Решение заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по биологии (задания 25, 26)
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

Злобина Светлана Николаевна

Выступление на методическом объединении учителей биологии "Решение заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по биологии (задания 25,26)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx92.58 КБ
Файл prezentatsiya_zlobina_s.n.pptx873.11 КБ

Предварительный просмотр:

Решение заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по биологии

 (задания 25, 26)

СЛАЙД 1 Добры день, коллеги.

25 задание в ЕГЭ 2023 года - задание с изображением биологического объекта - это стандартное задание второй части с картинкой. Раньше это было 23 задание.

26 задание - обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Также видим, что есть вариант задания с рисунком, который необходимо проанализировать. Раньше это было 25 задание.

СЛАЙД 2 Задания 25 и 26 оцениваются в 3балла, предусматривают развёрнутый ответ и направлены на проверку умений, которые вы видите на слайде.

 

СЛАЙД 3 Давайте выясним, почему выбраны именно эти задания для разбора?

Как показал анализ результатов ЕГЭ по биологии за 2022 год, средний процент выполнения в сравнении с 2021 годом:

Задание 23 (снижение с 38% до 29%) – на 9%.

Задание 25 (рост выполнения с 12% до 16%) – самый низкий процент выполнения.На слайде я выделила их красным цветом.

 Что же необходимо учесть при выполнении этих заданий? Как повысить % их выполнения?

 Предлагаю рассмотреть некоторые приемы разбора этих заданий.

На решение каждого из этих заданий отводится примерно до 10-20 минут.

Слайд 4.
Ответом к заданию 25 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Перед вами задание, взятое из демоверсий за 2022 и 2023 год.

Как же добиться того, чтобы учащиеся указали все варианты ответа? А мы видим здесь 6 позиций ответа…

Слайд 5.

Для этого предлагаем ребятам использовать следующий алгоритм выполнения задания, он представлен на слайде.

Стоит обратить особое внимание учеников на то, что в задании необходимо  дать развёрнутые аргументированные и обоснованные ответы на все вопросы. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Слайды 6, 7, 8

25. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?


https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7797

Элементы ответа:

1) Какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется?Б — диафрагма.

2)  Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован?Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса.

3)  Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность.

Слайд 9

Для выполнения задания 26 по биологии необходимо:

-знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

- уметь объяснять, устанавливать взаимосвязи, выявлять отличия, сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) и определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация), анализировать;

Слайд 10

Алгоритм выполнения задания 26

 1) Прочитайте задание и определите, к какому разделу курса биологии оно относится: систематика, микробиология, ботаника, зоология, биология человека.

2) Если в задании присутствует схема, график либо таблица, внимательно изучите данные, в них содержащиеся.

3) Выпишите сформулированные в тексте задания в явном либо в неявном виде вопросы.

4) Отвечайте на сформулированные в задании вопросы последовательно и максимально развёрнуто.

5) Проанализируйте созданные ответы и уберите повторы и неясности в них.

6) Перенесите полученные после редакции ответы в бланк.

Слайд 11

Рекомендации по выполнению этого задания:

Необходимо ответить на приведённые в задании вопросы максимально полно. 1) Что такое светочувствительность и какие системы глаза её могут обеспечивать? Большое количество фоторецепторов на сетчатке.

 2) Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Способность зрачка расширяться, пропуская больше света.

3) В связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные? В связи с ночным образом жизни

4) Почему это так?Прозрачность компонентов оптической системы глаза.

5) Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у Совообразных? Палочки.

Слайд 12

         

За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл.

Слайд 13

Учащимся напоминаем, что лучше использовать в ответах научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Биологическая терминология (на слайде - ОБЛАКО)

На своих уроках биологии я использую большое количество приемов отработки терминов:

Синквейн

1. Генетика

2.Наследственность, изменчивость

3. Изучает, выявляет, открывает, скрещавает

4.Генетика - настоящее и будущее человечества

 5. Жизнь

1.Мутация
2.Случайная, стойкая.
3.Изменяет, проявляется, наследуется.
4.Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

  • биологический диктант (диктую определение – дети записывают термин или наоборот);
  • работа на соответствие терминов и определений, терминов и примеров;
  • работа на приведение своего примера к термину;
  • интерактивный прием «Облако слов».

Залог успеха в заучивании терминов, их постоянное использование в речи, повторение. Для того, чтобы у детей проходило и зрительное запоминание терминов, вывешиваю основные из них на дополнительную доску, или просто на стенах класса. Периодически меняю местами. Делаю в терминах ошибки и прошу найти их. Для этого ребятам приходится вновь и вновь читать термины.

Слайд 14

Из всего выше сказанного можно сделать выводы и дать рекомендации коллегам.

При организации процесса обучения в 10-11 классах необходимо предусмотреть для учащихся, желающих сдавать ЕГЭ по биологии, помимо традиционных форм и методов обучения, использование видеофильмов и видеофрагментов, демонстрирующих особенности протекания процессов жизнедеятельности различных организмов – анимационная визуализация схем биологических процессов эффективно формирует верные представления о процессах жизнедеятельности.

