Интеллектуальная игра по биологии для 5 класса «Тайная жизнь планеты: БиоКвест»
план-конспект по биологии
Увлекательное соревнование побуждает активизировать знания учащихся о живой природе, развивать логическое мышление, командный дух и экологическое сознание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по биологии для 5 класса
«Тайная жизнь планеты: БиоКвест»
Составитель: Бортникова Татьяна Александровна
учитель биологии МАОУ СОШ№ 8
г.Старая Русса
Цель игры: в увлекательной соревновательной форме активизировать знания учащихся о живой природе, развивать логическое мышление, командный дух и экологическое сознание.
Задачи:
- Образовательные: обобщить и систематизировать знания по темам "Царства живой природы", "Строение клетки", "Среда обитания".
- Развивающие: развивать быстроту реакции, образное мышление, умение работать в команде и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, интерес к биологии как науке.
Метапредметные связи: экология, география, литература, ИКТ.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска (или экран).
- Презентация с визуальными вопросами (красочные фото и видео животных, растений, загадочных биологических объектов).
- Карточки с заданиями, "Черный ящик" (коробка с предметом внутри).
- Музыкальное сопровождение (звуки леса, океана, саванны для создания атмосферы).
- Жетоны для подсчета очков (например, в виде "клеток" или "листочков").
Жюри: учащиеся 9 класса, члены администрации, приглашенные педагоги.
Участники: 2-3 команды учащихся 5 класса по 5-6 человек
Ход игры
(Звучат звуки леса, щебет птиц. На экране — видеозаставка с красивыми пейзажами и животными.)
Ведущий: Здравствуйте, юные натуралисты! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по тайным тропам живой природы. Нас ждут загадки, открытия и соревнование! Давайте поприветствуем наши команды! Прошу капитанов представить свою команду и девиз.
(Команды представляются. Например, "Клеточки", девиз: "Мы малютки, как клетки, но знания наши крепки!")
Ведущий: В путь! Наш БиоКвест начинается!
1. Конкурс «Разминка: Угадай-ка!»
(Блиц-опрос для разогрева. За правильный ответ — 1 балл.)
- Какое животное спасает от комаров и носит свой домик на спине? (Еж)
- Какое дерево считается символом России и "кормит" сладким соком? (Береза)
- Кто может дышать листьями под водой и корнями на суше? (Рогоз, тростник — растения-амфибии)
- Как называется "кладовая" клетки, где хранится сок? (Вакуоль)
- Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (Клест, потому что зимой есть его пища — семена из шишек)
2. Конкурс «Черный ящик»
(В ящике лежит предмет, связанный с биологией. Команды по подсказкам должны угадать, что внутри. Угадывание с первой подсказки — 3 балла, со второй — 2, с третьей — 1.)
- Подсказка 1: Этот объект не живой, но является продуктом живой природы.
- Подсказка 2: Он бывает разных цветов и размеров, и его "строительный материал" — один из самых прочных в мире.
- Подсказка 3: Его можно найти в лесу, и некоторые животные используют его в качестве домика.
(Ответ: Шишка)
3. Конкурс «БиоЭрудит»
(Вопросы на логику и смекалку. За полный ответ — 2 балла.)
- Посмотрите на картинку (изображение верблюда в пустыне и кактуса). Что общего у этих двух жителей пустыни, помогающего им выживать? (Способность запасать воду)
- Объясните феномен: почему осенью листья меняют цвет с зеленого на желтый и красный? (Перестает вырабатываться хлорофилл, проявляются другие пигменты)
- Если бы вы были ученым-селекционером, какое новое растение или животное вы бы вывели и для чего? (Творческий вопрос, оценивается оригинальность и логика)
4. Конкурс «Живые симуляторы»
(Активное задание. Команда получает 3 балла за лучшее исполнение.)
Задание: Командам нужно без слов, только жестами, изобразить животное так, чтобы жюри и соперники угадали. Животные пишутся на карточках (например, "панда", "хамелеон", "пчела", "осьминог").
5. Конкурс «Спаси планету!»
(Экологический блок, связывающий биологию с реальной жизнью. За каждый аргументированный ответ — 1-2 балла.)
Ситуация: Вы приехали на пикник в лес. Объясните, какие 3 правила "экологического пикника" вы будете соблюдать и почему это важно с точки зрения биологии.
(Примерные ответы: не жечь костры на траве — гибнут почвенные организмы; не оставлять пластик — он не разлагается сотни лет и отравляет почву; не шуметь — можно потревожить птиц и зверей с детенышами).
Жюри подводит итоги.
(На экране появляется слайд с благодарностью и цитатой: "Мы познаем природу не для того, чтобы ей покорять, а для того, чтобы научиться с ней жить.")
Ведущий: Наш БиоКвест подошел к концу! Вы сегодня были настоящими исследователями, мыслили, спорили и творили. Помните: каждый цветок, каждое насекомое — это часть огромного и хрупкого мира, который нуждается в нашей защите. Благодарю всех за участие! Давайте поддержим друг друга аплодисментами!
(Объявление результатов, награждение команд не только за 1 место, но и в специальных номинациях: "Самые дружные натуралисты", "Самые быстрые эрудиты", "Защитники природы").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-
Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....
Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.
Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....
Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.
Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....
Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.
Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....
Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»
Цели. Повысить интерес учащихся к предмету биология. Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе. Расширять кругозор учащих...

Интеллектуальная игра по биологии - 5 класс.
Игровой урок с интересными заданиями как средство формирования и развития познавательного интереса учащихся к биологии. Такая форма работы предполагает групповую деятельность детей, что наряду с позна...
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе: "Среды жизни планеты Земля"
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Раздаточный материал...
