Главные вкладки

    Cценарий классного часа по теме "Общение"
    классный час (10 класс) по теме

    Эрендженова Светлана Константиновна

    Классный час для студентов 1 курса дошкольного отделения педагогического колледжа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon klassnyy_chas_obshchenie.zip21.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий классного  часа для студентов 1 курса  дошкольного  отделения педагогического колледжа. Классный руководитель Эрендженова С.К.

    ТЕМА: «Общение и мы»

    Цели: показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека; помочь студентам проявить свои коммуникационные способности; разработать свод правил общения в группе для комфортного сосуществования.

    Форма: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

     Подготовительная работа.

    Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

    1. Что такое общение?

    2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

    3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?

    4. От какого общения следует отказываться?

    План:

    * Вступительное слово классного руководителя.

    * Выступления студентов.

    * Разработка правил общения в группе.

    * Подведение итогов.

     Материалы к классному часу.

                        Обсуждение высказываний известных мыслителей об общении.     

            Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

                    Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).

    Классный руководитель может предложить студентам обсудить высказывания:

    «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может

     им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»

    А. Пьерон

     «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»

    Б. Брехт

    «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

    Ф. де Ларошфуко

    «Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?»

    Ж.Санд

    «Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво»

    Б.Грасиан

    «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь»

    Клавдий

    «Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями»

    П.Буаст

    «Изрекать могут многие - понимают не все»

    Г.Богослов

    Слово классного руководителя:

    Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о важном – о человеческом общении. Эту тему изучают на уроках психологии, обществознания, литературы, основ педагогического мастерства. Цель нашего сегодняшнего классного часа: поговорить о том, как мы учимся общаться с людьми, от какого общения следует отказываться и что необходимо нам для того, чтобы испытывать радость от общения друг с другом.

    Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». Вашим домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки на тему: «Общение». Какие вам больше всего понравились? Какой смысл они несут? (прил.1)

     А.С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

     Давайте послушаем и обсудим молдавскую сказку

    Повар и царь

    Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей и советников разных на честной пир с музыкантами. За три дня до пира вызвал к себе царь повара, дал ему денег и приказал купить на базаре самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья. Пошел повар на базар, накупил там языков на все деньги, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.

    Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами  и приказал подавать кушания. Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык и приказал царь следующее блюдо нести. А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга – почему им подают только  блюда из языка? Съели гости, что подано, и ждут, чего еще подадут. Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принес язык!

    - Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? – спрашивают гости.

    Призвал царь повара:

    - Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что есть на свете?!

    А повар отвечает:

    - Пресветлый царь! Разве есть что-нибудь на свете лучше и дороже языка? Язык все может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!

    Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом решили так: пусть повар еще раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть. Пошел повар и принес с базара…язык!

    Говорит ему царь:

    - Разве не приказывал я купить  тебе самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:

    - Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык все может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!

    Вопросы и задания к сказке:

    1.Что вы на месте повара купили бы на базаре?

    2.Приведите примеры из жизни и литературы, как язык помогал людям подружиться или, наоборот, разрушал их дружбу.

    3.Какой должна быть речь человека, чтобы к нему тянулись люди?

    4.Расскажите о разных эпизодах из своей жизни, когда от чьих-то добрых слов у вас исчезало плохое настроение, или, наоборот, чьи-то злые слова портили ваше хорошее настроение.

    Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого 

    Слово о словах

    Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

    То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

    Есть слово – утешение и слово – удушение.

    Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

    Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

    Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

    Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

    Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

    Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

    Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

    Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

    Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

    Я думаю, что эти стихи обращены не только к поэтам.

    Очень часто мы засоряем нашу речь сленгом, жаргонизмами, словами-паразитами. Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

    Как говорим – так и живем

    Не знаю я, куда мне «бечь»,

    Мы засорили нашу речь.

    Живем то «клево», то в «прикиде»,

    Но в основном на жизнь в обиде.

    «Блины» висят на языке,

    И грубые слова.

    И без конца из уст летит,

    Хула, хула, хула.

    И чтобы жизнь нам изменить,

    Научиться надо говорить.

    Очистим нашу речь от скверны,

    Это поможет душе и нервам.

    Это излечит наше состоянье,

    Огромного требует речь вниманья.

    А коль начнем за языком следить,

    Богатство мира можем сохранить.

    Ната Невская

    Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

    Диалог для размышления

    Почему люди грубят

    Дочка: Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

    Мать: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

    Дочка: В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые?

    Мать: Чтобы сказать по-другому, надо сделать над собой усилие, прежде чем подумать, а на это не все способны.

    Дочка: Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

    Мать: Смотри не на слова, а на дела человека. Иногда грубые слова вроде плохой привычки, но это не значит, что человек плохой.

    Дочка: Может он и хороший, но разговаривать с ним невозможно.

    Мать: Если ты будешь разговаривать с ним по-другому, его дурная привычка исчезнет.

