"Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения" Презентация и сообщение к ней
консультация по теме

Карпова Марина Васильевна

Обучение детей с ослабленным зрением требует деликатного и гибкого подхода. Необходимо знать особенности психического развития слабовидящих детей, здоровья, зрения. Сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации учебной деятельности, помочь детям овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, чтобы получить образование , профессию и состояться в ней, возможно лишь при индивидуальном и дифференцированном подходе в коррекционно-образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

                                   «Начальная школа – детский сад IV вида №144»

                                                      Нижегородской области

Сообщение для родительского собрания на тему «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения».

                                                                                           Подготовила

                                                                                           учитель- дефектолог

                                                                                            Карпова М.В.

                                                            г. Дзержинск

Переориентация образовательной системы со знаний, умений, навыков на развитие личности делает индивидуальный и дифференцированный подход одним из приоритетных в обучении и воспитании детей. Педагог всегда стоит перед проблемой осознания и выбора психологических основ дифференциации в обучении, какие особенности личности надо учитывать, на что в личности опираться при выборе пути.

К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Индивидуальный подход - это система целенаправленных педагогических действий, учитывающих особенности и возможности развития каждого ребенка.

Дифференцированный подход – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития групп детей.

При индивидуальном и дифференцированном подходе необходимо учитывать такие особенности детей, как состояние психофизического здоровья, уровень умственного развития, тип нервной системы, тип мышления, ведущую модальность восприятия,  установку по отношению к миру.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенности психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к обучению. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения незаменимое средство в коррекционно – развивающей работе. В структуре коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями зрения одним из основных этапов является диагностика. Она позволяет собрать анамнестические данные о каждом ребёнке, выявить уровень психического развития каждого ребенка, спланировать план индивидуальной коррекционно – развивающей работы на каждого ребёнка с учётом характера зрения, этапа лечения, со сложными  нарушениями разработать индивидуально – ориентированную коррекционно –развиваюшую программу с учётом характера зрения, этапа лечения психических особенностей. Коррекционно - развивающий этап предполагает ежедневные индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию всех тех трудностей, которые возникают у детей с нарушениями зрения это коррекцию зрительного восприятия,  пространственной ориентировки, социально – бытовой ориентировки, моторики, осязания, психических процессов.

В ходе работы используются компенсаторные приёмы на полисенсорной основе, приёмы целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации, совершенствуются четкие представления о свойствах предметов, сенсорных эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие, обогащается словарь на основе предметной отнесённости слов. Гибкое использование различных методов и приёмов обучения и воспитания позволяет достичь оптимальных результатов по отношению к каждому ребёнку. Так, например, детям при выполнении одного и того же задания, с высоким уровнем психического  развития можно предложить в задании усложнение и самостоятельность его выполнения, со средним уровнем психического развития алгоритм действий, с низким уровнем поэтапное выполнение и помощью взрослого.  Необходимо учитывать и индивидуально – психологические особенности личности детей – медлительность при выполнении заданий, отвлекаемость, связанную  с быстрой утомляемостью. Здесь возможно таким детям снижение темпа при выполнении заданий, использование здоровьесберегающих технологий индивидуальную зрительную гимнастику, упражнения на формирование зрительной функции аккомодации глаз взор вдаль, на метку, релаксацию.

 Чтобы включить каждого ребёнка в активное и систематическое усвоение программного материала необходимо учитывать такие  индивидуальные  особенности детей с нарушениями зрения, как состояние зрения,  период восстановительного лечения, и осуществлять индивидуальный – дифференцированный подход.

   Так, например, при посадке детей с низкой остротой зрения, миопией, необходимо сажать детей впереди, с расходящимся косоглазием по центру, со сходящимся косоглазием дальше, с глаукомой ближе к свету, важно знать и этапы лечения. На плеоптическом этапе лечения (методом окклюзии)  посадка будет со стороны открытого глаза к учителю – дефектологу. На этом этапе детям  рекомендуются пропедевтические специальные  упражнения на дорисовку, сравнение, соотнесение и локализацию, обводку.  На ортоптическом этапе лечения (на синотипных аппаратах синоптофор), детям необходимы упражнения на ориентировку в пространстве на микроплоскости, на закрепление понимания пространственных предлогов и наречий, на совмещение, узнавание по контуру, силуэту, зашумлению. Детям со сложной зрительной   патологией рекомендуется непрерывная нагрузка  пять минут, остальным детям с нарушениями зрения непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 7 – 10 минут.  Наглядные пособия  будут тоже индивидуально дифференцированными в соответствии с принципами зрительной нагрузки по Л.А.Григорян (цвет, размер, форма, объёмность). Детям с низкой остротой зрения предлагается крупный материал, с чётко выраженными характерными признаками (детали, части, пропорции, форма, реальность цвета), чётким контуром. С миопией объёмный материал. Для детей со сходящимся косоглазием используются подставки при рассматривании предметных картинок, под углом 5-45 градусов и фоны. Детям с низкой остротой зрения показана индивидуальная  наглядность, без бликов. Итоговый контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям диагностики. Количественные и качественные показатели отражаются в индивидуальной карте  развития каждого ребёнка. Вычерчиваются графики показателей динамики повышения остроты зрения офтальмологической службой, результаты динамики развития ребёнка учителем – дефектологом. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход способствует усвоению программы каждым ребёнком, эффективности лечения, социальной  адаптации и реабилитации детей с нарушениями зрения в обществе.

