Главные вкладки

    План-конспект урока на тему:
    План-конспект открытого урока по декоративной композиции в 4 классе на тему: «Мордовские маски по мотивам древней мифологии»

    Гуськова Элла Николаевна

    Министерство культуры и туризма

    Республики Мордовия

    Управление культуры

    городского округа Саранск

     

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Детская художественная школа №4»

     городского округа Саранск

     

     

     

     

    План-конспект открытого урока

    по декоративной композиции

     в 4 классе на тему:

    «Мордовские маски

    по мотивам древней мифологии»

     

    image

     

     

    реподаватель живописного отделения: Гуськова Э.Н.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Саранск 2017

     

    Вид занятия: Изображение на плоскости.

     

    Место проведения: Учебный класс.

     

    Цель урока: Ознакомить с историей мордовской мифологии,  с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов и применить полученную информацию в создании будущего образа маски.

     

    Задачи:     1. Обучающие 

    -  знакомство учащихся с историей мордовской мифологии,  с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов;

     - формирование у учеников умения применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

    -   формирование у учеников передачи художественно-цветового характера придуманного образа.

     

    2. Развивающие

    - развитие познавательной активности детей;

    - развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

     

    3. Воспитательные

    - воспитание интереса к истории мордовской мифологии, пантеону мордовских языческих богов;

    - воспитание у детей аккуратности при работе с красками;

    - воспитание самостоятельности, сосредоточенности, собранности,

    способности доводить дело до конца, трудолюбия.

     

    Формы работы учащихся:  индивидуальная

     

    Зрительный ряд:  работы учащихся из м/ф, фотографии, наглядные пособия

     

    Оборудование: Для учащихся: бумага формата А3, гуашь, кисти беличьи №1-5, баночка для воды, простой карандаш, ластик.

     

         Для учителя: работы учащихся из м/ф, фотографии, наглядные пособия, поэтапность выполнения работы

     

    Задание: Создание эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете.

     

     

     

     

     

     

     

    План урока:

     

    1. Организационный момент. Подготовка к занятию………... …………………….5 мин.

    2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории мордовской мифологии,  знакомство с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов. Рассматривание образцов, наглядных пособий…….…………..15 мин.

    3. Объяснение поэтапного выполнения работы………….………………….….……5 мин.

    4. Практическая часть. Выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете.…………………..... 30 мин.

    5. Заключительная часть. Анализ творческих работ, подведение итогов……….. 5 мин.

     

    Ход урока:

    1.  Организационный момент. Подготовка к занятию

    Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест детьми.

     

    2.  Теоретическая часть. Вводная беседа об истории мордовской мифологии,  знакомство с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов. Рассматривание образцов, наглядных пособий

     

    Мордва — один из народов уральской языковой семьи. Она пережила длительную и сложную историю, отчасти доныне сохранив самобытные религиозно-мифологические традиции.

    Мордовский народ по  по праву гордится своим наследием. В религиозно-мифологических воззрениях мордвы видное место занимают зооантропоморфные предки (люди — птицы, люди — кони, люди — рыбы, люди — медведи, люди — пчелы), образы которых сохранялись в основном в фольклоре.

    Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской,  христианской,  а  также   множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились.


    В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы.

    Небом и временем управлял бог Шкай;

    его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;

    Чи-паз был богом солнца;

    Мастер-паз — богом земли (земной тверди);

    Ков-паз — богом луны;

    Пургине-паз — богом грома;

    При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских и мужских божеств( мужья женских) божеств:

    1.КУД-АТЯ – покровитель дома.

    В каждом доме было свое божество. Это доброе божество, так как он следит за порядком в доме. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло.

    2.КОВ-АТЯ– покровительница луны.

    Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле;  от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. Запоздалому в зимней ночи путнику Ков-Ава, указывала  дорогу, чтобы не заплутал и не погиб в пути.

    3.ТОЛ-АТЯ – покровитель огня.

    С ослаблением матриархата наряду с Тол-Авой, Матерью покровительницей Огня, появился и Тол-Атя – Старик-Огонь. Он больше связан с кострами на молянах, в лесу, с пожарами, обрядами инициации, весенними игрищами.

    4.ПАКСЯ-АВА - покровительница Поля.

    Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами.

    5. ВИРЬ-АВА- божество покровительница леса.

    По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Обычно её описывали так: высокая тонкая женщина. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.

    6. ВЕДЬ - АВА - божество воды и покровительница деторождения.

    По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами.

    7.КАШТОМ-АВА – покровительница  Печи.

    Бабушки учили деток с уважением относиться к Каштом-Аве, не сжигать в печи мусор, держать её в чистоте. Молодую Невестку, сразу после свадьбы, обязательно представляли ей.

    8. НИШКЕ – АВА - покровительница пасеки.

    Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев.

    А также богини:

    земли (мода, мастор) — Мода-ава, Мастор-ава,

    ветра (варма) — Вар-ма-aвa,

    поля (норов) — Норо-ава,

    дома (юрт) — Юрт-ава,

    лугов (нар) — Нар-ава и т. п.

    У каждого божества было свое место обитания, своя «сфера влияния». И вторгаясь в неё, чловек должен был просить прощения, разрешения, помощи.

    Наши предки полагали, что божества эти могли быть как добрыми, так и злыми. По их представлениям, божества могут наделать немало бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Они, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и содействовали их жизнедеятельности. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек и родников, озер, в жилищах, дворах, банях, устраивались моляны, моления (озксы), на которых совершались те или иные жертвоприношения, воздавались молитвы (озномат, озондомат).

    Религиозно-мифологическая картина мира мордвы составляет значительную часть всего ее миропонимания, духовной культуры в целом.

     

    3. Объяснение поэтапного выполнения работы

    Учитель объясняет последовательность выполнения данной работы и демонстрирует выполнение работы на доске.

     

    4. Практическая часть. Выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете

    Повторение и уточнение задания.

    Используя весь материал, учениками проводится выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, создание придуманного образа.

    Затем проводится увеличение эскиза и перевод на большой формат с учетом пропорций.

    Далее проводится отрисовка всех деталей рисунка.

    Проводится выполнение работы в цвете.

    В завершении работы – детализация.

     

    5.  Заключительная часть. Анализ творческих работ, подведение итогов

    В конце занятия проводится выставка, анализ творческих работ, подведение итогов и оценивание.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt._mordovskie_maski.doc887.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство культуры и туризма

    Республики Мордовия

    Управление культуры

    городского округа Саранск

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Детская художественная школа №4»

     городского округа Саранск

     

    План-конспект открытого урока

    по декоративной композиции

     в 4 классе на тему:

    «Мордовские маски

    по мотивам древней мифологии»

     

    реподаватель живописного отделения: Гуськова Э.Н.

    Саранск 2017

    Вид занятия: Изображение на плоскости.

    Место проведения: Учебный класс.

    Цель урока: Ознакомить с историей мордовской мифологии,  с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов и применить полученную информацию в создании будущего образа маски.

    Задачи:        1. Обучающие  

    -  знакомство учащихся с историей мордовской мифологии,  с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов;

     - формирование у учеников умения применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

    -   формирование у учеников передачи художественно-цветового характера придуманного образа.

    2. Развивающие

    - развитие познавательной активности детей;

    - развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

    3. Воспитательные

    - воспитание интереса к истории мордовской мифологии, пантеону мордовских языческих богов;

    - воспитание у детей аккуратности при работе с красками;

    - воспитание самостоятельности, сосредоточенности, собранности,

    способности доводить дело до конца, трудолюбия.

    Формы работы учащихся:  индивидуальная

    Зрительный ряд:  работы учащихся из м/ф, фотографии, наглядные пособия

    Оборудование: Для учащихся: бумага формата А3, гуашь, кисти беличьи №1-5, баночка для воды, простой карандаш, ластик.

         Для учителя: работы учащихся из м/ф, фотографии, наглядные пособия, поэтапность выполнения работы

    Задание: Создание эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете.

    План урока:

    1. Организационный момент. Подготовка к занятию………... …………………….5 мин.

    2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории мордовской мифологии,  знакомство с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов. Рассматривание образцов, наглядных пособий…….…………..15 мин.

    3. Объяснение поэтапного выполнения работы………….………………….….……5 мин.

    4. Практическая часть. Выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете.…………………..... 30 мин.

    5. Заключительная часть. Анализ творческих работ, подведение итогов……….. 5 мин.

    Ход урока:

    1.  Организационный момент. Подготовка к занятию

    Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест детьми. 