    Дочка: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

    Предлагаем вашему вниманию сценку «Мастер и ученик». Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

    Сценка

    Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

    - Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

    - Думаю, нет.

    - Принесет ли она кому – нибудь пользу?

    - Да нет.

    - Она смешная?

    - Нет.

    - Тогда зачем мне ее слушать?

    Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

    Думай, что говоришь

    Притча

    Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

    - Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

    Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

    На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

    - Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

    - Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

    Вопросы и задания к притче:

    1.Почему распространение слухов опасно? Приведите примеры, подтверждающие это.

    2.Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

    3.Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

    4.Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

    Умение общаться  - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. Вы отвечали «да» или «нет» на вопросы теста (прил. 2).

    Говорят, что есть люди, ответившие на первые десять вопросов «нет» и на последующие «да» то есть показавшие себя идеальными слушателями. Но большинству трудно определить границы своего ответа в рамках «да» или «нет», потому что в жизни все случается.

    В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

    Российский психолог А.И. Кочетов выделил следующие правила общения:

    Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться видеть жизнь под их углом зрения.

    Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать их.

    Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

    Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал  доброго отношения между людьми.

    Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

    Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

    Вопрос: Со всем ли вы согласны?

    Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость. Прошу взять маркеры и выразить свои предложения на бумаге.

    Свод правил, составленный студентами

    Уважай собеседника

    Слушай его с вниманием, не перебивая и давая высказаться

    Старайся говорить только то, что думаешь

    Будь правдивым и искренним

    Не обманывай

    Не сплетничай

    Не груби

    Не используй слова – паразиты

    Избегай слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей

    Говори просто и не горячись

    Говори мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку

    Шути, но не издевайся

    Не кричи, но и не разговаривай шепотом

    Заключительное слово. Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

    Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним.  Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

    Список использованной литературы

    Волков Г.Н.  Педагогика национального спасения. – Элиста: АПП «Джангар», 2003.

    Сгибнева Е.П.  Классные часы в выпускных классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

    Сгибнева Е.П.  Классные часы в 10 – 11 классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

    Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.  Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005

    Билык Н.И., Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 8 – 9 классы – Волгоград: Учитель, 2008

     Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 10 - 11 классы – Волгоград: Учитель, 2006

     Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003

    Приложение 1

    «Молчание – золото».

    Народная мудрость 

    «Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

    Индийское изречение

    «Сближайся с  умными, а глупых сторонись»

    Аварская пословица

    «Доброго держись, а от худого удались»

    Русская пословица

    «За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

    Чувашская пословица

    «На дружеское слово дружески и отвечать надо»

    Якутская пословица

    «Слово, идущее от сердца, до сердца дойдет»

    Лезгинская пословица

    «Неприятное слово нельзя передавать»

    Чеченская пословица

    Приложение 2

    ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ?»

    Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

    Итак, какой вы слушатель?

    Задание: ответить «да» или «нет» на каждый тезис.

    1.Я часто жду с нетерпением, когда собеседник кончит говорить, чтобы высказаться самому.

    2. Иногда я предлагаю решение проблемы до того, как она представлена полностью.

    3. Я предпочитаю слышать то, что доставляет мне удовольствие.

    4. Бывает, что я отвлекаюсь, теряю нить рассуждений, когда говорят другие.

    5. Иногда эмоции, переполняющие меня, затрудняют момент восприятия.

    6. Случается, что когда я вспоминаю какой-либо разговор, мне приходят на память не основные, а несущественные детали.

    7. Если в разговоре возникают трудные для понимания моменты, я отключаюсь.

    8. Я обычно с предубеждением отношусь к тому, что слышу вокруг.

    9. Когда я устаю от разговоров, то начинаю смотреть в угол или по сторонам.

    10. Мне нетрудно сделать вид, что я слушаю собеседника.

    11. Как правило, пытаюсь поставить себя на место говорящего.

    12. Иногда во время разговора я вдруг понимаю, что мы говорим о похожих, но не об одинаковых вещах.

    13. Чтобы помочь собеседнику высказаться, я стараюсь не прерывать его - «держу паузу».

    14. Для лучшего понимания предмета обсуждения я стараюсь задавать вопросы по интересующей теме.

    15. Хотя и бывают моменты, когда очень хочется прервать собеседника и показать ему, как в действительности нужно высказываться, делать выводы и пр., я стараюсь держать себя в руках.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Cценарий классного часа "Поговорим о дружбе"

    Классный час, посвященный дружбе и друзьям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал о важности школьной дружбы, призывал поддержив...

    Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

    Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

    Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

    План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

    «Технология создания портфолио» cценарий классного часа

    Сценарий классного часа «Технология создания портфолио»Цель: содействовать повышению компетентности учащихся в разнообразных видах деятельности: учебной. Творческой, коммуникативной, социальной и др.З...

    Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

    В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

    Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

    Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...