Методическая разработка занятия: «Растения – спасатели в годы ВОВ»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Методическая разработка занятия: «Растения – спасатели в годы ВОВ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Растения – спасатели в годы ВОВ»
Оборудование: На подносах в вазочках сухие лекарственные растения. В одноразовых стаканчиках живые лекарственные растения. Цветные фото лекарственных растений.
-Ребята, вы знаете, что Великая Отечественная война (1941 - 1945 г.г.) длилась почти 4 года - 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины.
Фитотерапия в годы войны: 6 растений, которыми спасали людей в ВОВ
- С первых дней Великой Отечественной войны в стране стала остро ощущаться нехватка лекарственных средств. Многие фармацевтические предприятия были разрушены или эвакуированы. Огромную территорию европейской части страны, на которой в мирное время велись заготовки лекарственного сырья, оккупировали захватчики. В этих условиях врачи вынуждены были обратиться к целительной силе отечественной флоры.
-Ребята, а сейчас по описанию вы попробуете отгадать, какие растения помогали спасать людям жизни от болезней, ран, истощения и голода? Так же эти растения представлены и на нашем стенде.
ВОПРОС 1. Порошок из почек этого растения использовали для лечения медленно заживающих ран, экзем, гнойничковых кожных заболеваний, профилактики отморожений. Его смешивали с топлёным несолёным свиным или говяжьим салом, парафином, небольшим количеством йода или несколькими крупинками марганцовки и получали превосходную мазь. Нанесение такой смеси на раны позволяло быстро очистить их от гноя и ускорить заживление.
Помогала она и от чесотки. Из коры дерева добывали дёготь, смешивали его с толом (взрывчатое вещество), свиным жиром и втирали в больные места, затем смывали в бане. Достаточно было 2–3 таких процедур.
Витаминный настой из листьев этого растения возвращал раненым утраченные силы. Берёза
ВОПРОС 2. С ролью перевязочного материала в годы войны успешно справлялось это растение. Стебель и листья растения содержат полые клетки-резервуары, благодаря которым оно способно впитывать в себя огромное количество воды, в 6 раз больше, чем вата, в 20 раз больше собственного веса. Это свойство и использовали медики. Его собирали, тщательно высушивали и наносили на раны. Растение впитывало в себя кровь и гной, а кроме того, оказывало антибактериальное, противовоспалительное, ранозаживляющее и обезболивающее действие, которое объясняется присутствием фенольных соединений. Торфяной мох.
ВОПРОС 3. Не одну жизнь во время Великой Отечественной войны спасла мазь на основе этого растения, обладающая активным ранозаживляющим и дезинфицирующим действием. Её применяли при лечении гнойных ран. В военные годы изучению свойств растения было посвящено немало научных работ. Выяснилось, что его антисептические свойства обеспечивают эфирное масло и салициловая кислота, присутствующие в составе цветков этого растения. Календула
ВОПРОС 4. В качестве эффективного заменителя дефицитных сердечных препаратов военные медики использовали жидкий спиртовой экстракт плодов этого растения. Это доступное средство было рекомендовано учёным секретарём Фармацевтического комитета учёного Медицинского совета Министерства здравоохранения СССР, кандидатом фармацевтических наук Е. Ю. Шассом. Экстракт растения выдавался солдатам для укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем. Он позволял облегчить боль в области сердца, снизить давление, снять сильное возбуждение нервной системы, восстановить сон. Боярышник
ВОПРОС 5. 29 августа 1941 года наступающие немецкие войска перерезали все железнодорожные магистрали, соединяющие Ленинград со страной, и восьмого сентября вышли на южный берег Ладожского озера. Началась блокада. Кроме голода, людей ожидал еще один страшный враг, о котором не было сказано ни слова, — цинга. Предотвратить эпидемию цинги в блокадном Ленинграде помогло это растение, а точнее – её хвоя, из которой готовили настой по методу, разработанному учёными Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института (ВНИВИ) под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова (лауреат Сталинской премии). Сосна
ВОПРОС 6. Это растение с красивыми фиолетовыми цветами на высокой ножке. Крестьяне заваривали это растение и пили как обычный чай, при этом почти не употребляли пищу. Во время Великой Отечественной войны этот чай давали солдатам, и они выдерживали огромные нагрузки. В его составе витамина С в 6 раз больше, чем в лимоне.
Корни этого растения, помогали выжить раненым солдатам, потому что корни содержат дубильные вещества, их используют как, противовоспалительное, кровоостанавливающее и бактерицидное средство. Иван-чай
- Во время ВОВ основными сборщиками и заготовщиками лекарственных растений были дети. В свободное от учёбы время они отправлялись на луга и в леса, собирали травы, а затем сушили их и отправляли на фронт, в госпитали.
-Ребята, а вы знаете правила безопасности при сборе даров природы?
Никогда не собирайте:
- незнакомые ягоды и растения;
- растения, выделяющие на изломе млечный сок;
- ягоды с неприятным запахом;
- не собирайте грибы и ягоды вблизи промышленных предприятий, свалок, полей, обработанных химикатами, автодорог, в парках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Методическая разработка занятия Тема: «Математика в годы Великой Отечественной войны»
Занятие с целью определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. Задачи: 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.2)...

методическая разработка занятия "Яблонька и времена года"
занятие предназначено для обучающихся начальных классов....

Методическая разработка занятия по мини - футболу для группы второго-третьего года обучения. Тема занятия: Технико -тактические приёмы игры.
В данной разработке представлены игровые упражнения с ударами по воротам, способы обучения и тренировки технико-тактических действий при выполнении комбинаций "Стенка", "Двойная стенка...
Методическая разработка занятия "Как ухаживать за комнатными растениями"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка занятия "Порядок месяцев в году"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия "Порядок месяцев в году"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....