Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 10, 11 класс)

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их через пословицы. поговорки, стихотворения. высказывания знаменитых людей, отрывки из произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx27.94 КБ
Microsoft Office document icon lyubov.doc38.5 КБ
Файл god_literatury_russkiy_2.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пословицы и афоризмы:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг познается в беде.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.(не теряй)

Без истинной дружбы жизнь — ничто.(Цицерон.)

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.
(Цицерон)

Доброе братство милее богатства.

В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Легче друга потерять, чем найти.

Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь.

Человек без друзей, что птица без крыльев.

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. (Марк Твен.)

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой).

2.В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слов «дружба» и «вражда»:

ВРАЖДА – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью (Непримиримая вражда; питать вражду).

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (Давнишняя дружба; дружба народов).

Синонимы слова ДРУЖБА – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо) приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу.

Синонимы слова ВРАЖДА – антагонизм, злоба, недоброжелательство, нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие, нелады. Иметь против кого зуб. Питать вражду.

3.Тексты:

     1.  Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

2.«ВРАГ И ДРУГ»(«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенев).Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река... А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

—  Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

—  Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

—  Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.

—  Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

—  А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

—  А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.(Декабрь, 1878)

 3.Петька Сковородников, которому было двенадцать лет, подружился со мной. Он был длинный, решительный, рыжий мальчик.

Первые в моей жизни книги я увидел у Петьки. Это были «Рассказы о действиях охотников в прежние войны», «Юрий Милославский» и «Письмовник», на обложке которого был изображен усатый молодец в красной рубашке, с пером в руке, а над ним в голубом овале — девица.

За чтением этого «Письмовника» мы и подружились. Что—то таинственное было в этих обращениях: «Любезный друг» или «Милостивый государь А.Ф.».

К сожалению, мы очень редко так хорошо проводили время. Петька был занят: он «торговал папиросами от китайцев» — так называлось в нашем городе это тяжелое дело. Китайцы, жившие в Покровской слободе, набивали гильзы и нанимали мальчишек торговать…Мы еще немного поговорили, а потом легли на спину, раскинув руки крестом, и стали смотреть в небо. Петька уверял, что если так пролежать минут двадцать не мигая, можно днем увидеть звезды и луну. И вот мы лежали и смотрели. Небо было ясное, просторное; где—то высоко, перегоняя друг друга, быстро шли облака. Глаза мои налились слезами, но я изо всех сил старался не мигать. Луны все не было, а про звезды я сразу понял, что Петька соврал…

Разумеется, можно было просто уйти из дому — и поминай, как звали! Но Петька решил, что это неинтересно, и выработал довольно сложный план, поразивший меня своей таинственностью.

Во—первых, мы должны были дать друг другу «кровавую клятву дружбы». Вот она:

«Кто изменит этому честному слову, — не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько листьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед — посылай назад, захочет идти налево — посылай направо. Как я ударяю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться».

По очереди произнося эту клятву, мы должны были пожать друг другу руки и разом ударить шапками о землю. Это было сделано в Соборном саду накануне отъезда. Я сказал клятву наизусть, Петька прочитал по бумажке. Потом он уколол палец булавкой и расписался на бумажке кровью: «П.С.», то есть Петр Сковородников. Я с трудом нацарапал: «А.Г.», то есть Александр Григорьев…

Подобно капитану Гаттерасу (Петька рассказывал мне о нем с такими подробностями, о которых не подозревал и сам Жюль Верн), мы шли вперед и вперед. Мы шли вперед не только потому, что в Туркестане был хлеб, а здесь его уже не было. Мы шли открывать новую страну — солнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву.

Как эта клятва помогала нам!

Однажды, подходя к Старой Руссе, мы сбились с дороги и заблудились в лесу. Я лег на снег и закрыл глаза. Петька пугал меня волками, ругался, даже бил — все было напрасно. Я не мог больше сделать ни шагу. Тогда он снял шапку и бросил ее на снег.

— Ты клятву давал, Санька, — сказан он, — бороться и искать, найти и не сдаваться. Значит, ты теперь клятвопреступник? Сам сказал — клятвопреступник не получит пощады.