    2.  Теоретическая часть. Вводная беседа об истории мордовской мифологии,  знакомство с религиозными верованиями древней мордвы, пантеоном мордовских языческих богов. Рассматривание образцов, наглядных пособий

    Мордва — один из народов уральской языковой семьи. Она пережила длительную и сложную историю, отчасти доныне сохранив самобытные религиозно-мифологические традиции.

    Мордовский народ по  по праву гордится своим наследием. В религиозно-мифологических воззрениях мордвы видное место занимают зооантропоморфные предки (люди — птицы, люди — кони, люди — рыбы, люди — медведи, люди — пчелы), образы которых сохранялись в основном в фольклоре.

    Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской,  христианской,  а  также   множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились.


    В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы.

    Небом и временем управлял бог Шкай;

    его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;

    Чи-паз был богом солнца;

    Мастер-паз — богом земли (земной тверди);

    Ков-паз — богом луны;

    Пургине-паз — богом грома;

    При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских и мужских божеств( мужья женских) божеств:

    1.КУД-АТЯ – покровитель дома.

    В каждом доме было свое божество. Это доброе божество, так как он следит за порядком в доме. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло.

    2.КОВ-АТЯ– покровительница луны.

    Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле;  от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. Запоздалому в зимней ночи путнику Ков-Ава, указывала  дорогу, чтобы не заплутал и не погиб в пути.

    3.ТОЛ-АТЯ – покровитель огня. 

    С ослаблением матриархата наряду с Тол-Авой, Матерью покровительницей Огня, появился и Тол-Атя – Старик-Огонь. Он больше связан с кострами на молянах, в лесу, с пожарами, обрядами инициации, весенними игрищами.

    4.ПАКСЯ-АВА - покровительница Поля.

    Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами.

    5. ВИРЬ-АВА- божество покровительница леса.

    По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Обычно её описывали так: высокая тонкая женщина. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.

    6. ВЕДЬ - АВА - божество воды и покровительница деторождения. 

    По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами.

    7.КАШТОМ-АВА – покровительница  Печи.

    Бабушки учили деток с уважением относиться к Каштом-Аве, не сжигать в печи мусор, держать её в чистоте. Молодую Невестку, сразу после свадьбы, обязательно представляли ей.

    8. НИШКЕ – АВА - покровительница пасеки. 

    Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев.

    А также богини:

    земли (мода, мастор) — Мода-ава, Мастор-ава,

    ветра (варма) — Вар-ма-aвa,

    поля (норов) — Норо-ава,

    дома (юрт) — Юрт-ава,

    лугов (нар) — Нар-ава и т. п.

    У каждого божества было свое место обитания, своя «сфера влияния». И вторгаясь в неё, чловек должен был просить прощения, разрешения, помощи.

    Наши предки полагали, что божества эти могли быть как добрыми, так и злыми. По их представлениям, божества могут наделать немало бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Они, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и содействовали их жизнедеятельности. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек и родников, озер, в жилищах, дворах, банях, устраивались моляны, моления (озксы), на которых совершались те или иные жертвоприношения, воздавались молитвы (озномат, озондомат).

    Религиозно-мифологическая картина мира мордвы составляет значительную часть всего ее миропонимания, духовной культуры в целом.

    3. Объяснение поэтапного выполнения работы 

    Учитель объясняет последовательность выполнения данной работы и демонстрирует выполнение работы на доске.

    4. Практическая часть. Выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, перевод на большой формат, выполнение в цвете

    Повторение и уточнение задания.

    Используя весь материал, учениками проводится выполнение эскиза маски по мотивам древнемордовского божества, создание придуманного образа.

    Затем проводится увеличение эскиза и перевод на большой формат с учетом пропорций.

    Далее проводится отрисовка всех деталей рисунка.

    Проводится выполнение работы в цвете.

    В завершении работы – детализация.

    5.  Заключительная часть. Анализ творческих работ, подведение итогов

    В конце занятия проводится выставка, анализ творческих работ, подведение итогов и оценивание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по английскому языку в 4 классе по теме "Школа"

    План-конспект урока английского языка в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. по теме "Школа"...

    План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

    В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

    План-конспект урока по физической культуре в 4 классе

    Раздел: «Лёгкая атлетика»Тема: «Высокий старт, метание мяча»...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 4 КЛАССЕ "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 4 КЛАССЕ "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА"...