Главные вкладки

    Статья "Экологические тропы как форма экологического воспитания"
    статья по экологии на тему

    Веретенникова Ольга Трифоновна

    Апробированной и перспективной формой экологического образования и воспитания детей и взрослых является экологическая тропа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ КАК ФОРМА

    ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Природа не для всех очей

    Покров свой тайный подымает:

    Мы все равно читаем в ней.

    Но кто, читая, понимает?

    Д.В.Веневитанов, 1827 г.

    Вопросы охраны окружающей среды и поддержания ее качества на определенном уровне - один из самых актуальных в современном мире. За последние несколько десятилетий человек, в силу своей способности преобразовывать окружающую его среду, вызвал ускорение изменений в равновесии природе. Это приводит к опасным для всего живого последствиям, которые могут принять необратимый характер. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Экологическая культура общества, экологическое мышление - результат длительного воспитания. Именно поэтому природоохранительное образование нужно начинать со школьного или даже с дошкольного возраста. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае апробированной и перспективной формой экологического образования и воспитания детей и взрослых является экологическая тропа.

    Тропа должна отвечать трем основным требованиям:

    1. Привлекательность. Складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

    2. Доступность - одно из самых главных требований. Необходимо, чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и к ее началу вели хорошие пути; посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе.

    3. Информативность, т.е. способность удовлетворять познавательные потребности детей и других слоев населения в области географических, биологических, экологических проблем. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные.

    Учителя биологии и географии Красногорской гимназии при поддержке и помощи Перминова Алексея Ивановича вместе с детьми создали тропу в пределах зеленой зоны села Красногорского.

    Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

    По назначении тропы делятся на прогулочно - познавательные, познавательно -туристические и учебно - познавательные. У нас учебно -познавательная тропа. Протяженность 2 километра. На этой тропе могут проводить экскурсии с целью повышения экологической культуры населения, и предназначены для разных групп населения.

    Здесь большое растительное разнообразие и поэтому выделены 8 сообществ. На каждом этапе остановка. На тропе установлены щиты, оборудованы места отдыха.   Тропа проходит по угодьям с различными ландшафтами. Здесь наблюдается большое растительное разнообразие и окружающих его ландшафтов, контрастность растительного покрова в сравнении с сильно нарушенной зоной в самом начале нашего пути. По нашему пути можно пронаблюдать смену одного типа леса другим, низинного луга верховым, реки и пруда. Кроме этого, по ходу маршрута можно увидеть причудливо искривленные деревья, необычные грибы, следы жизнедеятельности зверей и птиц.

    На данной тропе в различных типах леса описаны все ярусы, выявлены флористический состав, особенности динамики видов животных, изучены почвы. Во время экологической смены в пришкольном лагере проводились экскурсии по экологической тропе. На протяжении всего маршрута учащиеся выполняли общественно-полезные дела природоохранительного характера. Детьми были изучены объекты природы, познакомились с культурой природопользования, и развивали навыки экологической оценки его результатов, постоянно обращалось внимание на экологическую этику. Во время экскурсий учащимися были собраны гербарии растений разнообразных групп и слои грунта. Используя атлас растений определялись как называются эти растения. В конце лагерной смены была проведена научно-практическая конференция, на которой были подведены итоги нашей практической и научной деятельности. Учащиеся используя местный материал и научную литературу написали и защитили проекты. Данные проекты могут быть использованы в качестве лекционного материала при проведении экскурсий.

    Таким образом создание экологических троп имеет большое образовательное и воспитательное значение в формировании экологически грамотного подрастающего поколения.

    Веретенникова О.Т. учитель географии,

    Кондратьева А.Б. учитель биологии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

    Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

    Экскурсия как форма экологического воспитания учащихся

    В данном материале представлена  типология экскурсий....

    Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

    Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

    "Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

    На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

    «Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

    Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения

    Цель:       совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...