Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир информатики»
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» технического направления, познавательная, основанная на знакомстве и расширении знаний работы на компьютере. Модифицированная, общеразвивающая, направлена на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_informatiki_2015g.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации Пуровского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» п. Ханымей
Обсуждена на заседании методического совета Протокол № ___ «____» ________ 20__г. | Утверждаю Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» ___________ М.Г. Крылосова «_____» ____________ 20___ г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Мир информатики»
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7-12 лет
Педагог дополнительного образования
Аржаникова Инна Владимировна
п. Ханымей
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самым замечательным изобретением XX века стал компьютер. В наше время компьютер играет огромную роль в жизни человека. Но любой инструмент становится незаменимым помощником только в том случае, если вы умеете умело им пользоваться.
Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» технического направления, познавательная, основанная на знакомстве и расширении знаний работы на компьютере. Модифицированная, общеразвивающая, направлена на формирование начальных навыков общения с компьютером, усвоения базового уровня работы на компьютере.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления. На развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений. Происходит знакомство с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word и с табличным процессором Microsoft Exсel.
Общение с компьютером оказывает существенное влияние на различные стороны психологического развития детей. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с овладением воспитанников компьютерными играми (исследование, мысленное конструирование, сюжетная игра, творческое экспериментирование и т.д.). Владение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус, значительно повышает самооценку ребёнка.
В процессе изучения основ компьютерной грамоты воспитанники начинают знакомство с новым учебным предметом информатика, который в дальнейшем раскроет перед ними ещё более удивительные возможности компьютера.
Также данная программа направлена на ознакомление детей с компьютерной средой Перволого и Логомиры. Обучение в среде Лого развивает математическую интуицию и геометрические представления, формирует алгоритмический, структурный, логический и комбинаторный тип мышления, повышает творческую активность и самостоятельность учащихся. Лого привлекает и тем, что программирование из скучной дисциплин превращается в интересную игру, в процессе которой происходит быстрое усвоение основных понятий и навыков программирования.
Кроме того программа включает в себя разделы по Легоконструированию и Робототехнике. ЛЕГО-конструирование – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду и развития ребёнка. ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося. Конструкторы помогаю детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре,
Несомненно, большинство разделов данной программы предполагает формирование у воспитанников определённых навыков. Часть из них носит ознакомительный, информационный характер.
Данная программа ориентирована не только на освоение технологий работы в различных информационных программных средах, но и на развитие последовательного (алгоритмического) мышления и творческого потенциала воспитанника.
Знания, умения и навыки, полученные воспитанниками на занятиях в компьютерном классе по программе «Мир информатики», необходимы для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики, рассчитанного на более старший возраст.
В объединении ведётся работа с родителями воспитанников в виде родительских собраний, которые проводятся три раза: в начале учебного года, в середине и конце учебного года, практикуются индивидуальные встречи и беседы с родителями. Три раза в год: на начальном (сентябрь), промежуточном (январь) и итоговом (май) этапах, ведутся мониторинги уровня обученности и воспитанности, которые помогают отслеживать приобретаемые знания воспитанников.
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности.
Новизна программы заключается в сохранности контингента воспитанников, основанной на преемственности образовательного процесса и содержится в следующей формуле: (детский сад (календарно-тематический план) 1 ступень образования + ДДТ (программа «Мир информатики») 2 ступень образования + ДДТ (программа «Икс-файл») 3 ступень образования).
Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к другой.
Цель программы: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие логического и алгоритмического мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников;
- обеспечить прочное и сознательное овладение воспитанниками понятий «информация» и «виды информации»;
- формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач;
- освоение среды ПервоЛого и стандартных команд исполнителя Черепашки.
- освоение среды программирования Перворобот Lego Wedo
Развивающие:
- расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации;
- развить индивидуальные и творческие способности детей;
-развитие логического и алгоритмического стиля мышления
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений;
Для реализации воспитательных задач используется коллективная деятельность. Воспитательные задачи направлены на развитие детей, исходя из их индивидуальности и неповторимости. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявились их лучшие черты и качества.
В компьютерном кружке ежегодно составляется план воспитательной работы, который основан на соблюдении традиций ДДТ и праздновании календарных дат. Данные мероприятия оставляют яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, а также побуждают к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Кроме того, данные воспитательные мероприятия помогаю сплотить детский коллектив, воспитать доброжелательность, взаимовыручку и контактность в отношении друг с другом.
