Главные вкладки

    "Историко-бытовой танец для учащихся 3-го года обучения"
    план-конспект занятия (6 класс) на тему

    Васюткина Надежда Васильевна

    Занятие-бал  является нетрадиционной формой проведения итогового занятия по теме «Историко-бытовой танец» и позволяет закрепить знания о танцевальном этикете на практике,  обогатить духовный мир учащихся,  развить навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с партнером), воспитывать творческие способности учащихся. Автором предлагаются методические рекомендации на этапе подготовки к занятию и приложение к занятию (фонограммы).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie-bal_3-y_god_obucheniya.docx290.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

    1.  «Жирновский центр детского творчества»

    Конспект открытого итогового занятия

    «Историко-бытовой танец»

     для учащихся 3-го года обучения

    бал

                         Автор - Васюткина Надежда Васильевна,

                                             педагог дополнительного образования

                                               высшей квалификационной категории,

                                           «Отличник народного просвещения».

    г. Жирновск - 2016

    Аннотация

    Урок-бал  является нетрадиционной формой проведения итогового занятия по теме «Историко-бытовой танец» и позволяет закрепить знания о танцевальном этикете на практике,  обогатить духовный мир учащихся,  развить навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с партнером), воспитывать творческие способности учащихся. Автором предлагаются методические рекомендации на этапе подготовки к занятию и приложение к занятию (фонограммы).

    Методическая карта занятия

    Тема – Историко-бытовой танец XVIII-XIX веков.

    Тип занятия – контрольное.

    Форма занятия – занятие-бал.

    Цель – демонстрация  танцевального репертуара, освоившего в течение учебного года.

    Задачи:

    - закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков, танцевальном этикете;

    - обогащать духовный мир детей;

    - проверка умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;

    - развивать навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с партнером);

    - ознакомление с манерой и стилевыми особенностями исполнения танцев;

    - совершенствовать выразительность движений, их музыкальность и эстетичность;

    - воспитывать творческие способности учащихся.

    Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: по способу организации занятия – словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ), практический (демонстрация основных шагов, танцевального репертуара), по форме организации деятельности -  фронтальный, групповой; приёмы – диалог, работа со специальными терминами.

    Средства обучения: музыкальный центр (ТСО); фонограммы танцев.

    Педагогические технологии:

    - игровая технология;

    - здоровьесберегающая технология;

    - личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

    Контингент обучающихся – учащиеся 3-го года обучения (5 класс МКОУ «СШ № 1 г. Жирновска»), 25 человек.

    Место и дата проведения – МКУДО «Жирновский ЦДТ», кабинет № 12 (класс хореографии), 18 мая 2016 года.

    Методические советы на подготовительный период:

    - тщательно отбирать танцы, основываясь на возрастные, психолого-педагогические особенности и техническую подготовку учащихся;

    - использовать на занятии разнообразные виды деятельности для переключения внимания учащихся: выполнение заданий, рефлексия своей деятельности;

    - тщательный подбор музыкального материала по каждому разделу занятия.

    Ожидаемые результаты

    будет знать:

    - танцевальный этикет;

    - специальные термины

    - фигуры танцев: «Фигурный вальс», «Французская кадриль», «Полонез»;

    будет уметь:

    - владеть основными шагами (шаг полонеза, шаг польки, вальсовый шаг, основные шаги падеграса);

    - демонстрировать танцы: «Полонез», «Гусарская полька», «Фигурный вальс», «Французская кадриль», «Контрданс»;

    - демонстрировать навыки взаимодействия в паре;

    - владеть навыками самоорганизации и самооценки, проявлять эмоциональное отношение к учебной деятельности.

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ - БАЛА

    I. Вводная часть занятия (5 мин.)

    Построение в две шеренги. Поклон. Сообщение темы и цели занятия.

    II. Основная часть занятия (35 мин.)

    Программа бала: танцы: «Полонез»; «Гусарская полька»; «Падеграс»; танцы эпохи Возрождения (Бранль-Шапелуаз); «Большой фигурный вальс»; «Французская кадриль» (1-3 фигуры); «Контрданс»; «Вальс «Анастасия»». Игра «Карусель».

    III. Заключительная часть занятия (5 мин.)

    Рефлексия. Итог занятия.

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (45 минут)

    I. Вводная часть занятия (5 мин.)

    Вход учащихся в танцевальный зал в колонне по одному. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, размер - 4/4.

     • Поклон педагогу. Музыкальное сопровождение вальс, размер - 3/4.

    Педагог: 

    Пластика, грация, ловкость
    Вмиг превращаются в чувство.
    И без единого слова
    Провозглашают о чуде.
          Пола обманчивый глянец...
          Пары в нарядах стекутся.

          Танец! Божественный танец!
          Высшее в мире искусство!

    Обозначение темы и цели занятия.

    Педагог:  Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и сабель.

    Вопрос 1. Ребята, а кто знает, что такое бал? 

    Ответы: примерные ответы:

    Слово пришло в Россию из немецкого языка; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

    Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами/ [8]

    Педагог:  Я сегодня приглашаю Вас окунуться в атмосферу бала  далеких эпох, в которых большую часть жизни занимали балы. Сегодня бал господа и дамы. Бал, в котором вы сможете продемонстрировать свое мастерство в торжественном полонезе, великолепном и нежном вальсе, замысловатой кадрили, контрдансе.

