Инновационные технологии в работе педагога - организатора с детскими объединениями
методическая разработка

Малышева Ксения Андреевна

Данная работа представляет собой обобщение информации по использованию инновационных технологий в работе педагога - организатора с детскими объединениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе педагога - организатора с детскими объединениями

Выполнила:

Малышева Ксения Андреевна,

педагог-организатор

 МБУ ДО ЦРТДиЮ им.А.Гайдара

г.Арзамаса

Содержание

Введение        2

Глава 1.  Теоретические основы деятельности педагога - организатора на современном этапе развития педагогики.        6

1.1 Сущность организаторской деятельности, функции и обязанности педагога - организатора        7

1.2 Состояние проблемы использования современных педагогических технологий в работе педагога - организатора        11

1.3 Роль педагога - организатора в детском объединении        17

Глава 2. Современные технологии в работе с детскими объединениями        19

2.1 ТРИЗ - технологии как способ развития творческого мышления учащихся детских объединений        20

2.2 Сторителлинг как способ развития творческого потенциала учащихся детских объединений        24

Исследование результатов применения инновационных технологий в деятельности педагога - организатора        27

Заключение        29

Список литературы и источников        32

Приложения

Введение

Условия современной жизни диктуют правила, несоблюдение которых грозит человеку личностной стагнацией, а главное - быть непризнанным в обществе. Больше не актуально быть «таким как все» и уметь выполнять поставленные задачи «по шаблону». Для того, чтобы стать успешным человеком, мало быть отличным исполнителем поставленных задач, нужно уметь творчески подходить к их решению. Сегодня важно быть разносторонне развитой личностью, уметь адаптироваться в изменчивой среде, быть и активным и самодостаточным.

Формирование личности начинается с самого детства. Уже с первых лет жизни можно наблюдать склонность ребенка к тем или иным способностям. В его воспитании важно выделить сильные стороны как в умственном, так и в физическом плане и помочь их развитию.

Основной характеристикой современной развитой личности признано творческое мышление, способность уникального решения поставленных задач. Именно творческое мышление дает возможность человеку наиболее полно раскрыть свой потенциал. Под термином творческое мышление понимают психологический процесс, основанный на воображении и способствующий генерированию уникальных путей решения поставленных задач. Творческое мышление также можно назвать продуктивным, поскольку оно дает возможность нахождения оригинальных путей достижения целей и отличается свободой от стереотипов. Данное психологическое понятие имеет одно из наиболее важных значений в инновационном образовании.

        Проблема развития творческого мышления учащихся разного возраста - актуальная, но довольно сложная для исследования тема, поэтому рассмотрение всех возможных подходов к её изучению чрезвычайно важны для современной педагогики.

        В работах специалистов в области психологии и педагогики (как российских, так и зарубежных) уделяется немалое внимание тому, что существуют противоречия между выдвигаемой современным ритмом жизни потребностью в воспитании и развитии творческого мышления (воспитывания творческих личностей) и недостаточно разработанными условиями и нехваткой необходимых ресурсов для целенаправленного и полного достижения поставленных целей и задач. Именно для этого в современной психологии и педагогике ведется постоянный поиск организации рационального учебного процесса, который стимулировал бы развитие субъектности учащихся, а в частности - творческого мышления.

        К сожалению, проблема воспитания творческого мышления пока остается недостаточно разрешенной, как теоретически, так и практически. В первую очередь, сложность данной проблемы заключается в разнообразии факторов, определяющих проявление творческого мышления. Именно это говорит о том, что развитие творческого мышления должно происходить повсеместно и разнопланово, на всех этапах развития личности, начиная с младшего школьного возраста. Применимо к методике преподавания в организациях дополнительного образования детей, развитие творческого мышления должно происходить во всех дополнительных общеразвивающих программах.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Решение поставленной задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей детей, — учреждениях дополнительного образования детей (ДОД). Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной сфере.

Педагоги-организаторы, взаимодействующие с детскими объединениями должны понимать важность развития творческого мышления детей, снятия психологической инерции, формирования устойчивого интереса детей к саморазвитию. Детское движение, являясь выражением общественно-направленной организованной деятельности учащихся, обладает большим социальным и воспитательным потенциалом. Детские организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Известно, что молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать учебно - воспитательный и досуговый процесс, понять важность тех или иных действий и сформировать Так педагоги-организаторы и становятся кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских  объединений на воспитательную систему наблюдается в последние годы на практике.