                                           Список литературы.

 Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду.-М.: Просвещение.- 2005, -208с.

 Вераксы Н.Е. Комарова Т.С. Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика – синтез.- 2011,- 306с.

 Ермаков В.П. Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: Просвещение.-  1990,- 223с.

 Кручинин В.А. Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей дошкольного возраста.- Дефектология №2,- 1989.-96с.

 Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5 – 6 лет с нарушениями зрения.-М.: ТЦ Сфера.- 2006,- 256с.

 Плаксина Л.И.  Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей).-  М.: Просвещение.- 2006,- 311с.

Солнцева Л.И.  Введение в тифлопсихологию детей раннего, дошкольного и школьного возраста.-  М.: Полиграф сервис,- 1997,-124с.

в пространстве,- М.: Творческий путь,- 2004,-65с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения Автор Карпова М арина Васильевна учитель – дефектолог МКС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад IV вида № 144» г. Дзержинск Нижегородская область

Слайд 2

К.Д.Ушинский «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях»

Слайд 3

А к т у а л ь н о с т ь - Снижение возможностей - Особенности слабовидящих детей, обусловленные нарушениями зрения - Обеспечить успешность в обучении каждого ребёнка - Сохранить, укрепить здоровье ребёнка в учебной деятельности -Помочь детям овладеть адаптивными способами социально – бытовой, пространственной ориентировки , для получения образования, профессии.

Слайд 4

Система форм организации учебно – воспитательной работы Диагностика НООД (ЗАНЯТИЯ) Совместная деятель ность Самостоя тельная деятель ность Подгрупповая НООД Индивидуальная НООД

Слайд 5

Диагностика Карта развития Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа воспитанника

Слайд 6

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы Фамилия, имя ребёнка Направление коррекционно – Программное содержание развивающей работы 1 полугодие 2 полугодие Восприятие цвета Восприятие формы Восприятие величины Восприятие сложной формы Ориентировка в пространстве Восприятие пространственных отношений Предметные представления Моторика, осязание Пропедевтика к аппаратному лечению

Слайд 7

Подгрупповая НООД (занятия) « Нарисуй столбик » «Нарисуй узор» «Если правильно по клеточкам пойдёшь, загадку отгадаешь, друга найдёшь»

Слайд 8

Индивидуальная НООД (занятия) «Разложи овощи на полке» «Путешествие в лес» «Выложи силуэты героев, также как на картине»

Слайд 9

Совместная, самостоятельная деятельность «Сложи узор» «Путешествие по сказке» «Жили, были»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения Автор Карпова М арина Васильевна учитель – дефектолог МКС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад IV вида № 144» г. Дзержинск Нижегородская область

Слайд 2

К.Д.Ушинский «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях»

Слайд 3

А к т у а л ь н о с т ь - Снижение возможностей - Особенности слабовидящих детей, обусловленные нарушениями зрения - Обеспечить успешность в обучении каждого ребёнка - Сохранить, укрепить здоровье ребёнка в учебной деятельности -Помочь детям овладеть адаптивными способами социально – бытовой, пространственной ориентировки , для получения образования, профессии.

Слайд 4

Система форм организации учебно – воспитательной работы Диагностика НООД (ЗАНЯТИЯ) Совместная деятель ность Самостоя тельная деятель ность Подгрупповая НООД Индивидуальная НООД

Слайд 5

Диагностика Карта развития Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа воспитанника

Слайд 6

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы Фамилия, имя ребёнка Направление коррекционно – Программное содержание развивающей работы 1 полугодие 2 полугодие Восприятие цвета Восприятие формы Восприятие величины Восприятие сложной формы Ориентировка в пространстве Восприятие пространственных отношений Предметные представления Моторика, осязание Пропедевтика к аппаратному лечению

Слайд 7

Подгрупповая НООД (занятия) « Нарисуй столбик » «Нарисуй узор» «Если правильно по клеточкам пойдёшь, загадку отгадаешь, друга найдёшь»

Слайд 8

Индивидуальная НООД (занятия) «Разложи овощи на полке» «Путешествие в лес» «Выложи силуэты героев, также как на картине»

Слайд 9

Совместная, самостоятельная деятельность «Сложи узор» «Путешествие по сказке» «Жили, были»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ...