«Quiver - знакомство с дополненной реальностью»
учебно-методический материал
Методическая разработка открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Региональный заочный конкурс методических разработок
«Опыт образовательной деятельности новых центров образования:
«Точка роста», «Кванториум» на территории Архангельской области»
Номинация «Использование оборудования «Точки роста»
или «Кванториума» в проектно-исследовательской деятельности
Методическая разработка
открытого занятия по теме:
«Quiver - знакомство с дополненной реальностью»
в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Кванторёнок»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Автор: Коротаев Кирилл Андреевич,
педагог дополнительного образования
ГБОУ «ДДЮТ»
г. Архангельск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Список информационных источников 10
Пояснительная записка
В Архангельской области с сентября 2020 года детский мобильный технопарк «Кванториум» функционирует на базе Дворца детского и юношеского творчества. За полтора года своей деятельности его педагоги побывали в двенадцати районах области [3].
В рамках федерального проекта «Мобильный «Кванториум» приобретено новое оборудование для использования на занятиях с детьми, проживающими в удаленных районах области.
Оборудование делится на несколько направлений:
- Робототехника/Промдизайн – наборы LEGO, конструкторы, наборы ARDUINO, лазерный гравер и пр.;
- Гео/Аэро – наборы сборных квадрокоптеров COEX, квадрокоптеры MAVIC 2 Pro, квадрокоптеры tello и пр.;
- VR/AR – очки виртуальной реальности, очки дополненной реальности, 3D-принтеры, фотокамеры, камера 360 и пр.
Также приобретены ноутбуки, необходимые для проведения занятий педагогами мобильного «Кванториума».
Одним из самых интересных и перспективных направлений является виртуальная и дополненная реальность, так как эти технологии тесно связаны со многими современными сферами деятельности, в том числе и компьютерными играми, которыми увлекаются почти все дети.
Многие смогут пояснить, что такое виртуальная реальность, но мало кто понимает, в чем суть дополненной реальности и чем она отличается от виртуальной.
Дополненная реальность – это технология, в реальном времени дополняющая физический мир цифровыми данными. Для этого разработаны специальные программы, а также используются современные устройства: планшеты, смартфоны, очки дополненной реальности и др. Самыми известными и понятными детям примерами данной технологии являются QR-код, шлем «железного человека» или мобильная игра «PokemonGo».
Дополненную реальность (AR) необходимо отличать от виртуальной (VR) и смешанной (MR).
В дополненной реальности виртуальные объекты проецируются на реальное окружение. Виртуальная же реальность – это генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь. Смешанная реальность объединяет реальный и виртуальный мир. Таким образом, VR взаимодействует только с пользователем, а AR технологии – с реальным
миром [1, 2].
Однако младшим школьникам трудно объяснить на словах, что такое дополненная реальность и принцип ее работы. Эффективнее всего наглядно показать, как работает дополненная реальность и в чем состоят её отличие от виртуальной.
В данной методической разработке предлагается конспект открытого занятия для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) по ознакомлению с технологиями дополненной реальности с помощью специального оборудования и мобильного приложения для раскрасок QuiverVision.
Занятие разработано и реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кванторёнок».
Раскрашивание – одно из любимых детских занятий. Оно способствует развитию мелкой моторики, снижает стресс, вносит вклад в творческое развитие ребенка. Quiver основывается на этом, используя дополненную реальность, чтобы «оживить» раскраски в анимированном 3D ролике [4].
На занятии обучающиеся знакомятся с понятиями дополненной и виртуальной реальностями и их отличительными особенностями, с основными примерами применения дополненной реальности, учатся применять технологии дополненной реальности в повседневной жизни, в том числе на уровне обучения.
Занятие может быть адаптировано для осуществления проектно-исследовательской деятельности с обучающимися: разработка QR-кодов для младших школьников. Возможные проекты: «Экологическая тропа» или умная школьная среда: привязка к QR-кодам меню школьной столовой, расписания уроков, список школьных мероприятий и т.д.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов центров «точек роста» и «кванториумов» со схожими направлениями.
Конспект занятия
Тема занятия: «Quiver - знакомство с дополненной реальностью»
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: изучение нового материала, формирование умений и навыков применения дополненной реальности.
Цель занятия: знакомство обучающихся с технологиями дополненной и виртуальной реальностей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями дополненной и виртуальной реальностями, их отличительными особенностями;
- познакомить с основными примерами применения дополненной и виртуальной реальностей;
- научить применять технологии дополненной реальности в повседневной жизни, в том числе на уровне обучения.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к современным технологиям;
- способствовать развитию мелкой моторики и внимания;
- способствовать развитию творческой активности.
Воспитательные:
- способствовать формированию умений использования современных технологий;
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
- воспитывать усидчивость.
Целевая аудитория: 1-3 классы.
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративные, игровая мотивация.
Оборудование: планшеты HUAWEI – 3 шт.; смартфоны – 3шт.; очки дополненной реальности EPSON – 1 шт.; очки виртуальной реальности HOMIDO Prime – 3 шт.; цветные карандаши и фломастеры; раскраски QuiverVision.
