Главные вкладки

    Программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки 1-3 годов обучения, учебно-тренировочных групп 1-4 годов обучения,групп спортивного - совершенствования 1-3 годов обучения.
    рабочая программа на тему

    Диденко Александр Владимирович
    Программа по волейболу составлена в соответствии Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. №504 г.Москва), Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. №325) и нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ. В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon a.v._didenko._programma_po_voleybolu_mnogoletnyaya_2013g.doc299.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                    

            Приказ МОУ ДОД ДЮСШ

                                                              от 03.09.2013 г.  № 309-О

                                                      И.о.директора_________ Э.С.Бойко                                                                  

             Протокол заседания тренерского совета

                                                             от 03.09.2013г.  № 1

                                                                                    

                                                                                    

                                    

                                                                                                            

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Детско-юношеская спортивная школа

    ПРОГРАММА

    по волейболу

    для спортивно-оздоровительных групп,

    групп начальной подготовки 1-3 годов обучения,

    учебно-тренировочных групп 1-4 годов обучения,

    групп спортивного - совершенствования 1-3 годов обучения.

    Срок реализации программы: 10 лет

    возраст детей -  7-17 лет, учащаяся молодежь 18 лет до 21 года.

    Составители:

    Вирста М.Н. - заместитель директора по организационно-методической работе

    Диденко А.В. - тренер-преподаватель первой  квалификационной категории, совместитель

    Панченко В.И. - тренер-преподаватель, совместитель

    Решетник С.Г. – тренер-преподаватель, совместитель

    г. Пыть-Ях

    2013г.

    Пояснительная записка

    Программа  по волейболу составлена в соответствии Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. №504 г.Москва), Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. №325) и нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.

             В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

            Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

            Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:

    Спортивно-оздоровительный этап (весь период):

    -укрепление здоровья, улучшение физического развития;

    -привитие стойкого интереса к занятиям спортом.

    Этап начальной подготовки (3 года):

    -овладение основами техники выполнения физических упражнений;

    -приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

    -выявление задатков и способностей детей;

    -воспитание черт спортивного характера.

    Учебно-тренировочный этап (4года):

    • До двух лет обучения – этап начальной спортивной специализации

    -повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

    -овладение основами техники в избранном виде спорта;

    -приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях.

    • Свыше двух лет  обучения – этап углубленной тренировки

    -совершенствование техники;

    -развитие специальных физических качеств;

    -повышения уровня функциональной подготовленности;

    -освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

    -накопление соревновательного опыта.

    Этап спортивного совершенствования (3 года):

    -освоение повышенных тренировочных нагрузок;

    -достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение нормативов КМС и МС);

    -дальнейшее приобретение соревновательного опыта.

    Учебно-тренировочные группы  комплектуются из детей и подростков в возрасте от 7 до17 лет и до 21 года обучающаяся молодежь. Зачисляются в группы все желающие заниматься волейболом, проживающие на данной территории и не имеющие медицинских противопоказаний.

             При поступлении необходимо предоставить заявление о поступлении в спортивную школу и медицинское заключение врача.

             В спортивно-оздоровительные группы зачисляются лица, желающие заниматься спортом  и не имеющие медицинских противопоказаний.

    В группы начальной подготовки первого года обучения зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном  минимальном возрасте.

    Минимальный возраст при зачислении  - 7 лет.

    Минимальная наполняемость  спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки первого года обучения – 15 человек.

    Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки первого года обучения не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

    При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав в группах спортивного совершенствования – 12 человек; в  учебно-тренировочных группах третьего и четвертого года обучения – 16 человек; в  учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения – 20 человек с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.  

    Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется  по итогам сдачи контрольно-переводных нормативов и показанных спортивных результатов.

    На учебно-тренировочный этап подготовки переводятся только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.

    На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие нормативы по ФП, ТТП, подтверждение  первого (юношеского) разряда. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при положительной динамике  прироста спортивных показателей.

    В отдельных случаях перспективные спортсмены, не прошедшие этап начальной подготовки и не соответствующие этому этапу по возрасту, могут быть зачислены на последующий этап обучения.

    Обучающиеся  поступившие на учебу в ВУЗы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, могут продолжить занятия в учебно-тренировочных и спортивно-оздоровительных группах или быть зачислены в группы спортивного совершенствования.

    Обучающиеся не выполнившие переводные требования, могут быть оставлены повторно в группе того же года обучения или продолжить занятия в спортивно-оздоровительной группе.

    Программа содержит основные требования по возрасту, численному составу обучающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.

    Таблица 1

    Численный состав обучающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке

    Этап обучения

    Год подготовки

    Минималь-

    ный возраст для зачисления, лет

    Минималь-

    ное число занимающихся в группе

    Максималь-ное количество учебных часов в неделю

    Требования по технико-тактической, физической и спортивной  подготовке на конец учебного года

    Спортивно-оздоровительный

     

    7

    15

    6

    Контрольные испытания по физической и технической подготовке. Участие в соревнованиях

    Начальной подготовки

    1 год

    9

    15

    6

    Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

    2 год

    14

    9

    3 год

    14

    9

    Учебно-тренировочный

    1 год

    12

    10

    Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико-тактической подготовке

    II юношеский разряд

    2 год

    12

    12

    3 год

     

    12

    14

    Выполнение нормативов по ОФП, СФП, ТТП

    I юношеский разряд или

    II спортивный разряд

    4 год

    12

    14

    Спортивного совершенствования

    1 год

    16 лет

    Не более  12

    18

    Выполнение нормативов по ФП,  ТТП, подтверждение

    I разряда

    2 год

    Не более  12

    22

    Выполнение нормативов по ФП,  ТТП, выполнение

     разряда КМС

    3 год

    Не более  12

    22

    Выполнение нормативов по ФП,  ТТП, подтверждение

     разряда КМС

    Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная  задача- укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ  спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.

