"Психологическая подготовка спортсменов".
учебно-методическое пособие на тему

Глушкова Светлана Юрьевна

Тактическое мастерство спортсмена — искусство вести в соревнованиях борьбу с равным или даже более силь­ным соперником, наилучшим образом используя для до­стижения победы хотя бы даже ничтожные преимущества в своей технической, физической или волевой подготов­ленности. Овладение таким мастерством в любом виде спорта, в том числе и в плавании, является результатом многолетней целенаправленной работы. (учебное пособие "Теория плавания")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_takticheskoe_masterstvo_sportsmena.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»

г. Советский

Психологическая подготовка спортсменов.

учебное пособие «Теории плавания»

раздел «Психологическая подготовка спортсменов»

докладчик - инструктор-методист

Глушкова Светлана Юрьевна

г. Советский

2016г

Содержание.

  1. Тактическое мастерство.
  2. Образное мышление.
  3. Управление эмоциональным состоянием спортсмена.
  4. Механизм действия ПРТ.

ссылка - http://www.kzfspb.ru/theory.html?start=6 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ.

        Тактическое мастерство спортсмена — искусство вести в соревнованиях борьбу с равным или даже более сильным соперником, наилучшим образом используя для достижения победы хотя бы даже ничтожные преимущества в своей технической, физической или волевой подготовленности. Овладение таким мастерством в любом виде спорта, в том числе и в плавании, является результатом многолетней целенаправленной работы.
         Спортивная тактика не терпит штампа. Она основывается на тактическом мышлении спортсмена, которое в плавании можно с успехом развивать в течение всего года. Особенно плодотворными в этом плане оказываются периоды общей физической подготовки с их многообразием привлекаемых средств, коллективной формой проведения большинства занятий, высокой эмоциональностью и малой ответственностью соревнований (особенно в играх, кроссах, лыжных гонках, комплексном плавании, эстафетах и др.).
         В овладении тактическим мастерством многое зависит и от самого пловца, и от тренера. Известно, что не каждый тренер посвящает учеников в свои замыслы: мало рассказывает о том, как будет строиться подготовка в течение всего сезона, этапа, а зачастую даже недельного цикла и одного тренировочного занятия. Этим сковывается инициатива спортсмена, у которого воспитывается привычка безропотно, бездумно подчиняться авторитету тренера.
         Иначе выглядит подготовка пловца, которого наставник нацеливает на творческое освоение заданной программы. При этом спортсмен осмысливает не только выполняемое в данный момент упражнение, но и всю систему подготовки, настраивает себя на преодоление трудностей, учится оценивать свои возможности, взвешивать силы, активно включается в соперничество с товарищами по команде.
         В разгар сезона кроме совершенствования тактического мышления все больше приходится решать специфические задачи: изучать варианты преодоления основной дистанции, находить не использованные еще резервы технической и физической подготовленности, оттачивать свое тактическое мастерство в серии подводящих и контрольных соревнований.
 Использование любого тактического маневра (равномерного прохождения дистанции, стерегущей тактики, 
спуртов, ухода от противника со старта или после поворота и т. д.) зависит не только от подготовленности пловца и его соперника, но и от длины дистанции соревнований.
 Борьба на спринтерских дистанциях настолько быстротечна, что спортсмену приходится заранее и в деталях предугадывать ее схему. Осмыслить в заплыве правильность принятого решения или изменить его практически никогда не удается.
         Пловец - стайер обязан приучить себя ориентироваться и самостоятельно решать сложные тактические задачи непосредственно во время заплыва, тем более что во время заплыва часто приходится изменять схему борьбы. Умение ориентироваться в сложных ситуациях во время состязаний воспитывается на тренировках с равными или более сильными спарринг-партнерами, а также в результате регулярного и достаточного количества стартов в контрольных и подводящих соревнованиях.
Завершающим этапом тактической подготовки каждого пловца является изучение предполагаемых противников (их результатов в прошлом, особенностей техники, тактики, поведения на соревнованиях и т. д.), нахождение и по возможности опробование оптимальных вариантов прохождения дистанций.