План занятия:
Этапа занятия | Дидактические задачи этапа | Содержание этапа | Показатели выполнения дидактической задачи (планируемый результат) | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |||
I этап - организационный | Знакомство. Подготовить группу к работе. Настроить на занятия | Приветствие, организация внимания. Краткий рассказ о себе. Проверка готовности обучающихся к занятию | Приветствие. Внимательно слушают. Настроится на занятия. Подготовка рабочего места | Знакомство педагога с учениками. Настрой на занятие. Внимание обучающихся на педагога. Подготовлено рабочее место |
II этап – основной 2.1 теоретическая часть | Сформировать конкретное представление о дополненной и виртуальной реальностях. Формировать интерес к сфере данных технологий. | Формулировка темы и цели занятия. Инструкция по работе с оборудованием. Опрос обучающихся по теме. Теория: Определения дополненной и виртуальной реальностей; Примеры сфер применения, простые примеры дополненной реальности из жизни; простое объяснение устройства очков дополненной/виртуальной реальности. | Отвечают на вопросы педагога, задают свои вопросы (ведут диалог с педагогом). Внимательно слушают педагога. | Сформировано представление о сфере дополненной и виртуальной реальностях (Что это такое? Где используется? Примеры технологий и т.д.). |
2.2 - практическая часть | Формировать навыки самостоятельной работы. Развивать навыки воображения и подбора цветов. Научить применять технологии дополненной реальности. Научить отличать дополненную реальность от виртуальной. | Дать задание на самостоятельную работу и проследить за выполнением, помочь при необходимости. После выполнения задания показать принцип работы оборудования для «оживления» раскрасок и демонстрации дополненной реальности. Выполнившим задания продемонстрировать работу очков дополненной и виртуальной реальностей, указав на отличительные особенности данных технологий | Самостоятельная работа: -выбрать раскраску из предложенных вариантов и раскрасить её яркими цветами; - взять планшет и по инструкции педагога «оживить» свои раскраски; - опробовать очки дополненной и виртуальной реальностей. Дождаться остальных учеников и окончания занятия. | С помощью раскрасок и планшетов, применили технологию дополненной реальности. С помощью очков дополненной и виртуальной реальностей научились отличать данные технологии |
III этап – заключительный | Анализ успешности усвоенного материала. Рефлексия | Анализ выполненных работ и полученных результатов. Подведение итогов. Похвала. Рефлексия | Внимательно слушать педагога. Вести диалог с педагогом: отвечать на вопросы, задавать свои; | С помощью проведенной рефлексии, закрепили материал занятия, изучили непонятные моменты. Проанализировали свою работу. |
Ход занятия
- Организационный этап (3 мин.)
П: «Здравствуйте, ребята!»
Об. отвечают
П: «Вы знаете кто мы такие?»
Об. отвечают
П: «Правильно! Мы – педагоги мобильного «Кванториума» и приехали к вам из города Архангельска, привезли с собой много занимательного и познавательного оборудования и сегодня проведём с вами занятие по очень интересной и актуальной теме».
- Основной этап (35 мин.)
Формулировка темы и цели:
П: «Ребята, вы любите играть в компьютерные игры?»
Об. отвечают
П: «Какая ваша любимая игра?»
Об. отвечают
П: «А вы бы хотели побывать внутри вашей игры и побыть на месте главного персонажа?»
Об. отвечают
П: «А кто-нибудь знает, как можно побывать там?»
Об. отвечают
П: «Правильно! С помощью очков виртуальной реальности! Технологии виртуальной реальности помогут вам погрузиться в ненастоящий мир, будь это игра или фильм. Кто-нибудь уже погружался в виртуальную реальность?»
Об. отвечают
П: «Отлично, а теперь кто-нибудь назовёт главного коллегу виртуальной реальности? Подсказка: она дополняет наш с вами реальный мир какими-то вымышленными вещами»
Об. отвечают
П: «Правильно, дополненная реальность! Это и есть наша тема сегодняшнего занятия. А кто-нибудь знает, что это такое и чем отличаются дополненная реальность от виртуальной?»
Об. отвечают
П: «Сегодня мы с вами это и выясним!»
Теоретическая часть:
П: «Виртуальная реальность – это технология, которая позволяет вам погрузиться в совершенно ненастоящий мир, который придумал программист и создал его с помощью компьютера.
Дополненная реальность же, следуя из названия, дополняет. Дополняет реальный мир, в котором мы с вами живём. С помощью специального оборудования или обычных смартфонов и планшетов мы можем добавить в нашу реальность что-нибудь из компьютерного мира, например, динозавров или героев из мультфильмов.» (Приложение 1 – Слайд 1)
П: «Кто-нибудь знает, в каких сферах могут помочь эти технологии? Давайте посмотрим на экран» (Приложение 1 – Слайды 2-3)
П: «Какие сферы применения вы увидели? Назовите их»
Об. отвечают
П: «Молодцы! Виртуальная и дополненная реальности используются во многих сферах. В медицине, в космонавтике, в кинотеатрах, в военных целях, в образовании и т.д.»