    Этап начальной подготовки (НП).   На этапе начальной подготовки осуществляется  физкультурно-оздоровительная  и воспитательная работа направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

    Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется  при условии выполнении обучающимися  контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

    Основной принцип учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования - специализированная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции (амплуа), индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся, специализация осуществляется на основе универсальности процесса подготовки на предшествующих этапах.

    Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (в СС); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.

    2. Содержание учебного материала

    2.1. Организационно-методические особенности многолетней подготовки юных волейболистов.

    Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:

    - использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего                                                                                                                          обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;

    - целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;

    - Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;

    - Стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения,

    - Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);

    - Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

    - Использование централизованной подготовки наиболее перспективных спортсменов на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов.

    Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в волейболе, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.

    Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

    Таблица 2

    Соотношение

    средств на виды подготовки по этапам и годам подготовки (%).

    Этапы

    многолетней подготовки и группы

    ОФП

    СФП

    Техни-ческая

    Такти-ческая

    Интегральная

    Спортивно-оздоровительный (7-17лет)

    44

    80

    42

    6

    -

    Этап начальной подготовки

    33

    16

    27

    14

    10

    1-2-й годы учебно-тренировочный

    21

    19

    28

    16

    15

    3-4-й год учебно-тренировочный

    18

    20

    25

    18

    19

    Спортивного совершенствования  

    12

    16

    23

    23

    26

    2.2. Тематическое планирование (учебный план отделения волейбола)

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    на 39 недель учебно-тренировочных занятий  в ДЮСШ   и   4-13 недели УТС

    в летний период.

     Таблица 3

    № п\п

    Разделы программы

    ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

    СО

    НП

    УТ

    СС

    1

    год

    2

    год

    3 год

    1 год

    2 год

    3 года

    4 года

    1 год

    2 год

    3 год

    1

    Теоретическая подготовка

    9

    9

    12

    12

    14

    14

    16

    16

    18

    20

    20

     2

     Общая физическая подготовка

    70

    70

    93

    93

    90

    106

    104

    104

    111

    136

    136

    3

    Специальная физическая подготовка

    30

    30

    46

    46

    52

    61

    81

    81

    117

    144

    144

    4

    Технико-тактичес-кая подготовка

    106

    106

    172

    172

    181

    217

    253

    253

    321

    387

    387

    5

    Инструкторская и судейская практика

    6

    12

    12

    18

    24

    24

    6

    Соревнования

    11

    11

    20

    20

    21

    24

    36

    36

    69

    91

    91

    7

    Контрольно–переводные испытания

    4

    4

    4

    4

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    Восстановительные мероприятия

    16

    24

    28

    28

    32

    40

    40

    9

    Медицинское обследование

    4

    4

    4

    4

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    8

    ВСЕГО   ЧАСОВ

    234

    234

    351

    351

    390

    468

    546

    546

    702

    858

    858

    Часов в неделю

    6

    6

    9

    9

    10

    12

    14

    14

    18

    22

    22

    10

    Летний спортив-оздор. лагерь 4-13 недель(июнь-август)

    24

    24

    36

    36

    40

    48

    56

    56

    72

    88

    88

    78

    78

    117

    117

    130

    156

    182

    182

    234

    286

    286

    ИТОГО  ЧАСОВ

    312

    312

    436

    468

    520

    624

    728

    728

    936

    1144

    1144

    1. Этапы многолетней подготовки.

    Многолетняя подготовка  спортсменов делиться на четыре этапа:

    - этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 9-13лет;

    - этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные этапы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 13-17 лет;

    - этап углубленной подготовки: учебно-тренировочный этап пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения, возраст занимающихся 15-21 лет.

    Подбор средств для каждого тренировочного занятия зависит от конкретных задач обучения и совершенствования на том или ином этапе. В подготовительной части даются знакомые упражнения и игры. В основной части изучается техника.

    Нагрузка непосредственно связана с обучением волейболистов технике, тактике волейбола и совершенствованием технико-тактического мастерства. Основным средством специальной физической подготовки (кроме средств волейбола) являются специальные подготовительные упражнения, которые направлены на развитие физических качеств, необходимых для совершенствования техники и успешности тактических действий. Это укрепление кистей рук, развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, развитие прыгучести, развитие быстроты реакции и ориентировки, умение пользоваться периферическим зрением, быстрота перемещений в ответных действиях на сигналы, специальная выносливость (прыжковая, скоростная, скоростно-силовая), прыжковая ловкость, специальная гибкость.

    Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения: с  набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями; с различными специальными приспособлениями («утяжеленные» пояса, куртки и пр.), тренажерами.

    Важное значение имеет систематическое применение подводящих упражнений при обучении новым приемам.

    Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и технико-тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и, следовательно, воспитывать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.

             Важнейшее значение приобретают учебно-тренировочные, контрольные (товарищеские) и календарные игры.

    Таблица 4

    Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

    (количество встреч – игр)

    Виды соревнований

    Спортивно-оздоро-вительный

    Начальной подготовки

    Учебно-тренировочный

    Спортивного совершенствования

    По физической и технической подготовке

    3

    6

    7

    7

    8

    8

    8

    6

    -

    -

    -

    По ФП  и  ТТП

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    10

    12

    12

    контрольные

    6

    6

    13

    13

    16

    16

    14

    12

    10

    13

    13

    подводящие

    -

    -

    -

    -

    4

    4

    10

    12

    -

    -

    -

    отборочные

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    15

    15

    15

    основные

    4

    -

    -

    -

    6

    6

    12

    20

    30

    30

    30

    Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся даются индивидуальные, «домашние», задания по физической, технической, тактической подготовке, построению тренировки.

            По физической подготовке - упражнения для развития силы рук, туловища, ног (упоры, наклоны, приседания, упражнения с предметами и т. д.) Для развития прыгучести (прыжки, напрыгивания, упражнения со скакалками и т. д.). По технической подготовке - в передачах, подаче, нападающем ударе. По тактической подготовке - изучение и анализ тактики сильнейших команд, тактики по игровым функциям, решение тактических задач.

    Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном проявлении необходимых для этих приемов физических способностей.

    Комбинированные занятия на основе технической, тактической и физической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Последовательность упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической, при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных средств.

    В комбинированных занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение основных задач данного занятия.  

    Теоретические занятия проводятся в виде лекций,  бесед.

    Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий, получению данных о том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и тактические действия.

    Успешное решение задач тренировочного процесса во многом зависит от эффективного контроля. Контроль охватывает все стороны подготовленности волейболистов.

    На основании данных контроля решается вопрос об уровне подготовленности обучающихся.

    2.3.  Программный материал для практических занятий в группах начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе, этапе спортивного совершенствования.

    2.3.1. Общая физическая подготовка (для всех групп):

    • Строевые упражнения
    • Ходьба, бег
    • Общеразвивающие упражнения в движении
    • Общеразвивающие упражнения на месте
    • Упражнения на расслабление

    2.3.2.Специальная физическая подготовка:

    • Развитие силы

    Упражнения для развития силы: с резиновыми амортизаторами, набивным мячом, в парах, с гантелями, штангой для различных мышечных групп. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств для защитника, нападающего, пасующего.

    • Развитие быстроты.

    Упражнения для воспитания быстроты перемещений с элементами: легкой атлетики (бег, прыжки), баскетбола (ловля, ведение, передачи), акробатика (кувырки, перевороты), быстроты ответных действий, быстроты и ловкости, быстроты и ориентировки

    • Развитие выносливости

    Упражнения для развития специальной выносливости волейболиста: скоростная, прыжковая, силовая, игровая

    • Развитие ловкости

    Упражнения для воспитания ловкости волейболиста: для защитника – с элементами акробатики, с б/б мячами; для нападающего – на подкидном мостике, с элементами акробатики, с теннисными мячами. Упражнения для развития внимания, периферического зрения, ориентировки, переключения внимания

    • Развитие гибкости
    • Развитие прыгучести. Упражнения для воспитания прыгучести, прыжковой ловкости, координации: со скакалками, с теннисными мячами на подкидном мостике, на гимнастической скамейке.

    2.3.3.Технико-тактическая подготовка

    • Техническая подготовка

    - техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

    - техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом.

    - техника передачи двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте, после перемещения. Техника нижних подач: прямая, боковая, свечой, методика обучения технике нижних подач. Подача на точность.                                                                      

    -Техника передачи двумя сверху над собой, назад (короткие, средние, длинные).Техника передачи в прыжке: двумя с поворотом, без поворота одной рукой.                                                                                                              

    -Техника приема снизу двумя, одной (на месте, после перемещения).Техника приема сверху двумя руками после перемещения с падением: на спину, бедро-спину. Техника приема мяча с падением: кувырком (вперед, назад, в сторону), на руки-грудь.                                                                                                                                  

    -Техника верхней прямой подачи: силовая, с планирующей траекторией полета мяча.                                                                                                                                                                                                                        

    -Техника прямого нападающего удара на силу.                                                                

    -Техника нападающего удара с переводом (кистью, с поворотом туловища).              

    -Техника нападающего удара с имитацией передачи.

    -Нападающий удар тихий, после имитации сильного.                                                                                        -Техника блокирования: одиночное, групповое.

                                           

    • Тактическая подготовка игрока

    -Обучение тактике нападающих ударов. Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.                                                                      

    -Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме подач. Обучение приему мяча от сетки. Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов. Развитие координации.                                                                      

    -Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока. Упражнения для развития прыгучести.                                                                                                          

    -Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе. Нападающий удар толчком одной ноги. Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.  

    -Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями.                      

    -Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов. Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны.                                  