Особенности программы
Курс обучения 4 года с детьми младшего школьного возраста 8 – 12 лет. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Занятия проводятся по 30 минут (согласно санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – 2 занятия 2 раза в неделю с перерывом 10 минут, что составляет 144 часа на каждый год обучения.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мир информатики» воспитанники знакомятся с множеством понятий.
Ключевые понятия
Компьютер – это электронная машина для обработки информации.
Информатика – это наука об информации, аппаратных и программных средствах компьютера, информационных и коммуникационных технологиях.
Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Клавиатура – это устройство, позволяющее вводить в компьютер тексты, знаки и управлять работой компьютера.
Компьютерная мышь – это устройство, позволяющее вводить в компьютер команды.
Рабочий стол – область экрана, на которой отображаются окна, значки и меню.
Компьютерное меню - это список команд, которые можно выполнять.
Компьютерное окно – это ограниченное рамкой пространство экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними.
Редактирование текста – это действие, направленное на создание текста, а также позволяющее внести изменения или исправить ошибки.
Фрагмент текста/рисунка – это выделенная часть текста/рисунка.
Буфер обмена – это часть оперативной памяти, используемая для временного хранения информации.
Калькулятор – это небольшое устройство позволяющее выполнять определённые действия над числами.
Активное окно – это окно, в котором в данный момент ведётся работа.
Алгоритм - последовательность действий, направленных на решение какой-либо задачи.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа – основывается на младший школьный возраст 8 – 12 лет.
Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» основывается на следующих принципах:
- систематичность и последовательность обучения;
- связь теории и практики;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми:
Режим занятий
Этап обучения | Продолжи- тельность | Периоди- чность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
2 год обучения | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
3 год обучения | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
4 год обучения | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
При реализации образовательной программы могут быть отведены часы на индивидуальную работу. Составляется отдельный календарно-тематический план, исходя из целей и задач по реализации программы (проектная деятельность, подготовка к конкурсам, мероприятиям, конференциям). Так же данные часы могут быть отведены на работу с детьми с ограниченными физическими возможностями.
На занятиях используются формы работы: групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности).
Целесообразно при подготовке и оценки усвоения материала использовать дифференцированный подход, как для подачи материала, так и для оценки знаний, умений и навыков.
Возможны следующие формы аттестации: устные опросы, анкетирование, тестирование, наблюдение на протяжении курса обучения, самостоятельная работа.
По окончанию курса воспитанники должны овладеть необходимыми навыками работы с компьютером и уметь применять приобретённый опыт в повседневной жизни.
Краткое описание основных методов и технологий.
Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и воспитанников в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач.
На занятии применяются следующие методы и формы обучения:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные методы (демонстрация наглядных пособий);
- практические методы (устные и письменные задания, практические компьютерные работы);
- репродуктивный метод («делай, как я»);
- продуктивный метод.
По своей структуре – занятие комбинированное, на нём предусматривается смена методов обучения и деятельности воспитанников. В комбинированном занятии информатики можно выделить основные этапы.
- Организационный момент.
- Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, повторение ранее изученного материала).
- Объяснение нового материала.
- Работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажёре, выполнение работ компьютерного практикума, логические игры).
- Подведение итогов.
Данный тип занятий наиболее актуален для младших воспитанников, осваивающих программу «Мир информатики».
Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения (образовательная программа «Мир информатики» направлена на развитие ребёнка в сфере компьютерной грамотности, начиная с дошкольного возраста);
- технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности компьютерного кружка являются знания и навыки при работе на компьютере, а также детские творческие работы-шедевры, выполненные в графическом редакторе Paint);
- технологии игрового обучения (в практике часто используются мультимедийные диски с компьютерными развивающими играми, соответствующие возрастным особенностям детей);
- технологии коллективного взаимообучения;
- тестовые технологии (по окончании определенного раздела проверка знаний, умений, навыков у воспитанников кружка проводится в тестовой форме);
- здоровьесберегающие технологии. В кружке «Икс-файл» большое внимание уделяется сохранению физического здоровья детей, используются различные приёмы здоровьесберегающих технологий в виде физкультминуток, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр. Также важен психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего занятия.