Разработка общей стратегии воспитания молодёжи, оформление социального заказа на подготовку гражданина, профессионала оказало существенное влияние на кадры общественников - руководителей детских и молодёжных организаций. Это и обосновывает актуальность выбранной темы: «Инновационные технологии работы педагога - организатора с детскими объединениями».

Объектом исследования является инновационная педагогическая деятельность педагога-организатора с детскими объединениями.

Предметом исследования является методика инновационной работы педагога-организатора с детскими   объединениями.

Целью исследования является изучение особенностей инновационной воспитательной работы педагога-организатора с  детскими объединениями на современном этапе развития педагогики.

Глава 1.  Теоретические основы деятельности педагога - организатора на современном этапе развития педагогики.

1.1 Сущность организаторской деятельности, функции и обязанности педагога - организатора

На современном этапе развития педагогики сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Основополагающими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.  Остановимся на них подробнее.

Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных актах Росссийской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:

— организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;

— координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

— содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

— строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

— создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

— формирует общую культуру учащихся;

— изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

— создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;

— организует каникулярный отдых школьников;

— содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

— проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

— заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

— курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;

— совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог- организатор осуществляет в школе или учреждении дополнительного образования ряд работ педагогической направленности по:

— гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся;

— координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;

— формированию здорового образа жизни;

— по профилактике противоправного поведения учащихся.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

1.2 Состояние проблемы использования современных педагогических технологий в работе педагога - организатора

На современном этапе развития педагогики остро стоит проблема использования инновационных технологий в образовательном процессе, как в общеобразовательной школе, так и в условиях дополнительного образования детей и в работе педагогов с различными детскими объединениями. Использование таких методов очень важно, поскольку именно за счет этого достигаются поставленные задачи и высокие результаты обучения и воспитания. Развитие педагогики и изменение ее привычных форм обуславливается, в первую очередь, изменениями самих учеников.

Современный школьник отличается от своих сверстников 20 лет назад. Это, конечно связано с тем, что он поставлен в совсем другие условия развития, чем его сверстник много лет назад. Можно назвать несколько причин этого: всеобщая информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, высокая занятость родителей. Велико в современном мире влияние на ребенка, которое оказывают различные виды средств массовой информации.

Современный школьник немало времени проводит в информационном интернет - пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности. Многие школьники вступают в дистанционное общение со сверстниками, которое вполне заменяет живое, ведут блоги, свободно работают в информационной среде.

Есть, конечно, и негативная сторона такой деятельности: бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов, общение с людьми с нежелательными взглядами и намерениями, порой опасными для жизни, просмотр неоднозначных телевизионных передач и фильмов, компьютерные игры с сомнительной нравственной ценностью. Это усугубляется тем, что в силу возраста у ребенка еще не развито умение подвергать информацию критическому анализу.

Современные дети очень разные. Но вместе с этим нынешних школьников можно охарактеризовать, как часто болеющих, быстрее устающих. Если раньше детей были в основном с первой группой здоровья, то сейчас преобладают вторая и даже третья группы. Это конечно, зависит от образа жизни, питания, окружающей среды и социального положения семьи. Здоровье ребенка — это залог успешной учебы в школе. Здоровый ученик меньше пропускает занятия, больше учится и без труда усваивает знания.

Много среди современных детей и гиперактивных. Они часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.

Можно сказать, что школьник изменился вместе с обществом. Современный ученик обладает, как правило, следующими чертами характера: бо́льшая, чем у его сверстников прошлых лет независимость; критичность по отношению к взрослым; клиповость мышления, которое пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать то, что удалось быстро выхватить из контекста.

Однако сегодня важно помнить, что формирование личности начинается с самого детства. Уже с первых лет жизни можно наблюдать склонность ребенка к тем или иным способностям. В его воспитании важно выделить сильные стороны как в умственном, так и в физическом плане и помочь их развитию.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в основе образовательной деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование познавательных интересов учащихся. Известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности и вовлеченности учеников в этот процесс. С  внедрением ФГОС нового поколения, педагог-организатор должен способствовать формированию у детей мотивации к творческой, активной, социально значимой и общественно - полезной деятельности, помочь им в самоорганизации и саморазвитии. Другими словами, современный этап развития педагогики требует "дать инструменты" для дальнейшей жизни учеников и научить их эффективно ими пользоваться, но не просто передать опыт, как это было раньше. И, конечно, же, достижение поставленных целей, невозможно без применения современных педагогических технологий.