    -Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов. Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.                                                                                                                                            

    -Обучение взаимодействиям нападающего и пасующего. Передача мяча одной рукой в прыжке.                                                                                                                                

    -Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии. Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы.                                                          

    -Обучение командным действиям в нападении. Учебная игра с заданием.                                                

    -Обучение командным действиям в защите. Учебная игра с заданием.                        

    -Двусторонняя игра

    Этапы развития физических качеств у юных волейболистов

            

    Девушки

    Сила

    Юноши

    Возраст

    Возраст

    16

    15

    14

    13

    12

    11

    10

    9

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    +

    +

    +

    +

    +

    Динамическая

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Взрывная

    +

    +

    +

    +

    +

    Быстрота

    +

    +

    +

    +

    +

    Быстрота реакции

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Одиночного движения

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Перемещения

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Выносливость

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Аэробная

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Скоростная

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Прыжковая

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Игровая

    +

    +

    +

    Ловкость

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Координация движения

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Быстрота и точность действия

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Распределения и переключение внимания

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Устойчивость соматических вестибулярных реакций

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Гибкость

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Подвижность в суставах рук, ног, плечевого пояса

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Гибкость позвоночного столба и крестцово- позвоночного сочленения

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2.3.4.Теоретическая подготовка

    • История развития волейбола.

    История развития и зарождение волейбола в СССР. Становление волейбола как вида спорта. Обзор основных этапов развития его в довоенный период. Выступления советских волейболистов на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд.                                                                                                        

    • Правила игры и методика судейства соревнований.

    Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Упрощенные правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. Обязанности членов судейской бригады. Ведение документации соревнований. Роль судьи как воспитателя. Значение квалифицированного судейства.                                            

    • Техника и тактика игры в волейбол.

    Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.                                                                                                          

    Цель и задачи тактической подготовки. Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки тактической подготовки игроков и команды. Особенности тактической подготовки с начинающими.                                                                                                                                                                        

    • Единая Всероссийская  спортивная классификация. Значение классификации и этапы её развития. Научные основы классификации. Обоснование разрядных требований и контрольных упражнений. Разрядные требования в волейболе для присвоения спортивных разрядов. Присуждение судейской категории.                                                                    
    • Физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Значение физической подготовки волейболистов в связи с особенностями современной игры.                    
    • Общая характеристика спортивной тренировки
    • Самоконтроль на тренировках
    • Установка на игру и разбор.

    Интегральная подготовка

    • Двусторонние игры
    • Товарищеские игры
    • Городские соревнования
    • Окружные соревнования

    2.3.5. Контрольные упражнения и соревнования

     Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных спортсменов, календаря соревнований. На начальных этапах рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов. Так как обучающиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в стенах школы.

    Контрольные испытания:

    — наблюдения за занимающимися в процессе учебно--тренировочных занятий;

    — проверку выполнения отдельных приемов техники игры;

    — выполнение установленных контрольных нормативов;

    — систематический анализ игровой деятельности занимающихся.

    2.3.6. Медико – биологический контроль

    В задачи медицинского обеспечения входят: диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям волейболом, оценка его перспективности, функционального состояния; контроль переносимости нагрузок в занятии; оценка адекватности средств и методов в процессе УТС (учебно-тренировочных сборов); санитарно-гигиенический контроль за местами занятий и условиями проживания спортсменов; профилактика травм  и заболеваний; оказание первой доврачебной помощи; организация лечения спортсменов в случае необходимости.

    С этой целью проводятся начальное обследование, углубленное и этапное обследование, врачебно-педагогические наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий.

    Все перечисленное выполняет врач ДЮСШ, работающий в тесном контакте с врачебно-физкультурным диспансером, кабинетом врачебного контроля поликлиники, тренерами.

    Все поступающие в ДЮСШ дети представляют справку от школьного  врача или врача районной поликлиники о допуске к занятиям. В дальнейшем дети находятся под наблюдением врачебного диспансера. Два раза в год должно проводится углубленное обследование, а каждые три месяца - повторные. Кроме этого, повторные обследования проводятся до начала и в конце УТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить заключение врача.

    Врачу необходимо анализировать объективные данные медицинского контроля (пульс, электрокардиограмма, химический состав крови и т.д.) в динамике их развития с учетом педагогических наблюдений тренеров, данных самоконтроля занимающихся в сопоставлении со спортивными результатами на тренировках и соревнованиях.

    Большая роль принадлежит медицинским профилактическим мероприятиям. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей, занимающихся спортивной аэробикой. В периоды (сезоны) роста ОРЗ необходимо проводить ультрафиолетовое облучение, давать витаминные смеси, рекомендовать местный и точечный массаж.

    2.3.6  Формы медико-биологического контроля

    Виды обследования

    Задачи

    Содержание и организация

    Углубленное

    1. Контроль за состоянием здоровья, выявление отклонений от нормы, составление рекомендаций по профилактике и лечению

    2. Оценка специальной тренированности и разработка индивидуальных рекомендаций по совершенствованию учебно-тренировочного процесса

    Комплексная диспансеризация во врачебно-физкультурном диспансере: обследование терапевтом, отоларингологом, окулистом, невропатологом, гинекологом, стоматологом, проведение электрокардиографии с пробами на специфическую нагрузку, анализ крови и мочи.  

    Этапное

    1. Контроль за состоянием  здоровья, динамикой показателей, выявление остаточных явлений травм и заболеваний

    2. Проверка эффективности рекомендаций, коррекция рекомендаций

    3. Оценка функциональной подготовленности после определенного этапа подготовки и разработка рекомендаций по планированию следующего этапа

    Выборочная диспансеризация во врачебно-физкультурном диспансере: по назначению врача терапевта у специалистов, имеющих замечания к состоянию здоровья занимающихся, электрокардиография, анализы

    Текущее

    1. Оперативный контроль за функциональным состоянием занимающихся, оценка переносимости на грузки, рекомендации по планированию и индивидуализации нагрузок, средств и методов тренировки

    2. Выявление отклонений в состоянии здоровья

    Экспресс-контроль до, в процессе и после тренировки, выполняемый врачом и тренером: визуальные наблюдения, анамнез, пульсометрия, измерение артериального давления, координационные пробы, пробы на равновесие

    2.3.7. Восстановительные средства и мероприятия

    Успешное решение задач, стоящих перед спортивной школой в процессе подготовки юных спортсменов, невозможно без системы специальных средств и условий восстановления, которые решаются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла подготовки.

    Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер  включает в себя средства психолого-педагогического и методико-биологического воздействия.

    Педагогические средства восстановления:

    1.Рациональное распределение нагрузок в макро-, мезо-, микро-циклах.

    2. Создание четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса.

    3. Рациональное построение учебно-тренировочного процесса.

    4. Использование разнообразных средств и методов тренировки, в том числе и нетрадиционных.

    5. Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.

    6. Индивидуализация тренировочного процесса.

    7. Адекватные интервалы отдыха

    8. Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.

    9. Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.

    10. Дни профилактического отдыха.

    Психологические средства восстановления.

    1. Организация внешних  условий и факторов тренировки.

    2. Формирование значимых мотивов  благоприятных отношений к тренировкам.

    3. Переключение внимания, мыслей и самоуспокоение, самоодобрение и самоприказы.

    4. Идеомоторная  тренировка.

    5. Психорегулирующая тренировка.

    6. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.

    Гигиенические средства восстановления.

    1. Рациональный режим дня.

    2. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час) в период интенсивной подготовки к соревнованиям.

    3. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8  до 20 часов. Тренировки в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде.

    4. Сбалансированное 3-4 разовое рациональное питание по схеме: завтрак -20-25%, обед -40-45%, ужин -20-30% суточного рациона.

    5. Использование специализированного питания: витамины, питательные смеси, соки, спортивные напитки во время приема пищи, до и во время тренировки.

    6. Гигиенические процедуры.

    7. Удобная обувь и одежда.

    Физиотерапевтические средства восстановления.

    1. Душ: теплый (успокаивающий), контрастный  вибрационный (возбуждающий).

    2.   Ванны: хвойная, жемчужная, солевая.

    3.  Бани 1-2 раза в неделю, парная и суховоздушная: при температуре 80-90 градусов 2-3 захода по 5-7 минут не позднее, чем за 5-7 дней до соревнований.

    4.  Массаж: ручной, вибрационный, точечный, сигментарный, гидро (особенно эффективен в сочетании с гидропроцедурами).

    5.   Спортивные растирки.

    6.   Аэронизация, кислородотерапия, баротерапия.

    7. Электросветотерапия - динамические точки, точки Бернара, электростимуляция, ультра-фиолетовое облучение.

    Схема организации восстановительных мероприятий

    при подготовке к соревнованиям.

    Время применения

    Мероприятие

    Перед тренировками

    1. Самомассаж

    2. Витамин С.

    3.60-80мл. спортивного напитка или 20-30мл. шиповника

    4. Установка на тренировку, положительный фон

    5. Самонастройка

    Во время тренировки

    1. Рациональное построение тренировочного занятия

    2. Разнообразие средств и методов тренировки

    3. Адекватные интервалы отдыха

    4. Упражнения для активного отдыха, на расслабление, восстановления дыхания, коррекцию

    5. Самоуспокоение, самоодобрение, самоприказы

    6. Идеомоторная тренировка

    7. Спортивные напитки.

    После зарядки или 1-й тренировки (утро)

    1. Непродолжительный контрастный душ

    2. Легкий массаж, самомассаж или растирание болезненных участков

    3. Витамины (во время завтрака)

    4. Непродолжительная тематическая беседа или теоретическое занятие

    5. Активный или пассивный отдых, прогулки на воздухе, экскурсии, чтение, слушание музыки.

    После 1-й тренировки (день)

    1.Теплый душ

    2.Общий массаж

    3.Аэронизация

    4.Поливитамины во время (обеда)

    5.Дневной сон

    После 2-й тренировки (вечер)

    1.Успокаивающий душ или ванна

    2.Успокаивающий массаж

    3. Психорегулирующая тренировка

    4. Поливитамины, глюконат кальция (во время ужина)

    5. Пассивный отдых, отвлекающие мероприятия

    6. Ночной сон

    2 раза в неделю (например, в среду и субботу)

    1. Баня: паровая или сауна

    2. Свободное плавание в бассейне

    3. Кратковременное ультрафиолетовое облучение

    1 раз в неделю

    День профилактического отдыха

    2.3.8. Инструкторская и судейская практика.

    В течение всего периода обучения тренер готовит себе помощников, привлекая учащихся старших разрядов к организации занятий с младшими учащимися. Перед учащимися старших разрядов ставятся следующие требования:

    Уметь самостоятельно проводить разминку, занятие ОФП, обучать технике упражнений, проводить урок с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами.

    Знать правила соревнований, систематически 4-6 раз в год привлекаться к судейству, уметь организовывать и проводить внутришкольные соревнования.

    Получить звание «Инструктор-общественник», «Судья по спорту».

    На этапе углубленной специализированной подготовки необходимо организовывать специальный семинар по подготовке общественных тренеров и судей. В конце семинара сдается зачет или экзамен по теории и практике, который оформляется протоколом, где каждому выставляются оценки по теории, практике и итоговая оценка. Присвоение звания «Общественный судья», или «Юный инструктор по спорту» производится приказом или распоряжением по школе.

    2.3.9. Летние оздоровительные мероприятия.

    В летний период для обучающихся проводятся учебно-тренировочные сборы и восстановительные сборы в спортивно-оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей и по индивидуальным планам

    2.3.10. Психологическая подготовка.

    В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой - психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия  между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов.

    В психологической подготовке можно выделить:

    • базовую психологическую подготовку;
    • психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
    • психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на предсоревновательную  и постсоревновательную).

    Базовая психологическая подготовка включает:

    • развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;
    • развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
    • формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности);
    • психологическое образование (формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способа преодоления неблагоприятных состояний);
    • формирование умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.

    Успех соревновательной деятельности во многом зависит от качества предшествующего тренировочного процесса, который порой выражается в монотонной и продолжительной работе.

    Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований, опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:

    • формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;
    • овладение методикой формирования состояния ситуационной, актуальной готовности к соревнованиям, уверенности в себе, в своих силах;
    • разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий;
    • совершенствование методики саморегуляции психических состояний;
    • формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;
    • отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;
    • сохранение нервно-психической устойчивости, профилактику перенапряжений.

    Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезо-циклы. Ниже приводится примерный план-схема психологической подготовки в годичном цикле тренировки.

    Таблица 7

    План-схема психологической подготовки.

    Этап подготовки

    Задачи

    Средства и методы

     

    Обще- подготовительный

    1.Формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы

    Постановка перед спортсменом трудных, но выполнимых задач; убеждение спортсмена в его больших возможностях, одобрение его попыток достичь успеха, поощрение достижений

    2. Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам

    Беседы, разъяснения, убеждения, примеры выдающихся спортсменов, личный пример, поощрения и наказания.

    3.Совершенствование способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе.

    То же

    4.Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости упорства, решительности, смелости,    выдержки, терпения, самообладания, самостоятельности и инициативности.

    Регулярное применение тренировочных заданий, представляющих для занимающихся как объективную так и субъективную трудность, поведение тренировок в усложненных условиях.

    5.Формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах психорегуляции

    Лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, самонаблюдение  и самоанализ.

    6.Овладение приемами саморегуляции психических состояний:

    • изменение мыслей по желанию
    • подчинение самоприказу
    • успокаивающая и активизирующая разминка
    • дыхательные упражнения
    • идеомоторная тренировка
    • психорегулирующая тренировка
    • успокаивающий и активизирующий самомассаж

    Обучение соответствующим приемам на специальных занятиях или во время тренировок, применяя обычную методику обучения: объяснение и многократное упражнение в применении осваиваемых приемов.

     7. Развитие психических свойств и качеств, необходимых для успешной деятельности в спортивной аэробике: сосредоточенности внимания, четкости представлений, отчетливости ощущений, быстроты и глубины мышления, двигательной и музыкальной памяти, творческого воображения.

    Специальные задания, регулярное обновление учебного материала и изучение нового. Применение методических  приемов, позволяющих акцентировать внимание на развиваемых психических функциях и качествах.

    Специально-подготовительный

    1. Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности

    Совместно со спортсменом определить задачи предстоящего соревновательного периода в целом и конкретизировать их на каждые соревнования. Корректировать задачи по мере необходимости.

    2. Овладение методикой формирования состояния боевой готовности к соревнованиям

    Разработать индивидуальный  режим соревновательного дня, опробовать его на учебных соревнованиях, проанализировать, внести поправки. Корректировать по мере необходимости.