    II. Основная часть занятия (35 мин.)

    Педагог:

    Мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие танцы исполнялись на нем, и каким из них начинали бал (вопрос 2).

    Ответы: Танцевались Полонез, Менуэт, Алеман, Контрданс, Гросфатер, Гавот, Мазурка, Вальс, Полька и др.

    Начинался бал Полонезом. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

    Так вот оно, начало бала,
    Когда сквозь времени порез,
    Колонна пар затрепетала,
    С балкона грянул Полонез!

    1. Танец «Полонез» приложение № 1

    Педагог: Вопрос 3. Ответьте, пожалуйста, почему в танце дама с правой стороны от кавалера?

    Ответы:  До XVIII века, особенно в среде знати, ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находится справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму. В наши дни, несмотря на то, что нравы и обычаи изменились и мужчины более не вооружены, традиция осталась, а кавалер по-прежнему ведет себя так, как если бы он был со шпагой. Как бы то ни было, мужчина должен относиться к своей партнерше по-рыцарски.

    Педагог:  С середины XIX века широкое распространение получил танец «Полька».

    Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
    Такой закон царит сегодня в зале:
    Не ждите, что бы мы Вас развлекали, 
    Давайте полькою друг друга веселить!

    1. Танец «Гусарская полька» приложение № 1

    Педагог: 

    Волшебный Бал – мечта Принцесс,
    Прекрасных принцев взгляд желанный.
    И сказка воплотится здесь
    Для вас подарком долгожданным.

    1. Танец «Падеграс» приложение № 1

    4. Танцы эпохи Возрождения (Бранль-Шапелуаз) приложение № 1

    Педагог:  На балах не только танцевали, но вели светские беседы, читали стихи, слушали музыку, писали друг другу пожелания, играли. Приглашаю поиграть желающих в весёлую игру «Карусель».

         5. Игра «Карусель» приложение № 1

    Педагог: 

    Однообразный и безумный, 
    Как вихорь жизни молодой, 
    Кружится вальса вихорь шумный, 
    Чета мелькает за четой…

    6. Танец «Большой фигурный вальс» приложение № 1

    Педагог: Французская кадриль. В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, его могли танцевать несколько раз за вечер.  Качество исполнения было серьезным испытанием для танцующих, за кадрилью следили все глаза зала! Кадриль имела и воспитательное значение: она приучала к хорошим манерам, умению музыкально, четко и непринужденно двигаться.

    7. Танец «Французская кадриль» (1-3 фигуры) приложение № 1

    8. Танец «Контрданс» приложение № 1

    Педагог: 

    О вальсе сказано немало,
    Он в песнях и стихах воспет.
    И сколько б танцев ни бывало, 
    А лучше вальса, право, нет!
    Вальс – это всё-таки вальс!

    9. Танец «Вальс «Анастасия»» приложение № 1

    IV. Заключительная часть занятия (5 мин.)

    • Основное построение в одну шеренгу.

    Педагог:  Сегодня мы с вами совершили путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева.

    •Рефлексия. Аплодисментами определить уровень увлеченность учащихся на занятии:

    - громкие хлопки - очень понравилось, было познавательно и интересно,    

    - хлопки двумя пальцами правой руки - не все танцы были интересны,

    - хлопки одним пальцем правой руки - было неинтересно.

     • Степень реализации цели, достигнутой в начале занятия. 

    Педагог:  Вот и окончен наш блистательный бал! Я очень довольна исполнительским мастерством кавалеров и дам. Пришло время расставания.  Благодарю всех за участие в  бале.

    • Поклон педагогу. Музыкальное сопровождение вальс, размер - 3/4.

    • Выход из танцевального зала.

    Список литературы

    1. Васюткина Н.В. Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Историко-бытовой танец», Жирновск, 2015.
    2. Воронина И.А. Учебное пособие «Историко-бытовой танец», Москва: Искусство, 1980. - 128 с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Введение в образовательную программу "Историко-бытовой танец"

    В 2011 году разработала программу "Историко-бытовой танец" для учащихся 9-11 классов. Курс обучения 3 года. Программа является частью предмета "Физическая культура" в разделе вариативная часть (3 час)...

    «ЭТОТ ТАНЕЦ МНОГОЛИКИЙ» Сценарий разработка отчётного концерта по историко – бытовому и современному бальному танцу

          На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества.        Исторический танец занял значительно...

    Историко-бытовой танец 16-17 века

    Историко-бытовыми считаются  танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.Историческими они названы как танцы прошлого...

    Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

    Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

    Программа по учебному предмету Историко-бытовой танец.

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....

    Историко-бытовой танец Гальярда

    Гальярда (музыкальный размер 3/2,3/4, 6/8) — старинный танец итальянского происхождения, распространенный в Италии, Англии, Франции, Испании, Германии. Это веселый и живой танец берущий свое начало в ...

    "Историко-бытовой танец для учащихся 3-го года обучения"

    Занятие-бал  является нетрадиционной формой проведения итогового занятия по теме «Историко-бытовой танец» и позволяет закрепить знания о танцевальном этикете на практике,  обогатить духовный...