Технологическая карта урока «Размножение растений и его значение»
рабочие листы по биологии (6 класс)

Васькина Татьяна Михайловна

Цель учебного занятия

Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе.

Сформировать знания о размножении растений, о  биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Урок-исследование

Термины и понятия

Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка.

Наглядно – демонстрационный материал

Схема «Способы размножения растений»

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (составление схем, поиск информации, практическая работа);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_razmnozhenie.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Размножение растений и его значение»

Предмет

Биология

Класс

6

Ф.И.О.  учителя

Васькина Татьяна Михайловна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ с.Романово

Тема

Способы размножения растений

Образовательные ресурсы

В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Цель учебного занятия

Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе.

Сформировать знания о размножении растений, о  биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Урок-исследование

Термины и понятия

Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка.

Наглядно – демонстрационный материал

Схема «Способы размножения растений»

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (составление схем, поиск информации, практическая работа);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

–формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений;

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

 - формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма;

- выявление существенных признаковотличия полового размножения от бесполого;

- формирование представлений о значении процесса размножения в природе;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов;

- выявление значимости процессов размножения групп растений.

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята!  

-С каким настроением пришли на этот урок? (хорошим)

- Каким бы вы хотели увидеть наш урок?  (интересным)

- А какими вы должны быть, чтобы всё было так, как вы хотите?  (активными)

Запишите д/з на четверг следующей недели параграф 36, составить кроссворд по теме 7-10 слов

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята! На предыдущих уроках мы изучили важные процессы, происходящие в растениях.

Работа с карточками (приложение 1)

Задание 1.Проверка д/з(работа с таблицей)

1.3. Создание проблемной ситуации

Задание 2. Почему картофель можно размножать вегетативно, а морковь нельзя?

Смогли бы мы ответить на данный вопрос? Затрудняемся ответить.

Скажите О каком процессе идет речь?  (о размножении)

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Что же такое «Размножение»?

Размноженье, размноженье

Спор, борьба за жизнь, сраженье,

Чтобы не исчезнуть в лето

Надо дать побольше деток.

Можно просто поделиться,

Почкованью подивиться,

Как грибам рассеять споры –

главное при этом - скорость.

Можно корнем и листом,

Клубнем, отпрыском, усом…

Черенками размножаться

И … по миру расселяться

О чем говорится в стихотворении?

Тема урока: Размножение организмов и его значение

Какова цель нашего урока?

Цели урока:

  1. Раскрыть сущность понятия размножения;
  2.  Познакомиться с разнообразием способов размножения;
  3.  Узнать о биологическом значении размножения;
  4.  Научиться выделять способы размножения

Учащиеся добавляют в строки нужные слова.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Почему процесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться?            

  1. Что такое размножение?  

Работа с текстом учебника

  • Изучите текст учебника на с. 150
  • Дайте определение термину размножение! (запишите термин в тетради)
  • Работая с материалом учебника составляем кластер : Способы размножения растений! (запишите кластер в тетрадь)

  • Размножениеэто одно из главных признаков живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому.

        2. Рассмотрите рисунок в учебнике как выглядит спора под микроскопом.

Перед вами спора.

    Спора- специализированная клетка. К споровым  растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.

  1. Страница 152 рубрика «Интересная информация» вид бесполого размножения  - это вегетативное размножение.

     Какое размножение называют вегетативным?

Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм.

Составляем класстер.

А сейчас мы с вами на практике узнаем,  что такое вегетативное размножение.

4. «Практическое задание» страница в учебнике 153

Перед тем как начать лабораторную работу, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности.

Правила поведения  и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.Аккуратно обращаться с режущими предметами.

4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой

Формулируем выводы вместе с учащимися

Вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений.

Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

  1. Какой способ размножения растений мы еще не рассмотрели?

ВИДЕО    Пользуясь учебником с.152, определите и запишите определения указанные в задании.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Физкультминутка.

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами)

Вырос тоненький росток, (Руки вверх, потянуться)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Махи руками влево вправо.)

К солнцу ветки протянули,

Ствол свой стройный растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Ребята, послушайте одну историю. (работа в группах)

Задание. Собрались однажды все органы растений, да и заспорили.

Мы – генеративные органы (плоды с семенами) утверждаем, что семенное размножение самое лучшее…

Крайне не согласны с Вами, - возмутились вегетативные органы.  

Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора?

Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения лучше (семенное или вегетативное)?

Необходимо оценить возможности каждого способа (преимущества и недостатки).  Оформить в виде плаката.  Проанализировать данные и сделать вывод.

Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.

Назовите плюсы бесполого размножения?   Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей.

Каковы плюсы полового размножения?   Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Бесполое  размножение  отличается  быстротой, позволяет захватывать новые территории.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Давайте закрепим полученные знания. Выполните задания в маршрутном листе в любой последовательности.

  1. Задание «Верю, не верю». (5 мин)

Выберите те предложения которые верны:

1. Размножение заключается в уменьшении числа особей. (-)

2. Размножение может быть половым и бесполым. (+)

3. Спермии – неподвижные половые клетки. (+)

4. При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. (-)

5. При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет). (+)

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

- Установите соответствие между способами размножения и их признаками.

- Распределите выданные вам гербарии на размножающиеся спорами и семенами растения. Почему вы так решили? (дополнительное)

 (Одна группа размножается спорами, а вторая группа размножается семенами. Спора – одна клетка, семя - многоклеточный орган).

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Давайте вернемся к девизу нашего урока.

Скажите, мы добились целей, поставленных в начале урока?

Оцените  свою  работу. Все работали очень активно и эффективно.

Вы сегодня молодцы поработали все от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. "Размножение и развитие земноводных"

Разработка урока по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина  "Биология. Многообразие живых организмов."7 класс...

Технологическая карта урока "Размножение и оплодотворение растений" класс

Класс6Тема  урокаРазмножение и оплодотворение растений.Цель  урокапознакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотво...

технологическая карта урока "Размножение организмов"

Размножение организмов половым и бесполым путем. Сравнение полового и бесполого размножений . Положительные и отрицательное стороны обоих форм размножения...

Технологическая карта урока по теме "Содержание и значение уроков физической культуры"

Представленная вашему вниманию технологическая карта урока по теме "Содержание и значение уроков физической культуры" позволит сформировать представление о правилах поведения во время заняти...

Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...