сценарий открытого занятия "Рождение джаза"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Пентехина Галина Германовна

Формирование музыкальной культуры через знакомство со стилевыми особенностями афро-американской музыки  XIX - начала XX столетия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Л. В. Лукьянчук                                                                                                                                      педагог дополнительного образования                                                                                             высшей квалификационной категории                                                                                                                    ГБОУ Гимназия №587                                                                                                                               Санкт-Петербург                                                                                                                                               Г. Г. Пентехина                                                                                                                                   педагог дополнительного образования                                                                                               высшей квалификационной категории                                                                                                ГБОУ Гимназия №587                                                                                                                           Санкт-Петербург

Сценарий хода и содержания методической разработки открытого занятия «Рождение джаза»

Пояснительная записка

Реформирование  системы  общего образования  нацелено  на  формирование  нового воспитательно-образовательного  пространства, которое  позволит  обеспечить духовно-нравственное  становление  подрастающего  поколения,  его  подготовку к жизненному  самоопределению.

Социальный  заказ  государства  на  воспитание  человека  современно  образованного,  нравственного, предприимчивого,  способного  к сотрудничеству и  межкультурному  взаимодействию,  обладающего  чувством  ответственности  за  судьбу  страны,  нашёл  отражение  в новой  Концепции  модернизации  российской  системы  образования.  

В  Концепции  модернизации  российской  системы  образования  определено,  что учреждения  дополнительного образования  детей  были  и  остаются  одним  из самых  определяющих  фактов  развития  склонностей,  способностей и интересов  социального и  профессионального  самоопределения  детей  и  молодёжи.

Ценностными  приоритетами  системы  дополнительного  образования детей  являются:

  • демократизация  образовательного процесса;
  • поддержка и  развитие  детского  творчества;
  • саморазвитие  личности;
  • создание  условий для педагогического творчества;
  • открытость системы  дополнительного образования детей;
  • создание  дополнительных образовательных  программ  нового  поколения;
  • научно-методическое  обеспечение системы  дополнительного  образования  детей;
  • развитие системы  дополнительного  образования  детей  на  основе  информационных  технологий.

Дополнительное  образование  является  востребованным как для  самих детей – от  дошкольников  до  выпускников,  так  и  для  их  родителей,  а  также  педагогов,  работающих  в  этой  системе.

          Развитие  дополнительного  образования  детей  в  общеобразовательных  учреждениях  предполагает  решение  следующих  задач:

  • определение содержания  дополнительного  образования,  его  форм  и  методов  работы  с  обучающимися  общеобразовательного  учреждения  с  учётом  возраста  обучающихся, вида  учреждения,  особенностей  его  социокультурного окружения;
  • формирование  условий  для  создания  единого  образовательного  пространства;
  • расширение  видов  творческой  деятельности в  системе  дополнительного  образования детей для  наиболее  полного  удовлетворения  интересов  и  потребностей  обучающихся  в  объединениях  по  интересам;                                                                              
  • создание  условий  для  привлечения к  занятиям  в  системе  дополнительного  образования  большего  числа  обучающихся  среднего  и  старшего  возраста;
  • обращение к  личностным  проблемам  обучающихся,  формирование  их  нравственных  качеств,  творческой  и социальной активности;
  • создание максимальных  условий  для освоения  обучающимися  духовных  и  культурных  ценностей,  воспитания  уважения  к  истории  и  культуре  своего  и  других  народов.

         Педагогические  коллективы  многих образовательных  учреждений  осознали  сегодня,  что  падение  нравственности невозможно  остановить  без  укрепления связи  с  семьёй.  Положительные  результаты,   как правило,  получают  те  общеобразовательные  учреждения,  где  глубоко  и  систематически  изучаются  семьи  учащихся,  деликатно  и  с  уважением  относятся  к  родителям  и  детям.  Проявляется  тенденция  активной  и  целенаправленной  работы  педагогических  коллективов  по  возрождению  национальных  традиций  в  семейном  и  общественном  воспитании,  привлечению  родителей  к участию  в  совместных  делах  с  детьми  и педагогами.

        В  этой  работе  неоценимую  роль  играют  учреждения  дополнительного  образования;  и  у  родителей  очень  развита  потребность в дополнительном  образовании  своих  детей. По  исследованиям  ГосНИИ  семьи  и  воспитания  в  ряде  регионов  94,8%  респондентов  хотят,  чтобы  дети  занимались в  каких-либо  кружках  и  секциях.  Очевидно, что  родители  понимают,  что  это  развивает  ребёнка,  он  находится  под  социальным  контролем.

       Деятельность  родителей  и  педагогов  в  интересах  ребёнка может  быть  успешной  только  в  том  случае,  если  они  станут союзниками,  что  позволит  им  лучше  узнать  ребёнка,  увидеть его в  разных ситуациях  и  таким  образом  помочь  взрослым  в  понимании  индивидуальных  особенностей  детей,  развитии  их  способностей,  формировании  ценностных  жизненных  ориентиров,  преодолении  негативных  поступков  и  проявлений  в  поведении. Педагогам  важно  установить  партнёрские  отношения  с  семьёй  каждого воспитанника,  создать  атмосферу  взаимоподдержки  и  общности  интересов.  Именно  семья  с  раннего  детства  призвана  заложить  в  ребёнка  нравственные ценности, ориентиры  на  построение  разумного  образа  жизни.

