Главные вкладки

    Рабочая программа "Юные судьи туристских соревнований"
    материал на тему

    Абрамова Анастасия Владимировна

    Дополнительное образование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_yus_1god_1_gruppa_abramova.docx49.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЛИЦЕЙ №1

    РАССМОТРЕНО:

    На заседании методического объединения

    от «___»__________2017г.

    Протокол №___________

    СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора

    по внеклассной

    внешкольной

    воспитательной работе

    Е.В. Кухар

    ________________

    «___»___________2017г.  

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУ лицея №1

    П.В. Воронин____________

    Приказ №___________

    от «___»__________2017г.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    туристско-краеведческой направленности

    «Юные судьи туристских соревнований»

    Возраст обучающихся: 13 лет

    Год реализации: 1 год

    Автор – составитель

    Абрамова Анастасия Владимировна,

    педагог дополнительного образования

    г. Сургут, 2017 г.

    Пояснительная записка

    о реализации учебно-тематического плана

    на 2017-2018 учебный год

    Вид образовательной деятельности –освоение знаний и практических навыков юного спортсмена-туриста .

    Цель – подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных походов и соревнований.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде.

    2. Научить основам туризма, ориентирования, краеведения.

    Развивающие:

    1.Способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности.

     2. Развивать мышление, внимание, память.

    Воспитательные:

    1.Содействовать созданию коллектива единомышленников.

    2.Воспитывать самостоятельность, ответственность.

    Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2017-2018 учебном году:

    Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

    1 год

    Год обучения (первый, второй и т.д.)

    первый  год

    Возраст обучающихся

    13 лет

    Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

    12 чел.

    Количество часов в неделю

    4 часа

    Общее количество часов в год

    152 часа

    Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

    Обучающиеся должны знать:

    • Основные сведения по истории развития туризма в России. Законы, правила, нормы поведения юных туристов;
    • Порядок подготовки к походу;
    • меры безопасности при проведении походов и соревнований;
    • способы ориентирования по карте;
    • правила оказания первой помощи;

    Обучающиеся должны уметь:

    • составить перечень личного   снаряжения;
    • оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;
    • подвести итоги похода;

    Отражение в УТП особенностей текущего года:

    освоение программы первого   года обучения позволит обучающимся узнать основные сведения о подготовке и проведении соревнований, истории туризма в России, сведения об истории, культуре и природе ХМАО-Югры, укрепить здоровье.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    всего

    в том числе

    теория

    практика

    1.

    Основы туристской подготовки

    50

    10

    40

    2.

    Топография и ориентирование

    17

    7

    10

    3.

    Краеведение

    10

    6

    4

    4.

    Основы гигиены, первая помощь

    15

    4

    11

    5.

    Общая и специальная физическая подготовка

    28

    4

    24

    6.

    Начальная судейская подготовка

    32

    11

    22

    ИТОГО за период обучения:

    152

    42

    110

    Содержание программы

    Первый год обучения

    1. Основы туристской подготовки.

    Туристские путешествия, история развития туризма. История развития туризма в России. Виды туризма. Воспитательная роль туризма. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

    Личное и групповое туристское снаряжение. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж.  

    Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт. Привалы и ночлеги. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

     Подготовка к походу, путешествию.  Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Изучение маршрутов походов. Подготовка личного и общественного снаряжения. Питание в туристском походе. Организация питания в 2-3-дневном походе.     Составление меню и списка продуктов для похода. Приготовление пищи на костре.

    Туристские должности в группе. Должности постоянные и временные.

    Командир группы.  Другие постоянные должности в группе: заместитель командира по питанию, заместитель командира по снаряжению, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

    Правила движения в походе, преодоление препятствий. Порядок движения группы на маршруте. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Использование альпенштока на склонах.

    2. Топография и ориентирование.

    Понятие о топографической и спортивной карте. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Рамка топографической карты. Работа с картами различного масштаба. Условные знаки. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Ориентирование по горизонту, азимут. Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Построение на бумаге заданных азимутов. Компас, работа с компасом.  Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

    Ориентирование карты по компасу. Измерение расстояний. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина среднего шага, его измерение. Курвиметр, использование нитки. Таблица переводов шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Способы ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе.

