«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»
материал по биологии

Касяник Людмила Васильевна

«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»

Касяник Л.В.

Учитель биологии

1 категории

МОАУ «СОШ № 23 г. Орска»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, на уроках биологии при работе с детьми ОВЗ учитываются общие принципы и правила работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся с ОВЗ на уроках биологии:
1)Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.

2)Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.

3)Предложение учащимся посильного учебного материала.

4)Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.

5)Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

6)Акцентирование внимания  школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.
7)Обсуждение на уроках биологии интересных  фактов из жизни животных  и растений.
8)Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
       Наибольший эффект на уроках дают специальные  коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:
1. Карточки – таблицы.
2. Карточки – схемы (законченные и незаконченные)
3. Карточки для устного опроса.
4. Карточки - биологические диктанты.
5.Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием.
6. Карточки с рисунками.
7. Карточки - тесты.
         Цели применения коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1.Снятие эмоционального напряжения.
2.Создание ситуации успеха.
3. Возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
4.Коррекция аффективных форм поведения

Виды коррекционно-развивающих упражнений:
Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
1. Цветная аппликация.
2. Штриховка.
3. Копирование изображения по образцу.
4. «Узнай по контуру»
5. «Кусочки целого»

Упражнения,  направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия,  образного мышления:
1. «Запомни и нарисуй»
2. «Составь слово»
3. «Найди смысловые связи»
4. «Бессмысленные слова»                          
5. «Буквенные шифры»                        
6. «Один лишний»                             
7. «Память на слова»
8. «Мысленные образы»
9. «Ассоциации»
10. «Раздели на группы»   

  

Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

1.«Найди по алфавиту или слова-загадки»
2. «Номер буквы по алфавиту»
3.« Высокий, средний, низкий»
4.«Слова по алфавиту

Спектр применения упражнений:
1.Повторение изученного материала.
2.Закрепление.
3.Обобщение и систематизация знаний.
4.Контроль знаний.
5.Активизации имеющегося у учащихся опыта.
6.Домашние задания. 

Результат:
1.Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2.Обогащение содержания личностных контактов.
3.Повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету. 
4. Положительный эмоциональный настрой на урок

                                        Примерные виды заданий

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»

Цель:  развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и  прочное закрепление ранее пройденного.

Задание:  Запомни и нарисуй растительную клетку и ее части, подпиши их. 5 класс, тема «Клетка»


2. УПРАЖНЕНИЕ « КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ОБРАЗЦУ»  

Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы ребенка, повышение уровня возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, А так же умения ориентироваться на образец.

Задание: Срисуй с учебника диаграмму, отражающую количество химических элементов  на земном шаре. Поле окончания работы предлагается  проверь все ли верно. Можно исправить если заметил неточности.

Ошибками  являются:
неправильно изображенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие элемента, разрывы между линиями, в тех местах где, они должны быть соединены, сильный перекос рисунка.
Упражнение можно проводить ,как фронтально так и индивидуально
.

3.   УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ»

Цель: Развитие и коррекция   уровня  произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и  уровня речевого развития.

Задание:  Перечислить части клетки в алфавитном порядке
.

Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.
 

                                       ТЕРМИНЫ                  

 № по алфавиту

 Оболочка

4

 Цитоплазма

7

 Ядро

8

 Хлоропласт

6

 лизосома

3

 Клеточный сок

2

 Вакуоль

1

 Поры

5


 

4. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ  СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ» 

Цель: Развитие и коррекция  уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.

Задание №1 :  Даны термины и к ним ответы в неправильном соответствии. Задача ученика , найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке пример:  В каких агрегатных состояниях находится вода в природе?

Ответы учащихся

Лед

твердая

Пар

газообразная

Дождь

жидкая

Снег

твердая

Снежинки

твердая

 Айсберг

твердая

 
Задание №2:

В задании дан один термин и несколько определений. Задача ученика соединить стрелками термин и соответствующие ему определения (функции).

ТЕМА « КЛЕТКА: СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ   СОСТАВ  И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Карточка-задание в виде таблицы.

        ЯДРО
и   ядрышко.

Синтез белка

Хранение наследственной информации

Придает форму клетке

Размножение клетки

Передача наследственных признаков

Создание рибосом

 


 5 .УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ ВЕЩЕСТВА»

Цель: Развитие и коррекция моторики руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального  напряжения.
Задание: На предложенных карточках изображены вещества, нужно разделить карточки на группы

6. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ….)

Цель:  Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).

Задание: ИЗ предложенного  перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-8 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.
Пример №1. В предложенном перечне  1 объект лишний.
береза

яблоко

кошка

зерно

камень

собака

Обучение детей с ОВЗ — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях

Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....