     В  системе  дополнительного  образования  детей,  особенностью  которого  является  свободное  творческое  развитие  ребёнка,  взаимодействие  педагогов  и  родителей  осуществляется  через:

  •  приобщение  родителей  к  педагогическому  процессу;
  •  создание  системы  массовых  мероприятий  с родителями;
  •  организация  психолого-педагогического  просвещения  родителей;
  •  работа по  организации  совместной  общественно  значимой  деятельности  и  досуга  родителей  и  воспитанников;                                                          
  • выявление  и  использование  в  практической  деятельности  позитивного  опыта  семейного  воспитания;
  • объединение  усилий  педагога  и  родителей  в  совместной деятельности  по  воспитанию  и  развитию  ребёнка.  Эти  взаимоотношения  следует  рассматривать  как  искусство диалога  взрослых  с конкретным  ребёнком  на  основе  знания  психических  особенностей его  возраста,  учитывая  интересы  ребёнка,  способности  и  его  предшествующий  опыт.

             Сегодня  самым  актуальным  становится  приобщение  детей  и  подростков  к  духовным  традициям  и  формирование  в  их  среде  нравственных  ориентиров  и  ценностных  установок.   Выработаны  основные  критерии   на  которые  должен  опираться  педагог:

  • человек – творец  культуры  и  её  главное  творение;  
  • утверждение,  соблюдение  ценностей,  способствующих  возвышению  человека;
  •  воспитание  маленького  человека  в  уважении  к  отечественной  культуре;
  • воспитание  на  нравственном  своеобразии  нации;
  • непосредственное  участие  в  самой  культурной  жизни;
  • невозможность  воспитания  человека  без  уважения  человеческого  достоинства.

       Влияние  искусства  на  личность  носит  комплексный  характер,  воздействуя  одновременно  на  чувства,  разум  и волю  человека.  Именно  через искусство  происходит  передача  духовного  опыта  человечества. Это  находит  отражение  в  следующих  концептуальных  идеях  и  положениях:

  • воспитательное  влияние  музыки  на  душу  человека  (Платон);
  • природосообразность  методов  музыкального  воспитания  (М.И.Глинка);
  • музыкальное  образование  как  фактор  развития  человека (В.Ф. Одоевский);
  • теория сущности  художественного  творчества  как  особого  способа  освоения мира  (Б.В.Асафьев, Л. С. Выготский)
  • концепция  преподавания  искусства (Д.Б. Кабалевский, Г.Г.Нейгауз, Е.В. Назайкинский);
  • концепция  индивидуальных  различий  и  способностей (Б.М.Теплов);
  • музыкальное  образование – условие  эстетической  гармонизации  жизни  человека как  основы  его  духовно-нравственного  совершенствования (Д.Б. Кабалевский).

          Влияние  музыки  на  интеллект – глубокая  нравственно – философская  проблема. Особенности  художественной культуры  делают  её незаменимой  в  сложном  воспитательном  процессе.                                                                

        Очевидно,  что  духовные  ценности  имеют  непреходящий  характер.              Истинное  произведение  искусства  высоконравственно.    Для  того,  чтобы  вырастить  нравственного  человека  надо  научить  его  распознавать  истину.  Отделить  зёрна  от плевел.  Это – сверхзадача,  которая  стоит  перед  творческим  учителем.  Только от  Учителя  с большой  буквы  во  многом  зависит – каким  вырастет  его  ученик.  Прикасаясь  к  такой  тонкой  материи,  как неокрепшая  душа  ребёнка,  надо  помнить  завет  Достоевского,  который писал,  что  надо,  чтобы  у каждого  человека  сохранилось  хоть  одно  хорошее  воспоминание  из детства,  и  если  это  хорошее воспоминание  из  детства  есть  у  человека,  то спасётся человек.    

          Трудно  переоценить  значение  «воспитания  через  искусство».  Музыкальные  занятия  дают  массу  возможностей  для  становления  многих  личностных  качеств,  необходимых  для  того,   чтобы  маленький  человек  состоялся.  Изо дня  в  день,  встречаясь  и  работая    со  своими  воспитанниками,  мы   ставим  перед  собой  конкретные,  узкие  задачи.   Но,  решая  эти  конкретные,   узкие  задачи   педагог  не  может  себе  позволить  узко  мыслить.    

       Ибо духовная  культура – есть  способ  хранения  и  передачи  от  поколения  к  поколению  общезначимых  ценностей.  В  процессе  восприятия  этих  ценностей  через  восприятие  произведений  искусства  происходит  творческое  и  нравственное саморазвитие  человека.       Воспринимающий  искусство  проделывает  путь  от  прекрасной  формы  через  сопереживание – к  постижению  идеала.

          Эстетическое  развитие  личности  ребёнка   потенциально  может  осуществлять  в  русле  своего  предмета  практически  любой  педагог,  использующий  «эмоциональные  методики»  с  целью вызвать  в детях  восприятие  учебного  материала  с  участием  эмоций  и  преодолеть  встречающиеся  сложности  благодаря  невероятной  детской  активности,  пробуждающейся  тогда,  когда  «знание  стучится  в двери  чувств»  (В.В. Алексеев).

