Рабочая программа факультативного курса «Экология» 11 класс
рабочая программа по экологии (11 класс)
Данная рабочая программа разработана для факультативного курса по экологии, предназначенного для учащихся 11 класса. Целью курса является формирование у школьников экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде и навыков природоохранной деятельности.
Программа предусматривает углублённое изучение основных экологических понятий, принципов функционирования экосистем, влияния антропогенных факторов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО протокол № ______ от ______2021 г. Руководитель МО _________ | Согласовано заместитель директора по УВР Авсиевич О.Е. __________ «____» ___________2021 г. | Утверждаю Директор МКОУ Николаевская СОШ _______________ Рейх М.Ю. Приказ № ____от ___________2021г. |
Рабочая программа
Факультативного курса «Экология»
Класс: 11
Профиль: базовый
Кириевская Татьяна Геннадьевна
учитель
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по экологии 10-11 классы. Авторы: Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (34 ч).
В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
— об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
— о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
— о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
— социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
— современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
— о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
— об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
— о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
— о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
— решать простейшие экологические задачи;
— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
— объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
— строить графики простейших экологических зависимостей;
— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
— определять уровень загрязнения воздуха и воды;
— устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
— бороться с ускоренной эрозией почв;
— охранять пресноводных рыб в период нереста;
— охранять полезных насекомых;
— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
— охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.
I. Общая экология (33 ч)
Организм и среда (10ч)
Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.
Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы.
Решение экологических задач.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Основные среды жизни (1 ч)
Характеристика основных сред жизни живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Пути воздействия организмов на среду обитания (1 ч)
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.
Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями, циклопами и др.), таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.
Приспособительные формы организмов (1 ч)
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.
Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.
Лабораторная работа
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Приспособителъные ритмы жизни (1 ч)
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, диафильмов.
Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний (3 ч)
Тематическое планирование по экологии
11 класс (1ч. в неделю)
№ урока | Содержание | Количество часов | Сроки |
Введение. | 1 | сентябрь | |
I. Общая экология. | 33 | ||
1. | Предмет экологии. Её разделы. Организация жизни на Земле. | 1 | сентябрь |
1. Организм и среда. | 10 | ||
2. | Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | сентябрь |
3. | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | сентябрь |
4. | Основные пути приспособления организмов к среде. | 1 | октябрь |
5. | Основные среды жизни. | 1 | октябрь |
6. | Пути воздействия организмов на среду обитания. | 1 | октябрь |
7. | Приспособительные формы организмов. | 1 | октябрь |
8. | Практическая работа №1 «Экологические группы птиц». | 1 | ноябрь |
9. | Приспособительные ритмы жизни. | 1 | ноябрь |
10. | Практическая работа №2 «Строение плодов и семян, распространяемых ветром». | 1 | ноябрь |
11. | Обобщение знаний по теме «Организм и среда». | 1 | ноябрь |
2. Сообщество и популяция. | 12 | ||
12. | Типы взаимоотношений организмов. | 1 | декабрь |
13. | Законы и следствия пищевых отношений. | 1 | декабрь |
14. | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | декабрь |
15. | Популяции. | 1 | декабрь |
16. | Демографическая структура популяций. | 1 | январь |
17. | Рост численности и плотность популяций. | 1 | январь |
18. | Численность популяций и её регуляция в природе. | 1 | февраль |
19. | Повторение и закрепление знаний по теме «Популяции» | 1 | февраль |
20. | Биоценоз и его устойчивость. | 1 | февраль |
21 | Видовая структура биоценоза. | 1 | февраль |
22. | Повторение и закрепление знаний по теме « Биоценоз и его устойчивость». | 1 | март |
23. | Обобщение знаний по теме «Сообщество и популяция». | 1 | март |
3. Экосистемы. | 10 | ||
25. | Законы организации экосистем. | 1 | март |
26. | Законы биологической продуктивности. | 1 | март |
27. | Агроценозы и агроэкосистемы. | 1 | апрель |
28. | Саморазвитие экосистем – сукцессии. | 1 | апрель |
29. | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем. | 1 | апрель |
30. | Биоразнообразие Павловского района и проблемы устойчивости экосистем. | 1 | апрель |
31. | Биосфера. | 1 | май |
32. | Экология как научная основа природопользования. | 1 | май |
33. | Охраняемые территории Павловского района и их влияние на здоровье населения и биоразнообразия. | 1 | май |
34. | Обобщение знаний по теме «Экосистемы». | 1 | май |
ИТОГО | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для учащихся:
- М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., М., «Дрофа», 2010г.
Для учителя:
- О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2007г.
- О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.
- И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник заданий, упражнений и практических работ. М., «Дрофа», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультативного курса 6 класс
рабочая программа факультативного курса 6 класс...

Рабочая программа факультативного курса, 7 класс
Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...
Рабочая программа факультативного курса 7 класс
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...

Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...