П: «Сегодня мы будем использовать одну из разработок дополненной реальности – приложений Quiver. Кто-нибудь знаком с ним?» (Приложение 1 – слайд 4)
Об. отвечают
П: «Это приложение с помощью специальных «живых» меток (QR-кодов) может оживить раскраски, которыми мы сегодня будем пользоваться. В этом нам помогут планшеты и смартфоны». (Приложение 1 – Слайд 5)
Практическая часть:
П: «А теперь подойдите по одному и возьмите понравившуюся раскраску. После чего садитесь на места и начинайте раскрашивать. Используйте карандаши или фломастеры, чем ярче будет ваш рисунок, тем более красочным и красивым он оживёт».
Действия обучающихся: выполняют задание
Действия педагога: после выполнения задания педагог подходит к каждому обучающему и даёт планшет/телефон, объясняя принцип работы приложения.
П: «Возьмите планшет или телефон и наведите камеру на свой рисунок. Необходимо дождаться, пока раскраска подсветится синим цветом, после этого ваш рисунок «оживёт» и станет, как настоящий. С помощью касания пальцем по персонажу на экране устройства можно взаимодействовать с рисунком».
Действия обучающихся: берут планшет и сканируют рисунок. Рисунки «оживают».
П: «Посмотрите внимательно на ваши «ожившие» раскраски. Как вы видите, они находятся на поверхности вашего стола, т.е. они дополняют ваш учебный класс персонажами из рисунков. Это и есть дополненная реальность».
П: «Теперь по очереди, мы покажем вам, как работают очки дополненной реальности и очки виртуальной реальности, и вы сможете сами посмотреть, чем же отличаются данные технологии».
- Заключительный этап (7 мин.)
П: «Хорошо, а теперь садитесь все на свои места»
Действия учеников: рассаживаются по своим местам
П: «Сегодня вы на личном опыте увидели и попробовали технологии дополненной и виртуальной реальностей. Научились использовать для этого необходимое оборудование. Вам понравилось сегодняшнее занятия?»
Об. отвечают
П: «Что вам понравилось больше всего?»
Об. отвечают
П: «О каких современных технологиях вы сегодня узнали?»
У отвечают
П: «Для чего необходимы эти технологии и где они могут пригодиться?»
Об. отвечают
П: «Как называется приложение, превращающее рисунки в дополненную реальность?»
Об. отвечают
П: «Отлично, молодцы! А теперь давайте проверим, как вы отличаете дополненную и виртуальную реальность. Я буду описывать ситуацию или предмет, а вы определять дополненная это или виртуальная реальность»
П: «Вы находитесь дома и в космосе одновременно?»
П: «Всеми известная игра на смартфоне Pokemon Go?»
П: «Вы сражаетесь в кремле с инопланетными захватчиками?»
П: «Узоры на окне?»
П: «Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили материал сегодняшней темы. Научились отличать дополненную реальность от виртуальной. В будущем, когда вы встретитесь с этими технологиями или вас спросят что это такое, вы будете готовы! На этом наше занятие закончено. До встречи!»
Список информационных источников
- Таран В. Н., Применение дополненной реальности в обучении / В. Н. Таранов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – №60 - 2.
- Черкасов К. В., Чистякова Н. С., Чернов В. В. Применение дополненной реальности в образовании / К. В. Черкасов// Проблемы педагогики. – 2017. -
№1. (24). - Распоряжение № Р-133 от 17 декабря 2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019г. № Р-23 –URL:https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2564/ (дата обращения: 06.04.2022).
- QuiverVision: сайт. – 2020. – URL: https://quivervision.com/(дата обращения – 06.04.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополненная реальность (Educational Augmented Reality)
Применение дополненой реальности на уроке информатике...

Программа мастер-класса «Дополненная реальность и её влияние на формирование умственных и творческих способностей учащихся»
Программа мастер-класса «Дополненная реальность и её влияние на формирование умственных и творческих способностей учащихся» Краевой семинар для педагогов, активно внедряющих информационно-коммуникацио...

QR коды в обучении иностранным языкам. Дополненная реальность.
QR коды в изучении иностранного языка. Дополненная реальность....

Урок-путешествие в дополненную реальность «АЭС на ладони»
Просвещение и самостоятельная исследовательская деятельность в области одной из самых высокотехнологичных отраслей – атомной энергетике – при помощи информационно- коммуникационных техноло...
Обучающий семинар для педагогов по теме: «Использование технологии дополненной реальности в образовательном процессе»
Образовательный процесс изменяется под влиянием различных внешних факторов. Развитие технических средств, повсеместное использование компьютерных технологий является одним из существенных факторов, ко...

Статья "Обзор приложений дополненной реальности в образовании"
В статье представлен обзор некоторых мобильных приложений с элементами дополненной реальности, которые позволят педагогам немного разнообразить урок и заинтересовать учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классах и реализуется в курсе внеурочной деятельности по информатике...