         Как  результат  художественно-эстетическое  воспитание  соотносится  с  такими  понятиями,  как  художественная  грамотность,  эстетическая образованность. Эстетическая образованность  отражает  более  высокий  уровень  художественного  развития  человека,  включающий

  • широту  кругозора  в области  искусства;
  • устойчивую  потребность  в  обращении  с  искусством;  
  • понимание  закономерностей  его развития, владение  спецификой  языка  разных  искусств;
  • способность к  художественному  творчеству;
  • целостное  представление  об  окружающем мире  на основе  единства  рационального  и  образного  художественного  познания.

                                                                   

       Познавательный  концерт-беседа  «Рождение  джаза»  представляет  просветительскую  работу  педагогов  ОДОД  гимназии  № 587  среди  её  воспитанников  и  их родителей,   и  является  частью  лекционного  цикла  «Стилевая  апперцепция».

Концерты-беседы  проводятся  силами  воспитанников  от  6  до  15  лет  фортепианного  класса  преподавателя  Пентехиной Г.Г.  в  течение  10  лет  с  периодичностью  2-3  концерта  в  году.  Последние  три  года  наметилась  тенденция  к  расширению  участников  концерта  и  аудитории.  Кроме  детей  класса  преп.  Пентехиной  Г.Г  в  концерте  принимают  участие  воспитанники  преподавателей  гимназии  №587  Ватьян Е.Ш.,  Лукьянчук Л.В.,  Косолаповой Г.В., Кузьминой И.Н.,  Мелешкевич А.В.,  Силантьевой И.Л., Степановой Е.Л..  Соответственно  расширяется  и  диапазон  инструментов:  кроме фортепиано  звучат  духовые инструменты, гитара, аккордеон,  синтезатор.

Цель   мероприятия   –   формирование  музыкальной  культуры  путём  активизации  слухового  восприятия  музыкальных  произведений.  Знакомство  с  закономерностями  музыкальных  процессов,  развитие  устойчивого  интереса  к  классической  музыке.

Задачи   мероприятия:  

  • -осознанное  восприятие  некоторых  стилевых  особенностей  того  или  иного  направление  в  музыке,  знакомство  с  некоторыми  характерными  чертами  музыки  определённой  эпохи,  национальной  школы,  индивидуального  стиля  творчества  выдающихся  композиторов;
  • -развитие  творческого  потенциала  каждого  ребёнка,  повышение  внутренней  самооценки,  поскольку  непременным  условием  каждого  концерта  является  участие  детей  с  разной  степенью  музыкальной   одарённости  и  подготовки;
  • -формирование  и  развитие  позитивных  установок,  создание  праздничной  атмосферы  путём  оптимизации  творческого  процесса  у  каждого  ребёнка,  посредством  постановок  перед  воспитанником  посильных  задач,  отвечающим  его  интересам  и  способностям;
  • -пропаганда  исполнительства  на  различных музыкальных инструментах;
  • -организация общения детей и их родителей в среде культуры, культурно – досуговая ориентация., воспитание как аудитории, так  и  исполнителей  (подготовка  к  концерту и  сам концерт).

                                                                 

Одна  из  трудностей  концертной  работы  с  детьми  в  том,  что  дидактическое  сочетается  здесь  с праздничностью,  познание  нового – с  развлечением.  Лекция-концерт  должна  иметь  свой  внутренний  «темпо-ритм»,  недопустимы  неоправданные  паузы  между  номерами,  падение  «пульса»  концерта.

                                                   

       Для  успешного  проведения  мероприятия  можно  использовать:  

  • -метод  слуховой экспертизы (при отборе примеров необходимо  руководствоваться  требованием  достаточной  контрастности  примеров);
  • -метод  коммуникативной  ситуации,  позволяющий  каждому  участнику  почувствовать  себя  «героем  дня»

  • -метод  театрализации¸  позволяющий  детям  окунуться  в  атмосферу  изучаемого  периода  времени.

План проведения:

  1. Сбор участников  концерта  в Актовом зале гимназии  №587
  2. Концерт-беседа  «Рождение  джаза»
  1. исторический  обзор;
  2. спиричуэлс;
  3. блюз;
  4. менестрели;
  5. регтайм;
  6. буги-вуги;
  7. викторина;
  8. джаз-бэнд;
  9. современные  авторы.
  1. Награждение благодарностями от администрации школы участников концерта,  а  также  педагогов, воспитанники которых участвовали в концерте.

                                         Перечень оборудования

  1. Наглядное  оформление  зала  в соответствии с  тематикой  мероприятия.
  2. Компьютерная  презентация,  сопровождающая  ход  концерта.
  3. Настроенные  музыкальные  инструменты  на  сцене.
  4. Наличие  необходимого  количества  микрофонов.
  5. Свет.
  6. Благодарности  от  администрации  школы,  призы  для  участников  концерта.  

                                                                     

                                        Советы организаторам

  1. Необходимо тщательно продумать план подготовки, проведения  концерта:
  • выбрать наиболее интересные  произведения на начальном  этапе подготовки;
  • тщательно  продумать  вопросы  для  викторины;  подобрать  яркий  музыкальный  материал;
  •  подготовить  презентацию;
  • сформировать программу концерта, отдавая предпочтение ансамблям и оркестрам, что дает возможность участвовать в концерте большему количеству участников;
  • согласовать  время  и план проведения  мероприятия  с  коллегами  с целью  создания  группы  поддержки  на сцене  и  в  помощь  звукооператору;
  • продумать процедуру награждения участников концерта.
  1. Следует перед концертом настроить рояль на сцене (лучше, если Вы сделаете это накануне концерта, а затем еще раз в день проведения мероприятия).    
  2. Рекомендуется заранее согласовать план проведения концерта со звукооператором (показ презентации, музыкальное сопровождение награждения, наличие  необходимого количества микрофонов на сцене, микрофоны для ведущих,  подключение  синтезаторов).  
  3. Поверьте, что успех во многом зависит от наглядного оформления зала.
  4. Необходимо спланировать наполняемость зала.
  5. Следует заблаговременно разослать приглашение на концерт гостям (не менее чем за неделю до дня проведения).
  6. Рекомендуется подготовить афишу концерта (не менее чем за неделю до мероприятия).

! Постарайтесь сразу, не откладывая в «долгий ящик», методически грамотно оформить материалы проведённого дела. Этот опыт Вам пригодится:

- для аттестации;

-педагогам дополнительного образования района и города для организации таких концертов;

-методическому кабинету ДДЮТ и Вашего учреждения для обобщения опыта.

Сценарий творческого проекта «Рождение джаза»

Здравствуйте.  Я  рада  видеть  знакомые  и  новые  лица  на  нашем  концерте  в  зале.  Хочу  «представить»  вам  ещё  одного  гостя,  надеюсь,  этот  музыкант  многим  из  вас  хорошо  знаком.

spirituals  Go Down,  Moses", исп.  louis Armstrong

                                                      (изображение  на экране)

Кто  узнал  этого  артиста? (ответ)

Как  называется  песня,  которую  он  исполнял? (ответ)

Какому  музыкальному  жанру  принадлежит  эта  музыка? (ответ-джаз)

Распознавание  на  слух  музыкальных   произведений – увлекательный  процесс.  Когда  мы  слышим  знакомые  звуки  и  догадываемся,  произведение  какого  автора  звучит,  то  начинается  диалог  личностей.  Образованный  человек  вспомнит  и  историю  создания  этого  произведения,  эпоху,  исторические  события,  тогда  имевшие  место.  

Кто  может  сказать,  в  какой  стране  зародилось  искусство  джаза?

                                                                                          (ответ: Америка)

Какие  две  культуры  легли  в  основу  этого  своеобразного  искусства,  подобного  которому  не  было  ни  в  одной  точке  земного  шара?

                                           (ответ:  африканская и  западно-европейская)  

         Почему  именно  Северная  Америка  явилась  колыбелью  этого  фантастического,  невероятного  искусства?  

Решающим  для  судеб  американской  музыки  в  целом  и  для  джаза  в  частности  явилось  то  обстоятельство,  что  Америка,  страна  чистого  капитализма,  в  отличие  от  Европы,  не  знала  дворянской  культуры.  

Дворянская  культура  предполагает  возвышенный  образ  мыслей,  тесную  связь  с  религиозной  идеей,  высокопрофессиональных  музыкантов.  Содержание  оперного  театра  для  дворов  Европы  и  России,  начиная  с  Петра I,  купившего  за  границей  музыкантов,  было  высоко  престижным.  В  творчестве  выдающихся  художников  господствовал  принцип  гармонии  и  красоты.

Как  же  развивалось  музыкальное  искусство  в  Америке,  в  обществе,  никогда  не  знавшем  придворно – аристократической  жизни  и  потому  полностью  лишённом  созданной  ею  художественной  атмосферы?

В  республиканской  Америке  конца  VIII  века,  отрицавшей  дворянство  и  его  культуру  процветали  средневековые  протестантские  хоралы  и  музыкальные  баллады  времён  английской  королевы  Елизаветы.  Это  весьма  аскетичная,  строгая,  рациональная  музыка.

Вспомним,  какая  вторая  составляющая  культура  стояла  у истоков  джаза?  (ответ:  африканская)                                                           

                                                           

Трудно  себе  представить  более  антагонистические,  не  похожие  друг  на  друга,  мировоззренческие  системы,  чем  рационализм  ренессансного  гуманизма,   господствовавший  в  Европе,  и фаталистическое начало,  определявшее  жизнь  африканца.           Африканским  невольникам,  воспитанным,  выросшим  в  духе  поклонения  природе,  где  религия  связана  с  магическим,  фантазийным  началом,  насильственно  и  окончательно  оторванным  от  своих корней,  не  виделось  ничего  светлого  в  перспективе.  

Народ  без  воспоминаний  и  надежд,  заблудившийся  в  беспросветной  темноте  враждебного  ему  мира,  неизбежно  терял  жизненную  точку  опоры.  Его  внутренняя  сущность  могла  легко  оказаться  сломленной.

 Но он нашёл  эту  спасительную  точку  опоры  в  музыке,  которую  создал  на  непонятной  ему  новой  земле.

Известно,  что  северную  половину  американского  континента  исторически  заселяли,  главным  образом,  переселенцы – протестанты  (англичане,  французы),  среди  которых  было  много  религиозных  миссионеров,  стремящихся  обратить  негров  в  христианскую  веру.

Христианство  стало  единственным  выходом в  мир  духовных  ценностей  в  беспросветной,  полной  нескончаемых  страданий  жизни  чёрных  невольников. В гимнах и духовных песнях  белых  американцев  рабы  увидели  возможность  выразить  свой  внутренний  мир.  Из  скрещивания отдельных черт  обрядовых  танцев  и  песен  тропической  Африки  с  хоровым  протестантским  гимном  и  родилась  музыка  потрясающей  трагической  силы – негритянские  спиричуэлс.                       

                                                             (на  экране:    spiritual – духовный)

Что  отличает  эти  песни  от  западно-европейских  хоралов  и  роднит  с  джазом?       Это –(ответ)

  • характерная  ритмика,
  • нетемперированные  аккорды,  
  • глиссандо,  
  • яркая  эмоциональность,
  • коллективная  импровизация.                                        

Спиричуэлс  значительно  повлияли  на  формирование  и  развитие  джаза,  многие  из  них  до  сих  пор  используются  джазовыми  музыкантами  в  качестве  тем  для  импровизаций.  Наиболее  популярны  из  их  числа – уже  прозвучавшая в исполнении Луиса Армстронга "Go Down,  Moses","Swing Low, Sweet Chariot",   "Nobody Knows The Trouble L've Seen",  "Down By The Riverside"; а  тема  "When The Saints Go Marching In" попросту  является  своего  рода  гимном  традиционного  джаза.

       Звучит  spirituals  «When The Saints Go Marching»  

                                                                                                                           

Ещё  одним  из  источников,  давших  жизнь  джазу,  безусловно,  является  блюз.  (на  экране:  blue  devils – меланхолия,  уныние)

Блюз  и  спиричуэлс   - очень  близкие  по  духу  жанры.  Но  если    спиричуэлс,  сформировались,  как  мы  помним,  в  атмосфере  христианства,  где  страдание  сливалось  с  чувством  всенародной  веры,  то  в  блюзе,  рождённом  из  старинных  негритянских  трудовых  песен,  образ страдания  окрашен  особым,  колоритом.  Мрачная  тоска  переплетается  в  нём  со  своеобразным  "юмором  висельника"  и откровенной  чувственностью.  «Я  смеюсь,  чтобы  удержаться  от  слёз» (А.П. Чехов).

Теперь  поговорим  о  музыкальных  особенностях  блюза,  перешедших  в  джаз.

1).  Безусловно – это,  в первую  очередь,  что? 

                                (ответ:  импровизационное  начало).  

Нередко  в практике  сельских  блюзов  исполнение  одной  песни  длится  несколько  часов  подряд.  В  этом  схожи  многие  народные  песни.  И  русские  обрядовые  действа  длились  много  часов.  Или,  к  примеру,  чукотские  народные  песни, – «что  вижу, – о  том  и  пою».  

2).  Ещё  одна  особенность  блюза,  перешедшая  в  него  из  старинных  трудовых  песен, – это  приём  респонсорной  переклички.  

Кто  может  оъяснить,  что  это  за  приём?

                                      (на  экране: responsare – отвечать). 

Приём  «зова  и  ответа» – один  из  фундаментальных  закономерностей  блюза  в  частности  и  джаза  в  общем.  Вокальная  партия  «говорит»,  а  инструментальная  продолжает  её мысль  или  «отвечает»  ей.  Конечно,  афро-американцы  не  обладали  монополией  на  так называемые  рабочие  песни.  Такой  приём  использовали  многие  народности.  Вспомним,  хотя  бы  русскую  бурлацкую   «Эх,  дубинушка,  ухнем»,  или,  как  её  называли  в Штатах  во  время 2-й  мировой войны – «Песня  волжских  корабельщиков».

                                                             (музыкальный пример)

3). Мелодическое  своеобразие  блюза  заключается  прежде  всего   в том, что  мелодика  принадлежит  не  столько  к  сфере  собственной  музыки,  сколько  к  сфере  разговорной  речи. "A sang  speech" - спетая  речь.  В  инструментальных  блюзах  исполнитель  максимально  подчёркивает  близость  звучания  к  тембру  человеческого  голоса.  В  результате  в  рамках  одного  инструментального  звучания  ясно  слышится  диалог  между  воображаемым  певцом  и  отвечающим  ему  инструментальным  рефреном,

               

4).  Правильное  исполнение  вокального  блюза  предполагает  особенные неведомые дотоле европейцам приёмы  звукоизвлечения.     Вокальное  вибрато,  скольжение  голоса  от  звука  к  звуку,  "взрывчатые"  ритмические  эффекты, подражающие  инструментам  и  лишённые  словесного  смысла, ("scat-singing"), тремоло,  фальцетто,  стоны,  рычание,  нарочито  хрипящие  звуки,  так  называемые  пение  "wa-wa-wa-wa"  в духе  хорошо  известных  нам   джазовых  инструментов,  ну  и,  наконец,  так  называемые  «блюзовые  тона» – низкие  третья  и  седьмая  ступени  лада.   (музыкальные примеры).

Как  вы  думаете,  легко  ли  такой  полёт  фантазии,  да  ещё  наложенный  на  необычный  ритм,  «закрепить»  на  нотном  листке?   Практически  невозможно!

Но,  тем  не  менее,  как  не  открещиваются  блюзовые  музыканты  от  напечатанных  образцов,  но  пренебречь  ими  невозможно.  Есть  прекрасные  образцы  нотированных   блюзов,  и,  прежде  всего,  это  произведения  Вильяма Хэнди - "отца  блюзов".  Он  первый,  преодолевая  бесконечные  трудности,  опубликовал  песни  под  названием  "Блюз",  "Блюзы  Мемфиса",  

              Вильям Хэнди  «Блюз  Сент-Луи»(1914)  

  Успех  этих  песен  был  огромен  и  породил множество  других  произведений  подобного  рода.   О  популярности  В. Хенди  можно  судить  хотя  бы  по  тому,  что  Гершвин  посвятил ему  "Рапсодию  в  блюзовых  тонах».    

И  спиричуэл,  и  блюз  как  музыкальные  жанры продолжают  существовать  и  развиваться  и  поныне.  А  вот  такое  явление как  музыкальный  театр  менестрелей – ещё  один  из  важных  источников  происхождения  джаза – уже  стал  историческим  достоянием  культуры  Америки.  К  середине  XIX  столетия  в  США  огромной  популярностью  пользовались  так  называемые  «sights»(зрелища),”show  boat»(плавучие  театры) а  также  «blackface  minstrelsy» - чёрные  менестрели  или  «minstrel    show» - менестрельные  шоу.  (показ  на  экране)

Основой  репертуара  такого  театра  были  пародии-карикатуры  на  особенности  речи  негров-рабов,  на  несвойственную  белым американцам  манеру  двигаться,  танцевать,  жестикулировать.  

Вспомните, пожалуйста, был ли  похожий  народный  театр на  Руси?                                                                                      

                                                                                (ответ:  балаган)

Как  назывались  странствующие  артисты?  

                                                              (ответ: скоморохи)

Minstrel    show – американский  балаганный  театр.

Характерной особенностью  американского  «театра менестрелей»  была  его  маскировка под  негритянское  искусство.

Тёмная  маска,  на  ней – резко  выпяченные  розовые  губы,  огромные  белки  глаз.   Эти  гротескные  штрихи  служили  эмблемой  театра  менестрелей.   (показ  на  экране)

Музыкальную  основу  этих  шоу  составляла  уже  упомянутая  английская  елизаветинская  баллада.  Все  роли  в этих спектаклях  по  началу  исполняли  белые  артисты,  которых  в  последствии  сменили чёрные  музыканты.  Талантливые  импровизаторы,  они  привнесли  в  музыку,  пение,  танцы  африканский  колорит.  Елизаветинская  баллада  на  менестрельной  эстраде  утратила  свою  «невинность»,  прониклась  условными  эротическими  тонами,  расцвела  специфичным  юмором,  который  называют  «dead-pan  humour»,  где  абсурдно  смехотворные  моменты  нарочно  поданы  под  видом  полной  серьёзности.  

( Читаем  стихотворный  текст  на  английском,  переводим) (показ  на  экране)

Чрезвычайно  стал  колоритен  и  инструментальный  состав.  Основу  ансамбля – «бэнда»  у  чёрных  артистов составляли:  

                               банджо,  (показ  на  экране,  звук)

                              тамбурин,  (выходит  ребёнок  с  инструментом)

                               кости.  (выходит  ребёнок  с  инструментом)

К  ним  добавлялся  ещё  какой-нибудь  инструмент.  Например,  скрипка,  или  второе  банджо.  В  нашем  случае  это будет  фортепиано.  

              Стивен  Форстер.  Баллада  «О. Сусанна».

В  балладе  Форстера  ещё  сильны  европейские  традиции  и  на  наш  современный  слух  влияние  негритянского  фольклора почти  не  прослушивается.  Но  постепенно   негритянские   элементы  в  менестрельной  музыке  начинают  преобладать.

Давайте  повторим,  какие  особенности  привнесли  чёрные  американцы  в  менестрельное  искусство?

     Это  новые  инструменты  (банджо)

     Это  новые  ударные  (тамбурин, кости).

     Это  необычные  ритмы  (синкопы) 

     Превосходное  чувство  ритма,  необычайная  пластичность  африканцев  позволили  достичь  виртуозности  в  области  танца.  

       Менестрельный  театр  дал  жизнь  ряду  новых  танцев,  вытеснивших  из  культурного  обихода  полонез,  мазурку,  вальс,  кадриль,  польку.  Эти  новейшие  танцы  имели в  основе  ритмическую  двуплановость,  на  конфликте движения  рук  и  ног,  то  есть на  одновременном  ощущении  регулярной  маршевости  и  «сбивающего» эту  регулярность  буйного  размахивания  руками.  

Давайте  попробуем  вместе  вспомнить  эти  танцы 

                                                            (показ  названий на  экране,  перевод)

Grizzli  Bear  (гриззли-бэр)               Bunny  Hug (банни-хаг)              

Turkey  Trot  (тарки-трот)                 Fox  Trot      (фокстрот)

Twostep        (тустеп)                        Cakewalk     (кек-уок)

                                   Ragtime       (регтайм)

   В  Европе  и  России  в  это  время танцевали  под  музыку  Шопена,  Шуберта,  Шумана, Листа,  Рубинштейна,  Чайковского.  

     В Соединённых  Штатах  среди  многих  талантливых  музыкантов  особняком стоит знаменитый  негритянский  композитор  и  исполнитель  танца  в  стиле  регтайм  Scott  Joplin. Скотт Джоплин

               В  чём  особенность  именно  этого  танца?

    Кто  мне  поможет  показать  его  особенности  на  инструменте?

 В  басах – чёткий,  ясный  ритм  марша  (показ  на  инструменте)

В  мелодии – неожиданные  акценты  на  слабых  долях (синкопа);                                                                                                

                       паузы,  «обрывающие»  мелодический  рисунок (break)

                                                                                                       (показ на инструменте)                                                                                                      

     Как  обычно  переводят  регтайм? «ragged  rhythm»  (показ на экране)

                                                                                             (ответ: «рваный  ритм»).

        Скотт Джоплен.   Персиковый  Регтайм.

      От  драматического  пафоса  европейского  марша  в  регтайме  не  было  и следа. Одновременно  и  танец,  и  пародия  на  него,  простота  форм   и  прихотливые  ритмические  узоры – всё  вместе  создавало  впечатление,  будто  наивное  веселье  неотделимо  здесь  от  иронического  взгляда  со  стороны.  Недаром  есть  ещё  одна гипотеза  происхождения  термина  регтайм,  связанная  со  словом,  распространённым  в  среде  чёрных  американцев  «to  rag»,  что  обозначает  «дразнить»,  «насмехаться».  Регтайм  имел  сенсационный  успех.  

      Одной  из главных  причин  победоносного шествия  регтайма  явилась  необычайная  популярность  в  США  конца  XIX века  фортепиано,  которое  должно  было  быть  в  каждом  «приличном»  доме.  Странствующих  менестрелей  сменили  «itinerant  pianist» - «странствующие  пианисты»,  играющие  регтайм  в  ночных  клубах и  прочих  увеселительных  заведениях.

       Неугасающее  стремление  гениального  Скотта  Джоплена  сделать  регтайм  Искусством  с  большой  буквы  сделало  этот  жанр  выразителем  музыкального  «самосознания»  американцев  того  времени.  Идеалы  «романтического  века»  были  вытеснены  в  «новой  музыке  Америки»  духом  насмешки  над  павшими  богами.  Образ  кривляющегося  черноликого танцора  на  провинциальной  американской  эстраде  неожиданно  возвысился  до  символа  умонастроения  наступающего  XX  столетия  в  США  и  Европе.

       Скотт Джоплен.  Регтайм  Артист  эстрады.  

    Не  меньшей  популярностью,  чем  регтайм,  пользовался  у  публики  первых десятилетий  XX века   фортепианный  стиль  boogie-woogie.  С  самого начала  буги-вуги  был  наиболее  привлекательной  музыкальной  формой  для  тех,  кто  хотел  соединить:

    блюзовое  содержание  (к  которому  тяготела  тонкая  душа  артиста)

                                (музыкальный  пример)  

    с  чётким  и  достаточно  быстрым  ритмом  (для  удовольствия  танцующей  публики)  (музыкальный  пример)   

    Характерное  чувство  8  ударов  в  такте – визитная  карточка  этого  стиля.

                    М.  Шмитц.  Оранжевые буги

           Композициям  в  стиле  буги-вуги  характерно  постоянное  проведение  остинатных  фигур  в  левой  руке  типа  «шагающего»  или  «блуждающего»  баса,  с акцентом  на каждую  восьмую    с  импровизацией  на  блюзовую  гармонию  в  правой  руке  по  сложной  полиритмической  схеме.   Широчайшие  возможности фортепиано  позволяли  таким  виртуозам  как  Миду  Люксу  Льюису,  Ромео  Нельсону,  Артуру  Тейлору,  Чарлзу  Эвери  создавать  впечатление,  что  играет  маленький  оркестр.

                 Jindrich Черни.   Boogie-Woogie.

     В  нашей  экскурсии  по  историческим  местам  формирования  джаза  невозможно  обойтись  без  упоминания  о  таких  городах  США  как  Новый  Орлеан,  Чикаго,  ибо  

  • именно  там  появились  первые  оркестры,  так называемые  джаз  банды,  исполняющие  коллективные  импровизации,  густо  «замешанные»  на  горячем,  «свинговом»  ритме;
  • именно  в  этих  городах  проявился  и  окреп  талант  Бадди Болдена,  Кида Ори,  Пола Уайтмена,  Бенни Гудмена,  «императирицы» блюэов  Бесси Смит,  Луи Армстронга  
  • наконец,  именно  там  из  бытующего  выражения

    «jazzing  at  up» (джэзинг ит ап)  сформировалось  название    музыкального  стиля  Jazz,  вошло  в  названия  музыкальных коллективов,  а  оркестр  «Original Dixieland Jazz Band»    в  феврале  1917  года  выпустил  первую  грампластинку  тиражом  в  100000  экземпляров.

