Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»
методическая разработка по биологии (8 класс)

Светлана Ивановна Баранова

Внеклассне мероприятие с учениками 8 классов о здоровом питании, БАДах и ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon БАД58 КБ
Файл презентация ГМО1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное мероприятие гимназия №19

город-курорт Кисловодск

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по биологии

в 8 классе

«Пища настоящего и будущего»

Учитель биологии первой квалификационной категории

Баранова Светлана Ивановна


Цели:

1)донести информацию о различных биологически активных веществах ( БАДах), имеющих как положительное действие, так и отрицательно влияние на организм человека;

2)показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора, что употреблять в пищу;

3)сформулировать основные правила питания школьников.

Форма проведения: конференция с элементами игрового состязания.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовить этикетки от жвачек, чипсов, кетчупов, майонезов, различных напитков…
  2. Оформить стенгазету «Есть или не есть? – Сделай свой выбор.
  3. Сформировать две команды для участия в конкурсе « Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос.
  4. Подготовить презентацию «ГМО и биодобавки : пища будущего или риск для здоровья»
  5. Подготовиться к конкурсу « Экологически чистый бутерброд»
  6. Подготовить участников выступления конференции (ученики играют роль врачей и исследователей)
  7. Карточки для голосования « Сделай свой выбор»

Ход мероприятия

Ведущий: Приветствуем Вас, дорогие едоки!

Ведущая: Слушай, а как-то приличнее обратиться было нельзя?

Ведущий: Ну, тогда мясоеды и вегетарианцы!

Ведущая: Еще лучше придумал! Излишества – это смертный грех…

Ведущий: А как наше мероприятие называется?

Ведущая: А наша пресс -конференция называется «Пища настоящего и будущего»

Понимаешь, все мы здесь собравшиеся – потребители пищи, то есть едоки!

И пока человечество еще не придумало, как обходиться без пищи! Физиологи говорят, что человек и отличается от животного тем, что любит покушать по человечески.

Ведущий: Да, конечно, иногда даже кошка не ест нашу вареную колбасу!

Ведущая: А вы не задумывались почему? Давайте послушаем небольшое выступление врача – диетолога о родной колбасе.

Врач – диетолог: Любовь к колбасе – это чуть ли не общенациональная идея. Хотя колбаса- та, что мы едим, - является одним из самых вредных продуктов для человека (обратите внимание, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы, особенно варенной). Почему же колбаса так популярна?

Наверное, потому, что она является быстрым способом приготовления завтрака или ужина для людей, которые живут в постоянной жизненной суете, но при этом многие забывают о том, что для нашего организма колбаса очень вредна. Современная колбаса содержит вещества, которые придают е своеобразную окраску, запах и вкус. Это КОНСЕРВАНТЫ, СТАБИЛИЗАТОРЫ, АРОМАТИЗАТОРЫ, ЭМУЛЬГАТОРЫ, которые вызывают различные расстройства пищеварительной системы и другие заболевания.

Ведущий: Характеристика данных веществ и их влияние на здоровье вы можете увидеть на нашем стенде « Есть или не есть? – сделай свой выбор…» и мы просим каждого участника нашей конференции проголосовать, какую пищу, он предпочитает, здоровую или вкусную, но не всегда полезную и оставить свой голос у наших представителей …

Ведущая: Действительно, так, человек научился готовить пищу, сохранять ее, сдабривать различными специями и даже украшать! Это естественно, так как эстетика употребления еды – это и есть отличие от животных в употреблении еды.

Ведущий: Я слышал, что пища, съеденная без аппетита, усваивается организмом только на 50%.

Ведущая: ты совершенно прав, что проблема питания очень важна. Тем более, в наше время синтетическая пища стала очень популярной, дешевой, доступной, а ее эффект не всегда благоприятен для человека.

Ведущий: О влиянии продуктов быстрого приготовления на здоровье школьников нам расскажет врач-гастроэнтеролог

Врач – гастроэнтеролог: на российском рынке все чаще появляется большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания- это гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы. Некоторые из этих продуктов дети любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Что же представляют собой эти продукты?

В ходе экспериментов было выяснено, что бульоны сухие могут быть включены в рацион школьников лишь 1-2 раза в месяц при наличии продуктов других ассортиментных групп. Кроме того, рекомендуется такого рода продукты вводить в рацион детей как можно более старшего возраста. А чрезмерное увлечение чипсами и сухариками, которые содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов и специй, может спровоцировать развитие избыточной массы у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

Еще несколько слов об одном весьма коварном продукте – бульоне. Это раствор альбуминов, в основном, растворимых в воде соединений, получаемых кипячением костей и мяса.

В самом элементарном учебнике анатомии, в разделе о желудочно-кишечном тракте, есть справка, что на переваривание бульона организм затрачивает в 30 раз больше сил, чем на переваривание мяса. Видимо, мясо, как естественный продукт содержит более удобное сочетание белков, экстрактов, балластных веществ, которые расщеплять намного легче.

А бульоны, как продукт искусственный, такой способности не имеют. И уж совсем странно, что официальная медицина именно больному человеку их рекомендует, а где ему-то, бедному, взять 30-кратные расходы на пищеварение?! Впрочем, в так называемом лечебном питании и других парадоксов не мало.

Ведущая: Не кажется ли тебе, что наши рассуждения несколько затянулись.

Ведущий: пора начинать игровое состязание, которое называется « Найди опасные БАДы». Нашим командам было дано домашнее задание, ответить на вопрос « Что такое БАДы и изучить их значение в жизни человека?»

Ведущая: итак, уважаемые участники, от каждой команды необходимо два участника. Ваша задача, за 5 минут необходимо выделить наиболее опасные «Е» и определить, какие из них относятся к стабилизаторам, красителям, ароматизаторам, эмульгаторам. Конкурс оценивается в 10 баллов.

А оценивать вашу работу будет специальное жюри ( представление членов жюри).

Ведущий: Пока наши команды готовятся, мы продолжим.

Ведущая: Давайте посмотрим презентацию о ГМО

Ведущий: я предлагаю капитанам команд подискутировать на тему пользы и вреда ГМО

Ведущий: Благодарим капитанов, просим вас занять свои места, а жюри оценить аргументированность ответов.

Ведущая: Все мы с вами, наверняка, хотя бы раз в жизни употребляли газированные напитки, но, оказывается, что данный продукт категорически вреден для здоровья человека, а особенно маленького ребенка. И, тем не менее, можно часто увидеть, как дети выпрашивают у своих родителей купить им газированный напиток. Давайте послушаем, что по этому поводу может сказать врач- терапевт.

Врач – терапевт: В последние годы производители сладких газированных напитков все чаще обвиняются в нанесении вреда здоровью, особенно детскому. Домохозяйки считают шипучку отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом и отложениями кальция. А фермеры из восточного индийского штата Чхаттисгарх используют пепси и колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же... Установлено, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность переломов костей.

Содержащаяся в напитках углекислота раздражает слизистую оболочку ЖКТ школьников, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания ЖКТ, например, гастрит. Необходимо учитывать, что употребление газированных напитков может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника, вызвать реакцию непереносимости у детей.

Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности продукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами. Лучше всего детям давать такие простые и полезные питьевые продукты как: морсы, какао, фруктовые соки, которые не только вкусные, но и лечебные.

Ведущая: наши команды готовы, просим жюри подвести итог этого конкурса (жюри объявляет результаты)

Ведущий:

хотелось бы затронуть еще одну проблему. Всем известно, что люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жевательной резинки. Кроме того, большой популярности этого продукта способствует и ее реклама осаждающая экраны наших телевизоров. Но что несут нам и нашим детям эти пластиночки или подушечки из синтетического каучука, напичканного всякими добавками? Давайте послушаем выступление доктора наук, который проводил исследования в данной сфере…

Исследователь: В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то одинаково часто в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также жевательных конфет просто нет конкурентов. Стоматолога считают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки - профилактика кариеса - очень, очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды.

Многие родители безмерно пичкают своих детей жвачками: чтобы они не плакали, не приставали; в качестве поощрения и т, д. Но необходимо помнить о том, что чрезмерное использование жевательной резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку ЖКТ детей, что способствует возникновению дискинезии ЖКТ, гастритов, дуоденитов и других заболеваний.

Практически вся продаваемая в СНГ жевательная резинка содержит консерванты из «черного» списка (консерванты группы Е). Но кроме этого в последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших ее сортов, продаваемых в Европе и США.

Несколько американских групп защиты потребителей вновь выступили с критикой вещества аспартам, ссылаясь на новое исследование, указывающее на возможную связь между этим искусственным заменителем сахара и опухолями головного мозга. Аспартам используется в различных жевательных резинках, не содержащих сахара.

Ведущий: Я думаю, что нам пора вернуться к следующему конкурсу. А называется он « Бутерброд – чемпион»

За 10 минут командам необходимо приготовить оригинальные бутерброды, назвать их рецептуру, а главное, доказать что это полезный бутерброд.

Ведущий: пока команды готовят, мы с вами послушаем выступление фитотерапевта, который расскажет нам, какие же продукты полезны и стимулируют те или иные виды умственной деятельности.

Врач – фитотерапевт: Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего организма и мозга.

Улучшают память морковь – стимулирует обмен веществ в мозгу.

Ананасы способствуют запоминанию материала, причем это низкокалорийный продукт.

Черника способствует мозговому кровообращению.

