Открытое занятие "Топографические и спортивные карты"
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Кызлакова Евгения Ивановна

Открытое занятие "Топографические и спортивные карты". Цель: формирование общего представления о топографических и спортивных картах.

Задачи:

- познакомить с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»;

- объяснить принцип отличия спортивных карт от топографических;

- развивать внимание и память учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._topografiya_2018.docx155.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

«Станция детского и  юношеского туризма и экскурсий»

План – конспект открытого занятия

 «Топографические и спортивные карты»

F:\Аттестация педагогических работников\Аттестация Педагогов 2023г\Кызлакова Высшая категория 22.05.2023\ккк.jpg

г. Таштагол, 2018


Тема занятия: «Топографические и спортивные карты»

Цель: формирование общего представления о топографических и спортивных картах.

Задачи:

- познакомить с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»;

- объяснить принцип отличия спортивных карт от топографических;

- развивать внимание и память учащихся.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, демонстрация наглядного материала, практическая работа учащихся.

Оборудование: спортивные и топографические карты, условные знаки топографических карт, спортивный инвентарь.

План-конспект занятия

1. Вводный этап занятия.

2. Основной:

- объяснение нового материала;

- закрепление изученного материала посредством игры.

3. Итоговый:

- подведение итогов занятия.


Ход занятия

Этапы

Содержание

ОМУ

1.Вводный

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»

Обратить внимание на готовность к занятию

2.Основной

2.1.

Разминка в форме эстафеты.

2.2. Знакомство понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»

2.3. Закрепление изученного материала.

3. Итоговый.

Карта – верный спутник дороги. А дороги бывают, порой, очень сложными.

- Первое препятствие на нашем пути – это узкое бревно через овраг. Для его преодоления разделимся на 2 команды. По моему сигналу первые участники команд проходят по бревну, руки в стороны, обратно возвращаются, прыгая  на одной ноге,  передают эстафету следующему участнику команды. Побеждает команда, участники которой, преодолеют препятствие быстрее.

- Второе препятствие – густые заросли кустарника. Преодолеть их можно, пройдя по узкому коридору, прыгая на одной ноге. Обратно участники возвращаются на другой ноге. Правила эстафеты такие же, как и в предыдущей.

- Третье препятствие – крутой спуск. Участники по очереди выполняют 2 кувырка вперед, 2 переката в сторону, проходят  по гимнастической скамейке, назад возвращаются бегом.

- Итак, мы с вами начинаем изучать раздел туристского ориентирования. Туристу необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом, но, не умея читать карту, сделать это невозможно.

- Как вы думаете, что такое карта?

Топографические и спортивные карты.

1.Основные разновидности карт.

Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений.

Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений.

Особенности карты:

Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта.

Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности.

Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности.

Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности.

Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах.

Карты бывают:

Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них.

Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба.

К общегеографическим картам относят топографические карты.

Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.

Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой.

К таким картам относят:

- обзорно-географические,

- геологические,

- политические,

- специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):

- споривные,

- дорожные,

- аэронавигационные и т.д.

- морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.)

Топографические карты.

Содержание этих карт должно быть:

полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением;

достоверным — правильность сведений, изображенных на карте;

современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта;

точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности

На топографических картах изображают:

- гидрографию;

- населенные пункты;

-промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

- дорожная сеть;

- рельеф суши;

-растительный покров и грунты;

- границы.

Подробность сведений зависит от масштаба.

Масштабы топографических карт:

1:25000     (1 см на карте соответствует 250 м на местности)

1:50000     (1 см на карте соответствует 500 м на местности)

1:100000   (1 см на карте соответствует 1 км на местности) и т.д.

Спортивные карты.

В последние годы огромное распространение получили спортивные карты, которые относятся к уровню карт специального назначения и созданы для соревнований по ориентированию. Обычно площадь спортивной карты составляет около 10 км2,

Масштабы спортивных карт:

1:5000 (1 см на карте соответствует 50 м на местности)

1:10 000 (1 см на карте соответствует 100 м на местности)

1:15 000 (1 см на карте соответствует 150 м на местности) 

1:20 000 (1 см на карте соответствует 200 м на местности) и т.д.

Спортивная карта производится в особых условных знаках, в главном не очень отличающихся от топографических. Главное их предназначение — дать спортсмену информацию о местности, необходимую ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а открытое место — поля, луга, поляны в лесу.

При пользовании топографическими и спортивными картами необходимо знать условные знаки:

- На топографические карты наносят знаки, первое знакомство с которыми, у вас сейчас произойдет. Я предлагаю вам игру на внимание и память. Перед вами перевернутые  вниз карточки с изображением топографических знаков. Все знаки в двух экземплярах. Вы должны будете по очереди переворачивать пару карт, если изображения на них одинаковы, вы берете их себе, если нет, возвращаете назад, ход переходит к следующему участнику.

Ваша задача: запоминать расположение парных карт. Побеждает тот, кто наберет большее количество карт.

- Следующее задание – эстафета на внимание. Вам предстоит собрать карту Кемеровской области из частей.

- Следующее задание: определить масштаб карт двух видов: спортивной и топографической.

- С какими видами карт мы познакомились?

- Что изображают на топографических картах и  спортивных картах?

- Что нужно знать, чтобы «читать» карту?

- На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, что знания, полученные вами,  пригодятся вам в походах.

 

Участники команд выполняют упражнения, педагог следит за правильностью выполнения.

Первое упражнение выполняется на гимнастической скамейке.

Для выполнения упражнения

№ 2 на пол выставляются фишки в виде узкого коридора.

Для выполнения упражнения

№3 необходимы гимнастические маты и скамейка.  

Показ различных карт.

Показ карт различных масштабов.

Педагог производит первичное знакомство с топографическими знаками.

Педагог корректирует правильность выполнения задания.

Воспитанники собирают карту из частей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Спортивные танцы  - лучший выбор для вашего ребенка!». Занятие по бальному танцу развивает физическ...

Тесты по спортивному ориентированию на знание знаков условных обозначений спортивных карт

Пособие предназначено для организаторов, тренеров и руководителей туристских команд детей и юношества образовательных учреждений, участникам многодневных туристских соревнований, участникам много...

Учебно-тренировочные спортивные карты (сборник, 2018)

Сборник спортивных карт и их фрагментов, создаваемых мной для занятий с обучающимися по программе "Спортивное ориентирование" при помощи программного пакета OCAD....

Занятие "Контрольная работа по теме "Условные знаки на спортивных картах"

Занятие разработано к программе "Туризм и спортивное ориентирование", его цель проверка сформированности знаний, умений и навыков по теме "Условные знаки на спортивных картах"...

Учебно-тренировочные спортивные карты (сборник, 2021)

Второй сборник упражнений и карт тренировочных дистанций, разработанных мной для занятий с обучающимися по программе "Спортивное ориентирование". Спортивные карты созданы при помощи программ...