Необходимо прививать навык ясно, логично и точно излагать биологический материал, обращая внимание на внутреннюю суть вопросов задания, использовать адекватные языковые средства биологической терминологии и понятийного аппарата.

 Точечной подготовки требуют темы раздела «Человек и его здоровье»; в разделе «Многообразие организмов» необходимо повторить темы, связанные с особенностями строения и размножения высших споровых и семенных растений, многообразием животных.

 При работе с учащимися с низким уровнем готовности к экзамену основное внимание следует уделять повторению биологического материала за весь курс, которое сопровождается обязательным выполнением контрольных заданий нового типа базового и повышенного уровней.

Слайд 15

Рекомендации учащимся:

При подготовке к ЕГЭ по биологии обратить внимание на то, что вариант экзаменационной работы содержит задания не только по разделу «Общая биология», но и по разделам «Биология растений, бактерий, грибов и лишайников», «Биология животных», «Человек и его здоровье».

При выполнении заданий с развернутым ответом (2 часть экзаменационной работы) необходимо внимательно перечитывать текст задания, чтобы выявить вопросы, заданные в неявном виде, либо требующие разъяснения используемого в ответе биологического термина.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Злобина С.Н., учитель биологии МБОУ « Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа» 2022г. Решение заданий высокого уровня сложности ЕГЭ по биологии (задания 25, 26)

Слайд 2

Задания 25 и 26 проверяют следующие умения: – самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ; – применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания из предметов естественнонаучного цикла; формулировать выводы и делать прогнозы; – решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Слайд 3

Задания части 2 высокого уровня сложности Средний процент выполнения в сравнении с 2021 годом : Новые задания высокого уровня (включены в КИМ 2022 г.): Задание 22 (44,5 %) Прежние задания высокого уровня: Задание 23 (снижение с 38% до 29%) – на 9 %; Задание 24 (снижение с 50% до 30%) – на 20 %; Задание 25 (рост выполнения с 12% до 16%) – самый низкий процент выполнения Задание 26 (рост успешности с 25% до 30%) Задание 27 (снижение с 33% до 29%) Задание 28 (снижение с 33% до 28%)

Слайд 4

Задание 25 . Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А )? Элементы ответа: 1. А — фагоцитоз. 2 . Б — пиноцитоз . 3. Участвует плазматическая мембрана клетки ( цитоскелет ). 4. Вокруг бактерии сформируется фагоцитозный пузырёк. 5. Фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль). 6. Содержимое фагоцитозного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).

Слайд 5

Алгоритм выполнения задания 25 1 . Внимательно прочитайте задание. 2 . Проанализируйте , о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь. 3 . Сформулируйте чёткий, грамотный, развёрнутый ответ на все поставленные вопросы . Обратите внимание! В задании надо дать развёрнутые аргументированные и обоснованные ответы на все вопросы . Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Слайд 6

25. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей? Элементы ответа: 1) Какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Б — диафрагма. 2) Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован? Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса. 3) Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей? Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность .

Слайд 7

25. Рассмотрите рисунок с изображением обыкновенной амебы. Какой органоид отмечен на рисунке знаком вопроса? Укажите, какую функцию он выполняет. Объясните, почему у обыкновенной амебы этот органоид функционирует, а у дизентерийной он отсутствует. Элементы ответа: сократительная вакуоль; 2 ) выведение избытков воды из клетки; 3 ) обыкновенная амеба обитает в пресных водоемах; 4 ) концентрация растворенных веществ (солей) во внешней среде ниже, чем в клетке обыкновенной амебы; 5 ) вода по закону осмоса постоянно поступает в клетку обыкновенной амебы; 6 ) дизентерийная амеба – паразит (обитает в организме человека или другого животного); 7) дизентерийная амеба находится в изотонической среде (концентрация растворенных веществ в клетке дизентерийной амебы соответствует концентрации веществ во внешней среде).

Слайд 8

25. Рассмотрите изображённую на рисунке трёхмерную модель внутри-клеточного органоида эукариотической клетки. Назовите органоид, изображённый на рисунке. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком и какую функцию она выполняет? Какая из двух разновидностей изображённого органоида будет преобладать в клетках коры надпочечников, а какая — в клетках хрящевой ткани? Ответ поясните. 1. На рисунке изображена ЭПС. 2. Вопросительным знаком обозначена полисома ( полирибосома ; комплекс рибосом). 3. Полисома осуществляет синтез белка (трансляцию). 4. В клетках коры надпочечников преобладает гладкая ЭПС. 5. В клетках коры надпочечников активно синтезируются стероидные гормоны (гормоны липидной природы). 6. В клетках хрящевой ткани преобладает шероховатая ЭПС. 7. В клетках хрящевой ткани активно синтезируется белок коллаген.

