Урок биологии в 9 классе "Заболевания органов дыхания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Познакомить с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 261.78 КБ | |
| 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики.
- Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить с болезнями органов дыхания, выяснить меры по профилактике заболеваний дыхательной системы,
- рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, формировать негативное отношение к курению;
- Развивающие: развивать умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать; продолжать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Тип урока: комбинированный урок
Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (презентация), практические (тест, задания).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
План урока.
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
3. Повторение пройденного материала (5 мин.)
4. Восприятие нового материала (30 мин.)
5. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
6. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
7. Подведение итогов урока (1 мин.).
Ход урока
- Орг момент.
- Уважаемые 9-классники, к сегодняшнему уроку биологии вы разделились на 3 группы заранее, и каждая из групп готовила свой проект-выступление.
- Ребята, скажите, какую общую тему мы с вами сейчас проходим, а точнее уже прошли?
- Давайте вспомним и закрепим наши знания.
2. Проверка домашнего задания
(Слайды 3-5)
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент?
Ответы детей.
- Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни... Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравнится по значимости с архиважной потребностью...
- Дышать...
- Представляете себе, если бы вы не могли дышать 1 минуту.
- Скорее всего, вы бы потеряли сознание...
- Еще через 3 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни...
- влюбленный говорил своей возлюбленной:
Ты мне нужна,
Как воздух и вода,
Ведь без тебя
Не жизнь, а пустота...
- Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов:
по данным Минздрава лишь
15 % детей практически здоровы,
50 % имеют функциональные отклонения,
35 % - хронические заболевания
- А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?
- Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/
- В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. Ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.
- как вы думаете такой грязный воздух будет влиять положительно на здоровье людей?
- Люди часто будут болеть? А грязный воздух на какие органы, какой системы человека будут влиять первично?
4. Изучение нового материала
- Вот сегодня на уроке мы с вами поговорим …
- Может кто-то самостоятельно уже сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
Тема урока – «Болезни органов дыхания и их предупреждение».
Мы разделимся на группы: Медики, Валеологи, Гигиенисты
УЧИТЕЛЬ: - Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.
- Назовите, пожалуйста, какие болезни органов дыхания вы знаете? (для всех присутствующих)
- о этих вопросах более подробно нам расскажут МЕДИКИ, во главе нашего мед.работника Марины Николаевны.
1 уч-ся - Наиболее распространенная болезнь дыхательной системы – ОРЗ (острые респираторные заболевания) , (показ на альбомном листе ОРЗ) и острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ)
2 уч-ся - грипп – вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям.
МЕД,СЕСТРА: при этих заболеваниях необходимо обильное питьё, постельный изолированный режим, строгое соблюдение предписаний врача.
УЧИТЕЛЬ: Следующее распространенное заболевание
3 уч-ся (показ картинки) Пневмония - или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легкого. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка (тяжело дышать) и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. При первых симптомах срочно обратиться к врачу.
МЕД,СЕСТРА: - Совершенно верно. А ещё пневмония является частым осложнением после короновирусной инфекции. Можно добавить к выше сказанным симптомам: потеря не только аппетита, но и вкусовых качеств, обоняния, человек не чувствует запахов. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких, КТ.
УЧИТЕЛЬ: - где вы, ребята слышали об этой инфекции?
1 - Что нужно делать чтобы не заболеть , не заразиться короновирусной инфекцией?
2 – давайте повторим первые симптомы этой инфекции?
3 – ваши первые действия при первых симптомах?
