Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Требования к современному занятию в системе ДО. Самоанализ.

    Пихиенко Ольга Юрьевна

    Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа заняти

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennoe_zanyatie.doc160 КБ

    Предварительный просмотр:

    Требования к современному  занятию в системе ДО. Самоанализ.

    Введение

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

    Возрастают требования к содержанию и качеству образования, это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Анализ литературы, практической деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы, которые можно сформулировать через недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов.

               На сегодняшний день многие вопросы рассматриваются и изучаются учеными, педагогами – практиками на страницах научных, научно-популярных и периодических изданий, предлагаются те или иные пути решения актуальных педагогических, психологических и социальных проблем. Каждое учреждение дополнительного образования детей ищет и находит свои пути развития и совершенствования образовательного процесса. В данной ситуации важно не оставить педагога с массой нерешенных вопросов под мощным прессингом ежедневных требований и обязанностей.

      Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

        Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

        Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

       Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

     Материал изложен с учетом современных тенденций в образовании, содержит альтернативные взгляды на  решение ряда актуальных вопросов, что должно побудить педагога к активному поиску собственных решений и творчеству.

      Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей -развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Реализация программ различной направленности, выходящих за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества и государства.

    Основные задачи учреждения:

    • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального   самоопределения   и   творческого   труда   детей   в возрасте, преимущественно, от 6 до 18 лет;
    • адаптация детей к жизни в обществе;

    -формирование   общей   культуры;

    -        организация содержательного и познавательного досуга детей;

    -        привлечение и организация деятельности детей  из неблагополучных семей и трудновоспитуемых подростков.

       Вся деятельность детей в УДО организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся педагогических технологий. Она рассчитана на индивидуализацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

    Основной формой организации образовательного процесса в УДО является        занятие. Взаимодействие индивидуальной работы обучающихся с групповой и массовой создает уникальные виды образовательных занятий, стимулирующих личностное развитие детей и профессиональное творчество педагогов.

    Занятие - более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченного временными рамками, целями, содержанием учебного материала. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, их способностей, таланта, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение.

       Во время проведения занятия педагог реализует практически все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы, творческие способности, волю, характер и другие жизненно важные качества личности.

    I. Существует несколько причин, благодаря которым именно занятие утвердилось в роли основной формы образовательного процесса в дополнительном образовании:

    1. только   на   занятии   присутствуют   все   участники   данного   образовательного объединения;
    2. только занятия обладают гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый
      разнообразный по содержанию и беспрерывно обновляющийся учебный материал,
      соответственно приспосабливая к нему   различные методы и приемы обучения,
      изменяя деятельность педагога и обучающихся в зависимости от содержания,
      возрастных и других особенностей;
    3. только на занятиях, возможно, изучать в системе весь курс программы;
    4. только  занятие   позволяет  сочетать   индивидуальную   работу   обучающихся   с коллективной.

    Функции современного занятия, влияющие на его результативность:

    1. Обучающая,    познавательная    функция   занятия    состоит   в   овладении
      систематизированными    знаниями,    умениями     и     навыками     по     избранному направлению.
    2. Воспитывающая   функция   заключается    в   формировании   ценностных
      ориентации, отношений, волевых эмоциональных качеств личности и других черт характера.

    3.        Развивающая функция занятия - развитие у обучающихся познавательных
    процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей.

    Эти три функции составляют взаимозависимую триаду, «образуют личность».

    4.        Побуждающая    (стимулирующая)    функция     -     способность    занятия
    стимулировать,   пробуждать   у   всех   обучающихся   устойчивую   познавательную потребность, интерес к знаниям.

    5.        Самообразовательная функция - усвоение знаний, развитие мировоззрения и мышления    обучающихся    возможно    лишь    в    результате    активной    личной познавательной деятельности.

    Чтобы провести эффективное занятие, наряду с функциями, необходимо знать конечную цель деятельности педагога по организации занятия (чего он хочет добиться), установить средства ее достижения, определить способ достижения результата, т.е. знать правила.

    Первые занятия в творческом обьединение:

    Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определяет их отношение к учебным занятиям.

    В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач:

    1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

    2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

    3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

    4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

    5) получить необходимую информацию друг о друге;

    6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

    Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)

    Результат этого занятия:

    -дети знакомы друг с другом,

    - педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское учреждение.

    Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

    - разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы,

    - описание содержания и результатов первого года занятий,

    - объяснение основных этапов владения мастерством,

    - рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

    - знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

    - рассказ о традициях детского объединения.

    В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

    Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.

    Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

    - выставка детских творческих работ;

    - стенгазета или рукописный журнал;

    - альбом – летопись детского объединения;

    - фотографии, слайды и видеофильмы;

    - знаки отличия кружковцев;

    - награды детского объединения и его воспитанников;

    - выставка книг и периодической печати;

    - информационный стенд.

    Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

    - тесты или тестовые задания;

    - конкурсы и соревнования;

    - познавательные игры;

    - выполнение практической работы или творческого задания.

    В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

    Результатом этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

    - внесения корректив в образовательную программу;

    - разработки индивидуальных заданий;

    -объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

    На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс:

    - познакомить ребят с первым этапом или каким–либо инструментом, материалом.

    Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

    Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

    - обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

    - самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей жизни детского объединения;

    - обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

    -выбор детского актива;

    - распределение разовых и постоянных поручений;

    - формирование системы передачи информации.

    Результатом этого занятия является:

    - создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

    - понимание детьми взаимной ответственности;

    - включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

    - начало работы по формированию системы детского самоуправления.

    Следующий этап занятий – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

    Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий


    В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.

    Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:

    а) занятие в учебном кабинете:

    - тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

    - комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием  2-3 видов творческой деятельности);

    - игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

    - итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

    б) выездные занятия:

    - учебные экскурсии;

    - походы;

    - экспедиции;

    - практические занятия на местности;

    - полевые практики.

    Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.



    Наиболее устоявшимися, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. 

    Примерная структуры тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

    1 этап – организация;

    2 этап - теоретическая часть;

    3 этап – практическая часть;

    4 этап – окончание занятия.

     Организация занятия

    Первые 10-15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

    - сбор детей;

    - подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

    - подготовку рабочих мест учащихся.

    педагог приветствует всех детей и по возможности каждого из них, интересуется их делами в школе и дома. Затем создаётся в группе рабочая обстановка, дети настраиваются на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

    Теоретическая часть занятия

    Включает следующие элементы:

    - изложение исторических данных по теме занятия;

    - устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

    - объяснение специальных терминов по теме занятия;

    - описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

    - правила техники безопасности.

    теоретическая часть не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

    Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:

    - использовать наглядный и раздаточный материал;

    - использовать технические средства обучения;

    - привлечь к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников (начиная со второго года обучения);

    - использовать игровые методы обучения.

    Практическая часть занятия

    Практическую часть следует разделить на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.

    Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.

    Затем педагог вместе с детьми готовит материалы, инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

    При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

    Далее идёт практическая работа, дети выполняют задания, педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

    При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

    - возраст детей;

    - календарный период учебного процесса;

    - тему учебного года;

    - уровень подготовки детей;

    - последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

    Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

    - доведение каждой начатой работы до конца;

    - обязательность её внешней отделки (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);

    - поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

    Окончание занятия (последние 15-20 минут)

    За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

    Завершение занятия включает в себя:

    - подведение итогов практической работы;

    - закрепление учебного материала;

    - объяснение домашнего задания;

    - организацию дежурства (при необходимости).

    -Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

    Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

    - необязательность его наличия и выполнения;

    - творческий характер;

    -для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды)работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приёмами.

    Данная структура является примерной. Возможны варианты организации учебных занятий:

    - последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

    - выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

    - выполнение только практической работы.


     Требования к учебному занятию детского объединения.

    Грамотный анализ занятия – условие совершенствования учебной деятельности объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

    Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

    • научности;
    • единства требований;
    • доступности и оптимальности;
    • объективности и доброжелательности;
    • целесообразности.



    Требования к занятию можно распределить на 5 групп:

    1. к организационным условиям;
    2. к дидактической деятельности педагога;
    3. к воспитывающему характеру деятельности педагога;
    4. к профессионально-личностным качествам педагога;
    5. к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.