- информационно-коммуникационные технологии. Работа кружка «Икс-файл» основана на ежедневном применении в практике компьютеров и данной технологии, кроме этого при изучении определенных тем курса, например, «Пиктограммы» через телевизор воспроизводятся картинки-пиктограммы, которые встречаются в повседневной жизни; «Что такое пиксель» в педагогической копилке имеется подготовленная педагогом презентация, которая наглядно и красочно объясняет понятие «пиксель».
Прогнозируемые результаты и критерии их замера
По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:
- основные устройства компьютера;
- основные действия работы с мышкой;
- понятие информация, виды информации,
- способы представления и передачи информации;
- понятие множества, моделирование, конструирование;
-основные элементы интерфейса программы.
Должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- владеть мышкой и клавиатурой;
- создавать простейшие компьютерные рисунки;
- выполнять логические задания;
- создавать альбом;
- создавать анимации;
- работать с закладками.
По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:
- необходимую терминологию;
- историю развития компьютерной техники;
- основные объекты рабочего стола
- основные элементы компьютерного окна:
- понятие алгоритм:
- понятие редактирование, меню, фрагмент рисунка,
- понятие пиксель, пиктограмма;
-технологию организации движения черепашки;
-назначение и виды датчиков.
Должны уметь:
- пользоваться элементами компьютерных окон;
- набирать текс, редактировать и работать с фрагментом текста;
- создавать компьютерные рисунки, редактировать и работать с фрагментами рисунка;
- составлять простейшие алгоритмы;
- работать с датчиками, настраивать команды;
-писать программы и подпрограммы.
По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать:
- понятие исполнитель;
- основные элементы рабочего стола;
-понятие редактирование, форматирование;
- название деталей, виды крепежей.
Должны уметь:
- писать программу для исполнителя;
- настраивать параметры рабочего стола;
- редактировать текст;
- форматировать текст;
- оформлять текст в виде таблицы;
- вставлять в текст графические объекты;
-собирать модели по схемам;
- писать программы.
По окончании четвёртого года обучения воспитанники должны знать:
- понятие папка, файл;
- общую характеристику табличного процессора Microsoft Exсel;
- основные элементы рабочего стола;
-понятие редактирование, форматирование;
- уметь работать с формулами, диаграммами.
Должны уметь:
-работать с папками и файлами;
-создавать, редактировать и форматировать табличный документ;
-оформлять текст в виде таблицы;
- включать в табличный документ графические объекты;
- создавать диаграммы;
- работать с формулами.
Способы проверки ожидаемых результатов, предусмотренных программой, это устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня.
Педагог на занятиях должен создавать атмосферу радости, соучастия воспитанников в процессе восприятия материала и потребность творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети могут применять и в повседневной жизни.
Виды контроля и механизм оценки достижений обучающихся:
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ;
- годовой контроль - в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы, участие в конкурсах различного уровня;
- итоговый контроль - по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
После прохождения каждого крупного раздела или части программы обучающиеся сдают зачёт в форме индивидуальных зачётных работ. Оценка зачётных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их особенностей и достоинств.
В конце каждого года обучения выполняются авторские работы. По завершении программы обучения воспитанники сдают итоговый зачёт, состоящий из защиты авторских работ в области информационных технологий в соответствии с программой курса.
По уровню освоения программного материала результаты достижений ребят условно подразделяются на низкий, средний и высокий уровни.
Программа имеет необходимую для работы материально-техническую базу, состоящую из семи компьютеров, мультимедийного проектора, телевизора, DVD-проигрывателя, принтера.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- плакат «Основные устройства компьютера»;
- плакат «Как мы получаем информацию»;
- плакат «Компьютерное окно»;
- плакат «Окно Microsoft Word»;
- плакат «Окно Excel»;
- плакат «Окно Paint»;
- плакат «Параметры файла» и др.
раздаточный материал:
- карточки элементы окна;
- карточки основные устройства компьютера;
- ребусы, кроссворды, загадки;
- диктанты по клеточкам;
- карточки инструменты графического редактора и др.
практический материал:
- увлекательная программа-тренажёр для детей по информатике;
- методическое пособие по информатике страна «Фантазия» для 1-4 классов;
- клавиатурный тренажёр «Весёлые пальчики»;
- обучающая игра для детей дошкольного возраста «Земля до начала времён» и др.
Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо следующее программное обеспечение:
- Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003 г.;
- Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003 г.;
- Прикладная программа Paint (графический редактор);
- Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word;
- Табличный процессор Microsoft Excel;
- Программное обеспечение Перволого, Легомиры, перворобот Wedo.
В качестве методических материалов используется:
- методическая библиотека объединения, содержащая как справочный материал, так и учебную литературу;
- периодическую литературу, получаемую ДДТ.
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Знакомство с детьми. | 2 | 2 | - | |
«Здравствуй, класс компьютерный». | 4 | 3 | 1 | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 1 | 1 | |
«Наш компьютер – верный друг». | 34 | 21 | 13 | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 2 | - | |
| 4 | 4 | - | |
| 6 | 2 | 4 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | |
Знакомство с возможностями графического редактора. Рисование. | 36 | 15 | 21 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 6 | 2 | 4 | |
| 8 | 2 | 6 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
«Мир, в котором мы живём». | 24 | 15 | 9 | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 2 | - | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
Знакомство с ПервоЛого | 42 | 18 | 24 | |
Интерфейс программы. | 2 | 1 | 1 | |
Создание альбома. | 4 | 2 | 2 | |
Анимации. | 6 | 2 | 4 | |
Создание черепашки. | 6 | 2 | 4 | |
Работа с закладками. | 6 | 2 | 4 | |
Мультимедийные возможности. | 6 | 3 | 3 | |
Программирование среде ПервоЛого. | 4 | 2 | 2 | |
Лабиринт и создание игры. | 4 | 2 | 2 | |
Создание проекта. | 4 | 2 | 2 | |
Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | |
Всего: | 144 | 75 | 69 |
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Цель: данный раздел предполагает знакомство с воспитанниками.
Раздел 2. «Здравствуй, класс компьютерный».
Цель: знакомство с детьми. Объяснение правил поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе, применять правила по технике безопасности.
Раздел 3. «Наш компьютер – верный друг».
Цель: познакомить детей с историей появления компьютера, с видами компьютеров, а также с основными устройствами компьютера. Научить детей работать с компьютерными развивающими играми.
Теория: должны знать основные определения (клавиатура, мышь, пиктограммы), виды компьютеров, основные клавиши, основные действия при работе мышкой.
Практика: должны уметь включать и выключать компьютер, работать с мышкой и клавиатурой.
Раздел 4. Знакомство с возможностями графического редактора. Рисование.
Цель: познакомить детей с графическим редактором Paint. Научить детей создавать простейшие компьютерные рисунки.
Теория: должны знать основные элементы интерфейса графического редактора, команду (отменить) для редактирования рисунка, команду (очистить) чтобы очистить рабочее поле, понятие моделирование, конструирование.
Практика: должны уметь пользоваться инструментами, создавать компьютерные рисунки, открывать графический редактор Paint.
Раздел 5. «Мир, в котором мы живём».
Цель: познакомить детей с понятием информация, с видами информации, со способами представления информации. Элементами логики: суждение истинное и ложное. С понятием множество.
Теория: должны знать понятие информация, как человек получает информацию, виды информации, понятие множество.
Практика: должны уметь отличать истинное суждение от ложного, сравнивать множества.
Раздел 6. Знакомство с ПервоЛого
Цель: познакомить детей с программой ПервоЛого.
Теория: должны знать основные элементы интерфейса программы, их функции.
Практика: должны уметь работать в программе ПервоЛого, создавать альбомы, анимации, уметь изменять вид черепашки, работать с закладками, должны уметь использовать в работе мультимедийные возможности, а также программировать.
Раздел 7. Подведение итогов.
Цель: данный раздел предполагает проведение тестирование воспитанником для проверки знаний, умений и навыков, приобретённых в течение учебного года.
Теория: должны знать основные понятия.
Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.