    3. Разработка  индивидуального комплекса настраивающих мероприятий

    Разработать комплекс действий спортсменов перед вызовом, опробовать его. Вносить соответствующие коррективы по мере необходимости

    4. Совершенствование методики саморегуляции психических состояний

    Совершенствоваться в применении методов саморегуляции в соревновательных условиях: во время модельных тренировок, прикидок, учебных соревнований

    5. Формирование соревновательной устойчивости к соревновательному стрессу

    Готовясь  к основным соревнованиям, провести занимающихся через систему учебно-подготовительных соревнований, определить индивидуально целесообразную норму таких соревнований

    6. Отработка индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий

    Путем самоанализа определить индивидуально эффективные психорегулирующие мероприятия: экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтение, игры, прогулки

                       Соревновательный

    1. Формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным достижениям

    Объективная оценка качества проделанной тренировочной работы, реальной готовности спортсмена, убеждение его в возможности решить соревновательные задачи

    2. Сохранение нервно-психической устойчивости, профилактика нервно-психических перенапряжений

    Применение индивидуального комплекса психорегулирующих мероприятий

    3. Мобилизация сил на достижение высоких спортивных результатов

    Применение всего комплекса ранее отработанных средств формирования состояния боевой готовности

    4. Снятие соревновательного напряжения

    Разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможности их исправления, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстановительные мероприятия

    2.3.11. Воспитательная работа

    Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.

    Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирования у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. Высокий профессионализм педагога позволяет инициировать самостоятельные размышления о том, что есть жизнь достойная Человека.

    На протяжении многолетней спортивной подготовки занимающихся тренер-преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включает: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия).

    Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристических мероприятий, учебы в школе,  а также в свободное от занятий время.

    Воспитательные средства:

    • личный пример и педагогическое мастерство тренера;
    • высокая организация учебно-тренировочного процесса;
    • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
    • дружный коллектив;
    • система морального стимулирования;
    • наставничество опытных спортсменов.

    Основные воспитательные мероприятия:

    • просмотр (в том числе и телевизионный) соревнований и их обсуждение;
    • соревновательная деятельность учащихся и ее анализ;
    • регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности учащихся;
    • проведение тематических праздников;
    • экскурсии, культпоходы в театры, на выставки;
    • тематические диспуты и беседы;
    • трудовые сборы и субботники;
    • оформление стендов и газет.

    3. Условия реализации данной программы

    • спортивный зал;
    • аудио, теле, видео аппаратура;
    • спортивный инвентарь - мяч волейбольный -76 шт.
    • Форма волейбольная (футболка +номер .на спине +трусы) – 20 комплектов.
    • Форма волейбольная – 20 шт.

    4. Контрольно-переводные нормативы

    по общей и специальной физической подготовке

            Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и для перевода в следующий год обучения проводятся контрольно-переводные нормативы.

    Таблица 8

    Контрольно-переводные нормативы

     по физической  подготовке по годам обучения(юноши)

    № п\п

    Контрольные нормативы

    Группы начальной подготовки

    ( на конец учебного года)

    Учебно-тренировочные группы

    ( на конец учебного года)

    1 год

    2 год

    3 год

    1год

     2 год

    3 год

    4 год

    1

    Бег 30м,с

    5,5

    5,3

    5,1

    5,0

    4,8

    4,7

    4,6

    2

    Бег 30м (5х6м),с

    12,0

    11,5

    11,0

    -

    -

    -

    -

    3

    Прыжок в длину с места, см

    185

    200

    208

    216

    230

    240

    248

    4

    Метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками, м:

    - сидя

    - стоя

    5,8

    11,0

    6,6

    11,5

    7,0

    12,5

    7,7

    13,0

    8,2

    13,8

    9,0

    15,0

    9,5

    17,0

    Контрольно-переводные нормативы

     по физической  подготовке по годам обучения(девушки)

    № п\п

    Контрольные нормативы

    Группы начальной подготовки

    ( на конец учебного года)

    Учебно-тренировочные группы

    ( на конец учебного года)

    1 год

    2 год

    3 год

    1год

     2 год

    3 год

    4 год

    1

    Бег 30м,с

    5,9

    5,8

    5,7

    5,7

    5,6

    5,6

    5,5

    2

    Бег 30м (5х6м),с

    12,2

    11,9

    11,5

    -

    -

    -

    -

    3

    Прыжок в длину с места, см

    165

    175

    187

    200

    210

    216

    220

    4

    Метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками, м:

    - сидя

    - стоя

    4,0

    8,0

    5,0

    9,0

    5,4

    10,0

    5,7

    10,8

    6,5

    13,5

    7,2

    14,5

    7,5

    15,2

    Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений, в которые входят: 4 упражнения общей физической подготовки

    Содержание и методика проведения контрольных тестов

    Физическая подготовка.

    1. Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике. Старт высокий(«стойка волейболиста»).
    2. Бег 30м: 5х6м. На расстоянии 6м чертятся две линии – стартовая и контрольная, По зрительному сигналу обучающийся бежит, преодолевая расстояние 6м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
    3. Бег 92м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 набивных (1кг) мячей, мяч №7 на расстоянии 1м от лицевой линии. Обучающийся располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно(№1,2,3,4,5,6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№7). Время фиксируется секундомером.
    4. Прыжок в верх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50см. Число попыток – три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (тока отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места – со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
    5. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
    6. Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками. Метание мяча с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.
    7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Из положения упор лежа, руки перед собой  параллельно, сгибание в локтевом суставе до положения 90 о , и разгибание в локтевом суставе до полного выпрямления. Учитывается количество раз.
    8. Поднимание ног в висе.  Из положения в висе на перекладине хватом двух рук сверху руки в локтевом уставе выпрямлены полностью, ноги согнуты в коленях (или прямые «угол»). Время удержания  фиксируется секундомером.
    9. Наклон вперед. Сед на полу ноги выпрямлены, пятки вместе упор в линейку – доску, выполняется наклон вперед, кистями  рук касаясь линейки удерживаем кисти 3 с. Фиксируется касание наибольшего деления на линейки в см. Даются три попытки, учитывается наилучший результат. 4 упражнения специальной физической подготовки

    Таблица 9

    Контольно-переводные испытания по технической подготовке

    для спортивно- оздоровительного этапа (юноши, девушки 9-17 лет).

