«Quiver - знакомство с дополненной реальностью»
учебно-методический материал

Методическая разработка открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Архангельской области

«Дворец детского и юношеского творчества»

Региональный заочный конкурс методических разработок

 «Опыт образовательной деятельности новых центров образования:

«Точка роста», «Кванториум» на территории Архангельской области»

Номинация «Использование оборудования «Точки роста»

или «Кванториума» в проектно-исследовательской деятельности

Методическая разработка

открытого занятия по теме:

«Quiver - знакомство с дополненной реальностью»

в рамках дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Кванторёнок»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Автор: Коротаев Кирилл Андреевич,

педагог дополнительного образования

ГБОУ «ДДЮТ»

г. Архангельск, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Конспект занятия        4

Список информационных источников        10

Приложение 1. Презентация        11

 

Пояснительная записка

В Архангельской области с сентября 2020 года детский мобильный технопарк «Кванториум» функционирует на базе Дворца детского и юношеского творчества. За полтора года своей деятельности его педагоги  побывали в двенадцати районах области [3].

В рамках федерального проекта «Мобильный «Кванториум» приобретено новое оборудование для использования на занятиях с детьми, проживающими в удаленных районах области.

Оборудование делится на несколько направлений:

  • Робототехника/Промдизайн – наборы LEGO, конструкторы, наборы ARDUINO, лазерный гравер и пр.;
  • Гео/Аэро – наборы сборных квадрокоптеров COEX, квадрокоптеры MAVIC 2 Pro, квадрокоптеры tello и пр.;
  • VR/AR – очки виртуальной реальности, очки дополненной реальности, 3D-принтеры, фотокамеры, камера 360 и пр.

Также приобретены ноутбуки, необходимые для проведения занятий педагогами мобильного «Кванториума».

Одним из самых интересных и перспективных направлений является виртуальная и дополненная реальность, так как эти технологии тесно связаны со многими современными сферами деятельности, в том числе и компьютерными играми, которыми увлекаются почти все дети.

Многие смогут пояснить, что такое виртуальная реальность, но мало кто понимает, в чем суть дополненной реальности и чем она отличается от виртуальной.

Дополненная реальность – это технология, в реальном времени дополняющая физический мир цифровыми данными. Для этого разработаны специальные программы, а также используются современные устройства: планшеты, смартфоны, очки дополненной реальности и др. Самыми известными и понятными детям примерами данной технологии являются QR-код, шлем «железного человека» или мобильная игра «PokemonGo».

Дополненную реальность (AR) необходимо отличать от виртуальной (VR) и смешанной (MR).

В дополненной реальности виртуальные объекты проецируются на реальное окружение. Виртуальная же реальность – это генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь. Смешанная реальность объединяет реальный и виртуальный мир. Таким образом, VR взаимодействует только с пользователем, а AR технологии – с реальным
миром [1, 2].

Однако младшим школьникам трудно объяснить на словах, что такое дополненная реальность и принцип ее работы. Эффективнее всего наглядно показать, как работает дополненная реальность и в чем состоят её отличие от виртуальной.

В данной методической разработке предлагается конспект открытого занятия для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) по ознакомлению с технологиями дополненной реальности с помощью специального оборудования и мобильного приложения для раскрасок QuiverVision.

Занятие разработано и реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кванторёнок».

Раскрашивание – одно из любимых детских занятий. Оно способствует развитию мелкой моторики, снижает стресс, вносит вклад в творческое развитие ребенка. Quiver основывается на этом, используя дополненную реальность, чтобы «оживить» раскраски в анимированном 3D ролике [4].

На занятии обучающиеся знакомятся с понятиями дополненной и виртуальной реальностями и их отличительными особенностями, с основными примерами применения дополненной реальности, учатся применять технологии дополненной реальности в повседневной жизни, в том числе на уровне обучения.

Занятие может быть адаптировано для осуществления проектно-исследовательской деятельности с обучающимися: разработка QR-кодов для младших школьников. Возможные проекты: «Экологическая тропа» или умная школьная среда: привязка к QR-кодам меню школьной столовой, расписания уроков, список школьных мероприятий и т.д.  

Данная методическая разработка предназначена для  педагогов центров «точек роста» и «кванториумов» со схожими направлениями.

Конспект занятия

Тема занятия: «Quiver - знакомство с дополненной реальностью»

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: изучение нового материала, формирование умений и навыков применения дополненной реальности.

Цель занятия: знакомство обучающихся с технологиями дополненной и виртуальной реальностей.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятиями дополненной и виртуальной реальностями, их отличительными особенностями;

- познакомить с основными примерами применения дополненной  и виртуальной реальностей;

- научить применять технологии дополненной реальности в повседневной жизни, в том числе на уровне обучения.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к современным технологиям;

- способствовать развитию мелкой моторики и внимания;

- способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

- способствовать формированию умений использования современных технологий;

- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;

- воспитывать усидчивость.

Целевая аудитория: 1-3 классы.

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративные, игровая мотивация.