    3. Краеведение.

    Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.   Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.    Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. Краеведческая работа. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.

    4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

    Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний. Понятие о гигиене. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом.    Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью. Походная медицинская аптечка.    Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных походов.    Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.    Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний.  Помощь при различных травмах. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему. Приемы транспортировки пострадавшего.    Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь.    Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.

    5.Общая и специальная физическая подготовка

    Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Врачебный контроль и самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля.

    Общая физическая подготовка. Требования к физической подготовке. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

    Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание. Специальная физическая подготовка. Роль и значение специальной физической подготовки. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств. Индивидуальный подход в общей и специальной физической подготовке. Приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода. Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на развитие силы. Упражнения на развитие гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

    Знания, умения, навыки к окончанию первого года обучения

    Обучающиеся должны знать:

    • основы техники и тактики пешеходного туризма;
    • понятие о туризме и его значении для человека;
    • основные сведения о климате, рельефе, растительном и животном мире. Основные сведения об истории края. Памятники истории и культуры;
    • технику безопасности в походах, на соревнованиях, приёмы оказания первой помощи;

    Обучающиеся должны уметь:

    • выбрать место для бивака;
    • подготовить личное и групповое снаряжение для похода выходного дня;
    • выступать на соревнованиях по технике пешеходного туризма;
    • ориентироваться с помощью компаса.

    Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

    Наименование раздела программы

    Тема

    Кол-во часов

    Дата проведения занятий

    план

    факт

    Основы туристской подготовки

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

    1

    5.09

    Туристские путешествия, история развития туризма

    1

    5.09

    Воспитательная роль туризма Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России».

    1

    7.09

    Личное и групповое туристское снаряжение

    1

    7.09

    Понятие о личном и групповом снаряжении.

    1

    12.09

    Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему

    1

    12.09

    Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.

    1

    14.09

    Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

    1

    14.09

    Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

    1

    19.09

    Привалы и ночлеги в походе.

    1

    19.09

    Меры безопасности при обращении с огнем, заготовке дров.

    1

    21.09

    Меры безопасности при заготовке дров.

    1

    21.09

    Меры безопасности при заготовке дров.

    Уборка места лагеря перед уходом группы.

    1

    26.09

    Организация ночлегов в помещении.

    1

    26.09

    Подготовка к походу, путешествию

    1

    28.09

    Подготовка к походу, путешествию

     Определение цели и района похода

    1

    28.09

    Разработка маршрута похода по спортивной карте

    1

    3.10

    Подготовка личного и общественного снаряжения.

    1

    3.10

    Питание в туристском походе

    1

    5.10

    Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню.

    1

    5.10

    Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

    1

    10.10

    Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

    1

    10.10

    Приготовление пищи на костре.

    1

    12.10

    Приготовление пищи на костре.

    1

    12.10

    Туристские должности в группе

    1

    17.10

    Должности постоянные и временные.

    1

    17.10

    Командир группы. Требования к командиру группы, его обязанности.

    1

    19.10

    Другие постоянные должности в группе.

    1

    19.10

    Правила движения в походе, преодоление препятствий

    1

    24.10

    Правила движения в походе, режим движения

    1

    24.10

    Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

    1

    26.10

    Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

    1

    26.10

    Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли0

    1

    31.10

    Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (завалы, заболоченная местность).

    1

    31.10

    Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

    1

    7.11

    Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

    1

    7.11

    Правила поведения в незнакомом населенном пункте.

    1

    9.11

    Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

    1

    9.11

    Правила поведения при поездках группы на транспорте.

    1

    14.11

    Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов

    1

    14.11

    Организация переправы по бревну с самостраховкой.

    1

    16.11

     Использование альпенштока на склонах.

    1

    16.11

    Туристские слеты и соревнования

    1

    21.11

    Подведение итогов туристского путешествия

    1

    21.11

    Обработка собранных материалов.

    Подведение итогов похода.

    1

    23.11

    Составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты.

    1

    23.11

    Обсуждение итогов похода в группе.

    1

    28.11

    Ремонт и сдача инвентаря.

    1

    28.11

    Ремонт и сдача инвентаря.

    1

    30.11

    Отчеты ответственных по участкам работы.

    1

    30.11

    Топография и ориентирование

    Топография и ориентирование

    1

    5.12

    Понятие о топографической и спортивной карте

    1

    5.12

    Условные знаки

    1

    7.12

    Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки

    1

    7.12

    Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической.

    1

    12.12

    Ориентирование по компасу, азимут

    1

    12.12

    Компас. Работа с компасом

    1

    14.12

    Измерение расстояний

    1

    14.12

    Величина среднего шага, его измерение.

    1

    19.12

    Назначение спортивной карты. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера.

    1

    19.12

    Способы ориентирования

    1

    21.12

    Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика.

    1

    21.12

    Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Промежуточный контроль.

    1

    26.12

    Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

    1

    26.12

    Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки

    1

    28.12

    Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.

    1

    28.12

    Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.

    1

    9.01

    Краеведение

    Родной край, его природные особенности, история.

    1

    9.01

    Известные земляки.

    1

    11.01

    Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

    1

    11.01

    Изучение района путешествия.

    1

    16.01

    Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт.

    1

    16.01

    Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

    1

    18.01

    Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

    1

    18.01

    Краеведческая работа — один из видов общественно полезной деятельности.

    1

    23.01

    Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.

    1

    23.01

    Геологический поиск.

    1

    25.01

    Основы гигиены и первая помощь

    Основы гигиены и первая доврачебная помощь

    1

    25.01

    Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

    1

    30.01

    Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

    1

    30.01

    Походная медицинская аптечка, хранение и транспортировка

    1

    1.02

    Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.

    1

    1.02

    Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

    1

    6.02

    Помощь при различных травмах.

    1

    6.02

    Непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание

    1

    8.02

    Способы обеззараживания питьевой воды.

    1

    8.02

    Приемы транспортировки пострадавшего

    1

    13.02

    Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках.

    1

    13.02

    Изготовление носилок, волокуш

    1

    15.02

    Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте.

    1

    15.02

    Изготовление носилок, волокуш.

    1

    20.02

    Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.

    1

    20.02

    Общая и специальная физическая подготовка

    Общая и специальная физическая подготовка

    1

    22.02

    Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

    1

    22.02

    Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

    1

    27.02

    Общая физическая подготовка

    1

    27.02

    Подвижные игры, эстафеты

    1

    1.03

    ОФП, тренировка выносливости

    1

    1.03

    ОФП, спортивные игры

    1

    6.03

    Упражнения для рук и плечевого пояса Лыжный спорт.

    1

    6.03

    Упражнения для мышц шеи. Лыжный спорт.

    1

    9.03

    Упражнения для туловища, для ног. Лыжный спорт.

    1

    9.03

    Упражнения с сопротивлением. Лыжный спорт.

    1

    13.03

    Упражнения со скакалкой, гантелями.

    1

    13.03

    Элементы акробатики.

    1

    15.03

    Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

    1

    15.03

    Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

    1

    20.03

    Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

    1

    20.03

    Специальная физическая подготовка

    1

    22.03

    Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты.

    1

    22.03

    Упражнения на развитие силы.

    1

    27.03

    Упражнения на развитие гибкости,

    1

    27.03

    Упражнения  на растягивание и расслабление мышц.

    1

    29.03

    Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты.

    1

    29.03

    Упражнение на развитие выносливости.

    1

    3.04

    Упражнения на развитие быстроты.

    1

    3.04

    Упражнения на развитие силы.

    1

    5.04

    Упражнения на развитие гибкости,

    1

    5.04

    Упражнения  на растягивание и расслабление мышц.

    1

    10.04

    Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты.

    1

    10.04

    Начальная судейская подготовка

    Организация и проведение туристских слетов и соревнований.

    1

    12.04

    Состав оргкомитета, план его работы.  

    1

    12.04

    Организация, проводящая мероприятие.

    1

    17.04

    Выбор района проведения мероприятия, требования к нему

    1

    17.04

    Медицинское обслуживание мероприятия

    1

    19.04

    Охрана природы и обеспечение безопасности участников и судей.

    1

    19.04

    Правила туристских соревнований

    1

    24.04

    Работа службы дистанции соревнований

    1

    24.04

     Состав службы дистанции, распределение обязанностей внутри службы.

