Главные вкладки

    2020 г. Сценарий музыкальной гостиной «Место вокальной музыки Н. А. Римского — Корсакова в детском творчестве»
    классный час

    Савельева Марина Геннадьевна

    Музыкально - литературный вечер, посвященный вокальному творчеству Н. А. Римского - Корсакова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnaya_gostinaya_rimskiy_-_korsakov.odt25.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

    «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

    г. Железногорск  Курской области

    Сценарий

    музыкальной гостиной  

    «Место вокального жанра Н. А. Римского — Корсакова

     в детском творчестве»

    Подготовил и провел:

    преподаватель хоровых дисциплин

    Савельева Марина Геннадьевна

    2020 год

    Музыкальная гостиная

    Цель: через эмоционально – осознанное отношение к вокально - песенному и инструментально - исполнительскому творчеству пробудить заинтересованность учащихся к музыкальному образованию.

    Задачи:

    1. Обучающие: обучение навыкам публичных выступлений, правильной речи, уверенному общению с аудиторией; обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений.

    2. Развивающие: развивать индивидуальные вокальные и творческие способности детей на основе исполняемых произведений, прививать основы художественного вкуса; использовать различные приемы вокального исполнения на сцене; развитие интереса к классической вокальной музыке и музыкальному творчеству.

    3. Воспитательные: воспитывать нравственное и эстетическое чувство подрастающего поколения на вокальных певческих традициях русской музыкальной культуры.

    Оборудование: музыкальный инструмент — концертный рояль, проектор, экран, звукотехническое оборудование, портативное электронное средство с возможностью воспроизводить различные информационные носители — ноутбук.

    Образовательные технологии: технология личностно – ориентированного обучения (максимальное развитие индивидуальных познавательных и исполнительских способностей ребенка), игровые (применение ЗУН на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности), развивающие (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности), здоровьесберегающие (чередование мыслительной деятельности с динамическими концертными номерами).

    Целевая аудитория: учащиеся 1 — 6 классов.

    Слайд № 1

    Николай Андреевич Римский — Корсаков один из величайших русских композиторов, педагог, дирижер, музыкальный критик, общественный деятель, участник кружка «Могучая кучка», морской офицер. Родился 18 марта 1844 года в маленьком провинциальном городке Тихвине Новгородской губернии. И сейчас этот городок ничем не изменился. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно — инструментальная , вокальная и духовная музыка.

    Слайд №2

     Отец композитора - Андрей Петрович Римский - Корсаков некоторое время служил новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором. Мать композитора - Софья Васильевна Скарятина - дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная.

    Слайд № 3

    Брат композитора - Воин Андреевич Римский - Корсаков русский мореплаватель, географ, писатель, служил контр-адмиралом, изменил систему военно-морского образования.

    Не смотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, ему был предначертан другой путь. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, а стало быть надо думать о служении государству, о служении армии, флоту. Он пошел на военную службу.  Пример ему подавал и сильное влияние на это оказал его старший брат. Разница в возрасте между ними была огромная — 22 года.

    Слайд № 4

    Вообразим детство Николая Андреевича. В семье его звали Ники. Господский дом деревянный, уютный, теплый, смотрит на маленькую речку. За речкой Тихвинский Богородничный Успенский монастырь. Вокруг сады, леса, луга. Вот в эту глушь приходят письма с дальних стран, с дальних морей.  Старший брат в 50-е годы (19 век) совершает путешествие в составе флотилии Палада. И маленький Николай видит чертежи кораблей, видит  заморские раковины, какие-то другие чудеса. Ему очень хочется стать моряком. Это желание естественно было поддержано родными.