    К требованиям 1-й группы относятся:

    • обязательность присутствия не менее 75 % детей от количества обучающихся в группе;
    • удовлетворительное состояние документации детского объединения (наличие журнала учета рабочего времени педагога д/о, образовательной программы);
    • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;
    • соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим нормам;
    • учет уровня работоспособности детей;
    • выполнение правил техники безопасности;
    • рациональность использования времени на занятии;
    • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
    • оптимальная организация ведения документации обучающихся.



    К требованиям 2-й группы относятся:

    • опора на основные принципы дидактики;
    • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
    • эффективность контроля педагога за работой обучающихся;
    • объективность оценок деятельности детей;
    • степень технической оснащенности занятия;
    • уровень методического обеспечения занятия;
    • оптимальность использования технических средств и методических материалов;
    • смена видов деятельности;
    • наличие обратной связи на занятии;
    • достижение дидактической цели занятия.



    К 3-й группе требований относятся:

    • наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность содержания занятия;
    • опора на основные принципы воспитания;
    • решение задач нравственного воспитания;
    • эффективность формирования у детей трудовых навыков;
    • использование педагогом возможности профессиональной ориентации;
    • формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей;
    • реализация задач физического и гигиенического воспитания обучающихся;
    • связь занятий с жизнью;
    • эстетическое воздействие содержания и организации занятия на обучающихся.



    К 4-й группе требований относятся:

    • знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом;
    • речь педагога;
    • педагогическая культура и такт;
    • внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности);
    • стиль педагогического руководства;
    • степень воздействия на обучающихся личности педагога.



    К 5-й группе требований относятся:

    • активность и работоспособность детей на занятии;
    • заинтересованность детей темой и содержанием занятия;
    • сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
    • выполнение обучающимися поставленных задач;
    • коммуникативная активность детей;
    • интеллектуальное развитие обучающихся;
    • использование обучающимися приобретенных умений и навыков в практической деятельности;
    • организованность и дисциплинированность обучающихся на занятии;
    • стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
    • внешний вид детей.

    Основные требования к построению современных учебных занятий:

    - Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

    - Целесообразное расходование времени занятия;

    - Применение разнообразных педагогических средств обучения;

    - Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

    - Практическая значимость полученных знаний и умений.

       Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

     

    Алгоритм подготовки учебного занятия

       Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

    1 этап

     

    Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

    - Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

    - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

    - Насколько полно и качественно реализовано содержание?

    - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

    - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

    - В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

    - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

    2 этап

     

    Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

    - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

    - Обозначение задач учебного занятия;

    - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

    - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

    - Определение типа занятия;

    - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

    - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

    3 этап

     

    Обеспечение содержания учебного занятия:

    - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

    - Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

    - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

     

       Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

       Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

     

     

    Перспектива деятельности

    Методические рекомендации помогут:

    - повысить результативность занятия;

    - включить детей в творческую деятельность;

    -организовать работу с молодыми педагогами;

    - совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов;

    - систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;

    - моделировать нетрадиционные формы занятий.

     

    Методика планирования учебного занятия

    План представляет собой документ, в котором отражены тема, цели и
    задачи, содержание и результаты конкретного учебного занятия. Начинающему педагогу рекомендуется иметь план занятий, который поможет целесообразно использовать рабочее время занятия. При проведение открытого занятия педагог обязан составить и представить комиссии его план.

    Общая структура плана занятия.

    1. Вступительная часть:
    • название детского объединения;
    • дата, время и место проведения занятия;
    • номер и год обучения;
    • фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
    • тема занятия, оборудование.

    2. Цели и задачи.
    Требования к целям и задачам:
    задачи должны быть конкретными и отражать содержание трёх взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания и развития.
    Требования к прогнозируемым результатам:
    занятие должно отражать степень достижения поставленных целей и задач.

    3. Ход занятия:
    • краткое содержание и продолжительность (в минутах) вводной части занятия;
    • краткое содержание и продолжительность основной части занятия, с выделением теоретической и практической части;
    • краткое содержание и продолжительность заключительной части занятия;
    • методические указания к организации наиболее сложных видов деятельности детей на занятии.

    4. Средства обучения - 
    наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

    5. Прогнозируемые результаты.

