ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОСТАНЦИЯ
методическая разработка по экологии

Семёнова Анжела Николаевна

В соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» 1 сентября 2023 на базе Зелёновского филиала №1 МБОУ Платоновской СОШ создана новая модель дополнительного образования Экостанция.

Цель Экостанции: создание практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности.

Экостанция работает по профильному направлению «Экомониторинг». Наиболее актуальным представляется обучение детей работе с современным исследовательским оборудованием и цифровыми технологиями обработки данных, освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.

Мною проведен мониторинг познавательной активности обучающихся, который подтвердил недостаточную сформированность навыков научно-исследовательской работы. Поэтому я приступила к реализации педагогического проекта «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новой модели дополнительного образования Экостанция».

Цель: создание педагогических условий для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся.

Новизна проекта в том, что разработано и апробировано включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по преобразованию социальной среды родного поселка в процессе реализации социально значимых проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОСТАНЦИЯ

Семёнова Анжела Николаевна,

учитель Зелёновского филиала №1

МБОУ Платоновской СОШ

Рассказовского муниципального округа

Аннотация. В соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» 1 сентября 2023 на базе Зелёновского филиала №1 МБОУ Платоновской СОШ создана новая модель дополнительного образования Экостанция.

Цель Экостанции: создание практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности.

Экостанция работает по профильному направлению «Экомониторинг». Наиболее актуальным представляется обучение детей работе с современным исследовательским оборудованием и цифровыми технологиями обработки данных, освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.

Мною проведен мониторинг познавательной активности обучающихся, который подтвердил недостаточную сформированность навыков научно-исследовательской работы. Поэтому я приступила к реализации педагогического проекта «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новой модели дополнительного образования Экостанция».

Цель: создание педагогических условий для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся.

Новизна проекта в том, что разработано и апробировано включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по преобразованию социальной среды родного поселка в процессе реализации социально значимых проектов.

Рассмотрим этапы реализации педагогического проекта. Открытию Экостанции предшествовала большая подготовительная работа (первый этап проекта). Мною были разработаны и защищены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности «Экоисследователь» и «Экомир». Было подобрано и закуплено оборудование, проанализирована литература, ресурсы Интернет по проблеме проекта,

На втором основном этапе проходила непосредственная реализация проектно-исследовательской деятельности, программ дополнительного образования, в реализацию социальных проектов, педагогическое просвещение родителей.

На теоретических заседаниях Экостанции используются различные технологии, методы, приемы работы по формированию проектно-исследовательских умений, такие как, использование активных методов и форм обучения (дискуссия, проблемное изложение, поисковая беседа, поисковый демонстрационный и лабораторный методы), брифинг, составление творческих опорных конспектов, защита творческих проектов, использование логико-смысловых моделей, логических таблиц.

На практических занятиях Экостанции учащиеся проводят эксперименты, опыты, наблюдения, измерения с помощью учебных пособий, комплектов «Экознайка. Для исследования состояния окружающей среды», «Юный химик. 145 опытов с веществами», полученными при открытии Экостанции.

На третьем аналитическом этапе проведен итоговый мониторинг обучающихся и родителей, который показал повышение познавательной активности детей, что отразилось на результатах нашей работы. Наиболее значимыми достижениями учащихся, членов Экостанции являются победы на региональных конкурсах.

Таким образом, цель проекта достигнута, создаются педагогические условий для формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, социально адаптированной в обществе личности. Сформированы первичные навыки планирования и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях Экостанции. Наблюдается повышение качества знаний учащихся в результате развития творческих, интеллектуальных способностей, мы видим победы учащихся в научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах. Происходит включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды родного края, приобретение ими опыта социальной деятельности в результате реализации социальных проектов.

Ключевые слова: экостанция, проектно-исследовательская компетентность, этапы проекта.

      Необходимость развития системы экологического образования и просвещения, подготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, ученых и бизнес-сообщества.

      Важно признать, что сегодня экологическая грамотность и культура общества рассматриваются как часть базовой грамотности человека XXI века. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что сегодня перед государством, с одной стороны, стоит задача формирования экологически ориентированного поколения граждан для гармонизации отношений человека с природой, с другой – ориентирование подрастающего поколения на получение фундаментального естественнонаучного образования для формирования «зеленого» кадрового резерва [1].

      В соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» 1 сентября 2023 на базе Зелёновского филиала №1 МБОУ Платоновской СОШ создана новая модель дополнительного образования Экостанция.

      Цель Экостанции: создание практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.

      Задачи Экостанции:

-создание современной инфраструктуры, а внутри нее ‒ образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье;  

-социализация и адаптация обучающихся разных социальных групп к жизни в мобильном обществе;  

-формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

-обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно-исследовательскому оборудованию и технологиям;

-профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования;  

-увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеразвивающими программами естественнонаучной направленности.

      Экостанция работает по профильному направлению «Экомониторинг». Данное направление включает в себя теоретическую подготовку по направлению «экология», предполагает реализацию комплекса образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, знакомство обучающихся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды. Наиболее актуальным представляется обучение детей работе с современным исследовательским оборудованием и цифровыми технологиями обработки данных (приборы, датчики, экспресс-лаборатории), освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.

      Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров – это люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе, и в России в целом, есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектно-исследовательской деятельности.

      Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. В данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.

      Исследовательская работа – это работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, которые, я считаю, необходимо формировать и развивать на каждом занятии.

      Мною проведен мониторинг познавательной активности обучающихся, который подтвердил недостаточную сформированность навыков научно-исследовательской работы. Поэтому я приступила к реализации педагогического проекта «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новой модели дополнительного образования Экостанция».