Наиболее актуальными на сегодняшний день считаются следующие педагогические технологии:

  • информационно – коммуникационная технология;
  •  технология развития критического мышления;
  • проектная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • модульная технология;
  • технология мастерских;
  • кейс – технология;
  • ТРИЗ - технология;
  • технология сторителлинг;
  • педагогика сотрудничества;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • и другие.

Роль и функции педагога-организатора при организации инновационных форм деятельности существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам. К примеру, в исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно - профессиональное поле педагога-организатора, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать  актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным, возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих педагогов, организующих инновационную педагогическую деятельность.

Перед такими педагогами стоят следующие задачи:

- диагностика исследовательских, творческих способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе досуговой и учебной деятльности;

- адаптация предметного или метапредметного материала для преподнесения его в инновационной форме;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации инновационных форм деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся;

- разработка системы оценивания процесса и результата деятельности детских объединений.

Очевидно, что сегодня перечень новых, уникальных педагогических технологий, достаточно обширен. Выбор или разработка технологии преподавания осуществляется педагогом на основе личных убеждений, предпочтений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Уход от традиционных форм взаимодействия через использование в процессе новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного и досугового процесса, создает условия для смены видов деятельности учащихся образовательных объединений.

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Каждый ищет её решения по - своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса.

Таким образом, современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Школа, центры дополнительного образования, детские объединения – это первый шаг в большой, взрослый мир и ученик должен сделать его уверенно. Главное, чтобы во все времена наши дети оставались порядочными людьми. А педагоги, должны и даже обязаны найти подход к каждому из них.

1.3 Роль педагога - организатора в детском объединении

Педагог - организатор по специфике своей роли в детском общественном объединении может являться как наставником, руководителем детского сообщества, так и идейным вдохновителем, который способен дать эффективные инструменты для собственного развития детей и детского сообщества в целом.

Педагогическая деятельность в виде организации детского общественного объединения предполагает собой специфический вид деятельности, направленный на развитие и поддержку инициатив детей и подростков по созданию разнообразных форм детских сообществ, обеспечения условий использования и раскрытия их потенциала для развития личности.

Педагог-организатор при взаимодействии с детским объединением, развивает, формирует общественную активность, поддерживает самодеятельность, самоуправление, заботится о развитии личностного потенциала членов детского объединения. Его статус приобретает новое качество, специфическую силу воздействия, наполняется новым содержанием. Педагогическая позиция взрослого сводится не к прямому руководству объединением, а к такой организации, при которой фактором воспитательного влияния становится само объединение. Именно поэтому миссию такого взрослого можно трактовать как профессиональную деятельность педагога-организатора детского  объединения.

Иными словами, взаимодействие педагога - организатора с детским объединением через определенные педагогические действия даёт возможность повлиять на процесс становления личностных качеств каждого из участников детского сообщества.

Таким образом, важнейшая функция педагога - организатора - научить детей развиваться и развивать то направление, в котором они работают. Педагог - организатор может дать детям качественный и действенный инструментарий для самореализации, стремлению к созиданию, развитию творческого потенциала, возможности к саморефлексии и так далее.

Именно поэтому для педагога - организатора важно использование инновационных педагогических технологий. Далее в работе будут рассмотрены две уникальные методики, которые может использовать педагог - организатор в своей работе с детскими объединениями для достижения поставленных результатов по становлению современной личности каждого учащегося.

Глава 2. Современные технологии в работе с детскими объединениями

2.1 ТРИЗ - технологии как способ развития творческого мышления учащихся детских объединений

В последнее время под термином "инновационная педагогическая деятельность" подразумевается взаимодействие с детьми в режиме интерактивных технологий. Использование ТРИЗ-технологии позволяет организовать такое взаимодействие, она представляет собой подлинно инновационное образование. Доказано, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми разного возраста и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог-организатор, используя ТРИЗ - технологии во взаимодействии с детскими объединениями - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Конечно же, это требует определенной подготовки педагога-организатора, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.

ТРИЗ-технологию можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и педагогу, и детям.

Цель применения ТРИЗ во взаимодействии с детскими объединениями - научить учащихся применять алгоритм решения изобретательской задачи.