Оборудование: планшеты HUAWEI – 3 шт.; смартфоны – 3шт.; очки дополненной реальности EPSON – 1 шт.; очки виртуальной реальности HOMIDO Prime – 3 шт.; цветные карандаши и фломастеры; раскраски QuiverVision.

План занятия:

Этапа занятия

Дидактические задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения дидактической задачи (планируемый результат)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I этап - организационный

Знакомство. Подготовить группу к работе. Настроить на занятия

Приветствие, организация внимания. Краткий рассказ о себе. Проверка готовности обучающихся к занятию

Приветствие. Внимательно слушают.

Настроится на занятия. Подготовка рабочего места

Знакомство педагога с учениками. Настрой на занятие. Внимание обучающихся на педагога.

Подготовлено рабочее место

II этап – основной

2.1 теоретическая часть

Сформировать конкретное представление о дополненной и виртуальной реальностях.

Формировать интерес к сфере данных технологий.

Формулировка темы и цели занятия. Инструкция по работе с оборудованием.

Опрос обучающихся по теме. Теория:

Определения дополненной и виртуальной реальностей; Примеры сфер применения, простые примеры дополненной реальности из жизни; простое объяснение устройства очков дополненной/виртуальной реальности.

Отвечают на вопросы педагога, задают свои вопросы (ведут диалог с педагогом).

Внимательно слушают педагога.

Сформировано представление о сфере дополненной и виртуальной реальностях (Что это такое? Где используется? Примеры технологий и т.д.).

2.2 - практическая часть

Формировать навыки самостоятельной работы.

Развивать навыки воображения и подбора цветов.

Научить применять технологии дополненной реальности.

Научить отличать дополненную реальность от виртуальной.

Дать задание на самостоятельную работу и проследить за выполнением, помочь при необходимости.

После выполнения задания показать принцип работы оборудования для «оживления» раскрасок и демонстрации дополненной реальности.

Выполнившим задания продемонстрировать работу очков дополненной и виртуальной реальностей, указав на отличительные особенности данных технологий

Самостоятельная работа:

-выбрать раскраску из предложенных вариантов и раскрасить её яркими цветами;

- взять планшет и по инструкции педагога «оживить» свои раскраски;

- опробовать очки дополненной и виртуальной реальностей.

Дождаться остальных учеников и окончания занятия.

С помощью раскрасок и планшетов, применили технологию дополненной реальности.

С помощью очков дополненной и виртуальной реальностей научились отличать данные технологии

III этап – заключительный

Анализ успешности усвоенного материала. Рефлексия

Анализ выполненных работ и полученных результатов.

Подведение итогов. Похвала.

Рефлексия

Внимательно слушать педагога.

Вести диалог с педагогом: отвечать на вопросы, задавать свои;

С помощью проведенной рефлексии, закрепили материал занятия, изучили непонятные моменты. Проанализировали свою работу.

Ход занятия

  1. Организационный этап (3 мин.)

П: «Здравствуйте, ребята!»

Об. отвечают

П: «Вы знаете кто мы такие?»

Об.  отвечают

П: «Правильно! Мы – педагоги мобильного «Кванториума» и приехали к вам из города Архангельска, привезли с собой много занимательного и познавательного оборудования и сегодня проведём с вами занятие по очень интересной и актуальной теме».

  1. Основной этап (35 мин.)

Формулировка темы и цели:

П: «Ребята, вы любите играть в компьютерные игры?»

Об.  отвечают

П: «Какая ваша любимая игра?»

Об.  отвечают

П: «А вы бы хотели побывать внутри вашей игры и побыть на месте главного персонажа?»

Об.  отвечают

П: «А кто-нибудь знает, как можно побывать там?»

Об.  отвечают

П: «Правильно! С помощью очков виртуальной реальности! Технологии виртуальной реальности помогут вам погрузиться в ненастоящий мир, будь это игра или фильм. Кто-нибудь уже погружался в виртуальную реальность?»

Об.  отвечают

П: «Отлично, а теперь кто-нибудь назовёт главного коллегу виртуальной реальности? Подсказка: она дополняет наш с вами реальный мир какими-то вымышленными вещами»

Об.  отвечают

П: «Правильно, дополненная реальность! Это и есть наша тема сегодняшнего занятия. А кто-нибудь знает, что это такое и чем отличаются дополненная реальность от виртуальной?»

Об.  отвечают

П: «Сегодня мы с вами это и выясним!»

Теоретическая часть:

П: «Виртуальная реальность – это технология, которая позволяет вам погрузиться в совершенно ненастоящий мир, который придумал программист и создал его с помощью компьютера.

Дополненная реальность же, следуя из названия, дополняет. Дополняет реальный мир, в котором мы с вами живём. С помощью специального оборудования или обычных смартфонов и планшетов мы можем добавить в нашу реальность что-нибудь из компьютерного мира, например, динозавров или героев из мультфильмов.» (Приложение 1 – Слайд 1)

П: «Кто-нибудь знает, в каких сферах могут помочь эти технологии? Давайте посмотрим на экран» (Приложение 1 – Слайды 2-3)

П: «Какие сферы применения вы увидели? Назовите их»

Об.  отвечают

П: «Молодцы! Виртуальная и дополненная реальности используются во многих сферах. В медицине, в космонавтике, в кинотеатрах, в военных целях, в образовании и т.д.»

