Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Изучение клетки с применением оборудования центра "Точи роста""
видеоурок по биологии (5 класс)
Цели урока:
- Обучающая: изучить строение клетки.
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Татьяна Михайловна
Учитель химии и биологии
МБОУ Верхнемакеевская СОШ
Вяжинская ООШ-структурное подразделение
Кашарский район
«Лучший урок и внеурочное мероприятие по биологии»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Строение клетки»
С использованием оборудования центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Строение клетки»
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Цели урока:
- Обучающая: изучить строение клетки.
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
#1057;формировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
#1055;родолжить формирование умения работать с микроскопом;
#1053;аучить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Оборудование: цифровой микроскоп комплекта - Цифровая лаборатория по биологии; лупы; предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Клетка, органоиды, цитология, цитоплазма, оболочка, ядро, вакуоль. | |
Вид используемых на уроке ИКТ | Мультимедийная установка, слайд-презентация поясняющая основные понятия, интерактивная доска, телефоны | |
Образовательные ресурсы | Учебник: В.В. Пасечник «Биология. 5 класс», М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2023 | |
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
- по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
- по характеру движения мысли: дедуктивный;
- по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;
- по характеру организации УВП – фронтальный, групповой.
Информационно-технологические ресурсы: , , , .
Ход урока
Приложение №1
Рабочий лист учащегося 5____ класса фамилия имя_______________________________________
Тема урока: Увеличительные приборы
ЗАДАНИЕ №1.
Тема: «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»
Ход работы
А) Используя материал параграфа, изучите строение ручной лупы
Б) Обозначьте части ручной лупы на схеме.
В) Используя материал параграфа изучите строение микроскопа
Г) Обозначьте части микроскопа на схеме.
6 |
Вывод: (Какой увеличительный прибор сложный: лупа или микроскоп?) ______________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №2. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
ЗАДАНИЕ №3
Приложение №2
Ответьте на вопросы после просмотра видеоролика.
1. Кто впервые увидел клетки?
2. Какое растение Гук рассматривал под микроскопом?
3. Как изначально ученый назвал увиденные структуры?
4. Как они называются сейчас?
Приложение №3.
Заполните таблицу, к каждой функции подпишите органоид клетки
Органоид | Функция |
Передача наследственной информации | |
Фотосинтез, окрашивают растение в зеленый цвет. | |
Придают плодам и цветкам растения красно-оранжевую окраску | |
Защищает клетку от каких-либо внешних воздействий | |
Полужидкий раствор внутри клетки, объединяющий все клеточные структуры |
Приложение №4
Лабораторная работа
Инструкция по выполнению лабораторной работы
«Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание клеток под микроскопом»
#1053;а предметное стекло капните окрашенной воды.
#1057;ними с чешуи лука кусочек прозрачной кожицы размером 1*1,5 см. при помощи пинцета и иглы.
#1055;оложи на предметное стекло. Расправь.
#1053;акрой покровным стеклом.
Рис. 1. Приготовление микропрепарата кожицы лука
5. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найди оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
6. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 2).
Рис. 2. Клетки кожицы лука
#1057;делать вывод о строении клетки.
Приложение №5
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (фамилия имя)
№ п/п задания | Задание | Оценка | За что я поставлю себе «+»? |
1 | Ответить на вопросы после видеоролика | «+» - ответил верно на 3 вопроса «+ +» - ответил верно на 4 вопроса | |
2 | Составить определение клетки | «+» - верно составил определение клетки | |
3 | «Составить клетку» | «+» - верно определил свою группу | |
4 | Заполнить пропуски в таблице «Органоид-Функция» | «+» - верно подписал все органоиды к выполняемым функциям | |
5 | Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы лука и рассматривание клеток под микроскопом» | «+» - приготовил препарат кожицы лука «+» - рассмотрел органоиды клетки под микроскопом | |
6 | Определить верны ли утверждения |
| «+» правильно определил верные утверждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»
Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ....

Технологическая карта урока по теме: "Решение задач на применение теоремы Пифагора"
Технологическая карта составлена к уроку геометрии в 8 классе по теме «Решение задач на применение теоремы Пифагора»; преподавание ведется по учебнику «Геометрия 7-9»/ Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., К...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...

Технологическая карта урока по технологии "Планировка и интерьер кухни. Оборудование"
Технологическая карта урока по технологии 5 класс "Планировка и интерьер кухни. Оборудование"...
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"....

Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”
Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...