Учебно-тематический план
(второй год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Повторение. | 4 | 2 | 2 | |
Учимся работать на компьютере. | 40 | 20 | 20 | |
История развития компьютерной техники. | 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
Что скрывается в строке меню | 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
Компьютерная графика | 36 | 18 | 18 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
Что такое пиксель? | 4 | 2 | 2 | |
Что такое пиктограммы? | 2 | 1 | 1 | |
Повторение | 2 | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | |
Алгоритмы. Свойства алгоритмов. | 20 | 10 | 10 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
Знакомство с программой ЛогоМиры | 42 | 19 | 23 | |
Интерфейс программы. | 2 | 1 | 1 | |
Основные команды. | 4 | 2 | 2 | |
Работа с Полем формул | 4 | 2 | 2 | |
Создание декораций. | 6 | 2 | 4 | |
Технология организации движения Черепашки. | 6 | 2 | 4 | |
Рекурсия, бегунок. | 4 | 2 | 2 | |
Назначение и виды датчиков. | 4 | 2 | 2 | |
Написание программ, подпрограмм. | 8 | 4 | 4 | |
Повторение. | 2 | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 2 | 1 | 1 | |
Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | |
Всего: | 144 | 70 | 74 |
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение.
Цель: повторить основные понятия, изученные в предыдущем году обучения
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности, владеть основными понятиями.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе, применять правила по технике безопасности, выполнять задания, используя знания, полученные в прошлом году обучения.
Раздел2. Учимся работать на компьютере.
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с историей развития компьютерной техники знакомство с компьютером и его основным устройствами. Воспитанники учатся пользоваться панелью задач. Они знакомятся с текстовым редактором Блокнот, учатся набирать, редактировать, а также работать с фрагментом текста.
Теория: должны знать понятие клавиатура основные клавиши, основные элементы компьютерного окна, понятие фрагмент, основные приёмы работы с мышью, основные объекты рабочего стола.
Практика: должны уметь работать мышью, работать на клавиатуре, пользоваться строкой, набирать и редактировать текст, работать с фрагментом текста, работать с калькулятором, работать с панелью задач.
Раздел 3. Компьютерная графика.
Цель: данный раздел предполагает, что у детей есть начальные навыки работы с графическим редактором Paint. Воспитанники вспоминают, как создавать простейшие графические рисунки, но с учётом редактирования (изменения, добавления) рисунков.
Теория: должны знать основные элементы графического редактора Paint, понятие пиксель, команды (отменить, очистить, масштаб и др.) расположенные в строке меню, историю развития компьютерной техники.
Практика: должны уметь работать с элементами интерфейса графического редактора, пользоваться и настраивать инструменты, создавать компьютерные рисунки, редактировать компьютерные рисунки, собирать рисунок из деталей, сохранять и открывать сохранённые рисунки, рисовать с помощью клавиши Shift.
Раздел 4. Алгоритмы. Свойства алгоритмов.
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с понятием алгоритм. Знакомит воспитанников с видами алгоритмов и способами их записи. Учит выполнять действия с фрагментами рисунка.
Теория: должны знать понятие алгоритм, виды алгоритмов.
Практика: должны уметь записывать алгоритмы, выполнять действия с фрагментами рисунка.
Раздел 5. Знакомство с программой ЛогоМиры
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с программой ЛогоМиры.
Теория: должны знать основные объекты интерфейса программы, технологию организации Черепашки, что такое программа, подпрограмма,
Практика: должны уметь управлять движением Черепашки, разрабатывать программы.
Раздел 6. Подведение итогов.
Цель: Систематизировать изученный материала за год.
Теория: должны знать основные понятия.
Практика: должны уметь применять полученные знания на практике.
Учебно-тематический план
(третий год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Повторение. | 4 | 2 | 2 | |
Исполнители. Пример исполнителя. | 8 | 2 | 6 | |
Настройка параметров рабочего стола | 4 | 2 | 2 | |
Текстовой процессор Microsoft Word. | 52 | 16 | 36 | |
Назначение программы | 2 | 1 | 1 | |
Интерфейс программы | 4 | 2 | 2 | |
Элементы форматирования печатных документов | 8 | 2 | 6 | |
Создание и редактирование текстового документа | 8 | 2 | 6 | |
Форматирование текста | 8 | 2 | 6 | |
Оформление текста в виде таблицы | 8 | 2 | 6 | |
Включение в текстовый документ графических объектов | 8 | 2 | 6 | |
Повторение | 4 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | |
5. | Работас конструктором LegoWedo. | 68 | 34 | 34 |
Название деталей. Виды крепежей. | 4 | 2 | 2 | |
«Танцующие птицы» | 4 | 2 | 2 | |
«Умная вертушка» | 4 | 2 | 2 | |
«Обезьянка-барабанщица» | 4 | 2 | 2 | |
Создание собственной модели. | 4 | 2 | 2 | |
«Голодный аллигатор» | 4 | 2 | 2 | |
«Рычащий лев» | 4 | 2 | 2 | |
«Порхающая птица» | 4 | 2 | 2 | |
Создание собственной модели. | 4 | 2 | 2 | |
«Нападающий» | 4 | 2 | 2 | |
«Вратарь» | 4 | 2 | 2 | |
«Ликующие болельщики» | 4 | 2 | 2 | |
Создание собственной модели. | 4 | 2 | 2 | |
«Спасение самолёта» | 4 | 2 | 2 | |
«Спасение от великана» | 4 | 2 | 2 | |
«Непотопляемый парусник» | 4 | 2 | 2 | |
Создание собственной модели. | 4 | 2 | 2 | |
6. | Создание проекта. Защита проекта. | 6 | 2 | 4 |
7. | Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 144 | 59 | 85 |
Содержание программы 3-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение.