П: «Сегодня мы будем использовать одну из разработок дополненной реальности – приложений Quiver. Кто-нибудь знаком с ним?» (Приложение 1 – слайд 4)

Об.  отвечают

П: «Это приложение с помощью специальных «живых» меток (QR-кодов) может оживить раскраски, которыми мы сегодня будем пользоваться. В этом нам помогут планшеты и смартфоны». (Приложение 1 – Слайд 5)

Практическая часть:

П: «А теперь подойдите по одному и возьмите понравившуюся раскраску. После чего садитесь на места и начинайте раскрашивать. Используйте карандаши или фломастеры, чем ярче будет ваш рисунок, тем более красочным и красивым он оживёт».

Действия обучающихся: выполняют задание

Действия педагога: после выполнения задания педагог подходит к каждому обучающему и даёт планшет/телефон, объясняя принцип работы приложения.

П: «Возьмите планшет или телефон и наведите камеру на свой рисунок. Необходимо дождаться, пока раскраска подсветится синим цветом, после этого ваш рисунок «оживёт» и станет, как настоящий. С помощью касания пальцем по персонажу на экране устройства можно взаимодействовать с рисунком».

Действия обучающихся: берут планшет и сканируют рисунок. Рисунки «оживают».

П: «Посмотрите внимательно на ваши «ожившие» раскраски. Как вы видите, они находятся на поверхности вашего стола, т.е. они дополняют ваш учебный класс персонажами из рисунков. Это и есть дополненная реальность».

П: «Теперь по очереди, мы покажем вам, как работают очки дополненной реальности и очки виртуальной реальности, и вы сможете сами посмотреть, чем же отличаются данные технологии».

  1. Заключительный этап (7 мин.)

П: «Хорошо, а теперь садитесь все на свои места»

Действия учеников: рассаживаются по своим местам

П: «Сегодня вы на личном опыте увидели и попробовали технологии дополненной и виртуальной реальностей. Научились использовать для этого необходимое оборудование. Вам понравилось сегодняшнее занятия?»

Об.  отвечают

П: «Что вам понравилось больше всего?»

Об.  отвечают

П: «О каких современных технологиях вы сегодня узнали?»

У отвечают

П: «Для чего необходимы эти технологии и где они могут пригодиться?»

Об.  отвечают

П: «Как называется приложение, превращающее рисунки в дополненную реальность?»

Об.  отвечают

П: «Отлично, молодцы! А теперь давайте проверим, как вы отличаете дополненную и виртуальную реальность. Я буду описывать ситуацию или предмет, а вы определять дополненная это или виртуальная реальность»

П: «Вы находитесь дома и в космосе одновременно?»

П: «Всеми известная игра на смартфоне Pokemon Go?»

П: «Вы сражаетесь в кремле с инопланетными захватчиками?»

П: «Узоры на окне?»

П: «Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили материал сегодняшней темы. Научились отличать дополненную реальность от виртуальной. В будущем, когда вы встретитесь с этими технологиями или вас спросят что это такое, вы будете готовы! На этом наше занятие закончено. До встречи!»


Список информационных источников

  1. Таран В. Н., Применение дополненной реальности в обучении / В. Н. Таранов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – №60 - 2.
  2. Черкасов К. В., Чистякова Н. С., Чернов В. В. Применение дополненной реальности в образовании / К. В. Черкасов// Проблемы педагогики. – 2017. -
    №1. (24).
  3. Распоряжение № Р-133 от 17 декабря 2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019г. № Р-23 –URL:https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2564/ (дата обращения: 06.04.2022).
  4. QuiverVision: сайт. – 2020. – URL: https://quivervision.com/(дата обращения – 06.04.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополненная реальность (Educational Augmented Reality)

Применение дополненой реальности на уроке информатике...

Программа мастер-класса «Дополненная реальность и её влияние на формирование умственных и творческих способностей учащихся»

Программа мастер-класса «Дополненная реальность и её влияние на формирование умственных и творческих способностей учащихся» Краевой семинар для педагогов, активно внедряющих информационно-коммуникацио...

QR коды в обучении иностранным языкам. Дополненная реальность.

QR коды в изучении иностранного языка. Дополненная реальность....

Урок-путешествие в дополненную реальность «АЭС на ладони»

Просвещение и самостоятельная исследовательская деятельность в области одной из самых высокотехнологичных отраслей – атомной энергетике – при помощи информационно- коммуникационных техноло...

Обучающий семинар для педагогов по теме: «Использование технологии дополненной реальности в образовательном процессе»

Образовательный процесс изменяется под влиянием различных внешних факторов. Развитие технических средств, повсеместное использование компьютерных технологий является одним из существенных факторов, ко...

Статья "Обзор приложений дополненной реальности в образовании"

В статье представлен обзор некоторых мобильных приложений с элементами дополненной реальности, которые позволят педагогам немного разнообразить урок и заинтересовать учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классах и реализуется в курсе внеурочной деятельности по информатике...