Для внимания полезен лук, улучшает кровоснабжение мозга кислородом.

Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему.

Абитуриентам рекомендуется больше употреблять капусту, снижает нервозность, и лимоны, освежают восприятие информации.

Ведущая: Спасибо за полезные советы, а мы просим жюри определить самый полезный бутерброд. Слово нашим командам.

Ведущий: Следующий конкурс называется «Гурман»

Участникам команд необходимо определить, какие компоненты входят в состав предлагаемого блюда, которое приготовила команда соперников ( домашнее задание). На дегустацию блюд 5 минут.

Ведущая: Пока команды готовятся, мы предлагаем вам послушать выступление технолога о приготовлении полезных для здоровья блюд.

Технолог: Самым полезным продуктом для детей, особенно дошкольного и школьного возраста являются каши, которые способствуют физическому и умственному развитию организма.

Гречневая каша: с вечера замочить крупу, утром в этой же воде закипятить, заправить зеленью.

Пшенная каша. Замочить крупу за сутки, в той же воде кипятить 2 минуты.

Салат из сырых овощей. Свеклу и морковь натереть , нарезать огурец. два листа капусты, зеленый лук, петрушку, заправить подсолнечным маслом. Очень вкусно и полезно, особенно в зимнее время.

Ведущий: Слово жюри для подведения итогов конкурса и награждения команд.

Ведущая:

Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода,
Не пойдет ни так, ни так.
Так и мы без углеводов,
Не обходимся никак.
Витамины просто чудо!
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды,
Перед нами отвернут.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую
Минеральные вещества
Играют роль большую.
Вам поэтому всегда,
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.

Ведущий: Известный русский писатель Л.И. Писарев удивительно точно заметил: « Измените пищу человека и весь человек мало – помалу изменится».

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: ” Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть” Питание – одна из основных потребностей организма человека. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно.

Потребности в пище индивидуальны. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний. Из всего выше сказанного можно сформулировать следующие принципы правильного питания:

- умеренность;

- сбалансированность;

- четырехразовый прием пищи;

- разнообразие;

- биологическая полноценность.

Надеемся, что вы сегодня узнали что–то новое для себя, а главное, будете следовать важному правилу: « Питаться надо правильно» и просим сделать вас свой выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГМО и биодобавки: пища будущего или риск для здоровья?

Слайд 2

Что же такое ГМО? Генетически модифицированный организм (ГМО) — организм, генотип которого был целенаправленно искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Это определение может применяться для растений, животных и микроорганизмов. Генетические изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетические изменения организмов — совершенно естественный в природе процесс, без которого невозможна биологическая эволюция. Одно из главных отличий человека от животного – стремление к усовершенствованию среды обитания, что неминуемо приводит к изменениям на нашей планете, происходящим благодаря генетическим исследованиям.

Слайд 3

Классификация ГМО по видам организмов

Слайд 4

Классификация ГМО по свойствам

Слайд 5

Сравнительный анализ влияния ГМО в разных странах В 2002 году в США и в скандинавских странах был проведён сравнительный анализ частоты заболеваний, связанных с качеством продуктов питания. Население сравниваемых стран имело достаточно высокий уровень жизни, близкую продуктовую корзину, сопоставимые медицинские услуги. Оказалось, что за несколько лет после широкого выхода ГМО на рынок в США было зафиксировано в 3–5 раз больше пищевых заболеваний, чем, в частности, в Швеции. Единственным существенным отличием в качестве питания является активное употребление в пищу генетически модифицированных продуктов населением США и их практическое отсутствие в рационе шведов. Этот анализ показал, что ГМО, возможно, оказывает негативное воздействие на организм человека. Но только «возможно», потому что это сравнение имеет множество недочётов, начиная с теории вероятности и заканчивая тем, что эксперимент независимой компании не является официально утверждённым, и эта попытка доказать вред влияния ГМО на организм человека является косвенной, поэтому его нельзя считать законным.

Слайд 6

ГМО – риск для здоровья: минусы I. Организмы с изменённым генотипом могут мутировать. Генетики признают, что вмешательство в геном живых организмов не может пройти бесследно, так как каждый ген в молекуле ДНК за что-то отвечает. Меняя эту совершенную структуру по своему усмотрению, человек нарушает отлаженный природой механизм. II. ГМО вызывают аллергию. В последние годы во всём мире значительно возросло количество аллергиков. Основные причины, по мнению специалистов, - бесконтрольный приём лекарств, пищевых добавок и употребление трансгенных продуктов. ГМО вызывают аллергию прежде всего потому, что с большинством ГМ-белков человеку никогда не приходилось сталкиваться - по сути, они для него чужеродные. III. Трансгенные растения нарушают экологию. Некоторые сорта трансгенных растений губительно действуют на вредителей. Однако от контакта с их пыльцой могут гибнуть и полезные насекомые – божьи коровки, пчёлы, бабочки-монархи. IV. ГМО могут оказаться смертельными для человека. Противники генной инженерии считают, что у нас есть веские основания опасаться ГМ-продуктов. Например, белков бактериального характера, внедрённых в ГМ-картофель. Такой страшный яд, как ботулин , - тоже всего-навсего белок, выделяемый бактерией, но его аминокислоты человеческий организм не воспринимает и в итоге гибнет.

Слайд 7

ГМО – пища будущего: плюсы I. ГМ-продукты избавят человечество от голода. Население земного шара неуклонно растёт, и, по прогнозам специалистов, в недалёком будущем перенаселённую планету ждёт голод. В связи с этим учёные решили усовершенствовать агротехнологии, ведь сорняки, вредители, плохая погода, различные заболевания наносят урожаю большой урон. Именно для того, чтобы справиться с этой проблемой, и были изобретены генетически модифицированные растения. II. Выращивать трансгены гораздо дешевле. В экономическом плане генная инженерия - сплошная выгода. Выращивая ГМ-сорта, аграрии затрачивают в 6 раз меньше денег, чем на натуральные растения. III. Модифицированные растения полезнее, чем натуральные. Борьба за урожай - не единственная задача генетиков: некоторые специалисты стремятся ещё и увеличить полезные качества продуктов. В одних они искусственно повысили дозу витаминов и микроэлементов, в других - питательную ценность. IV. ГМ-продукты обладают улучшенными качествами. Многие продукты, содержащие ГМО, на деле гораздо лучше, чем их натуральные аналоги.

Слайд 8

Пищевые добавки: что это и с чем их едят? Пищевые добавки – это натуральные или синтетические вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им заданных органолептических свойств (вкуса, цвета, запаха, консистенции, внешнего вида). Нельзя путать добавки и ГМО. Пищевые добавки – это химические и не только вещества, вошедшие в состав продукта. ГМО – это самостоятельные организмы, подверженные модификации. Многие пищевые добавки могут содержать ГМО. Главный пример: соевый лецитин и аспартам, а также рибофлавин (В2) (Е-101).

Слайд 10

Что удалось узнать? Таким образом, опасность ГМ-продуктов для человека на сегодняшний день не доказана. Да, их полная безопасность тоже не доказана, но этого сделать нельзя, ведь формально невозможно доказать полную безопасность чего-либо по той простой причине, что невозможно доказать полное отсутствие чего-либо. А вот с пищевыми добавками в составе продуктов нужно быть осторожнее: их опасность доказана. ГМО – это еда будущего. Ведь мир не стоит на месте, он постоянно развивается: всё больше новых нано-технологий, всё больше оригинальных, креативных идей, всё ярче сияет свет новых открытий, новых свершений, новых изменений всемогущего прогресса. И ГМО – способное решить глобальные проблемы в мире – это одно из этих изменений, которое изменит жизнь людей.

Слайд 11

Использованные источники https://www.webkursovik.ru//kartgotrab.asp?id=-147540 https://www.bestreferat.ru/referat-203977.html https://studfile.net/preview/3290313/ https://works.doklad.ru/view/jahumrU_omQ.html https://gmoobzor.com/stati/vidy-i-klassifikaciya-gmo.html http://www.sib-science.info/ru/institutes/v-voprosakh-i-otve-01062017 https://habr.com/ru/post/379727/ https://habr.com/ru/post/394327/ https://dobavkam.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пища настоящего и будущего

Классный час, форма проведения - игровое состязание.Донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах, имеющих как положительное действие, так и опасное влияние на орган...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»

В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....

Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс

Внеклассное мероприятие"Знаешь ли ты анатомию?" в 8 классе в виде занимательной игры "Умники и умницы"проводится в рамках недели биологии, химии, экологии для формирования познавательной деятельности ...

Урок - семинар по теме: "Пища настоящего и будущего".

На данном уроке дается информация о различных биологически активных веществах, имеющих как положительное действие, так и опасное  влияние на организм человека. Здоровье человека зависит от знаний...

Общешкольное мероприятие для учащихся 8 класса «Здоровье школьников – залог будущего процветания России»

Здоровый школьник сегодня - здоровая нация в будущем. Здоровая нация - счастливая Россия.Почему следует заботиться о здоровье? Какая мотивация человека в этом случае?...

«Пища настоящего и будущего»

Форма проведения: беседа с элементами обсужде­ния. Игровое состязание.Класс:10Цель:• донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), име­ющих как полож...

Методическая разработка мероприятия по профориентации "Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего"

Мероприятие « Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего» разработано для детей 8-12 лет, обучающихся объединений Центра дополнительного образования, с целью знакомства и формирования ин...