Цель: повторить ранее изученный материал.
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности, основную терминологию.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе, применять правила по технике безопасности, выполнять задания, используя знания, приобретённые в предыдущем году обучения.
Раздел 2. Исполнители. Пример исполнителя.
Цель: познакомить воспитанников с понятием исполнитель.
Теория: должны знать понятие исполнитель, примеры исполнителя.
Практика: должны уметь выполнять действия исполнителем.
Раздел 3. Настройка параметров рабочего стола.
Цель: научить воспитанников настраивать рабочий стол.
Теория: должны знать, как настраивать монитор, как аккуратно расставит значки, как заменить картинку на рабочем столе, как выбрать заставку.
Практика: должны уметь сменить картинку рабочего стола, выбрать заставку экрана, аккуратно расставит значки.
Раздел 4 . Текстовой процессор Microsoft Word.
Цель: познакомить детей с текстовым процессором Microsoft Word, с его интерфейсом, научить создавать, редактировать и форматировать текстовые документы. Так же научать оформлять текст в виде таблицы, вставлять в текстовой документ графические объекты.
Теория: должны знать назначение программы, элементы форматирования печатных документов.
Практика: должны уметь создавать, редактировать и форматировать текстовой документ, оформлять текст в виде таблицы, включать в текстовой документ графические объекты.
Раздел 5. Работа с конструктором LegoWedo.
Цель: научить детей создавать модели.
Теория: должны знать названия деталей, виды крепежей, уметь писать программы.
Практика: должны уметь собирать модели по инструкциям.
Раздел 6 . Создание проекта. Защита проекта.
Цель: развитие творческих способностей воспитанников.
Теория: должны написать проект для своей модели.
Практика: должны изготовить собственную модель
Раздел 7 . Подведение итогов.
Цель: проверить знания, умения и навыки воспитанников.
Теория: проведение тестирования на знание основных понятий изученных за учебный год.
Практика: должны уметь выполнять задания, используя накопленные знания.
Учебно-тематический план
(четвёртый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Повторение. | 46 | 13 | 33 |
Исполнители. Пример исполнителя. | 6 | 2 | 4 | |
Работа с параметрами рабочего стола | 2 | 1 | 1 | |
Форматирования, редактирование текстового документа | 8 | 2 | 6 | |
Создание блок-схемы в текстовом редакторе Word | 8 | 2 | 6 | |
Оформление текста в виде таблицы | 8 | 2 | 6 | |
Включение в текстовый документ графических объектов | 6 | 2 | 4 | |
Создание диаграмм. | 8 | 2 | 6 | |
2. | Работа с папками и файлами. | 8 | 4 | 4 |
Понятие и параметры файла | 2 | 1 | 1 | |
Назначение и параметры папки | 2 | 1 | 1 | |
Действия над папками и файлами | 2 | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | |
3. | Табличный процессор Exсel. | 88 | 37 | 51 |
Интерфейс программы. | 2 | 1 | 1 | |
Знакомство с элементами окна. | 4 | 2 | 2 | |
Создание и редактирование табличного документа | 8 | 4 | 4 | |
Форматирование табличного документа | 10 | 4 | 6 | |
Создание таблиц. | 10 | 2 | 8 | |
Работа с формулами. | 12 | 6 | 6 | |
Работа с графическими объектами. | 10 | 4 | 6 | |
Создание диаграмм и графиков. | 8 | 2 | 6 | |
Совместная работа с редакторами Word b Excel. | 16 | 8 | 8 | |
Повторение | 6 | 3 | 3 | |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 1 | |
Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | |
Всего: | 144 | 54 | 90 |
Содержание программы 4-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение
Цель: повторение ранее изученного материала.