Очевидно, что не любая задача может считаться изобретательской, а ход ее решения - приводить к получению креативных ответов. Давайте представим ситуацию: вы хотите пить. Перед вами стоит стакан ледяной воды, но выпив его, вы вероятнее всего, простудите горло. Как быть в такой ситуации? Это яркий пример изобретательской задачи, когда ставится вопрос «как быть?», когда очевидные решения (просто попить воды) становятся невозможными из-за дополнительного условия (слишком холодная вода). Таким образом, мы выявили одно из основных отличий изобретательской задачи - наличие противоречия (одного или нескольких условий, которые не позволяют стандартно подойти к решению задачи).

Простейший алгоритм (алгоритм решения изобретательской задачи) заключается в следующих этапах:

1) определение наиболее благоприятного исхода (цель/решение задачи);

2) формулирование противоречия (что мешает достижению цели?);

3) выявление ресурсов, которые можно использовать для решения поставленной задачи;

4) разрешение противоречия.

Существует также несколько методов, которые применяют в теории решения изобретательских задач.  Приведем пример таких методов:

1. «Мозговой штурм». Такой метод коллективного решения поставленной задачи отличается тем, что ученикам предлагается определить цель изобретательской задачи, найти несколько способов ее достижения с помощью перебора различных ресурсов и выбрать наиболее подходящий способ решения. Например, задача - не намокнуть под дождем. Дети в группе должны предложить свои варианты решения данной задачи. Таким образом тренируется умение школьников слышать друг друга, анализировать ситуацию, проявлять творческую активность в команде.

2. «Данетка». Такой метод позволяет научить детей выделять основные параметры предмета и формулировать вопросы для выяснения данных параметров. Метод направлен на обучение эффективному решению проблем на основе применения классификации. Например, загадывается предмет. Школьники должны угадать этот предмет с помощью вопросов, на которые можно получить ответ «да» или «нет».

3. «Морфологический анализ». Данный метод позволяет выявить все возможные решения путем выявления признаков объекта и составления всех возможных сочетаний данных признаков. Итог применения данного метода - систематизация перебора вариантов всех теоретически возможных путей решения, основанных на анализе структуры объекта. Использование морфологического анализа учит ребенка выделять типичные и отличительные признаки объекта (героя), его положительные и отрицательные стороны, классифицировать признаки по различным видам, что обогащает фантазию и развивает творческое мышление.

4. «Сказкосочинительство». Такой метод является предпосылкой для сочинения различных сюжетов, когда в начале истории задается противоречие, которое необходимо разрешить. Например, зададим начало истории: «однажды лягушонок решил поплавать, но заплыл слишком далеко и начал тонуть... ». Как спасти лягушонка? Ребенок должен придумать свою концовку истории. Благодаря этому методу ребенок учится находить выход из различных обстоятельств, преодолевая противоречия.

5. «Кляксы». Используя данный метод, детям раздаются листочки с изображениями клякс разных форм. Задание - придумать как можно больше вариантов, на что (или на кого) похожа заданная клякса. Этот метод способствует активации воображения и помогает преодолеть «шаблонность» мышления.

6. «Друдлы». Друдл (от англ. droodle) - это рисунок - головоломка, имеющая множество вариантов ответа. Задание - найти как можно больше интересных интерпретаций графической головоломки. Данный метод используется для целенаправленного развития воображения и способности выйти за рамки обыденного восприятия окружающих нас предметов.

7. «Скелет». Применяя данный метод, задаются сочетания согласных букв. Задача - добавить гласные, чтобы получить слова. Например, задается тема «Деление чисел», педагог задает сочетания «ДЛМ», «ДЛТЛ», «ЧСТН». Ученики должны догадаться, какие же слова здесь спрятаны, добавив гласные. Таким образом, дети могут не только лучше запомнить правильные ответы - компоненты деления чисел (или вспомнить любую другую тему), но и проявить свою фантазию и предложить другие варианты, объяснив, почему они не подходят (не соответствуют теме).

Стоит отметить, что методов применения теории решения изобретательских задач достаточно много. Их использование формирует у учащегося способность к самосовершенствованию и развитию творческих способностей.

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги  начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа.     Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

2.2 Сторителлинг как способ развития творческого потенциала учащихся детских объединений

Достижение поставленных задач в современном образовании обеспечивается применением инновационных технологий обучения, способствующих развитию субъектности школьников, развитию их творческого воображения и раскрытию потенциала каждого ученика. Одной из таких технологий является сторителлинг.

Сторителлинг – технология, позволяющая эффективно донести информацию до слушателя. Иными словами, это способ передачи информации с помощью истории (сказки, притчи и т.п.). Истории могут быть основаны на фактах или приукрашены для более удачного раскрытия основного смысла. История – это своего рода универсальный, понятный всем язык. Слушая те или иные истории, мы можем испытывать весь спектр эмоций: чувство восторга, надежды, отчаяния, гнева.

Изначально сторителлинг как эффективный способ передачи информации зародился в бизнесе, но сегодня эта технология используется во многих сферах жизни человека, в том числе и в образовании.

Целью использования технологии сторителлинг в образовании является эффективное донесение информации до учеников с помощью привлечения внимания детей с начала повествования и удерживание его в течение всей истории. Сторителлинг как технология передачи информации от педагога к ученику выполняет мотивирующую, развивающую, воспитательную и наставническую функции.

Применяя технологию сторителлинг в образовательном процессе, важно учитывать возрастные особенности детей, их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В рассказываемой истории должны быть определенные герои, обладающие особенными чертами характера, которые будут отображаться в событиях всего повествования. Главный герой обязательно должен вызвать симпатию у детей. Аудитория должна проявлять определенные эмоции к героям: сочувствие, сопереживание, радость и так далее.

Исходя из этого важно добавлять эмоциональный фон к фактам, не забывая о чувстве юмора, поскольку юмор - мощное оружие для решения многих проблем. Кроме того, необходимо учесть важную особенность детей - у них ярко выражены фантазия и воображение. Так или иначе, образы героев историй полностью и практически навсегда проникают в подсознание детей.

Любая история должна состоять из определенных этапов, которые делают ее полной, понятной, интересной и запоминающейся:

1. Вступление. Как правило, оно должно быть достаточно коротким, но способным зацепить внимание каждого учащегося. Оно должно вызвать явный интерес к тому, что же будет дальше. Обычно во вступлении внимание детей концентрируется на вопросе или проблеме, которым посвящена история и на которые в итоге будет получен ответ.

2. Развитие события. На этом этапе формируются сюжетные линии и характеры действующих героев, проявляется противоречие или конфликт, о котором было сказано во вступлении. Ситуация становится все более напряженной, удерживая внимание детей и концентрируя на проблеме.

3. Кульминация. На данном этапе напряжение доходит до максимума, появляется разрешение поставленной проблемы, раскрывается главная тайна. Чем неожиданнее разрешение проблемы (раскрытие тайны) - тем интереснее.

4. Заключение. Оно должно быть кратким, но ёмким, а также нести в себе мораль, которую ученики должны усвоить.

Работа педагога - организатора подразумевает взаимодействие с разными возрастными группами детей. Технология сторителлинг легко адаптируется под потребности каждой из этих возрастных категорий. Учащиеся младшего школьного возраста с удовольствием послушают истории, а учащиеся детских объединений среднего и старшего звена непременно захотят научиться эффективному рассказыванию историй. Метод "сказкосочинительства" - один из эффективных способов донесения информации до аудитории и, несомненно, каждый активист детского объединения загорится желанием легко и быстро составлять увлекательные сюжеты на основе сухих фактов.

Исследование результатов применения инновационных технологий в деятельности педагога - организатора

Общеизвестно, что любые нововведения требуют подтверждения своей эффективности. Эффективностью использования таких инновационных технологий в работе с детскими объединениями можно считать повышение общего уровня креативности, творческого мышления и воображения учащихся.

Для того, чтобы исследовать результаты проведенной работы (результаты внедрения в работу с учащимися таких технологий, как ТРИЗ и сторителлинг), необходимо провести исследования уровня творческого воображения и креативности детей. Для сравнения показателей тестирование проводится дважды в год: в начале учебного года - входящие показатели (перед началом обучения с применением данных технологий) и в конце учебного года - исходящие показатели по итогам освоения и применения данных технологий на практике.

Одним из наиболее эффективных тестов на креативность и творческое мышление считается "Креативность  по Торренсу" (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Инструкция к тесту и ключ описаны в Приложении 1.

Заключение

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации от года к году требует от современного человека таких качеств, как инициативность, находчивость, предприимчивость, способность быстро принимать верные решения, а это невозможно без умения работать и принимать решения самостоятельно, применяя при этом творчество.

Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед педагогами, была передача ученикам определенного опыта, знаний и умений, то сегодня на первый план выдвигается задача развития самостоятельности в учащихся, развития творческой, гибкой и самодостаточной личности. Современная ситуация в развитии детского движения подводит к следующему выводу: подготовка кадров организаторов детского общественного объединения - не самоцель. Это жизненная потребность, продиктованная конкретными целями, запросами детского сообщества.

Неординарный подход к решению любых поставленных задач наиболее важен в школьном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а занятия, основанные на развитии творческого мышления, помогут развить способность к творчеству и увлечь ученика.

В работе над развитием творческого мышления очень важна роль педагога. Ребенок сам не способен полностью организовать свою деятельность, оценить то, что получилось в результате. Поэтому учитель обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные, необычные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы учитель был доброжелателен, терпелив к ответам ребенка, сумел принять и спокойно обсудить даже такие варианты решений, которые на первый взгляд, кажутся недостаточными, глупыми или невероятными.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Успешное формирование у учащихся детских объединений творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. Педагог-организатор детского общественного объединения - это не просто профессия или специальность, это важная черта педагога как личности, наделенной уникальными знаниями и умениями в области воспитания подрастающего поколения.

Список литературы и источников

Нормативные и правовые акты:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).

Учебная литература:

1. Альтов Г.С., "…И тут появился изoбрeтaтeль" - М.: Дeт. лит., 1984. - 126 с.

2. Альтшуллeр Г.С., "Нaйти идeю: Ввeдeниe в тeoрию рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч" - 2-e изд., дoп. - Нoвoсибирск: Нaукa. Сиб. oтд., 1991. - 225 с.

3. Алиева Л. В. Детское движение – субъект воспитания: монография / Л. В. Алиева. – М., 2002. – 224 с.

4. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.-С. 72-76.,

5. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. - М.: Академия естествознания. - 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  https://monographies.ru/en/book/view?id=76

6. Бушуев А.Б., "Применение методов технического творчества в инновационной деятельности: Учебное пособие" - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 124 с.

7. Викентьев И.Л., Каиков И.К., "Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах" - М., 1992. - 104 с.

8. Витковский, А., "Путь к учебной самостоятельности начинается... с пробуждения воображения!" / А. Витковский // Первое сентября. - 2013. - №19. С. 181 с.

Научная литература:

9. Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова. - М., 2003, вып. 1(12) ISSN 1726-5304

10. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. - 2004. - 496 с. ISBN 5-98408-004-4

11. "ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов" / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. - Саратов, 2007. - 104 с. ISBN 978-5-9758-0495-2

12. "Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник метод. Матеориалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе" - С-Пб., 1999. - 184 с. ISBN 5-7183-013108

13. Чяпяле Ю.М., "Методы поиска изобретательских идей", Машиностроение. Ленинград, отделение, 1990. — 96 е.: ил. ISBN 5-217-00940-3

Интернет - ресурсы:

14. Официальный сайт Международной ассоциации ТРИЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.matriz.ru

15. Официальный сайт фонда Г.С. Альтшуллера Г.С. [Электронный ресурс]: https://www.altshuller.ru

16. Интернет-ресурс: "Каталог эффективных решений. ТРИЗ" [Электронный ресурс]: http://zzz-triz.blogspot.com

Приложения

Приложение 1. Тест на уровень креативности Торренса.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

ТОРЕНС 1


Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

ТОРЕНС 2

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

ТОРЕНС3

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.        
  • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
  •  осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.   Оценивается рисунок, а не название!

3.    Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

 Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

 Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.

Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах.

 Принципы оценки:  

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь.

Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо;

30—34 — ниже нормы;

35—39 — несколько ниже нормы;

40—60 — норма;

61—65 — несколько выше нормы;

66—70 — выше нормы;

 >70 — отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство.     Этот процесс сопровождается существ...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Реферат "Работа педагога - организатора с детскими объединениями"

Реферат будет полезен педагогам, которые работают с детской организацией, как в школе, так и за ее пределами....

"Использование инновационных технологий в работе педагога"

Виды педагогических технологий и их эффективность использования в работе с детьми....

"Использование инновационных технологий в работе педагога"

Использование иновационных технологий в работе с детьми....

Использование инновационных технологий в деятельности педагога-организатора

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком у...

«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство.     Этот процесс сопровождается существ...