    1

    26.04

     Планирование дистанции, установка ее на местности.

    1

    26.04

    Организация судейской страховки на дистанции.

    1

    28.04

     Участие в планировании дистанции. Прохождение дистанций соревнований.

    1

    28.04

    Работа судей на этапах

    1

    3.05

    Старший судья и судьи на этапах, их права и обязанности.

    1

    3.05

    Инструктаж судей: условия преодоления этапа

    1

    5.05

    Судейская документация, порядок протоколирования и организация информирования участников о допущенных нарушениях и штрафах.

    1

    5.05

    Работа службы секретариата и информации

    1

    8.05

    Задачи и содержание работы секретариата. Состав службы секретариата.

    1

    8.05

    Мандатная комиссия. Прием заявок, проведение жеребьевки.

    1

    10.05

    Взаимодействие бригад старта и финиша со службой секретариата, комендантской службой.

    1

    10.05

    Работа служб старта и финиша

    1

    15.05

    Состав служб старта и финиша, распределение обязанностей.

    1

    15.05

    Оборудование мест старта и финиша.

    1

    17.05

    Состав службы секретариата.

    1

    17.05

    Общие принципы и отличия в судействе соревнований по различным видам туризма.

    1

    22.05

    Единые требования к работе судейского аппарата (наглядность, четкость и т.д.).

    1

    22.05

    Особенности судейства различных видов туристских соревнований.

    1

    24.05

    Виды старта.

    1

    24.05

    Работа в составе служб старта и финиша.

    1

    29.05

    Методика судейства отдельных видов

    1

    29.05

    Судейство ГТО.

    1

    31.05

    Итоговое занятие.

    1

    31.05


    Список используемой литературы

    Для педагога:

    1. Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
    2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. — М.: Физкультура и спорт, 1983.
    3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. — М.: Профиздат, 1985.
    4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
    5. Бардин К.В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981.
    6. Водный туризм. Составитель Григорьев В.Н. — М.: Профиздат, 1990.
    7. Герман Ю.В. Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях. — М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
    8. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
    9. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
    10. Иванов ЕМ. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. — М.: Физкультура и спорт, 1978.
    11. Иванов В.Д., Федотов ЮЛ. Организация и проведение соревнований по горному туризму. — М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
    12. Коструб АЛ. Медицинский справочник туриста. — М.: Профиздат, 1987.
    13. Коган В.Г. Соревнования по технике горного туризма. — М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
    14. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
    15. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮЛ. Туристские слеты и соревнования. — М.: Профиздат, 1984.
    16. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
    17. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
    18. Куликов В.М., Ротштейн JI.M. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. — М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
    19. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
    20. Кошельков СЛ. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

    Для детей:                                                                                                        

    1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.-М.:ЦДЮТур, 1996.
    2. Берман А. С. Юный турист.- М., 1977.
    3. Бардин К.В. Азбука туризма.-М.: Просвещение, 1981.
    4. Энциклопедия туриста.-М.: Большая Российская энциклопедия. 1993.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Туристские соревнования в спортивном зале" Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, туристских организаторов, учителей физкультуры

    Данный материал предназначен для организаторов массовых мероприятий, проводящихся  для школьников в спортивных залах.В данной работе представлены проекты положения о соревнованиях, правила охраны...

    Рабочая программа объединения "Туристско - краеведческий"

    . Программа разработана на основе ст.12,п.4 федерального  закона "Об образовании в Российской Федерации " №  273 - ФЗ; письма от 11.12.2006 г.  №06 - 1844  " Требовани...

    Дополнительная образовательная программа «Юные судьи туристских соревнований»

    Дополнительная образовательная программа «Юные судьи туристских соревнований» адаптированная, разработана на основе типовой программы «Юные судьи туристских соревнований» 2005г. В данной программе при...

    Рабочая дополнительная общеразвивающая программа " Юные судьи туристских соревнований"

                 Модифицированная  программа ( принята педагогическим советом  МБУ ДО СЮТур г. Павлово, протокол   от 28.08. 2016 г .№ 1) «Про...

    Рабочая программа по туристскому многоборью в начальной школе

    Программа по туристскому многоборью в 3-4 классах...