                 H. Warren.  Chattanooga  choo-choo                               

 Прозвучавшая  пьеса  имеет  явные  признаки  одного  из  джазовых  стилей.

Кто  его  узнал? По  каким  признакам?  (ответ: буги, по остинатному басу)

В  каком  стиле  написаны  следующие  произведения?

По  каким признакам  вы  их  узнали?

   

                                                  Blues  

                    Томми  Дорсей, Райт.  Boogie.  

                                 

Вскоре  после  Первой  мировой  войны  рухнула  «китайская  стена»,  отделяющая  культуру  европейских  и  внеевропейских  народов  в  самом  широком  понимании  этого  процесса.  

     Один  из  первых,  кого  покорила  энергетика  афро-американского  искусства,  был  талантливейший  французский  композитор  Клод  Дебюсси.  Самые  известные  его  джазовые  миниатюры,  кстати,  написаны  для  детей.  Это  пьеса  «Менестрели»,  «Кекуок  Голливога».  

       Клодт  Дебюсси  «Маленький  негритёнок»

          В  ритме  какого  танца  двигается  его  герой?                                                                  

                                                                                         

       Кроме  Клода  Дебюсси  можно  назвать  десятки  знаменитых  имён  академических  композиторов,  которые  использовали  в  своём   творчестве  джазовые  элементы.  Это  и  Морис  Равель,  Стравинский,  из наших  современников  хочется  в  первую  очередь  вспомнить  петербуржцев  Андрея  Петрова,  Цфасмана,  отца  и  сына  Дунаевских,  а  послушать  предлагаю  пьесу В. Сапожникова

 В.  Сапожников. Путешествие  в  небеса

                          (по Невскому в карете).

      История  джаза  романтична  и  поучительна. С  появлением  джаза  связано   возникновение такого  понятия  как  массовая  культура.    Джаз  был  подвержен  влиянию  моды,  но  и  сейчас,  спустя два  столетия,  ни  один  из  стилей,  волновавших  когда-то  публику, – традиционный  джаз, спиричуэлс, регтайм,  блюз,  диксиленд, свинг, – нельзя  считать  устаревшим.

Многие  из  великих  музыкантов  джаза  прошли  тернистый  путь  творческого    поиска,  и  по  праву  считаются  классиками  жанра.

                    Джорж Гершвин.   Summertime

                         из оперы «Порги и Бесс»

                   исп.  louis Armstrong и  Ella  Fitzgerald

     

                                                                 БИБЛИОГРАФИЯ

Алиев. Ю.         Проблема  изучения  стиля  в  музыкальном искусстве.

           Сб.Вопросы методики музыкального воспитания детей. Музыка М.1995

Березина В.А.  Развитие воспитания – приоритетное направление деятельности

                       в системе образования.

                       Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана- Графф». М. 2002

Березовчук. Л.   Музыка и мы.                                  

                          Изд. «Бояныч»  «Бланка». СПб.1995

Билькис Е.    Джаз – музыка XX  века.

                         Сб. «Музыка и ты» Советский композитор» М. 1989

Благой. Д.    Важная форма приобщения к музыкальному искусству.

                        Сб. Вопросы  музыкальной педагогики.  Музыка М. 1985

Дуганова Л.П.  Искусство  как среда воспитания.  

                         Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана-Графф»М. 2002

Конен В. Д.  Рождение  Джаза.

                        Изд.  Музыка. М, 1980                  

Конен В.Д.   Джаз  и  культура  Нового Света.

                          Сб. Этюды о зарубежной музыке.  Музыка. М. 1975  

Конен В.Д.   Легенда  и  правда  о  джазе.

                          Сб. Этюды о зарубежной музыке.  Музыка. М. 1975

Концепция  модернизации  российского  образования.  

                         Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана-Графф»М. 2002

Межведомственная   программа  развития  системы  дополнительного образования.

                          Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана-Графф»М. 2002

Назайкинский Е.В.   Стиль  и  жанр в музыке. Учебное пособие для вузов.

                                  Изд. Центр  ВЛАДОС. М., 2003

 Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй.      

                         Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана-Графф»М. 2002

Мудрик. А.В. Воспитание в современной России  как  социальная проблема.

                         Сб. Воспитать человека. Изд. центр. «Вентана-Графф»М. 2002

Чернова Н.А., Чибизова А.М.  Творческая деятельность как средство развития личности учащихся.     Кемерово 1995.

Чугунов Ю.А.   Гармония в  джазе.  

                            Изд. «Советский композитор» М. 1985

Юэн Дейвид.  Джорж  Гершвин. Путь к славе.                            

                              Изд.   Музыка. М. 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Сценарий открытого урока по немецкому языку с презентацией

План-конспект открытого урока в 3 «А» классеТема «Зимой в лесу»...

сценарий открытия летней площадки

лето - это всегда праздник и как всегда на празднике концертная программа...

Положение открытого турнира и сценарий открытия соревнований по волейболу

Положение открытого турнира и сценарий открытия соревнований по волейболу...

Сценарий открытия научно-практической конференции школьников Шиловского муниципального района Рязанской области «ОТКРЫТИЕ».

Сценарий открытия  ежегодной научно-практической конференции школьников Шиловского муниципального района Рязанской области «ОТКРЫТИЕ» в рамках работы муниципальной инновационной площа...