    Слайд № 5

    Но и музыкой он был увлечен.  Надо сказать, что  обучение музыкой он начал в 6 лет, он увлекался церковной музыкой и народными песнями, а в 11 лет написал первое произведение.  Игре на фортепиано Ники обучался дома, а потом и в пансионе, где уроки музыки были среди прочих общеобразовательных дисциплин. Как писал позже сам композитор: «сделаться музыкантом я и не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком»

    Слайд № 6

    Когда Николаю исполнилось 12 лет, отец отвез его в Санкт — Петербург в морской корпус, чтобы там получить образование и стать морским офицером. К тому времени брат вернулся и даже стал директором этого морского корпуса, поэтому учиться надо было хорошо и отлично. Николай Андреевич не посрамил семейной чести и действительно учился хорошо. Но и в эти годы он также активно занимался музыкой. Он увлекся посещением опер, концертов. Чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, он брал уроки у пианиста Федора Канилле, продолжал импровизировать, начинал сочинять.

    Старший брат по началу поддерживал его любовь к музыке — это считалось хорошо и  приличным, если офицер дворянин хорошо играет на рояле, может спеть, подобрать популярную оперную арию. Но в конце концов старший брат насторожился, потому что музыка стала занимать непомерно много времени и отнимать много сил. Он поговорил с Николаем и они усвоились, что музыкой он будет заниматься в свободное от учебы время.

    Слайд № 7

    Но к тому времени Федор Канилле познакомил Николая с молодым и вдохновенным композитором Милем Александровичем Балакиревым, вокруг которого начал складываться кружок молодых музыкантов, который затем получил название «Могучая кучка». Вступив в его кружок, Римский — Корсаков окончательно сформировал свои эстетические вкусы. Балакирев сразу приметил Римского — Корсакова, сразу понял, что перед ним музыкальный талант, а может быть и гений. Перед новым поколением музыкантов стояла задача: создать национальную профессиональную традицию и создать национальную оперу. Потому что в 19 веке без оперы не мыслила себя ни одна страна, ни одна культура, ни один народ. Этим и занимались композиторы «Могучей кучки». Другие композиторы: Глинка, Чайковский, Рубинштейн и др,  тоже писали оперы, но их было маловато, не достаточно, чтобы конкурировать с итальянцами и весьма грозным соперником Рихардом Вагнером, который тогда набирал популярность.

    Слайд № 8

    Но стезя морского офицера была уже избрана и сойти с нее было уже не просто. По окончании морского корпуса Николай Андреевич выпустился кадетом, в первые годы службы он получил первое звание мичман и, чтобы получить очередное звание,  нужно было совершить длительное плавание. И вот с 1862 по 1865 год Римский - Корсаков служит на корабле Алмаз. Плавание замышлялось как кругосветное, но таковым не получилось. Три года путешествий позволили ему повидать много стран, он увидел много людей с разным цветом кожи, разными взглядами, национальными песнями. Он посетил Север: Данию, Норвегию, видел Великобританию, Францию, Испанию, переплыл океан и побывал в Соединенных Штатах Америки, доплыл до Бразилии и увидел джунгли, тропики. Все это, конечно, произвело на него сильное впечатление.

    Слайд № 9

    Заниматься музыкой практически не было времени, но тоска по любимому делу одолевала его тем больше, чем дольше находился он в плавании. В своих письмах домой к своей любимой матери, а также в письмах Балакиреву он постоянно жаловался как тяготит его рутина морской службы. Он вполне с ней справлялся, но ничего романтического в ней не видел. Он жаловался, что товарищи по службе совершенно его не понимают: когда он играл на рояле — им это было не интересно, когда они начинали петь свои грубоватые песни — он уходил, чуть ли не затыкая уши. На берегу тоже расходились интересы: товарищи старались повеселиться, заходили порой в злачные местечки, а Николай как послушный мальчик из хорошей семьи ходил по музеям, осматривал местные достопримечательности, и покупал ноты.

    Со временем, он все-таки понял, что профессия моряка — это не его призвание. На борту корабля он тайком был занят сочинением симфонии. Это было задание Балакирева. Учился Николай Андреевич по партитурам Бетховена, Моцарта, Гайдна. Сочиняя симфонию, Николай понял, что все таки когда он вернется на берег, он попытается убедить родных, в первую очередь любимую мать и брата, что музыка это тоже благородное занятие, что там от тоже может добиться успеха.

    Слайд № 10

    И первый успех пришел. Через 3 года, вернувшись в Санкт — Петербург Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева.  1865 год декабрь — концерт бесплатной музыкальной школы — детище Балакирева и под управлением самого Балакирева исполняется первая симфония молодого мичмана Николая Андреевича Римского — Корсакова. Ему хлопали, его вызывали на бис, о нем пишут газеты, а критики и сам Балакирев смело назвали его произведение Первой Русской Симфонией. Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 год Римский — Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию. Здесь нужно заметить, что без соответствующего образования получить профессорские назначения было не так просто. Однако необычайная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Через 2 года музыкант становится инспектором духовых оркестров морского ведомства. А в 1874 году директором бесплатной музыкальной школы.

    Слайд № 11

     Римский — Корсаков мыслился Балакиревым и его собратьями по «Могучей кучке» как симфонист, они еще не разглядели в нем оперного композитора. Но всем было ясно, что новый крупный русский музыкант родился на свет. В это же время из под его пера выходит ряд ярких поэтических романсов. Всего им было написано 79 романсов. Николай Андреевич собирает целые залы , проводит вечера романсов.

    Слайд № 12

    В 1905 по 1907 годах в Российской Империи начались революционные события. Римский — Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено, вернулся на должность.

    Некоторое время официально исполнять его произведения было запрещено, однако не смотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского — Корсакова , а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

    Слайд № 13

     В этом же году Римский — Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических оркестров, а потом и оперных спектаклей.

    Моряк, казалось бы, ушел в прошлое и свою форму офицерскую он снял в последствии с большим облегчением. Но море осталось в его душе и в музыке. Оно чувствуется в очень многих произведениях, начиная с симфонической картины «Садко» - пока еще не опера, пока еще картина, и кончая его поздними произведениями такими как «Сказка о царе Салтане», и даже в опере «Снегурочка», где дело происходит в лесу, но море пару раз упоминается.

    Но... все по-порядку!!!!

    Слайд № 14

    Опыт кругосветного плавания сформировал Вселенную Римского — Корсакова: чрезвычайно многообразную, широкую, где есть место всему — всем народам, всякого рода природе: и суровой северной и роскошной южной, есть место чудесам и подводным, и небесным, и царственным. Но русское народное творчество было первостепенным и родным традиционным. Сам Николай Андреевич говорил: «… я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».

    Исполняются русские народные песни

    1. Р. н. п. «Заинька» исполняет Котова Ульяна,

    концертмейстер Елена Никишаева

    2.  Р. н. п. «Ходила младешенька» исполняет Калашникова Полина, концертмейстер Оксана Матишинец

    3. Р. н. п. «Я на камушке сижу» исполняет Судьина Полина,

    концертмейстер Светлана Кулешова

    4. «Высота ли, высота поднебесная» исполняет Шмелева Владислава, концертмейстер Наталья Гуслякова

    Слайд № 15

    Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях - романсах.

    Исполняются романсы

    1. «Тихо вечер догорает» исполняет Воронина Анастасия,

    концертмейстер Светлана Кулешова

    2. «Не пенится море» исполняет Саватеева Ульяна,

    концертмейстер Елена Никишаева

    3. «На холмах Грузии» исполняет Моисеева Екатерина,

    концертмейстер Елена Никишаева

    Слайд № 16

    Николай Андреевич Римский — Корсаков безусловно величайший сказочник в русской музыке. Трудно найти другого композитора, в творчестве которого сказочные сюжеты занимали бы столько места и воплощались бы с такой полнотой. У него есть сказки весенние: «Майская ночь», «Снегурочка». У него есть осенняя сказочка «Кощей бессмертный». Летняя сказка: опера - балет «Млада». Есть сказки, которые сочетают в себе сказочные сюжеты и исторические повествования «Царская невеста», «Золотой петушок» и мн. др.. За всем этим стоят сложные серьезные проблемы, которые возникли именно в 19 веке. До того сказка являлась развлекательным жанром — детским чтением. В них герой получал сложное задание, успешно с ним справлялся и в награду получал или невесту, или полцарства, или жизнь. В 19 веке в сказке стали видеть нечто большее, а именно мифологическую основу. Писатели и поэты стали создавать авторские сказки, складывать легенды и брать за основу исторические факты и исторические события. Стали появляться мифы, содержание которых несет философский характер, придумываются невиданные силы, которые управляют стихиями, божественные существа. Сказки стали тщательно собирать и записывать.