    Понятно, что составлением плана, даже самого добротного, дело не исчерпывается. Важно ещё учесть следующее:

    1. Возможно, в плане придётся что-то изменить при проведении занятия, т.к. Нередко возникаю обстоятельства, которые не могли быть учтены заранее.
    2. Необходимо проанализировать насколько пункты плана были практически реализованы и определить причины расхождения между предполагаемым и осуществлённым в реальности.
      К сожалению, в последнее время такому анализу уделяется мало внимания. Это отрицательно сказывается на качестве планирования будущих занятий.

    Примерный план занятия

    Дата «__»_____________года

    Тема занятия

    Время и место проведения занятия.

    Участники занятия ( год обучения, возраст).

    Цель, задачи занятия

    Оборудование, дидактический материал

    1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

    2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

    3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

    4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

    5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

    5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

    5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

    5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

    6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

    7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.

    Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

    Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

      Для того, чтобы открытие занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

    Планирование открытого занятия.

    1.        Постановка цели и задач занятия;

    2.     Выбор   формы   занятия,   содержания,   методов   и   приемов   обучения,   в
    соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива.

    1. Выделение смысловых блоков: четко продумать логику и преемственность
      этапов учебного занятия.
    2.    Правильно решить методическое и техническое обеспечение занятия.
    3.    Создание благоприятного микроклимата на занятии.
    4.    Пробудить активность всех детей.

    7.    Внесение необходимых корректив.
    Специфические требования к открытому занятию.

    1.   Оптимальный набор этапов занятия и тесная связь между ними.

    2.   Сотрудничество между педагогом и учащимися.

    З.  Педагог -организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант.

    4.   Взаимосвязь индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся.

    5.   Четкая структура занятия и максимально продуманное его завершение. Занятие должно быть завершенным, но необходимо показывать и перспективы деятельности в данном направлении.

    Примерная схема плана занятия педагога дополнительного образования.

    План занятия - название объединения, Ф.И.О. педагога.

    Тема занятия полное и четкое ее определение.

    Задачи занятия-задачи обучения, воспитания и развития этого занятия.

    Характеристика воспитанников - возраст, год обучения, уровень освоения материала.

    Ход занятия.

    1.   Организационный момент (психологический настрой, активизация внимания).

    2.   Подготовительный момент(мотивация на занятие, сообщение темы и цели занятия).

    3.   Основной этап(подача, усвоение и закрепление нового материала, его систематизация).

    4.   Контрольный момент(выявление уровня и качества овладения материалом занятия).

    5.    Итоговый момент(оценка успешности достижения задач занятия).

    6.   Рефлективный момент (определение результативности и полезности занятия через самооценку учащихся).

    7.   Информационный момент(определение перспектив следующего занятия, «домашнее» задание, его цель).

    Практические рекомендации педагогам при подготовке к открытому занятию.

    1.   Выбрать день, время, группу воспитанников.

    2.   Пригласить людей, которые хотят посмотреть занятие.

    3.   Тщательно подготовить кабинет к занятию.

    4.   Выбрать формы и методы проведения занятия, наиболее полно дающих представление о вашем педагогическом мастерстве и возможностях ваших воспитанников.

    5.    Распечатать подробный план проведения занятия в нескольких экземплярах.

    Деятельность педагога на занятии.

    I.  Вступительное слово педагога:

    -  тема занятия;

    -  цель и задачи проведения занятия;

    -  характеристика группы детей;

    -  формы и методы проведения занятия;

    -  место занятия в реализации программы;

    2. Представление детям присутствующих на занятии.

    З. Ход занятия.

    4. Подведение итогов замятия с детьми.

    5. 0бсуждение занятия с присутствующими:

    -  педагог комментирует проведенное занятие и дает самооценку;

    - присутствующие отмечают все положительные и удачные моменты занятия и мастерство педагога;

    - педагогу задаются вопросы с целью получить дополнительную информацию или выяснить непонятные моменты;

    -«минусы» занятия обсуждаются корректно, доброжелательно, конструктивно;

    -дается общая оценка занятия и рекомендации педагогу.

    ПАМЯТКА

    по организации и проведению открытого занятия в творческом объединение

    Открытое занятие – яркое событие в жизни коллектива кружка, демонстрирующее профессионализм и мастерство педагога, знания, умения и навыки учащихся по данному направлению деятельности, положительный эмоциональный фон в коллективе.

    ^

     Открытое занятие отличается:

    - информационной насыщенностью,

    - оригинальностью,

    - нестандартностью,

    - разнообразием приёмов, форм и методов работы, применяемых педагогом на занятии.