Теория: должны знать основную терминологию, изученную в предыдущих годах.
Практика: должны уметь применять на практике полученные ранее знания, умения и навыки.
Раздел 2. Работа с папками и файлами.
Цель: познакомить учащихся с понятием папка, файл, с параметрами файла, папки, так же познакомить воспитанников с назначением папки.
Теория: должны знать понятие папка, понятие файла, назначение папки.
Практика: должны уметь выполнять действия над папками, файлами, настраивать параметры папки.
Раздел 3. Табличный процессор Microsoft Excel.
Цель: познакомить учащихся с возможностями табличного процессора.
Теория: должны знать общую характеристику табличного процессора.
Практика: должны уметь создавать и редактировать табличный документ, форматировать табличный документ, уметь работать с формулами, диаграммами.
Раздел 4 Подведение итогов.
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся.
Теория: должны знать основную терминологию, использовавшую в учебном году.
Практика: создание творческих работ.
Пропедевтический этап включает три года обучения и рассчитан на детей 8-11 лет. После освоения данного курса дети переходят на другую 3 ступень обучения и осваивают образовательную профессионально-ориентированную программу «Икс-файл».
В процессе обучения по курсу программы «Мир информатики» идет постепенное изучение (ежегодное усложнение) и овладение умениями и навыками работы на компьютере, освоение графического редактора Paint, текстового редактора Блокнот, MS Word, табличного процессора MS Excel. Работая с воспитанниками младшего школьного возраста также используются различные развивающие игровые программы, способствующие развитию памяти, сообразительности, воображения, а также творческих способностей воспитанников, например:
- «Учимся мыслить логически»;
- «Мир информатики. Увлекательная программа-тренажёр для детей»;
- Страна «Фантазия»;
- «Развивайка для первоклашек»;
- «Антошка. Чудеса науки» и др.
Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать. В игровой форме даются основные понятия, которые необходимы при работе с компьютером.
Посещая компьютерный кружок «Икс-файл» воспитанники реализуют свои творческие способности, в этом им помогает графический редактор Paint, ребята с удовольствием создают компьютерные шедевры. В кружке организуются выставки детских компьютерных работ, которые дети создают как к календарным праздничным дням, так и на свободные темы.
Способы проверки ожидаемых результатов: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня.
Формы подведения итогов: авторские самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.: ил.
- Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
- Дополнительное образование № 11, 2001, стр.54
- Детский сад/ научно-методический журнал для педагогов и родителей от А до Я № 1 (01)2003 г., стр.63.
- Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам / авт. – сост. С.В. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 128 с.
- Зыкина О.В. Компьютер для детей. – М.: Эскимо, 2005. -112с., ил.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2001. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 847 с.: ил.
- Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 г. – 175 с.: ил. – (Новейшая энциклопедия).
- Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Microsoft Word для детей Компания «Одиссей», 2006.
- Microsoft Excel для детей Компания «Одиссей», 2006.
- Окулов С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 212 с., ил.
- Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатики: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-228 с.: ил.
- Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с.: ил.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 144 с.: ил.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.: ил.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 496 с.: ил.
- Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 220. – 272 с.: ил.
- Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
- Шуман Ханс – Георг Компьютер для детей. – М.: «Интерэксперт», 2004.
- Первые механизмы.
- Книга для учителя ПервоРобот Wedo
Литература для детей и родителей
- Весёлые пальчики. Клавиатурный тренажёр. Компания «Одиссей», 2007.
- Информатика. Увлекательная программа-тренажёр для детей.
- Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Microsoft Word для детей. Компания «Одиссей», 2006.
- Microsoft Excel для детей. Компания «Одиссей», 2006.
- Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2005. – 175 с.: ил. – (Новейшая энциклопедия).
- Симонович С.В. Весёлая энциклопедия по компьютерам и информатике. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.: ил.
- Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 220 – 272 с.: ил.
- Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Информатика»
Кружок Образовательная программа дополн Программа научно-технической направленности, рассчитана на 4 года обучения для детей 11-15 лет дополнительного образова...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...