Задачи на определение расстояний между генами
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Баранова Елена Владимировна

Данный материал представлен в виде презентации. В нем несколько вариантов разбора задач на определение расстояния между генами и составлению генетических карт. К каждой задаче имеется правильное решение. 

Этот материал может быть полезен для подготовки к ЕГЭ,  к контрольной работе или зачету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon расстояние между генами2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ГЕНАМИ И ПОСТРОЕНИЕ КАРТ ХРОМОСОМ

Слайд 2

ЗАДАЧА 1 У томатапятнистость листа ( a ), продолговатая форма плода ( b ) и заостренный кончик плода ( d ) - рецессивные признаки. Дигетерозиготное по генам окраски листьев и форме плода растение, полученное при анализирующем скрещивании, скрестили с растением, имеющим пятнистые листья и продолговатые плоды. В потомстве получили 4 фенотипические группы численностью85, 83, 17, 15. В анализирующем скрещивании растения с округлыми плодами с незаостренным кончиком в потомстве получили78 растений с продолговатыми плодами и заостренным кончиком, 76 растений с округлыми плодами и незаостренным кончиком, 22 растения с продолговатыми плодами и незаостренным кончиком и 24 растения с округлыми плодами и заостренным кончиком. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, численность потомков. Определите расстояние между генамиА и В, В и D в морганидах и постройте по этим данным хромосомную карту расположения указанных генов, если частота нарушения сцепления между генами А и D составляет 39%.

Слайд 4

3)Расстояние между генами в морганидах равно доле (в %) кроссоверных потомков среди всего полученного потомства. 1 скрещ-е: всего – 200 потомков (85+83+17+15=200) кроссоверных – 32 (Аа bb ,ааВ b ,т.е. 17 + 15 = 32 ) rf = 32/200*100%= 16% (т.е. расстояние 16 сМ) 2 скрещ-е: всего – 200 потомков ( 76 + 78 + 22 + 24 =200) кроссоверных –46 ( bbDd , Bbdd ,т.е. 22+24 = 46 ) rf = 46/200*100%= 23% (т.е. расстояние 23 сМ) Т.О. А и В -16 морганид, В и D - 23 морганиды Аи D - 39 морганид (по условию). 4) Карта расположения генов в хромосоме: и

Слайд 5

ЗАДАЧА 2 У кукурузыгены карликовости ( a ), розовых рыльцев( b ) и фиолетовых листьев ( d ) локализованы в одной хромосоме. Дигетерозиготное растение с нормальной высотой стебля и зелеными рыльцами, одна из родительских форм которого имела карликовость, а другая - розовые рыльца, подвергли анализирующему скрещиванию. В потомстве получили 4 фенотипические группы в соотношении: 224, 226, 27, 23. При скрещиваниирастения с зелеными рыльцами и зелеными листьями с растением, имеющим розовые рыльца и фиолетовые листья, в потомстве получилифенотипические группы численностью 231, 219, 26, 24, причем растения с таким же сочетанием признаков, как у родителей, были более многочисленны. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, численность потомков. Определите расстояние между генами a и b , b и d в морганидах и постройте по этим данным хромосомную карту расположения указанных генов, если частота нарушения сцепления между генами a и d составляет 20%.

Слайд 7

3)Расстояние между генами в морганидах равно доле (в %) кроссоверных потомков среди всего полученного потомства. 1 скрещ-е: всего – 500 потомков ( 224 + 226 + 27 + 23 = 500) кроссоверных – 50 (Аа Bb ,аа bb ,т.е. 27 + 23 = 50 ) rf = 50/500*100%= 10% (т.е. расстояние 10 сМ) 2 скрещ-е: всего – 500 потомков ( 231 + 219 + 26 + 24 = 500 ) кроссоверных –50 ( bbDd , Bbdd ,т.е. 26+24 = 50 ) rf = 50 / 5 00*100%= 10 % (т.е. расстояние 10 сМ) Т.О. a и b -1 0 морганид, a и d - 10 морганиды a и d - 39 морганид (по условию). 4) Карта расположения генов в хромосоме:

Слайд 8

ЗАДАЧА 3 У дрозофилыгены черного тела ( a ), пурпурных глаз( b ) и киноварных глаз ( d ) локализованы в одной хромосоме. При скрещивании самки с серым телом и красными глазами с самцом, имеющим черное тело и пурпурные глаза, в потомстве получили4 фенотипические группы в соотношении 47:47:3:3, причем малочисленные потомки имели такое же сочетание признаков, как и родительские особи. При скрещивании самок c серым телом и красными глазами,один из родителей которых был дигомозиготным по доминантным аллелям, с самцом, имеющимчерное тело и киноварные глаза, в потомстве получили 4 фенотипические группы численностью 456, 454, 45, 45. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, численность потомков. Определите расстояние между генами a и b , a и d в морганидах. В какой последовательности могут располагаться гены в хромосоме, исходя из полученных данных?

Слайд 10

ЗАДАЧА 4 У дрозофилыаллели геноврозовых глаз ( a ), загнутых крыльев( b ) и вильчатых щетинок ( d ) локализованы в одной хромосоме. Дигетерозиготную самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с исходной родительской особью, имеющей розовые глаза и загнутые крылья. Доля рекомбинантных потомков в данном скрещивании составила 2%. При скрещивании самок c нормальными крыльями и нормальными щетинками с самцом, имеющим загнутые крылья и вильчатые щетинки, в потомстве получили 4 фенотипические группы численностью 184, 180, 16 и 20, причем большая часть потомков имела такие же фенотипы, как у родителей. В потомстве от анализирующего скрещивания самки с красными глазами и нормальными щетинками получили 233 особи с красными глазами и нормальными щетинками, 232 – с розовыми глазами и вильчатыми щетинками, 17 – с красными глазами и вильчатыми щетинками, 18 – с розовыми глазами и нормальными щетинками. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, численность потомков. Определите расстояние между генами a , b , d и постройте по этим данным фрагмент хромосомной карты.

Слайд 13

ЗАДАЧА (ПЧЁЛЫ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

Задачи типа С2 (расстояние между прямыми)

Подборка задач типа С2 (расстояние между двумя скрещивающимися прямыми) для подготовки к ЕГЭ по математики...

Решение задач по теме "Расстояние между скрещивающимися прямыми"

Разработана совместно с учащимися 11 класса. Рассмотрены различные методы решения задач по данной теме....

Урок по теме: "Задачи на движение. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием.", 5 класс

Урок по теме: "Задачи на движение. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием.", 5 класс...

Практическая работа "Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах"

Определение по картам расстояний между точками  в градусной мере и километрах...

Тест по математике "Расстояние между точками, расстояние между точкой и прямой" (6 класс)

Тест предназначен для проверки и закрепления материала по данной теме....

Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве

Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространств...