Факультативный курс "Экология нашей местности"
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_nashey_mestnosti.rar16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Российской Федерации Е.И.Шендрика

муниципального образования Тимашевский район

Факультативный курс

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Ступень обучения (класс)    8 

Количество часов   34

Учитель   Стром Ирина Алексеевна

Программа разработана Стром И.А.

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Пояснительная записка

Цели и задачи обучения

  1. освоение знаний о биоразнообразии, видовом составе и  жизненных формах растений и животных Краснодарского края и станицы Роговской;
  2. знакомство с редкими видами растений и животных Краснодарского края;
  3. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
  4. развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  5. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  6. применение полученных знаний и умений для решения экологических задач в повседневной жизни, выявления влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  7. овладение учениями нахождения предполагаемых путей решения экологических проблем своей станицы;

Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о станице Роговской и Краснодарском крае в целом.  

Главная цель курса: изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах станицы Роговской и Краснодарского края; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, своей станице, формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются: ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, России, Краснодарском крае и станице Роговской, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края; освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных станицы Роговской, а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае; изучение учащимися экологических проблем станицы Роговской и Краснодарского края; выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека; овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.

Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Программа факультативного курса «Экология родного края» предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю) и включает 6 разделов.

Содержание программы

1 Введение (4 часа)

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.  Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия. История изучения природы Краснодарского края и станицы Роговской. Биоразнообразие станицы Роговской.

Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

2 Растительность станицы Роговской (9 часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения станицы Роговской. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения станицы Роговской. Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники  станицы Роговской. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников станицы Роговской. Травянистые растения станицы Роговской. Разновидность травянистой растительности станицы Роговской. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников станицы Роговской.

Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников станицы Роговской. Определение основных представителей травянистой растительности станицы Роговской. Определение видов грибов и типов лишайников.

3 Животный мир станицы Роговской (6 часов)

Общая характеристика животного мира станицы Роговской. Беспозвоночные станицы Роговской. Рыбы станицы Роговской. Земноводные и пресмыкающиеся станицы Роговской. Птицы станицы Роговской. Млекопитающие  станицы Роговской.

Практические работы. Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям. Описание видового состава рыб местного водоема. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны.

Экскурсия. Знакомство с птицами парка.

4 Экологические проблемы станицы Роговской (8 часов)

Река Кирпили и источники её загрязнения. Исследования состояния водной среды реки Кирпили. Источники загрязнения атмосферы в станицы Роговской. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Основные загрязнители почвы в станице Роговской. Экологическое состояние почв в нашей местности. Источник химического загрязнения окружающей среды станицы Роговской. Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.

Лабораторные работы. Определение качества воды в реке Кирпили. Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора. Определение уровня химического загрязнения окружающей среды в районе аэродрома, на территории, раннее расположенных складов хранения ядохимикатов.

Практичнские работы. Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега.

Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников.

5 Проблема охраны окружающей среды Краснодарского края (3 часа)

Экологическое состояние Краснодарского края. Редкие виды растений и животных.   Особо охраняемые природные территории Краснодарского края.

Практическая работа. Определение по атласам охраняемых территорий Краснодарского края.

6 Экология и человек (3 часа)

Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Итоговое занятие.

Проектная деятельность. Спасем природу родного края.

Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

теоретических

практических

1. Введение (4 часа)

3

1

1

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.  Методы экологических исследований.

1

2

Проблема сохранения биоразнообразия.

1

3

История изучения природы краснодарского края и станицы Роговской.

1

4

Биоразнообразие станицы Роговской.

1

2. Растительность станицы Роговской (9 часов)

5

4

5

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

1

6

Древесные растения станицы Роговской. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников.

1

7

Голосеменные растения станицы Роговской

1

8

Разновидность и экологические группы голосеменных растений.

1

9

Лиственные растения и кустарники  станицы Роговской.

1

10

Видовой состав лиственных деревьев и кустарников станицы Роговской.

1

11

Травянистые растения станицы Роговской.

1

12

Разновидность травянистой растительности станицы Роговской.

1

13

Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников станицы Роговской.

1

3. Животный мир станицы Роговской (6 часов)

1

5

14

Общая характеристика животного мира станицы Роговской.

1

15

Беспозвоночные станицы Роговской.

1

16

Рыбы станицы Роговской.

1

17

Земноводные и пресмыкающиеся станицы Роговской.

1

18

Птицы станицы Роговской.

1

19

Млекопитающие  станицы Роговской.

1

4. Экологические проблемы станицы Роговской (8 часов)

4

5

20

Река Кирпили и источники её загрязнения.

1

21

Исследования состояния водной среды реки Кирпили.

 

1

22

Источники загрязнения атмосферы в станицы Роговской.

1

23

Методы мониторинга атмосферного воздуха.

1

24

Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

1

25

Основные загрязнители почвы в станице Роговской.

1

26

Экологическое состояние почв в нашей местности.

1

27

Источник химического загрязнения окружающей среды станицы Роговской.

1

28

Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.

1

5. Проблема охраны окружающей среды Краснодарского края (3 часа)

2

1

29

Экологическое состояние Краснодарского края.

1

30

Редкие виды растений и животных.  

1

31

Особо охраняемые природные территории Краснодарского края

1

6. Экология и человек (3 часа)

2

1

32

Взаимосвязь человека и природной среды.

1

33

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого: 34

17

17

 Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

  1. биоразнообразие Краснодарского края и станицы Роговской
  2. жизненные формы растений и животных своей местности
  3. видовой состав растительного и животного мира своей станицы
  4. методы экологических исследований
  5. экологические проблемы своей местности и всего Краснодарского края
  6. влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  7. редкие виды растений и животных Краснодарского края
  8. значение растений и животных и меры их защиты

уметь:

  1. самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения
  2. работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием
  3. анализировать и делать выводы из полученной информации
  4. находить предполагаемые пути решения экологических проблем
  5. творчески подходить к решению задачи

Литература

1. Энциклопедия «Википедия»

2. Красная книга Краснодарского края

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Российской Федерации Е.И.Шендрика

муниципального образования Тимашевский район

КАЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕКОЕ  

ПЛАНИРОВАНИЕ

КЛАСС     8

Учитель   Стром Ирина Алексеевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час 

Планирование составлено на основе рабочей программы, составленной учителем биологии Стром И.А., утвержденной протоколом МО учителей естественного цикла № 1 от 26 августа 2011 г.

Дата

Темы

Кол-во часов

Оборудование

Формы и методы занятий

1. Введение (4 часа)

1

6.09

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.  Методы экологических исследований.

1

Теоретическое занятие. Вводная лекция

2

13.09

Проблема сохранения биоразнообразия.

1

Лекция с элементами беседы

3

20.09

История изучения природы Краснодарского края и станицы Роговской.

1

Лекция с элементами беседы

4

27.09

Биоразнообразие станицы Роговской.

1

Блокноты и ручки, определители.

Экскурсия в парк «Биоразнообразие природы родного края»

2. Растительность станицы Роговской (9 часов)

5

4.10

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

1

Творческое, коллективное занятие с использованием предложенных слайдов

6

11.10

Древесные растения станицы Роговской. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников.

1

Лекция с элементами беседы

7

18.10

Голосеменные растения станицы Роговской

1

Лекция с элементами беседы

8

25.10

Разновидность и экологические группы голосеменных растений.

1

Определители, блокноты и ручки.

Практическая работа № 1 «Определение видов и экологи-ческих групп голосеменных растений»

9

8.11

Лиственные растения и кустарники  станицы Роговской.

1

Творческое занятие с использованием предложенных слайдов

10

15.11

Видовой состав лиственных деревьев и кустарников станицы Роговской.

1

Определители, блокноты и ручки.

Практическая работа № 2 «Определение лиственных деревьев и кустарников ста-ницы Роговской»

11

22.11

Травянистые растения станицы Роговской.

1

Творческое занятие с использованием предложенных слайдов

12

29.11

Разновидность травянистой растительности станицы Роговской.

1

Определители, блокноты и ручки.

Практическая работа № 3 «Определение основных представителей травянистой растительности ста-ницы Роговской»

13

6.12

Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников станицы Роговской.

1

Определители, блокноты и ручки.

Практическая работа № 4 «Определение видов грибов и типов лишайников»

3. Животный мир станицы Роговской (6 часов)

14

13.12

Общая характеристика животного мира станицы Роговской.

1

Теоретическое, частично поисковое занятие

15

20.12

Беспозвоночные станицы Роговской.

1

Коллекции беспозвоночных животных, ручные лупы, определители

Практическая работа № 5 «Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям»

16

27.12

Рыбы станицы Роговской.

1

Презентация, фотографии, таблицы, определители

Практическая работа № 6 «Описание видового состава рыб местного водоема»

17

17.01

Земноводные и пресмыкающиеся станицы Роговской.

1

Живые ящерицы, презентация, фотографии, таблицы, определители

Практическая работа № 7 «Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся»

18

24.01

Птицы станицы Роговской.

1

Определители, блокноты и ручки, фотоаппарат

Экскурсия  «Знакомство с птицами парка» Практическая работа № 8 «Составление списка птиц местной фауны»

19

31.01

Млекопитающие  станицы Роговской.

1

Презентация, фотографии, таблицы,

определители

Практическая работа № 9 «Описание видового состава млекопитающих местной фауны»

4. Экологические проблемы станицы Роговской (8 часов)

20

7.02

Река Кирпили и источники её загрязнения.

1

Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон»

21

14.02

Исследования состояния водной среды реки Кирпили.

1

Стеклянные стаканы, листы белой бумаги, эталонная шкала, индикаторная бумага

Лабораторная работа № 1 «Определение качества воды в реке Кирпили»

22

21.02

Источники загрязнения атмосферы в станицы Роговской.

1

Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон»

23

28.02

Методы мониторинга атмосферного воздуха.

1

Емкость для снега, тонкостенный стакан, газета.

Практичнские работы № 10  «Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега»

24

6.03

Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

1

Ручные лупы, определители, блокноты и ручки.

Практическая работа № 11 «Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников»

25

13.03

Основные загрязнители почвы в станице Роговской.

1

Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон»

26

20.03

Экологическое состояние почв в нашей местности.

1

Образцы почв, ручные лупы, стеклянные стаканы с водой, бумажные салфетки, спиртовка, металлическая пластинка.

Лабораторная работа № 2 «Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора»

27

3.04

Источник химического загрязнения окружающей среды станицы Роговской.

1

Образцы почв, образцы дождевой воды, взятые из луж, ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, стеклянные стаканы с водой, бумажные салфетки, спиртовка, металлическая пластинка

Лабораторная работа № 3 «Определение уровня химичес-кого загрязнения окружающей среды в районе аэродрома, на территории, раннее расположенных складов хранения ядохимикатов»

28

10.04

Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.

1

Теоретическое, частично поисковое занятие

5. Проблема охраны окружающей среды Краснодарского края (3 часа)

29

17.04

Экологическое состояние Краснодарского края.

1

Творческое индивидуальное

занятие с постановкой проблемы

30

24.04

Редкие виды растений и животных.  

1

Коллективное творческое занятие

31

2.05

Особо охраняемые природные территории Краснодарского края.

1

Атлас с географической картой «Охрана природы Краснодарского края»

Практическая работа № 13 «Определение по атласам охра-няемых территорий Краснодарского края»

6. Экология и человек (3 часа)

32

8.05

Взаимосвязь человека и природной среды.

1

Лекция с элементами беседы

33

15.05

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон»

34

22.05

Итоговое занятие.

1

Тетради учащихся с выводами практических и лабораторных работ всего факультативного курса

Коллективное творческое занятие. Проектная деятельность «Спасем природу родного края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ядовитые растения нашей местности"

Представлена презентация ядовитых растений нашей местности - Чувашии....

Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"

Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...

Какие птицы отряда журавлиных из Красной книги обитают в нашей местности?

Презентация проекта к дню защиты птиц о редких птицах отряда журавлиных Саратовской области....

Разработка урока "Климат нашей местности" (6 класс)

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Климат нашей местности" с использованием Интернет ресурсов.Прилагается подробная пошаговая презентация, которая может быть использована вместо Интерне...

Сорокопуты нашей местности.

Описаниее сорокопутов Апанасенковского района, Ставропольского края. С детьми на экскурсиях можно наблюдать этих птиц....

Растения нашей местности

Материал для кроссворда о деревьях, кустарниках и травах...