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, уважаемые гости, вам о чем-нибудь говорит имя Роберт Кох. Мне очень хочется вам рассказать отрывок из автобиографии этого человека, и вы поймете, о каком заболевании идет речь. «В душе я был искателем приключений. Я мечтал поступить на военную службу или стать судовым врачом и объездить весь мир. Жизнь оказалась намного прозаичней. Мне досталась должность младшего врача в Гамбургском доме умалишенных. Затем я сменил это место на работу сельского врача. Обыденность и однообразие сельской медицинской практики скрашивались для меня лишь частыми переездами с места на место, из деревни в деревню вместе с женой Эммой. Так и текла бы моя жизнь, если бы однажды моя жена фрау Кох в 1877 г. не подарила мне на день рождения микроскоп. Этот прибор неожиданно открыл для меня увлекательный мир, затмивший мои мечты о джунглях Индии и пампасах Патагонии. Многие вечера я теперь проводил, склонившись над микроскопом. Я стал рассматривать под микроскопом внутренние органы человека, умершего от странной болезни, но возбудителя я так и не нашел. Однажды, сделав мазок легочной ткани больного, я поместил его в раствор красителя. Теперь под микроскопом стали видны палочки бактерий, которые впоследствии назвали палочками Коха, в честь меня. 1882г. на заседании Берлинского физиологического общества я сумел доказать, что это болезнь туберкулез, и без бактерий нет туберкулеза… Роберт Кох доказал, что туберкулез это инфекционное заболевание.
МЕД,СЕСТРА, - (показ картинки) Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,5°С., легочная ткань распадается и превращается в рыхлую массу. Яд выделяемый этими микробами Коха, отравляет весь организм. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны с бактериями туберкулёза. Болезнь излечима. Больной должен строго соблюдать назначения врача и правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.
Смоль: : Интерсный факт! … Сергей Дж.- Первый флюорографический кабинет появился 97 лет назад, в 1924 году в Рио-де-Жанейро,. Смоль - Ещё факт!...
Джурий Сергей. - Прививку от туберкулеза детям делают при рождении, а потом через 5-7 лет.
Учитель: - Давайте поблагодарим наших МЕДИКОВ за их информацию и работу!
Учитель: - Не случайно еще древние философы говорили: «Дыхание - это жизнь»! А Вы когда-нибудь задумывались «А что значит дышать правильно?», «А я правильно дышу?», «Как правильно дышать?». На эти вопросы вы найдете ответы у гигиенистов. Слово предоставляется ГИГИЕНИСТАМ. Их наставником в проекте «Как надо дышать , чтобы не заболеть» была Лещенко И.В.. Прошу любить и жаловать уч-ся Лена, Вова, Ваня.
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «...ваша болезнь требует простого лекарства - воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно... Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать».
УЧИТЕЛЬ: - Умеете ли вы правильно дышать? Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. И.В. время засекает.
- Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно здоровые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
- Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
- Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.
УЧИТЕЛЬ - Оказывается, очень важно уметь дышать правильно. Есть такое понятие – жизненная емкость легких – ЖЁЛ. С помощью какого прибора она определяется? Спирометр.
- Сейчас мы и проверим, ЖЁЛ каждого из нас наглядно. Но только без спирометра, это уж дорогостоящее удовольствие, оказывается можно обойтись и без него.
Раздайте , пожалуйста, всем воздушные шарики.
1 - Сделайте глубокий вдох,
2 - а затем выдохните весь воздух в шарик,
3 - то выдохнутый объем воздуха и составит Жизненную Ёмкость Легких.
(выполняем)
Учитель - Сравните свой ЖЁЛ с ЖЁЛ соседей. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:
Максимально вытянуть вверх руку с шариком
На этой высоте переложить шарик в другую руку
На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад
Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!
УЧИТЕЛЬ: - Спасибо гигиенистам. Прошу их занять свои места.
-Слово предоставляю ВАЛЕОЛОГАМ с проектом «Курить – здоровью вредить!», специалистам по здоровому образу жизни. Наставником группы является соц. Педагог Грушко Н.А..
1 Алексей - Колумб Америку открыл,
2 Анна - Великий был моряк.
3 Макс - Но плохо тем, что приучил он всех курить табак.
1 Алексей - От трубки мира у костра, раскуренной с вождём,
2 – Анна - Привычка вредная пошла в масштабе мировом.