    Слайд № 17 Сказка «Садко»

    Образ Садко был ему самому был необычайно очень близок, по скольку Садко по сюжету и музыкант и мореплаватель — это две профессии Римского — Корсакова. Однако Садко это еще и русский герой, подобный божеству, который своей музыкой покоряет стихию, морскую царевну, заставляет плясать все морское дно. Морская царевна Волхова превращается в реку — тает, но продолжает свое существование уже в другом качестве.

    1. «Заиграйте, мои гусельки» исполняет Голофаст Аня,

    концертмейстер Оксана Матишинец.

    Слайд № 18      2.«Колыбельная Волховы» исполняет Колесникова Екатерина,

    концертмейстер Светлана Кулешова

    Слайд № 19 «Сказка о царе Салтане»

    Мифология ощущается и в «Сказке о царе Салтане», во всех трех чудесах, происходящих в ней. Все неведанное, таинственное, загадочное, которое привораживало и одновременно пугало людей в то время, Римский — Корсаков воплощал в оперу. Только опера, считал он может объяснить ощущение сверхъестественных сил и дать ответы на многие волнующие в то время мифологические вопросы. Сам Николай Андреевич к тому времени пришел к выводу, что для оперы пресловутая жизненная правда не столь важна, а важно пение. Пение — это значит красота, человеческая душа. Он был убежден, что в красоте яркости постановок сцен опер есть нечто важное, что должно нести искусство.

    1. «Колыбельная» исполняет Коробкина Софья,

    концертмейстер Елена Никишаева

    Слайд № 20           2. «Белка» исплняет Худенцова Евгения,

    концертмейстер Елена Никишаева.

    Слайд № 21 Сказка «Снегурочка»

     

    Римский — Корсаков очень ее любил. Он писал жене: «… кто не понимает Снегурочку, тот не понимает меня». И называл ее лучшей русской оперой вообще. Каждое поколение найдет в этой сказке свои  размышления, свое видение жизненной судьбы. Сюжет взят из  пьесы Островского. Он дал композитору возможность воспеть жизнь простого народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой. В ней отображены быт, весенние традиции и красочные обряды, в которых мы до сих пор участвуем, помним их.

    1. «Проводы зимы» исполняет ансамбль «Радуга»,

    концертмейстер Елена Никишаева.

    Слайд № 22       2. «Песня птиц» исполняет хор «Веснянки»,

    концертмейстер Светлана Кулешова.

    Слайд № 23

    Последователями композитора были около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

    Написав оперу «Золотой петушок», Римский — Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже не молодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой смерти. Умер 21 июня 1908 года в деревне Любинск. Там у композитора была загородная усадьба, теперь это музей его имени. Римский — Корсаков похоронен в Санкт — Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 году его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро — Невской лавры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

    Конспект урока музыки для 6 класса "Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова"

    Николай Андреевич Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, общественный деятель, педагог,  оставил огромное творческое наследие. Он был непревзойдённым мастером музыкального пейзажа...

    Презентация по теме "Связь музыки и литературы в оперном творчестве Римского-Корсакова" в 5 классе.

    Презентация используется на уроке для закрепления теоретических знаний о жанре -опера, знакомит с биографией и оперным творчеством Римского-Корсакова, содержит видио фрагменты из оперы "Садко", провер...

    2019 г. Музыкальная гостиная "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве "

    Литературно - музыкальный вечер, посвященный биографии П. И. Чайковского, обзору "Детского альбома 14 детских песен" и сборнику русских народных песен для детей....

    2019 г. Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " Часть 1

    Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " Часть 1...

    2019 г Презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " часть 2

    презентация к музыкальной гостиной "Вокальная музыка П. И. Чайковского в детском творчестве " часть 2...

    Презентация к музыкальной гостиной "Место вокальной музыки Н. А. Римского - Корсакова в детском творчестве"

    Музыкально - литературный вечер, посвященный творчеству Н. А. Римского - Корсакова...