Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Изучение клетки с применением оборудования центра "Точи роста""
видеоурок по биологии (5 класс)

Шевченко Татьяна Михайловна

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить строение клетки.
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевченко Татьяна Михайловна

Учитель химии и биологии

МБОУ Верхнемакеевская СОШ

Вяжинская ООШ-структурное подразделение

Кашарский район

«Лучший урок и внеурочное мероприятие по биологии»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Строение клетки»

С использованием оборудования центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Строение клетки»

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить строение клетки.
  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
#1057;формировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;

#1055;родолжить формирование умения работать с микроскопом;

#1053;аучить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Оборудование: цифровой микроскоп комплекта - Цифровая лаборатория по биологии; лупы; предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Клетка, органоиды, цитология, цитоплазма, оболочка, ядро, вакуоль.

Вид используемых на уроке ИКТ

Мультимедийная установка, слайд-презентация поясняющая основные понятия, интерактивная доска, телефоны

Образовательные ресурсы

Учебник: В.В. Пасечник «Биология. 5 класс», М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2023

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
  • по характеру движения мысли: дедуктивный;
  • по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;
  • по характеру организации УВП – фронтальный, групповой.

Информационно-технологические ресурсы: , , , .

Ход урока

Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организа-ционный момент

Настрой учащихся на работу

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим как мы знаем строение и правила работы с увеличительными приборами.

Приветствуют учителя и друг друга

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

Актуализация знаний

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция.

Выполнить задание 1 в рабочих листах.

Приложение № 1.

Выполняют задание 1 в рабочем листе, Выполняют тест, проверяют, оценивают друг друга.

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Личностные:

Мотивационный этап, целеполагание

Стадия «Вызов»

Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися умения решать проблемные ситуации

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС:

- Из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

–Если этот вопрос вызывает у вас затруднение, отгадайте кроссворд –Презентация (Слайд 3-10 )

(ОТВЕТ КЛЕТКА)

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Дальше, ребята, нам с вами необходимо поставить цель нашей работы на сегодняшнем уроке, для этого вам нужно продолжить фразу:

НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ Я ХОЧУ УЗНАТЬ….

Отвечают на вопросы учителя. Записывают в рабочих тетрадях ответы на вопросы; Знаю, хочу узнать. Ставят цели и задачи урока.

Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Открытие новых знаний

Этап «Осмысление»

Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности.

Учитель предлагает детям просмотреть небольшой видеофрагмент () по теме клетка, после которого им нужно будет ответить на следующие вопросы:Приложение №2

1. Кто впервые увидел клетки? (впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук)

2. Какое растение Гук рассматривал под микроскопом? (тонкий срез коры пробкового дуба)

3. Как изначально ученый назвал увиденные структуры? (Клетка состоит из очень многих маленьких ячеек)

4. Как они называются сейчас? (Эти ячейки получили название “клетки”.)

Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд №12-13).

Далее, у каждого из детей на столе лежит конверт, в конверте определение понятия клетка, вам необходимо расположить слова в верной последовательности, работаете в парах

Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.

У Каждой клетки имеется несколько основных частей оболочка оборона клетки, которая одевает клетку и защищает ее от внешних воздействий. Давайте дальше смотреть, ядро, это главная часть клетки, сердцевина. Именно в ядре в хромосомах хранится вся наследственная информация, которая передается от родителей ребенку. Цитоплазма, это полужидкое вещество, которое есть в составе каждой клетки, именно в цитоплазме расположены все клеточные структуры и ядро в том числе. Это были 3 основные клеточные структуры.

Обратите внимание на растительную клетку. В растительной клетке есть вакуоль. Это пузырек с жидкостью, наполненный клеточным соком, раствором который за счет пигментов придает окраску растению. Помимо пигментов, окраску растению придают структуры клетки, которые называются пластиды. Есть 3 вида пластид (схема на доске)

Лейкопласты (бесцветные)

Хромопласты (оранжево – красные)

Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл, отвечают за фотосинтез.

Работа с учебником, с рабочими листами по выполнению заданий и их контролю,

диалог по результатам работы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.

Познавательные:

объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.

Коммуникативные:

добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.

Физкультминутка

Снять усталость и напряжение.

Знакомит учащихся с правилами выполнения «зарядки» для глаз.

Зарядку проводим с помощью плаката. (слайд 19)

Выполняют зарядку для глаз.

Первичное закрепление изученного материала

Обеспечить условия для развития внима-тельности и наблюда-тельности, отработка полученных знаний

Предлагает заполнить таблицу, подписать недостающие органоиды клетки к заранее прописанным функциям.