1 уч-ся - Курящие люди чаще болеют хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой.
2 уч-ся - Выявлено, что только через 8 ч, после последней выкуренной сигареты, из крови улетучивается угарный газ.
3 уч-ся – только через 9 месяцев восстанавливается функция легких.
1 уч-ся – только через10 лет падает вероятность заболеть раком
2 уч-ся - и только через 15 лет снижается вероятность инсульта и инфаркта.
- 3 уч-ся - Дым сигареты делает зубы желтыми!
1 уч-ся – табакокурение ведет к уродству младенцев!
2 уч-ся - никотин загрязняет легкие, затрудняет работу сердца и ведет к болезням!.
3 уч-ся –– у курящего плохая память .
Грушко Н.А. - Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.
Мы хотим вас познакомить с уникальной исторической находкой, которую буквально на днях нашли испанские историки. Была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Хр.Колумба:
«Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности, адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:
Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет» кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак».
Учитель: - Мне хочется поблагодарить и группу валеологов, под чутким руководством Натальи Александровны, за проделанную работу и предоставленную информацию.
Закрепление полученных знаний (5 мин.)
Учитель: - Давайте внимательно посмотрим на следующий слайд и найдем неверное утверждение, т.е. ошибку. Вы теперь уже грамотные люди в области дыхательной системы, и много знаете о болезнях дыхательных путей, профилактике этих заболеваний.
СЛАЙД:
- Достигли мы целей урока? Давайте оценим свои достижения, знания.
Слайд 2.
- Какие выводы из сегодняшнего урока для себя вы можете сделать?
6. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
Прочитав параграф 26 учебника, заполнить таблицу «Болезни органов дыхания».
Слайд 12
7. Подведение итогов урока (1 мин.).
Составить буриме на тему здоровый образ жизни
______________________лежать,
______________________дышать,
______________________улыбаться,
______________________заниматься!
Долго на диване нельзя лежать,
Надо свежим воздухом дышать,
Давайте друг другу улыбаться,
И дружно спортом заниматься!
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12»
Конспект
открытого урока биологии в 9 классе
по теме
«Болезни органов дыхания и их предупреждение»
Учитель: Лещенко Инна Васильевна
2021г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист самооценки Вопрос Начало урока Конец урока 1. Владеете ли вы знаниями о строении и функциях органов дыхательной системы? 2. Знаете ли вы заболевания дыхательной системы? 3. Знакомы ли вы с симптомами заболеваний дыхательной системы? 4. Знаете ли вы о профилактических мерах предупреждения заболеваний дыхательной системы? 5. Понравился ли вам наш урок? -------------- 6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? --------------
1 группа «Мед.работники» с проектом «Заболевания органов дыхания» ОРВИ, ОРЗ Пневмония Короновирусная инфекция Туберкулёз и другие заболевания
2 группа «Гигиенисты» с проектом «Как надо дышать, чтобы не заболеть» Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно здоровые люди. Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту . Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон. Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно .
Спирометр Ж - жизненная Ё - ёмкость Л – лёгких.
3 группа «Валеологи» с проектом «Курить – здоровью вредить!»
1. Болезни органов дыхания в той или иной степени приводят к снижению правильной работоспособности легких . 2. Физические упражнения ухудшают работу дыхательной системы и уменьшают ж изненную ё мкость л егких . 3. Здоровый человек должен дышать носом , так как в полости носа воздух согревается, осушается и очищается. 4. Для профилактики предупреждения болезней дыхательных путей не рекомендуется проветривание и влажная уборка помещения. 5. Носить маски и соблюдать дистанцию . Найди ошибки
Составить буриме на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ». Долго ___________________ лежать, Надо ____________________ дышать, Давайте _______________ улыбаться, И дружно _____________ заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Средства защиты органов дыхания"
Урок был проведён в День защиты детей. Видеофильм "Александр Невский" можно найти в сети Интернет....
презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"
Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и о...

Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение
Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".
Урок в 8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....