     Аудитория, где проходит открытое занятие, может быть оформлена рисунками, моделями, стенными газетами, персональными выставками учащихся, педагога и т.д.

    Подготовка открытого занятия:

    - Продумайте, какой учебный материал наиболее подходит для достижения методической цели занятия, т.е. определяет конкретную учебную тему, объём и содержание материала, место данного занятия во всем процессе обучения, его учебно – воспитательные задачи, формы и методы проведения, тип и структуру занятия.

    -Подробно опишите ход занятия, это поможет внести коррективы и изменения при необходимости

    -Продумайте материально – технические средства, которые могут сделать занятие более ярким.

    - Подберите дидактический, раздаточный материал, соответствующий теме Вашего занятия.

    - Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только Вы, но и они должны показать свои знания, умения, навыки.

    ^

     Проведение открытого занятия:

    - В начале открытого занятия не забывайте сказать о теме, целях и задачах.

    - Используйте такие приёмы и формы работы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала, выработке необходимых навыков и умений, применяйте активные формы работы (конкурсы, викторины, деловые игры и т.д.).

    - При необходимости организовывайте работу по группам, звеньям.

    - Дифференцированно подходите к выбору индивидуальных заданий.

    - Индивидуальная самостоятельная работа может сопровождаться музыкальным фоном.

    - Занятие пройдёт успешнее, если Вы сумеете создать рабочую, творческую атмосферу, создадите для каждого ребёнка ситуацию успеха.

    - Во время перерыва можете провести с учащимися гимнастику для глаз, игры на сплочение детского коллектива, коммуникативные игры, занимательные конкурсы.

    - Подвести итоги занятия.

    - Отметить работу лучших учащихся.

    - При необходимости предложите детям подготовить дополнительный материал по данной теме.

    Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы.

       

    Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализам оценки учебного занятия.

    Три типа анализа учебного занятия..

    1. Комплексный - всестороннее рассмотрение в единстве целуй, содержания,
    методов, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного,
    дидактического,                                                                                                                      психологического,                                                                                                         воспитательного,                                                                                                                   методического,

    организационного;

    2. Аспектный - более глубокое рассмотрение одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;

    З. Краткий - общая оценка научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач и др.).

    Цепи анализа учебного занятия.

    1. Контроль за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков учащихся.

    2. Контроль за состоянием образовательного процесса.

    З. Инструктирование педагога

    4. Помощь в овладении педагогическим мастерством.

    5. Выявление причин удач и неудач педагога и оказание ему помощи.

    Критерии анализа современного занятия..

    1. Результативность:

    • экономное расходование времени занятия;
    • объем, прочность знаний и умений;
    • положительный уровень межличностных отношений;
    • вклад в формирование личностных качеств ученика.
      2. Структура занятия:
    • комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;
    • выделение в содержании занятия главного;

    -определение последовательности и оптимальное распределение времени;

    • дифференцированный и индивидуальный подход:
    • создание необходимых материально-технических условий.
      3. Активизация познавательной деятельности детей:

    -        учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и
    практических действий(проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.).

    4 .Самостоятельность и творчество:

    • создание условий для самостоятельной работы;
    • обучение приемам самостоятельной работы;
    • обучение самостоятельному применению знаний и умений.

    Различные схемы анализа учебного занятия.

    1. Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия.

    • Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?
    • Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
    • Правильно   ли   определены   цели   и   задачи   занятия,   учтены   ли   при   этом
      индивидуальные особенности детей?
    • Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной
      (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
    • Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные
      формы, методы, приемы организации учебной деятельности?

       Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

    • Удалось ли  правильно  определить формы  и  приемы  контроля,  добиться  его
      эффективности?
    • Удалось  ли  правильно  построить  свое  выступление  и  ответить  на  вопросы
      учащихся?
    • Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на
      занятии с позиции целевой установки?
    • Какова   реальная   степень   достижения    целей   данного   занятия    и   чем   она обусловлена?
    • Ваши дальнейшие действия.

    Схема самоанализа учебного занятия.

    1. Общие сведения:

    *краткая характеристика учебной группы: состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

    *характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.;

    2.Темаучебного занятия:

    *место в учебном курсе;

    *степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

    3.Цель и задачи учебного занятия.

    4..Содержание учебного занятия:

    *соответствие содержания его цели;

    *дидактическая обработка содержания;

    *как учебный материал развивает творческие способности детей;

    *создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;

    *формированию, каких знаний и умений содействует материал.

    5.Тип учебного занятия:

    *какой тип занятия избран;

    *место занятия в учебном курсе;

    *способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

    6. Структура учебного занятия:

    *этапы учебного занятия;

    *их последовательность;

    *главный этап занятия и его характеристика;

    *обеспечение целостности занятия.

    7.  Методы обучения:

    *соответствие применяемых методов цели занятия;

    *эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;

    *результативность используемых методов.

    8. Система работы педагога:

    *умение организовать работу детей;

    *управление группой; определение объема учебного материала для обучающися;

    *поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии.

    9. Система работы учащихся:

    *организованность, активность;

    *отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.

    10. Общие результаты учебного занятия:

    *выполнение запланированного объема;

    *степень реализации цели занятия;

    *общая оценка результатов и эффективности занятия;

    *рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

    3.        Схема анализа учебного занятия руководителем.
    1. Тип занятия и его место в учебном курсе.

    2. Реализация дидактических целей занятия.

    З. Содержание занятия (научность, доступность).

    4. Соответствие типа, методов, приемов и средств обучения.

    5. Активность и самостоятельность учащихся, организация их творческой деятельности.

    6. Уровень усвоения материала детьми.

    7. Индивидуальная работа с детьми на занятии.

    8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков.

    9. Развитие и воспитание детей на занятии.

    10. Связь учебного материала с жизнью.

    11.Эмоциональный климат на занятии.

    4.        Схема анализа воспитательного мероприятия.
    1.Общая характеристика детской группы.

    *состав, возраст;

    *возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей; 

    2. Место и время проведения.

    3. Тема, цель, форма проведения.

    4.Анализ качества подготовки мероприятия:

    *наличие плана;

    *определение задач;

    *активность педагога и детей;

    *участие и заинтересованность родителей и др.

    5. Анализ хода мероприятия:

    * содержание и воспитательная направленность;

    *отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

    *характеристика педагогических средств;

    *проявление профессиональных качеств педагога, степень его авторитета;

    *создание условий для влияния на детей.

    6. Выводы, замечания и предложения:

    *оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;

    *недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;

    *пожелания   по   улучшению   подготовки,   содержания   и   форм  организации мероприятия.

    Самоанализ занятия (примерный)

    1. Задачи занятия;

    Какие конкретные задачи были поставлены:

    часть какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи,

    изменились  ли  задачи  в  ходе  занятия   и  почему  (нет психологического настроя).

    2.Педагогические средства и способы;

    1. Учитывались ли особенности данной группы и отдельных детей, уровень их умственного и психического развития, эмоциональное состояние, готовность к занятию, и как это учитывалось (учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка);
    2. Каков был. эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой?
    3. Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию.
    4. Какие формы, методы и приемы использовались на занятии, как было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности.

    5.   Были ли неожиданные ситуации и как они решались.
    3.Общая самооценка:

    1.Как работали дети в целом.

    2.Какие проблемы обнаружены у отдельных детей.

    3.Что удалось сделать из запланированного, а что нет. 4.Получили ли Вы удовольствие от работы с детьми?

         5.Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: -   трудности психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем).

         

     Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методом и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя и различных видах творческой деятельности.

         Образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

    Литература:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к уроку в коррекционной школе

    Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII видаУчитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.На каждом уроке должна ве...

    Духовно – нравственное воспитание детей в системе ДОУ и общеобразовательных школ.

    В статье раскрывается роль дополнительного образования в духовно – нравственном воспитание....

    Занятие по самбо в системе ДО

    Изучения и отработка броска подсад голенью изнутри и снаружи...

    "Требования к современному уроку математики и самоанализу в условиях введения ФГОС", презентация

    Какой  должна быть система образования в ХХI веке?Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".Изменения, связанны...

    «Условия привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ в рамках ФГОС»

    Семья и детский  сад  – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия д...

    "Формы организации занятий с дошкольниками в системе ДО"

    Особенности занятий. Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.Создание ситуации успеха....