Доклад по теме: "Организация и проведение занятия в сфере коммуникативных технологий по теме : «Вредные привычки».
методическая разработка по биологии (9 класс)

Глазова Юлия Викторовна

Материал разработан для классных часов в старших классах общеобразовательнйо школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_tehnologii_tekst.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

В предложенной теме разработано занятие, в котором даются рекомендации по его организации и проведению в сфере коммуникативных технологий по теме : «Вредные привычки».

Главным образом, ориентировано на учащихся старших классов, а также для педагогов при проведения классных часов. Весь материал дается в доступной форме и очень хорошо воспринимается слушателями.

Коммуникативные технологии

-диалог

-полемика

-дебаты

-дискуссии

Цель:

  • ознакомить слушателей с продуктивными коммуникативными технологиями в сфере личностно-ориентированного воспитания.

Задачи:

  • овладение основными коммуникативными технологиями в речевой, интерактивной, межгрупповой сферах на инструментальном уровне (понимаю, знаю, умею).
  • формирование общей коммуникативной компетентности как способности индивида к общению в различной ситуациях, сферах и видах коммуникации;
  • развитие коммуникативных умений, связанных с использованием и анализом эффективности различных коммуникативных технологий в профессиональном и личностных аспектах.
  • Формирование у детей навыков правильного общения
  • Развитие умений грамотно излагать свою точку зрения
  • Применение на практике навыков коммуникативного общения

В начале мероприятия, предлагаются термины, которые помогут разобраться в коммуникативных технологиях.

Диалог

  • Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями и незапланированным характером. Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, большем двух.

Дебаты

Дебаты - это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

"Дебаты" ведут свое начало из Античности. В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии.

Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов.

Принцип первый:
уважение необходимо

  • Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.

Принцип второй:
честность обязательна

  • Честность - стержень дебатов. Задача участника дебатов - быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов

Принцип третий:
проигравших нет

  • Основное назначение дебатов - обогатить образование участников и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение игры - обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа, так как желание учиться и совершенствоваться исключает использование недозволенных приемов, что поможет проявить характер и приобрести уважение окружающих.

Участие в дебатах только для того, чтобы выиграть - неправильная цель. Это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

  • Полемика - (от греч. polemikos - воинственный), острый спор в процессе обсуждения чего-нибудь, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.

  • Причем это такая разновидность спора, при которой основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Дискуссия

  • «Дискуссия» — модель коммуникации, в которой несколько активных субъектов связаны между собой посредством отношения к общей проблеме. Ее можно представить риторическим многоугольником, в центре которого — обсуждаемая проблема.
  • Коммуникативная цель каждого вступающего в дискуссию определяется познавательным интересом, стремлением установить истину, найти конструктивное решение проблемы. Общий характер обсуждения подчиняется нормам коллективной деятельности в виде сотрудничества или острой полемики, для которой характерна борьба мнений при обострении и антагонизме позиций.
  • Целью аргументирования в данной модели является не опровержение тезисов оппонентов, а установление меры истинности каждого выдвинутого тезиса (и своего тоже). Поэтому коммуникативное намерение состоит в подведении тезисов под общее основание, поиске компромиссного решения, обобщении методик, объединении проектов решения проблемы вокруг одного компромиссного решения.

Более подробно мы разберем такую форму коммуникативного общения, как дискуссия на тему «Вредные привычки».

Приводится цитата Л.Н. Толстого

«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.»

Л.Н.Толстой.

Задается вопрос участникам дискуссии

  • Знаете ли вы, что такое вредные привычки?
  • Назовите их

Идет обсуждения, что такое вредное привычки.

Затем выводится на монитор список вредных привычек или проговаривается ведущим.

  • 1. Курение
  • 2. Алкоголизм
  • 3. Наркомания
  • 4. Игровые зависимости
  • 5. Переедание
  • 6. Ониомания (шопоголизм)
  • 7. Зависимость от телевизора
  • 8. Зависимость от интернета и компьютера

Задаются вопросы участникам

Как вы считаете, имеются ли у вас вредные привычки?

Если да, то какова их причина?

Знаете ли вы о последствиях вредных привычек?

Затем 4-5 участникам раздается раздаточный материал в виде бумажных органов человека (сердце, мозг, легкие, печень). На обратной стороне которых написаны последствия(заболевания) от употребления алкоголя, никотина, наркотиков. На мониторе выводится изображение пораженных органов из-за действия вредных привычек.

Ведущий задает вопрос участникам.

Что необходимо сделать, для того, что бы вредных привычек стало как можно меньше или их вообще не было?

Подходя к заключению можно сделать вывод о том, что легче отказаться о вредных привычек в самом начале, нежели потом пытаться от них избавится.

9 способов сказать «нет!»

  • Я в этом не нуждаюсь.
  • Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать.
  • Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  • Нет, не хочу неприятностей.
  • Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать.
  • Я таких вещей боюсь.
  • Эта дрянь не для меня.
  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  • Я хочу быть здоровым.

Выводы

В ходе нашей дискуссии выработались навыки правильно излагать свою точку зрения, расширили кругозор детей о вреде вредных привычек, сформировали понятие о здоровом образе жизни.

Данная методика , которая проводится в форме игры-дискуссии поможет ребятам повторить, усвоить и закрепить полученные знания по коммуникативным технологиям.

Глазова Ю.В.

Учитель биологии МАОУ Медвежье-Озёрская СОШ № 19 им.Героя Российской О.Г.Ильина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вр...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....

Доклад на тему: «Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений» 2014 год.

Выступление учителя математики первой квалификационной категории Шевченко Н. П. на заседании педагогического совета Лицея №17 (14.11.2014)...

Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...

Профилактическое занятие с использованием технологии «Единого окна» на тему «Вредным привычкам – нет!» (7-8 классы)

Данное занятие проведено с целью профилактики вредных привычек у подростков; формирования отрицательного отношения к употреблению ПАВ;  ознакомления подростков с законами, предусматривающими отве...