    № п\п

    Контрольные испытания

    Год занятий

    1-й

    2-й

    3-й

    4-й

    5-й

    6-й

    7-й

    8-й

    1.

    Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

    3

    3

    4

    5

    5

    5

    6

    6

    2

     Подача на точность:

    10-12 лет – верхняя прямая;

    13-15 лет – верхняя прямая по зонам

    16-17 лет – впрыжке

    3

    3

    4

    3

    4

    5

    2

    2

    3

    Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 ( в 16-17 лет с низкой передачи

    3

    3

    4

    3

    3

    4

    Прием подачи из зоны  6

    в зону  3 на точность

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    6

    6

    Техническая подготовка.

    1. Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи, наносят линии. При передачах из зоны 3 в зону4 расстояние передачи 3-3,5 м высота ограничителей 3м, расстояние от сетки не более 1,5м.  При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6м. Каждый обучающийся выполняет 5 попыток: учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
    2. Испытания  в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование). Учащийся располагается на расстоянии 3м от стены, на высоте 4м на стене делается контрольная линия – надо стремиться выдерживать расстояние от стены  и высоту передач. Обучающийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом над собой  и стоя спиной. Составляют одну серию. Учитывается  максимальное количество серий. Устанавливается  минимальное число серий для каждого года обучения.
    3. Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном  направлении -  в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая(левая) половина площадки, зона 4-5(1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4(1-2) размером 6х2м, в зоне 6 у лицевой  линии размером 3х3м. Каждый  обучающийся выполняет  5 попыток.

    Тактическая подготовка.

    1. Действия при нападающих ударах. Нападающий удар или «скидка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или нет. Блок имитируется специальными приспособлениями(типа «механический блок» и др.) «Блокировать» может партнер, стоя на подставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.
    2. Командные действия  в нападении. В этих испытаниях  выявляется  умение учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия : прием подачи, вторая передача  игроком  линии нападения или  выходящим с задней  линии к сетке и нападающий удар одним из обучающихся, другие выполняют  имитацию удара, окрестные перемещения в зонах и др.(по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний представлены в оценочной таблице. Даются 6 попыток.

    Обучающие сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И СФП и набравшие в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений переводятся в следующий год обучения.

    Обучающие набравшие в сумме меньше 16 баллов за 8 упражнений остаются повторно в группе того же года обучения или переводятся в спортивно-оздоровительные группы.

    Бег 30м, челночный бег 5х6, прыжок в длину, метание  набивного мяча, верхняя передача, прием снизу, подача верхняя, подача нижняя.

    Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16 балов.

    Каждое упражнение оценивается: 1бал – ниже норматива

                                                                           2 бала – норматив

                                                                          3 бала – свыше норматива

     Литература

    1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. – 83 с.

    2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск: СибГАФК, 1994. – 85 с.

    3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.

    4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с.

    5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)

    6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.

    7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.

    8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

    9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

    10. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. – М., 1962. – 80 с.

    Содержание

    1. Пояснительная записка.                                                                        2

    2. Содержание учебного материала.                                                                5

          2.1. Организационно-методические особенности многолетней подготовки  юных  волейболистов.                                                                        5

          2.2. Тематическое планирование (учебный план отделения  волейбола).                6

          2.3. Программный материал:                                                                8

                 2.3.1. Общая физическая подготовка.                                                8

                 2.3.2. Специальная физическая подготовка.                                                9

                 2.3.3. Техническая  тактическая и игровая  подготовка.                                9

                 2.3.4. Теоретическая подготовка.                                                         11

                 2.3.5. Контрольные упражнения и соревнования                                         12

                 2.3.6. Медико-биологический контроль.                                                 13

    .            2.3.7. Восстановительные средства и мероприятия.                                 14

                 2.3.8.Инструкторская и судейская практика                                         16

                 2.3.9. Летние оздоровительные мероприятия.                                         16

                 2.3.10.  Психологическая  подготовка.                                                 16

                 2.3.11.  Воспитательная работа.                                                         19

     3. Условия реализации данной программы (помещение, оборудование, дидактические и методические материалы, спортивный инвентарь).                         20

    4. Контрольно переводные нормативы и оценка уровня подготовленности на разных этапах подготовки согласно возрасту.                                                  20

    Литература.                                                                                                 24

    Содержание.                                                                                         25


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

    РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ...

    Рабочая программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы ДЮСШ

    Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и...

    ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет

    ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ  Дополнительная предпрофессиональная  образовательная программа по этапам спортивной  подготовки (начальная подготовка 1-3 года  обучения) от 9- 12 лет ...

    Рабочая программа секции «Волейбол» для спортивной оздоровительной группы

    Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;Устойчивое овладение умениями и навыками иг...