Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".
методическая разработка по экологии на тему

Лютова Виктория Николаевна

 

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,  в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_proekt.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Лютова Виктория Николаевна (воспитатель МБДОУ № 65).

Проектная деятельность  по экологическому воспитанию дошкольников.

                             «Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде.»

№1

 Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,  в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей меня (воспитателя) формировать у дошкольников представление о мире,  значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

№2

Мой проект я назвала «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека.

В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Моя  работа, в основном, будет проводиться в естественных условиях, на природе.

Почему была выбрана тема «Экология воды»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Ведя наблюдения за изменениями в природе осенью и зимой,дети обращали внимание на то,как изменяется вода под воздействием разных температур.Называли разное состояние воды:пар,туман,лед,снег,иней,изморозь.

№3

 Выбрала  тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметила  направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование

следующегоперечня вопросов

к воспитанникам:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

  1. Что ты знаешь о воде?
  2. Какую  форму, запах, цвет имеет вода?
  3. Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
  4. Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

  1. Что ты знаешь о снеге?
  2. Какую форму, запах, цвет имеет снег?
  3. Откуда появляется снег, почему?
  4. Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
  5. Для чего нужен снег человеку?
  6. Чем отличается вода от снега?
  7. Что быстрее тает лед или снег?
  8. Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
  9. Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

  1. Что такое лед?
  2. Для чего нужен лед?
  3. Какую форму, запах, цвет имеет лед?
  4. Что быстрее тает лед или снег?
  5. Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

  1. Что такое пар?
  2. Что ты знаешь о паре?
  3. Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

  1. Что происходит с водой на морозе? Почему?
  2. Снег может во что- нибудь  превращаться? От чего это зависит?
  3. Что происходит со льдом в комнате? Почему?
  4. Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
  5. Во что превращается вода при кипении?

№4

 Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 

Определила следующие задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт  гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

 

 

Выстроила  систему педагогического взаимодействия:

        Организованное обучение (беседы,рассказы по картинкам,чтение литературных произведений).

        Совместная деятельность взрослого с ребенком (наблюдения,опыты).

        Самостоятельная деятельность детей (полив и уход за растениями).

№5

Формами обучения стали:

        Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.

        Занятия.

        Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование,аппликация, ведение календаря природы.

        Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

        Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

        Целевые прогулки на природе.

        Игры: подвижные, дидактические, настольные.

        Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

        Организация  труда  в уголке природы, на участке детского сада.

        Экспериментирование, ведение поисковой деятельности  на интересующие вопросы.

        Работа с календарем природы, ведение  наблюдений.

        Создание  книг-самоделок с  придуманными  занимательными историями.    

№6

 Работа направлена на:

        Развитие речи.

        Развитие логического мышления.

        Пробуждение воображения и фантазии.

        Обобщение представлений о природе.

        Классификация представлений о природе.

        Развитие коммуникативных качеств у детей.

№7

 Вести  совместную деятельность с детьми, в которой отразятся такие формы :

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о природе;

Экспериментальная и поисковая деятельность;

Труд в уголке природы и на участке детского сада;

Работа детей и родителей над наблюдениями в природе.

Совместные экологические праздники и театрализованные представления;

Создание газет с семейными историями.

Закружилась моя  маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования, как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало моим  девизом, основой, на которой будет построена вся моя  деятельность.

№8

 На помощь прийдут игрушки-инкубаторы: положим яйцо в  воду, понаблюдаем, что с ним происходит. Это и станет  нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям представление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Начнем вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Таким образом начну воспитывать у детей силу воли к длительному наблюдению.

№9

 За несколько дней мы вырастим  маленькое чудо в банке, что сможет вызвать огромный интерес детей к  тому,  как жизнь зарождалась в воде. Встанет новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети начнут искать  ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

№ 10

А я готовилю интересные беседы :

 «Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

 «Как поступает вода в наши дома».

 «Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

 «Значение воды».

 «Мировой океан».

 «На пруду».

 «Ручейки и озера».

 «Родники. Образование родников».

 «Почему воду нужно беречь».

 «Берегите воду».

 «Кто живет  в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка моего  проекта в том, что мы с детьми не станем  решать глобальные экологические проблемы ,как спасти мир, а постараемся  решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение  к воде.