        Психологическая подготовка спортсмена-пловца складывается из совершенствования процессов, связанных с его познавательной деятельностью и эмоциями, регуляции нервно-психического и стартового состояния.
        К числу психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека, относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память и внимание. В спортивном плавании особую роль играют зрительные, тактильные (осязательные), температурные и кинестетические (мышечные) ощущения, а также ощущение равновесия. Все они лежат в основе формирования специализированных восприятий — чувства воды, гребка, темпа, скорости, дистанции. Эти восприятия очень сложны и взаимосвязанные: чувство воды создает предпосылки для освоения чувства гребка и темпа, без которых не может быть чувства скорости продвижения, а последнее, в свою очередь, способствует формированию чувства дистанции, т. е. умения спортсмена правильно распределять свои силы на любой из преодолеваемых на тренировке или в соревнованиях дистанций.
          В результате ощущения и восприятия каких-либо предметов или явлений у человека формируются представления. Они, как и восприятия, имеют наглядный характер, но менее отчетливы и легко изменчивы. В 
спорте мысленное выполнение каких-либо движений или их элементов является идеомоторной тренировкой, лежащей в основе практического выполнения воображаемых действий и способствующей улучшению их быстроты, силы и точности. Пловец всегда должен совершенствовать и осмысливать представления о форме и характере своих движений на суше и в воде, о соотношении в них напряжений и расслаблений, о распределении сил в тренировочных упражнениях или во время соревнования и о многом другом.
        Различают следующие основные виды мышления спортсмена: теоретическое, образное, практическое и тактическое. Для развития теоретического мышления пловцу необходимо совершенствовать свои знания по анатомии и физиологии, биомеханике и другим смежным дисциплинам, разбираться в вопросах техники и методики тренировки.

Образное мышление спортсменов.

Образное мышление — анализ спортсменом техники плавания, выполнения каких-либо тренировочных программ или участия в соревнованиях, т. е. процесс осмысливания конкретных представлений — образов.
Практическое мышление развивается в процессе самой двигательной деятельности, поэтому преподаватели не должны допускать  механического  выполнения заданий, мобилизуя студентов на их творческое освоение.
Спортсмен обязан развивать и совершенствовать свою память, особенно двигательную. Но для этого необходимо направленное вмешательство преподавателя, тренера, которые обязаны требовать не только осмысленного выполнения упражнений, но и запоминания темпа плавательных движений, их амплитуды и характера, лучших вариантов согласования движений и т. д.
  Регулярные занятия физическими упражнениями совершенствуют внимание студентов, благодаря которому они мобилизуют и сосредоточивают всю психическую деятельность на чем-либо определенном. Внимание, пловцов должно быть интенсивным, устойчивым, сосредоточенным и распределенным. Например, интенсивность внимания даже при выполнении простых упражнений для освоения каких-либо новых элементов техники или в играх всегда больше, чем даже в самых сложных заданиях, направленных на повышение функциональной подготовленности пловца. Устойчивость внимания зависит от способности спортсмена удерживать определенную интенсивность в течение времени, необходимого для выполнения упражнения, части или задания в целом. Сосредоточенность внимания характеризуется высокой степенью интенсивности и концентрации его на каком-либо одном, главном элементе упражнения или основной цели занятия. И наоборот, распределение внимания дает возможность пловцу держать под контролем сразу несколько объектов, решать одновременно несколько технических, тактических или функциональных задач. Понятно, что внимание студентов в любой момент занятия зависит от многого — от дисциплины каждого и группы в целом, педагогического мастерства и эмоционального настроя педагога, содержания учебного материала, от окружающей обстановки и т. д.

Управление эмоциональным состоянием спортсмена.

В эмоциях выражаются различные состояния человека, проявляется его отношение к окружающему, к собственной деятельности и поведению.
Различают эмоции активные (положительные) и пассивные (отрицательные). Активные эмоции способствуют повышению работоспособности, пассивные, наоборот, угнетают психику, ухудшают работоспособность. Например, игры, энергичное выполнение   гимнастических упражнений под музыку, бег или плавание на коротких дистанциях вызывают значительный эмоциональный подъем, а упражнения в длительном и медленном плавании, ходьбе или беге сопровождаются заметным эмоциональным спадом.
  В целом эмоциональное состояние любого студента зависит от многих причин, в том числе и от бытовых условий, в которых он живет, режима дня, взаимоотношений в семье и коллективе, успеваемости, наличия разносторонних интересов, от умения управлять собственными чувствами и др. В процессе занятий преподаватель обязан изучать мотивы поведения пловцов и решать задачи, связанные с улучшением их эмоционального состояния, иначе говоря, управлять эмоциями своих воспитанников.
  Каждый преподаватель должен помнить, что его внешний вид и настроение моментально подмечаются занимающимися. Он не имеет права быть вспыльчивым и раздражительным, ему следует варьировать интонацию голоса (повышая его только в случае объективной необходимости), развивать у занимающихся собственную инициативу, работать над тем, чтобы учебный процесс носил увлекательный характер (организовывать коллективные занятия, которые всегда эмоциональнее индивидуальных, умело чередовать привлекаемые средства и методы, проводить игры, применять соревновательные элементы и т. п.).