      Цель: создание педагогических условий для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся.

      Задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

 - осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию проектно-исследовательских умений;

- приступить к реализации намеченных проектов, исследований

      Проектная компетентность предполагает умение учащихся создавать конкретные проекты, самостоятельно проводить исследования, а также подвергать обработке информацию и грамотно использовать ее в проекте.

      Исследовательская компетентность – это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (знаниево- операционный подход).

      Новизна проекта в том, что разработано и апробировано включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по преобразованию социальной среды родного поселка в процессе реализации социально значимых проектов.

      Рассмотрим этапы реализации педагогического проекта. Открытию Экостанции предшествовала большая подготовительная работа (первый этап проекта). Мною были разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности «Экоисследователь» для учащихся: 11 – 15 лет и «Экомир» для учащихся 7 – 10 лет. Данные программы успешно защитила при прохождении обучения в Региональной межведомственной школе профессионального мастерства работников системы дополнительного образования. Было подобрано и закуплено оборудование: цифровые USB-микроскопы, световые микроскопы с наборами микропрепаратов, цифровая лаборатория по биологии, набор "Юный химик", мультимедийный проектор с экраном, ноутбуки. Проанализирована литература, ресурсы Интернет по проблеме проекта,

      На втором основном этапе проходила непосредственная реализация проектно-исследовательской деятельности, программ дополнительного образования «Экоисследователь», «Экомир», включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды своего населенного пункта, в реализацию социальных проектов, педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие творческих способностей детей».

      На теоретических заседаниях Экостанции используются различные технологии, методы, приемы работы по формированию проектно-исследовательских умений, такие как, использование активных методов и форм обучения (дискуссия, проблемное изложение, поисковая беседа, поисковый демонстрационный и лабораторный методы), брифинг, составление творческих опорных конспектов, защита творческих проектов и другие. Использование данных приемов способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся, исследовательских навыков, возникает удовлетворённость каждого ученика своей успешной деятельностью. Дети учатся мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия, учатся находить черты сходства и отличия между объектами природы. 

      Использование логико-смысловых моделей, логических таблиц даёт возможность понять суть предмета, явления в целом, установить причинно-следственные связи и взаимосвязи в изучаемом материале, развивает мышление учащихся, умение сконцентрироваться при решении учебной задачи, развивает личностные качества обучающихся: целеустремлённость, организованность, проектно-исследовательские навыки.

      На практических занятиях Экостанции учащиеся проводят эксперименты, опыты, наблюдения, измерения с помощью учебных пособий, комплектов «Экознайка. Для исследования состояния окружающей среды», «Юный химик. 145 опытов с веществами», полученными при открытии Экостанции.

      Познакомлю с некоторыми реализованными нами проектами.

      Мы приняли участие в конкурсе «Рассказовский эколог», представили исследовательскую работу, которая показывала необходимость озеленения пришкольной территории, составили бюджет. Наша работа стала победителем, нам выделен денежный грант компанией Гудвелли, закуплены саженцы, приобретен садовый инвентарь, нами были высажены кустарники, цветы, плодовые деревья. Таким образом, мы улучшили экологическую, эстетическую обстановку и санитарно-гигиеническое состояние пришкольной территории.

      Мы участвовали в посадке аллеи катальп по улице Школьной в честь ветеранов войны и летчиков 749 авиационного полка, который дислоцировался в годы войны на территории поселка.

      Исследовательские работы были представлены учащимися на научно-практической конференции школьников «Через творчество и поиск к совершенству» 21.05.2024: «Вручение почетной грамоты полезным бактериям»,

«Разыскивается опасный преступник», «Исследование свойств почвы», «Исследование свойств воды», «Исследование уровня шума», «Мониторинг состояния снежного покрова пос. Зелёный», «Расскажу миру о своей Родине».

      На третьем аналитическом этапе проведен итоговый мониторинг обучающихся и родителей, который показал повышение познавательной активности детей, что отразилось на результатах нашей работы.

      Наиболее значимые достижения учащихся, членов Экостанции:

      2023 год: Региональный этап:

- Областной научно-практической конференции учащихся «Человек и Природа» - I место.

- II Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей 2023» - III место.

- Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В.Всевятского (с международным участием) - II место.

      2024 год: Региональный этап:

- Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В.Всевятского (с международным участием) - II место.

- III Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей 2024» - 2 призера.

      Разработанные мною дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы дважды занимали II место в региональном этапе   Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ», на Всероссийском уровне одна из представленных программ стала победителем конкурса. Награждена благодарственным письмом от Тамбовского Регионального модельного центра дополнительного образования детей за высокий уровень научно-методического мастерства, профессиональный подход в деле наставничества подрастающего поколения в вопросах исследовательской и проектной деятельности.

      Таким образом, цель проекта достигнута, создаются педагогические условий для формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, социально адаптированной в обществе личности. Сформированы первичные навыки планирования и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на занятиях Экостанции. Наблюдается повышение качества знаний учащихся в результате развития творческих, интеллектуальных способностей, мы видим победы учащихся в научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах. Происходит включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды родного края, приобретение ими опыта социальной деятельности в результате реализации социальных проектов.

      Но нельзя останавливаться на достигнутом. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций. Благодаря им школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Список использованной литературы:

  1. Методические рекомендации по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». А.К. Баженова, В.Е. Менников, А.В. Панин, Л.А. Касаткина, Е.Т. Прошина, М.В. Севастьянова, Н.С. Севастьянов, К.В. Сенчилова: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», 2020 — 124 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

«Проект как форма деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС общего образования".

    В настоящее время новые принципы личностно – ориентированного образования, развивающего образования и требуют новых методов обучения, в основу которых положена идея о направленнос...

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...