 

№11

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. Провести опыты с водой можно в процессе занятий с в детском саду или дома. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно опробовал проведение метода, который показан ему взрослым человеком. Манипуляции с водой можно повторять несколько раз, пока малыш не усвоит то знание, которое получил с помощью исследования.

 Начнем с экспериментальной деятельности. Будут  проведены такие эксперименты как:

  «Ходит капелька по кругу» - этот опыт поможет  понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента возьму две прозрачные емкости   и помещу разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

 «Образование родников» - будет  проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд (пластиковая бутылка)помещу  на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделаю  с боков сосуда отверстия. Волью  воду, и дети увидят, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не сможет пройти через глину и станет  искать себе выход, вытекая  сквозь отверстия. Так в природе образуются родники.

№12

 «Красота воды»-на котором дети увидят, что вода может приобретать цвет.

№13

 Будет проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

 Она жидкая. Показать детям, как вода льется из крана, из чайника или из стакана. Предложить самим перелить ее из одного стаканчика в другой. В присутствии детей загустить воду с помощью крахмала, сварить густой кисель. Показать, что теперь вода с трудом переливается из одного сосуда в другой, а при остывании даже можно брать ее ложкой. Спросить, что еще бывает жидким, и как дети это узнали. Познакомить с общим названием всех веществ, которые льются – жидкости.

  1. Вода прозрачная.
  2. У воды нет вкуса и запаха.

 Перед каждым ребенком поставить стакан воды и предложить понюхать ее, а затем сделать глоток, оценить ее вкус. Для сравнения дети могут попробовать сок или чай, понюхать молоко или компот. Сделать вывод о том, что она имеет вкус, только если в нее добавить что-то: ягоды, фрукты, сахар.

№ 14

 Пар – это тоже вода.

  Лед – твердая форма воды. Лед легче воды.

Вода может быть в разных состояниях: газообразном, жидком, твердом. Дети самостоятельно могут разлить ее в формочки и поставить в морозилку. Через несколько часов дети обнаруживают, что вода превратилась в лед. Если его снова поместить в воду, то он всплывет на поверхность и начнет таять.  Можно сделать вывод, что лед легче воды. Далее внести в комнату термос с горячей жидкостью и открыть крышку. Виден будет пар, который поднимается вверх, т.к. он тоже легче воды.

 Вода не имеет формы.

Опыты с водой проводятся очень простые. Чаще всего, дети сами начинают исследовать свойства жидкости, занося куски снега в теплое помещение или разглядывая предметы в воде. Старшие дошкольники начинают задавать вопросы о том, откуда берется дождь, почему текут реки, куда девается вода из лужи. В период повышения интереса к этим явлениям можно провести с детьми несколько экспериментов, которые могут восприниматься как фокусы. Это только поможет лучше запомнить, как люди научились использовать жидкость и понимать явления природы.

Эксперименты с водой:

1) В прозрачную банку налить горячей воды и закрыть ее сверху куском полиэтилена. В углубление крышки положить несколько кусочков льда. Можно увидеть, что внутри банки появляется облако: тот пар, который поднимается от горячей воды и остывает на поверхности сосуда, соприкасаясь со льдом. На внутренней стороне полиэтилена начнет накапливаться жидкость и каплями падать вниз. Дети увидят в банке не только образование облаков, но и дождь.

2) В газированную воду опустить несколько ягод винограда и проследить, как они медленно опускаются на дно, т.к. являются более тяжелыми. Постепенно на поверхности винограда дети могут заметить множество пузырьков, а ягоды начнут подниматься на поверхность. Объяснить дошкольникам, что они похожи на подводные лодки, которые всплывают на поверхность, которые используют этот же принцип.

Дети не просто будут наблюдать, а сами будут принимать в этом участие.

№ 15

Далее можно будет продолжить систематически проводить занятия, выделяя  красоту воды  и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Планирую провести такие занятия:

«Подводное царство».

Интегрированное занятие,где дети совершат путешествие в подводный мир,познакомятся с обитателями моря;смогут как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек.Завершающим аккордом станет аппликация «Рыбки в аквариуме».

№ 16

  «Берегите воду».