У каждого ребенка под стулом наклеено название органоида клетки, по цветам, им необходимо сгруппироваться, и собрать все органоиды клетки.

Приложение №3.

Проверяют правильность выполнения по ключу, работают с оценочным листом, обсуждают полученные результаты.

Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)

Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу, работают в группах.

Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.

Практическая часть

Научиться приготавливать микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.

Проводит инструктаж. Предлагает выполнить лабораторную работу по инструкции, предложенной в раздаточном материале.

Приложение №4.

Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание клеток под микроскопом.

Все ли вам понятно. Если все – то каждый аккуратно приготовьте микропрепарат, не торопясь, рассмотрите его в микроскоп, не забывая соблюдать все правила.

Выполняют лабораторную работу, рассматривают строение клетки.

Познавательные:

умение готовить микропрепараты, навыки работы с микроскопом.

Подведение итогов

Этап «Рефлексия»

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы.

На верное утверждение класс встает, на неверное, сидит ( за каждое верное действие + балл)

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. +

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. +

3. Пластиды – есть только у растительных клеток. +

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. -

5. Живые клетки только питаются. -

#1050;летки одинаковы по форме и размерам. -

#1054;рганизм человека состоит из клеток+

Подведение итогов, дети считают количество + на оценочных карточках и в соответствии с данными слайда ставят себе оценки

Приложение №5

Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали?

Заполнение графы Я узнал на уроке.

Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению.

Оценивают своё настроение на уроке.

Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулируют свое мнение.

Домашнее задание.

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Параграф 10, дооформить лабораторную работу, составить сказку о клетке.

Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.

Приложение №1

Рабочий лист учащегося 5____ класса фамилия имя_______________________________________

Тема урока: Увеличительные приборы

ЗАДАНИЕ №1.

Тема: «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»

Ход работы

А) Используя материал параграфа, изучите строение ручной лупы

Б) Обозначьте части ручной лупы на схеме.

В) Используя материал параграфа изучите строение микроскопа

Г) Обозначьте части микроскопа на схеме.

6

Вывод: (Какой увеличительный прибор сложный: лупа или микроскоп?) ______________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

ЗАДАНИЕ №3

Приложение №2

Ответьте на вопросы после просмотра видеоролика.

1. Кто впервые увидел клетки?

2. Какое растение Гук рассматривал под микроскопом?

3. Как изначально ученый назвал увиденные структуры?

4. Как они называются сейчас?

Приложение №3.

Заполните таблицу, к каждой функции подпишите органоид клетки

Органоид

Функция

Передача наследственной информации

Фотосинтез, окрашивают растение в зеленый цвет.

Придают плодам и цветкам растения красно-оранжевую окраску

Защищает клетку от каких-либо внешних воздействий

Полужидкий раствор внутри клетки, объединяющий все клеточные структуры

Приложение №4

Лабораторная работа

Инструкция по выполнению лабораторной работы

«Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание клеток под микроскопом»

#1053;а предметное стекло капните окрашенной воды.

#1057;ними с чешуи лука кусочек прозрачной кожицы размером 1*1,5 см. при помощи пинцета и иглы.

#1055;оложи на предметное стекло. Расправь.

#1053;акрой покровным стеклом.

Рис. 1. Приготовление микропрепарата кожицы лука

5. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найди оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

6. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 2).

 (8887 bytes)

Рис. 2. Клетки кожицы лука

#1057;делать вывод о строении клетки.

Приложение №5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (фамилия имя)

№ п/п задания

Задание

Оценка

За что я поставлю себе «+»?

1

Ответить на вопросы после видеоролика

«+» - ответил верно на 3 вопроса

«+ +» - ответил верно на 4 вопроса

2

Составить определение клетки

«+» - верно составил определение клетки

3

«Составить клетку»

«+» - верно определил свою группу

4

Заполнить пропуски в таблице «Органоид-Функция»

«+» - верно подписал все органоиды к выполняемым функциям

5

Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание клеток под микроскопом»

«+» - приготовил препарат кожицы лука

«+» - рассмотрел органоиды клетки под микроскопом

6

Определить верны ли утверждения

  1. .

«+» правильно определил верные утверждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»

Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ....

Технологическая карта урока по теме: "Решение задач на применение теоремы Пифагора"

Технологическая карта составлена к уроку геометрии в 8 классе по теме «Решение задач на применение теоремы Пифагора»; преподавание ведется по учебнику «Геометрия 7-9»/ Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., К...

Технологическая карта урока по технологии "Планировка и интерьер кухни. Оборудование"

Технологическая карта урока по технологии 5 класс "Планировка и интерьер кухни. Оборудование"...

Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"

Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"....

Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”

Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...