Я заплакал, но встал. Поздней ночью мы дошли до деревни...Так от деревни к деревне, от станции к станции мы, наконец, добрались до Москвы. Дорогой мы продали, променяли и проели почти все, что было взято с собой из Энска. Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога, был продан, помнится, за два куска студня.

Непроданными остались только наши бумаги—клятвы, подписанные кровью «П.С.» и «А.Г.», и адрес Петькиного дяди.(В. Каверин «Два капитана»)

4.

Владимир Высоцкий.

                    ПЕСНЯ О ДРУГЕ

                  Если друг оказался вдруг

        И не друг, и не враг, а - так,

        Если сразу не разберешь,

        Плох он или хорош,-

        Парня в горы тяни - рискни!

        Не бросай одного его,

        Пусть он в связке в одной с тобой -

        Там поймешь, кто такой.

        Если парень в горах - не ах,

        Если сразу раскис и - вниз,

        Шаг ступил на ледник и - сник,

        Оступился - и в крик,-

        Значит, рядом с тобой - чужой,

        Ты его не брани - гони:

        Вверх таких не берут, и тут

        Про таких не поют.

        Если ж он не скулил, не ныл,

        Пусть он хмур был и зол, но - шел,

        А когда ты упал со скал,

        Он стонал, но - держал,

        Если шел за тобой, как в бой,

        На  стоял хмельной,-

        Значит, как на себя самого,

        Положись на него.

1966

Анализ стихотворения.

* Где, по мнению поэта, проверяется дружба?

* Почему именно горы проверяют людей на «прочность» и дружбу?

* Какими качествами должен обладать друг?

* О каких людях поют песни, и каких берут в горы?

* Каким характером должен обладать друг?

* С каким настроением выходят покорять горы?

* Какие испытания готовят для человека горы?

* Когда можно положиться на человека и назвать его своим другом?

5.Пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».

1. Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой

настоящей дружбы?

II. Основная часть. Примеры истинной и мнимой дружбы в изображении

русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. (отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».)

2. Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и

Аркадий Кирсанов. (Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны

Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).

3. Тема дружбы в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей

Штольц.(теплота отношений, доверие,забота.)

4. Тема дружбы в романе Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и

Пьер Безухов. (интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к

познанию истины).

III. Вывод. Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и всегда готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожи, но их связывает духовное родство, душевная близость. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу. Они нужны друг другу не только в горе, но и в радости.

   

   В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С. Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности. 

Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Не сформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела». В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность». 

Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву.

Могучая, деятельная натура Базарова требовала не просто дружбы, искренних, благородных отношений, душевной близости, но дружбы-соратничества, полного подчинения всех интересов одной общей цели. Ставя точку в отношениях с Аркадием, он, пожалуй, единственный раз на всем: протяжении действия говорит без иронии, и аффектации о себе и окружающих, его: "... Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай! Нам других ломать надо!"

В романе «Обломов» И.А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело?

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе – в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству.

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова – он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Они необходимы друг другу, потому что так удачно дополняют друг друга, находят один в другом то, чего нет в самом себе.



Предварительный просмотр:

Любовь

1.Высказывания: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими.» (Л. Н. Толстой)

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.» ( И. Тургенев «Воробей»)

«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»И. Бунин).

«Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» («Натали» Бунин).

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем». И. А. Бунин

«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» («Тёмные аллеи» Бунин)

2.Для вступления:

1.“Любовь… Что такое любовь? Каждый человек вкладывает своё понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:

— истинная любовь очищает и возвышает человека;

— у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;

— любовь — это истина;

— любовь всесильна;

— любовь делает человека лучше, светлее;

— любовь есть жизнь, и «нарушитель любви… предаёт себя»”.(перейти к произведениям, где решается эта проблема)

2.“Что есть любовь? Вечный вопрос… Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь — это норма жизни, может быть, лишь её редкие всплески. Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…»”

3.Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова  (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему.( как перейти к произведению) Например, … в своём произведении…

“Ответ на вопрос: «что есть любовь?» я нахожу в замечательной истории любви героев… для которых поиск счастья, обретение истины, движение к свободе с удивительной ясностью и точностью «прочитывается» в мысли Достоевского о том, что «любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Лучше и не скажешь…”

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Как мы видим,…

(как перейти к выводу)Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение.  