Слайд 9

Задание 26 . У цыплёнка экспериментаторы удалили фрагмент бедренной кости, оставив неповреждёнными все структуры, ответственные за её восстановление. Через некоторое время кость полностью восстановилась. Что доказывает этот опыт? Какие структуры и как обеспечивают рост кости? Почему экспериментаторами был выбран цыплёнок, а не взрослый петух? Ответ поясните. Элементы ответа: 1. Кости способны к регенерации (восстановлению). 2. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование). 3. Хрящевые прослойки ( метафизы ) обеспечивают рост кости в длину. 4. Восстановление костной ткани у цыплёнка происходит быстрее, чем у взрослого петуха. 5. В костной ткани цыплёнка много клеток (остеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают).

Слайд 10

Алгоритм выполнения задания 26 1) Прочитайте задание и определите, к какому разделу курса биологии оно относится: систематика, микробиология, ботаника, зоология, биология человека. 2) Если в задании присутствует схема, график либо таблица, внимательно изучите данные, в них содержащиеся. 3) Выпишите сформулированные в тексте задания в явном либо в неявном виде вопросы. 4) Отвечайте на сформулированные в задании вопросы последовательно и максимально развёрнуто. 5) Проанализируйте созданные ответы и уберите повторы и неясности в них. 6) Перенесите полученные после редакции ответы в бланк.

Слайд 11

Алгоритм выполнения задания 26 1) Прочитайте задание и определите, к какому разделу курса биологии оно относится: систематика, микробиология, ботаника, зоология, биология человека. 2) Если в задании присутствует схема, график либо таблица, внимательно изучите данные, в них содержащиеся. 3) Выпишите сформулированные в тексте задания в явном либо в неявном виде вопросы. 4) Отвечайте на сформулированные в задании вопросы последовательно и максимально развёрнуто. 5) Проанализируйте созданные ответы и уберите повторы и неясности в них. 6) Перенесите полученные после редакции ответы в бланк. 26. Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Объясните, в связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные ? Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у Совообразных ? Рекомендации по выполнению задания 26 Необходимо ответить на приведённые в задании вопросы максимально полно. 1) Что такое светочувствительность и какие системы глаза её могут обеспечивать? Большое количество фоторецепторов на сетчатке. 2) Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Способность зрачка расширяться, пропуская больше света. 3) В связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные ? В связи с ночным образом жизни 4) Почему это так? Прозрачность компонентов оптической системы глаза. 5) Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у Совообразных ? Палочки.

Слайд 12

26. У коренных жителей Тибета обнаружено множество адаптаций, связанных с проживанием в условиях высокогорья. У них отмечается повышенное сродство гемоглобина к кислороду, высокая концентрация миоглобина в мышцах и увеличение объема красного костного мозга в трубчатых костях. Объясните физиологическое значение этих адаптаций . Элементы ответа: 1) в условиях высокогорья низкая концентрация кислорода в воздухе (низкое парциальное давление кислорода); 2) повышенное сродство гемоглобина к кислороду позволяет быстрее (эффективнее) связывать кислород; 3) миоглобин связывает кислород и накапливает его в мышцах; 4) красный костный мозг участвует в кроветворении; 5) в процессе кроветворения образуются эритроциты, содержащие гемоглобин и участвующие в переносе кислорода.

Слайд 13

Приемы изучения терминов по биологии Синквейн 1 . Генетика 2.Наследственность, изменчивость 3. Изучает, выявляет, открывает, скрещивает. 4.Генетика - настоящее и будущее человечества. 5. Жизнь. 1.Мутация 2.Случайная, стойкая. 3.Изменяет, проявляется, наследуется. 4.Не было бы счастья, да несчастье помогло! 5.Эволюция. биологический диктант ( диктую определение – дети записывают термин или наоборот); работа на соответствие терминов и определений , терминов и примеров; работа на приведение своего примера к термину; интерактивный прием «Облако слов».

Слайд 14

Рекомендации педагогам Использовать нетрадиционные, занимательные методы и приемы обучения. Обучать школьников научному биологическому языку. Особое внимание уделить содержанию разделов: «Человек и его здоровье », « Многообразие организмов ». Систематически повторять биологический материал за предыдущие годы обучения.

Слайд 15

Рекомендации учащимся При подготовке к ЕГЭ по биологии осуществлять повторение по разделам «Биология растений, бактерий, грибов и лишайников», «Биология животных», «Человек и его здоровье». При выполнении заданий с развернутым ответом необходимо внимательно перечитывать текст задания, чтобы выявить вопросы, заданные в неявном виде, либо требующие разъяснения используемого в ответе биологического термина.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса "Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИтоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подго...

Решение задач высокого уровня сложности по физике

Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаСодержание курсаКалендарно-тематическое планированиеПеречень учебно-методических средств обучения...

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Решение задач высокого уровня сложности

Мой мастер-класс посвящен проблеме обучения учащихся решению задач высокого уровня сложности из разных разделов физики...

Занятие элективного курса в 9 классе «Мысленный» и реальный эксперименты при решении заданий высокого уровня сложности

Занятие элективного курса в 9 классе «Мысленный» и реальный эксперименты  при решении заданий высокого уровня сложности...