рассмотрели на препаратах живых растений их клеточное строение. Увидели органоиды и включения, которые характерны только для растительных клеток. Это хлоропласты, вакуоли. – Кроме того, мы смогли рассмотреть оболочку у растительной клетки, она также характерна только для растений, у животных клеток такого образования нет. – Мы закрепили навыки работы с микроскопом. Смогли сами приготовить микропрепараты и сделать биологические рисунки. |
Домашнее задание. Закончить составление отчета по лабораторной работе. Повторить § 3 учебника (с. 18–24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе Прокариотическая клетка
Урок раскрывает особенности организации прокариот, роль бактерий в природе и жизни человека....
План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"
Цель урока: изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...
Конспект «открытого» урока в 5 классе. Тема: «Строение клетки»
По основной дидактической цели: урок открытия новых знаний. Цел...
План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе
Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классеЦель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.Задачи:- общ...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........
Конспект урока в 6 классе:"Деление клетки."
Клетки человеческого организма размножаются двумя способами — амитозом и митозом. Амитоз — простое деление, которым клетки размножаются сравнительно мало. При амитозе не образуются хромосо...