  «Вода вокруг нас».

  «Свойства воды».

№17

 Помимо занятий и экспериментов планирую провести большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений станет наблюдение за изморозью.

№ 18

Продолжительность проекта составит  два учебных года – с 2013 по 2015 год, в старшей и подготовительной группах.

В работе будут  использованы методические разработки, а также авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.

 Чем старше становятся дети, тем сложнее можно проводить опыты с водой, демонстрируя и поглощение воды растениями, и измеряя тяжесть других предметов, погружая их в воду. Любопытство и любознательность дошкольников могут подсказать воспитателю и родителям, какие опыты и эксперименты еще можно провести в летнее время с использованием почвы, воздуха и жидкости.

 Я надеюсь, что дети и дальше будут  расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Обеспечение проектной деятельности:

методическое:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическое копилка:

1.«Прозрачная вода»

Задача:выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы:две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз  с водой, поднос, предметные картинки.

Ход: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать,  что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?  Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол?  Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка  (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?  Какая вода? (Прозрачная)  Что мы узнали  воде?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Система упражнений и проблемных ситуаций:

1.  «Как и почему вода льется?» Вода льется из разных сосудов по – разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; отводы летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

2. «Можно ли удариться о воду?,  Как из воды сделать значок?» Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.

3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)

4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)

5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)

6. «Измеряем воду». (Вода в различных емкостях: литр и килограмм.Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»

7. «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, ее взаимодействия с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гушью, масляной краской, глиной, содой, мукой, землей).

8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло).

9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах)

10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)

11. «Почему летит мыльный пузырь?» Что летает, не летает – мыльный пузырь. (Воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют).

12.Чем пахнет вода? (Предложить детям два стакана воды, чистую и с каплей валерианы, вода начинает пахнуть тем веществом, к-е в неё положено)

13.Воздух внутри нас. (Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, а он выходит. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Логические задачи:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов

- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)

- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)

- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).

- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)

- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).

- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется?  (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)

- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки?  (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а  они дышат)

- Что будет с почвой,  если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой).

Художественное слово(рассказы,сказки)

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе

*(по материалам произведений детской художественной литературы).

Сказка о воде

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
- Здравствуй, Море!
Море ответило:
- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
       

Стекло

Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось,  с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.

Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?

Бусинки

НА даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?

Кораблики

Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!

Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Мого их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?

В какое время года они бывают? Почему?

Белые мухи.

Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, - подумала Леночка, - надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Художественное слово(стихи)

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели, Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна-

Значит, это уже лето!

Значит,  кончилась весна!

Е. Трутнева

О каком времени года идет речь?

Стою и радуюсь:

Радуга, радуга!

Полоса – к полоске,

Линия – к линии:

Желтая. Зеленая, красная, синяя…

Мне сказали, будто это-

Все из солнечного света.

Если вместе их смешать,

Будет просто свет опять.

И.Векшегонова

Когда бывает радуга?

Град

Говорю я брату:

- Ох

С неба сыплется горох!

- Вот чудак!-

Смеется брат,-

Твой горох-

Ведь это (град)

Е Серова

Что за горох сыплется с неба?

Дождь

Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!

Вот так ливень!

Он все громче,

Говорливый!

А.Барто.

Почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть?

Листопад

Листопад!

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

-Ты не жалуйся врачу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Н.Егоров

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию

поисково – исследовательской активности детей.

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,  связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том,  как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические группы растений по отношению к воде

Экологические группы растений по отношению к воде:  плавающие растения, погруженные в воду растения, водные растения с плавющими листьями....

Урок биологии "Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней" в 6 классе для обучающихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Цель занятия: раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного её использования. Задачи: образовательные:-- познакомить обучающихся с ценностью пресной воды;-- в...

"Экологические группы растений по отношению к воде".6 класс

Презентация"Экологические группы растений по отношению к воде".6 класс...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Экологические группы растений по отношению к воде

Тест по теме: "Экологические группы растений по отношению к воде",  экология растений....

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Экологические группы растений Бурятии по отношению к воде

Урок "Экологические группы растений Бурятии по отношению к воде" 10 класс с лабораторной работой, используются современные цифровые технологии...