3.Тема любви в произведениях И. А. Бунина.

План.

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

II. Многогранность чувства любви у Бунина.

1. «Лики любви» в бунинских рассказах:

1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);

2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);

3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);

4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);

5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);

6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);

7) любовь – обида («Темные аллеи»);

8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);

9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);

10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).

2. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

III. Голос, зовущий ценить любовь.

    Для вступления:

  Любовь – одна из ключевых тем русских писателей-классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение отдается духовной, «платонической» любви, нежели чувственной, физической страсти.В творчестве И. Бунина любовь – это особое слияние плоти и духа. Любовь его героев – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собою молодость.Необычная для того времени смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви в сочетании с совершенством художественной формы и составляет новаторство Бунина в раскрытии этой темы.

     Для Бунина прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Не об этом ли рассказ…

   Для вывода: Отчаянно призывая ценить любовь, Бунин своими новеллами очеловечивает наши чувства.

4.Тема любви в произведениях Куприна.

Для вступления:

  1.   В своих лучших произведениях А. И. Куприн всегда писал о любви. Достаточно вспомнить такие его рассказы и повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», чтобы понять, что писатель не только сам размышлял о любви, но и заставлял задуматься о ее силе и своих читателей.Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией. Они яснее раскрываются, освещенные любовным чувством. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

  1.   В произведениях  известного русского писателя А. И. Куприна любовь предстает перед читателем в разных своих проявлениях. Мы видим ее и как нежное, пламенное, высокое чувство, и как трагическую страсть. Но всегда любовь возвышает человека над другими людьми и делает его равным самому богу, ибо только в любви человек, подобно богам, обретает подлинное бессмертие.

  Именно такая любовь в …

 В рассказе «Гранатовый браслет»звучит тема поэтической любви.

Для вывода: Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину…

  Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.



Предварительный просмотр:

1.Культура – то великое понятие, которое должно улучшить и обновить сумерки современного существования. Из творческого наследия семьи Рерихов.

 «Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины».                                        Н.А. Некрасов

2.Общество стало катастрофически мало читать. Согласно данным,34% взрослых россиян вообще не читает.

«Наше общество стало катастрофически мало читать»,- об этом В.В.Путин говорил на  Российском литературном собрании в 2013 году ,тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.

 Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны».

Безусловно, русский язык слишком велик, слава богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но, повторю, мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли.

 Тенденции таковы, что «новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «сожрать» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского и Пушкина впридачу. Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. А с уходом культуры чтения — уходит и сама культура.

3.Какой он — настоящий писатель?

Задача писателя не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Загадку. И для писателя счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл он сам. Настоящий писатель хочет помочь человеку задуматься, создать пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.

Настала пора осознания, что литература —  не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу,что  литература — это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека, что литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.

Писательство — не развлечение, а трудный поиск истины.

Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше.

Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!

Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении  помочь сердцу почувствовать, побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы.

Самое лучшее хранилище человеческой памяти — это художественное произведение.

4. Какой он – настоящий читатель?

Когда Владимир Набоков начал преподавать в США, он готовил письменные тексты лекций. Однажды обнаружил, что забыл текст дома. Пришлось импровизировать. Набокову пришла в голову идея предложить десять определений читателя, из которых студенты должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”.

Определения были следующими:

1. Читатель — это член общества книголюбов.

2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.

3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.

4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.

5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.

6. Читатель должен быть начинающим автором.

7. У читателя должно быть развито воображение.

8. Читателю необходима память.

9. У читателя должен быть богатый лексикон.

10. Читатель не может быть чужд искусству*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...

"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)

Урок проводится  с использованием  материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочине...

Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)

Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...

Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Урок  по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

Экспресс - занятие: Готовимся к написанию сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3

Экспресс - занятие: Готовимся к написанию  сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3 ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...