 

Механизм действия ПРТ

(психорегулирующая тренировка).

В последние годы, особенно у спортсменов высокой квалификации, широко используется психорегулирующая тренировка (ПРТ). Суть се сводится к тому, что занимающихся напряженной умственной и физической работой обучают приемам создания такого самочувствия и поведения, которые были бы наиболее подходящими для выполнения сложных задач обучения и тренировки. Для достижения этой цели используются методы самовнушения, применяется аутогенная тренировка и ее различные модификации.
Начальная психорегулирующая тренировка посвящается успокоению, а вторая часть — мобилизующая. Регулярные успокаивающие занятия способствуют ускоренному восстановлению организма человека после напряженной умственной или физической нагрузки, обеспечивают стабильность его психического состояния.

Механизм действия психорегулирующей тренировки  основан на:
1) воспитании умения удерживать внимание занимающегося на определенном объекте; сначала этот объект — свой собственный организм и его части, затем — внешние предметы и задачи;
2) развитии способности максимально ярко представлять в своем сознании содержание формулы самовнушения (к примеру, если произносится формула «Мои руки полностью расслабленные и теплые», то в это время должно возникнуть отчетливое ощущение расслабления и тепла);
3) воспитании умения предельно расслаблять лицо, руки, ноги и туловище, т. е. умения снижать тонус скелетных мышц, уменьшая поток нервных импульсов, идущих от них в центральную нервную систему, в головной мозг; поэтому чем больше достигается расслабление мускулатуры, тем спокойнее становится человек, тем меньше его эмоциональная напряженность; в расслабленных мышцах за счет расширения кровеносных сосудов наблюдается приток крови, возникает ощущение тепла, уровень бодрствования головного мозга снижается, человек оказывается в дремлющем состоянии, а иногда погружается в сон; в это время наблюдается повышенная внушаемость, и слово как воздействующий фактор оказывается значительно сильнее;
4) развитии умения воздействовать на самого себя словесными формулами во время сниженного уровня бодрствования головного мозга; слово при этом обретает способность регулировать вегетативные функции (деятельность сердца, легких и других внутренних органов), которые в обычном состоянии не подчиняются волевым усилиям.
 Успокаивающая психорегулирующая тренировка служит повышению скорости восстановительных процессов организма занимающихся, стабилизации их психического состояния, способствует снятию излишнего возбуждения, содействует в результате идеомоторной тренировки в дремлющем состоянии техническому и тактическому совершенствованию спортсмена-студента, его непосредственной подготовке к участию в соревнованиях. Последнее достигается благодаря формированию стартового состояния, которое характеризуется незначительным и естественным возбуждением — учащенным пульсом, дыханием и повышенным артериальным давлением, способностью студента отлично справляться со своими эмоциями, 
легко концентрировать внимание на предстоящей деятельности, мобилизовывать для достижения цели свою волю и память.
 Однако далеко не каждый пловец выходит на старт именно в таком состоянии...

«Теория плавания»,  ссылка - http://www.kzfspb.ru/theory.html?start=6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика интенсивной силовой подготовки спортсменов

Методика интенсивной силовой подготовки спортсменов помогает избежать «зацикливания» на достигнутых результатах, позволяет оценить прогресс в развитии в  наглядной форме, кроме того, вносит ...

Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.

Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней  подгот...

Психологическая подготовка спортсменов

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих подопечных к шахматным соревнованиям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точные планы дейс...

Основы планирования психологической подготовки спортсменов

Планирование психологической подготовки спорсменов...

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола...