Конспект и презентация урока "Экология питания как важнейший фактор долголетия"
классный час по экологии (7 класс)

Трушкова Рита Ринатовна

Данный урок поможет сформировать представление о питании, как одном из важнейших факторов здоровья и увеличения продолжительности жизни человека; научит правильно выбирать продукты и составлять индивидуальный рацион в соответствии с нормами здорового питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Экология питания как важнейший  фактор долголетия.

Цель: сформировать представление о питании, как одном из важнейших факторов здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.
Задачи:
  – познакомить с основными факторами питания, влияющими на здоровье и долголетие человека;
– научить правильно выбирать продукты и составлять индивидуальный рацион в соответствии с нормами здорового питания;
- научить экологической безопасности питания и состояния здоровья;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья.
Тип урока: усвоение новых знаний
Средства обучения: географические атласы школьника, презентация
Основные представления и понятия: экология питания,

Ход урока:

  1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, я приветствую вас на уроке и надеюсь на плодотворную работу. А начать я хочу с одной притчи:  «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».

- Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? Правильно, о питании. Запишите тему урока

Слайд 1.   «Экология питания как важнейший  фактор долголетия».
- Какие задачи стоят перед нами?
Познакомиться с основными факторами питания, влияющими на здоровье и долголетие человека; научиться правильно выбирать продукты, составляя ежедневный рацион.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. 

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Слайд 2.

«Если бы люди ели тогда,

когда они очень голодны,

и если бы питались простой,

чистой и здоровой пищей,

то они не знали бы болезней,

и им легче было бы управлять

своей душой и телом ».

Л.Н. Толстой

- Как вы считаете, что такое здоровая пища?  Какие продукты на ваш взгляд необходимо употреблять, чтобы быть здоровым?

Слайд 3.  «Тарелка здоровья и долголетия»

  1. Изучение нового материала

- А для чего человеку необходимо питание?

Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия.

Слайд 4.      - В последнее время в СМИ можно услышать такой термин как «экология питания». Как вы думаете, что это такое?    Понятие экологии питания включает в себя различные аспекты.

                                           Составление  логической схемы изучения данной темы.

Экология  питания

                                     Что ем?                                  Как ем?                          Когда ем?
                      (
рациональное  питание)      (культура питания)        (режим питания)   

Прежде всего, экология питания означает выбор продуктов, употребление которых не вредило бы нашему организму. Но не всегда полезные продукты могут быть безопасными.

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

- Когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: конечно, запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

- А обращаете ли вы внимание на состав данных продуктов?

- Что, на ваш взгляд, вредного могут содержать продукты, которые мы покупаем в магазине? (консерванты, красители, ароматизаторы, ГМО, нитраты и т.д)

- Итак, первое, что продукты могут содержать – это различные пищевые добавки.

Слайд 5.     Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения; придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

Пищевые добавки используются человеком в течении многих веков. Это такие известные нам ингредиенты как перец, соль, мускатный орех, гвоздика, пищевая сода, мед и другие.
Широкое применение пищевых добавок началось в конце ХІХ века. Это было вызнано необходимостью промышленного производства продуктов питания, совершенствования традиционных технологий, приспосабливание к современным методам торговли.

Слайд 6.    С целью обеспечения определенного контроля за составом пищевых продуктов при экспорте-импорте пищевых продуктов, Европейским Советом было предложено систематизировать пищевые добавки. Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, они сгруппированы следующим образом:

Е100-Е182      Красители — усиливают или восстанавливают цвет.

Е200-Е299      Консерванты — повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков.

Е300-Е399  Антиокислители — защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

Е400-Е499  Стабилизаторы — сохраняют заданную консистенцию и загустители - повышают вязкость.

Е500-Е599   Эмульгаторы — создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воды и масла).

Е600-Е699      Ароматизаторы. Усилители вкуса и запаха (самый распространенный – глутамат натрия)

Е900-Е999      Пеногасители — предупреждают или снижают образование пены.

Е1000 — глазирователи,  подсластители, разрыхлители и другие добавки.

Переизбыток всех этих химических веществ о организме человека может вызвать пищевое отравление, аллергические реакции, головные боли и многое другое.

Утверждения ученых о том, что все эти пищевые добавки якобы абсолютно безвредны, сомнительны по той простой причине, что новые консерванты появляются быстро, а для качественного эксперимента по определению безвредности нужно проводить наблюдения над изменениями в организме в течение нескольких лет, а, может, и поколений.

Слайд 7.

- Кроме пищевых добавок в продуктах питания могут находиться и нитраты, особенно в овощах и фруктах.

Нитраты

Производство продуктов питания всегда было трудоемким, поэтому производители всячески стремятся к увеличению выпуска продукции при снижении ее себестоимости. Способы, с помощью которых  повышается интенсивность производства продовольствия  - это применение удобрений,  гербицидов  и ядохимикатов  в сельском хозяйстве, приводят к появлению в них небезопасных для человека веществ. Для скорейшего роста растений почву удобряют химическими азотными удобрениями.  В результате происходит избыточное азотное питание растений и вследствие этого накопление в нем нитратов.

В организме человека нитраты превращаются в нитриты, которые препятствуют насыщению клеток кислородом. Все это приводит к кислородному голоданию или гипоксии, которая в свою очередь влияет нарушение памяти, снижение умственной работоспособности, нарушается обмен веществ, ослабевают защитные функции организма и, как следствие, возникновение раковых заболеваний. Кроме того, нитраты снижают содержание витаминов в пище.  Так что вред нитратов для здоровья человека является неоспоримым.

Слайд 8.  

– Также в составе продуктов можно обнаружить ГМО

Генети́чески модифици́рованный органи́зм (ГМО) — организмгенотип  которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии.  Генная инженерия используется для создания новых сортов растений, устойчивых к неблагоприятным условиям среды и вредителям,  обладающих лучшими ростовыми и вкусовыми качествами.

Истоки развития генной инженерии растений лежат в 1977 году, когда проводились лиши экспериментальные мероприятия, а  в коммерческих целях ГМ культуры стали выращивать с 1996 года.

Слайд 9.   Анализ карты «Страны-лидеры по выращиванию генетически-модифицированных сельско-хозяйственных  культур» (стр. 25 в географическом атласе школьника)

Слайд 10.       Список растений, выращенных с применением методов генной инженерии очень большой. В него входят: яблоня, слива, виноград, капуста, баклажаны, огурец, пшеница, соя, рис, рожь, рапс, кукуруза,  картофель  и множество других сельскохозяйственных растений. 

Слайд 11.       Сегодня в России официально разрешено к использованию несколько  видов пищевой продукции, полученной с помощью трансгенных технологий: 3 линии сои, 6 линий кукурузы, 4 линии картофеля, 1 линия риса и ещё 1 сахарной свеклы для производства сахара.

Слайд 12.     Кроме того, на прилавках магазинов мы можем встретить продукты  некоторых иностранных компаний, замеченных в использовании ГМО: 
• Nestle (Нестле) — производство шоколада, кофе, кофейных напитков, детского питания
• Unilever (Юнилевер) — производство детского питания, майонезов, соусов
• Heinz Foods (Хайенц Фудс) — производство кетчупов, соусов
• Coca-Cola (Кока-Кола) — производство напитков Кока-Кола, Спрайт, Фанта
• McDonald’s (Макдональдс) — «рестораны» быстрого питания
• Danon (Данон) — производство йогуртов, кефира, творога, детского питания
• Similac (Симилак) — производство детского питания

- Как видите, это широко разрекламированные товары. Помните, качественному товару вовсе не надо рекламировать себя (вологодское масло, мед, орехи…)

Вред от употребления продуктов с ГМО велик – снижение иммунитета, аллергии, онкологические заболевания, устойчивость к антибиотикам,  бесплодие.

- Кто же определяет экологическую чистоту продукта? В России единственная организация, имеющая право выдавать производителям «экологические сертификаты», — Госстандарт и юридическую силу имеет только сертификат соответствия ГОСТу, выданный Госстандартом РФ.

В большинстве развитых стран мира уже введена обязательная маркировка продукции, которая содержит генно-модифицированные организмы (ГМО) или изготовлена из сырья на основании генно-модифицированных источников. В России в соответствии с поправкой к закону «О защите прав потребителей» с 2007 года каждый продукт, содержащий любое количество ГМ-ингредиентов, должен быть отмечен специальной маркировкой.

Слайд 13.

Что такое «экомаркировка»?

Кроме того, можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров экологическую маркировку — знак, который может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.                          


Слайд 14.

        Знаки экологической маркировки встречаются на упаковке многих товаров. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопас-ность и высокое качество своей продукции. Одни знаки экомаркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна дляокружающей среды. Другие призываютнас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природо-охранные мероприятия. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей  среды, или, наоборот, указывают на отсутствие таковых.

- Итак, давайте подведем итог всему, выше сказанному.  Какие есть правила выбора качественных  продуктов:

1. Внимательно изучите название.   В большинстве случаев стандартное название продукта - синоним качества, соответствующего государственному стандарту. То есть только «Сметана», и никакой «Сметанки» или «Сметановны», только «Сгущенное молоко», а не «Продукт молочный с сахаром» и т.д.

2. Обратите внимание на состав продукта.   Приобретая продукт, не стоит доверяться рекламе или броской этикетке. Обратите внимание на обратную сторону упаковки, где добросовестные производители (а по закону они все обязаны это делать!) честно указывают наличие биологических продуктов питания, ароматизаторов, пищевых красителей, улучшителей вкуса, консервантов и прочих «Е». Безусловно, чем их меньше, тем лучше.

3. Важна информация об энергетической ценности продукта.    Это количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов, калорийность указана на 100г продукта.

4. Условия хранения и срок годности.   Большой срок хранения часто говорит о наличии большого количества консервантов. 

- Безопасные продукты очень важны для поддержания  здоровья человека, а значит, играют большую роль в продолжительности жизни. Среди стран мира много таких, где средняя продолжительность жизни более 80-ти лет.

Слайд 15.  Анализ карты продолжительности жизни по странам мира (стр. 15 атлас)

Слайд 16.

По данным Всемирной организации здравоохранения страны-лидеры по средней продолжительности жизни:

1

  Япония 

83,7

2

 Швейцария 

83,1

3

 Сингапур 

83

4

 Австралия 

82,8

5

 Испания 

82,8

6

 Исландия 

82,7

7

 Италия 

82,7

8

 Израиль 

82,5

9

 Франция 

82,4

10

 Швеция 

 82,4

110  

 Россия 

70,5

Слайд 17.   Основные факторы, влияющие на наше здоровье.

- Как мы видим, питание является главным фактором. Думаю, интересно будет узнать, а что же употребляют в пищу жители стран- лидеров по долголетию.

Выступления учащихся с докладами.

Слайд 18.    Япония.

              То, что в Стране восходящего солнца живут в среднем 83 года, а ожирением страдает всего 1,5% населения, уже о многом говорит. Японская нация – одна из самых долгоживущих в мире, несмотря на то, что в стране работают по 45 часов в неделю, а на пенсию и мужчины, и женщины выходят в 70 лет. Японские острова Окинава и Токуносима являются рекордсменами по количеству долгожителей: примерно 1/4 местного населения доживает до 100-летнего возраста.
           Основа японской кухни – это водоросли, овощи, рыба, морепродукты, рис и соевые бобы, причем дары моря используют только свежие, не замороженные. Рыба снабжает организм белками и полезными жирами, овощи – ферментами и витаминами, а щадящая кулинарная обработка (приготовление на пару, деликатная обжарка) позволяет сохранить в продуктах максимум полезных веществ.
          Простых углеводов, молока, мяса и других животных жиров японцы потребляют очень мало, благодаря чему не засоряют свой организм холестерином. Изредка для приготовления пищи используются яйца, курица и свинина.  Но дело не только в полезных блюдах, но и в особом отношении к еде. Японцы не переедают, уделяют большое внимание сезонности питания, стараются сохранить первозданный вид продуктов во время готовки. Изящная сервировка стола с красивыми тарелками и соусниками, обязательное наличие пяти вкусов и пяти цветов на столе, маленькие порции, что сочетаются с большим разнообразием блюд – все это превращает каждый прием пищи в маленький праздник. А еще ни один обед у японцев не обходится без пряностей – маринованного имбиря, васаби, соевого соуса.

Слайд 19.     Швеция.

В шведском меню преобладают блюда из рыбы, ягод и молочных продуктов. Рыба, как известно, очень полезна для сердца и сосудов. Ягоды – прекрасные антиоксиданты и кладезь витаминов. А натуральные молочные продукты обеспечивают организм белком и являются источником кальция – важнейшего для здоровья макроэлемента. Такое питание в сочетании с зимними видами спорта помогает шведам поддерживать хорошее здоровье. Жители этой северной страны считаются одной из самых здоровых в Европе наций. Секрет в том, что они привыкли завтракать кашами из цельнозерновых злаков, приготовленными на сливках либо на молоке – это и сытно, и полезно, или начинать свой день с натурального йогурта со свежими ягодами – морошкой, черникой, брусникой, земляникой. Сдобную выпечку шведы готовят редко, вместо нее потребляют разнообразные крупы. Хлеб едят только черный. Из-за сурового климата шведская кухня обеднена фруктами и овощами. Но их недостаток с лихвой компенсируют местные ягоды и корнеплоды – свекла, морковь, репа, картофель.

Слайд 20.  В Китае  поговаривают, что могут съесть все, что могут поймать, собрать и приготовить. Но, на самом деле, китайцы не такие уж всеядные. Они доживают в среднем до 76 лет. Они питаются в основном рисом, морепродуктами, соей, чечевицей и горохом. Именно благодаря бобовым, жители Китая живут так долго. Хотя китайцы употребляют много масла, что и способствует уменьшению средней продолжительности их жизни, поэтому Китай находится на 54 строчке.

Слайд 21.  В России традиционно употребляли в пищу только полезные продукты. Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни — практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко использовалась  варка, тушениетомление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Русский историк И. Болтин в конце XVIII века отметил характерные особенности русского стола, в том числе не только зажиточного. В сельской местности было принято четыре поры еды, а летом в рабочую пору ― пять: завтрак, или перехватка, полдник, ранее обеда, или ровно в полдень, обед, ужин и паужин. Наши предки говорили, что хлеб – всему голова потому, что его делали из цельнозерновой муки – она содержала оптимальные для организма сложные углеводы и витамины, которые на весь день насыщали и давали питательные компоненты. Таким хлебом действительно можно было прокормиться. Сегодня хлеб пекут в основном из муки высшего сорта – это «простые» углеводы, которые быстро расщепляются, не приносят ничего кроме лишних килограммов.

Для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд. Таким образом, у нас в России разрушена национальная традиция еды.

- Что делать, чтобы употребляемые продукты приносили только пользу для организма. Современная модель здорового питания имеет вид пирамиды. Продукты в ней располагаются по мере убывания их потребности для организма.

Слайд 22.    Пищевая пирамида.

- Перед вами пищевая пирамида. Давайте посмотрим, из чего она состоит:

 1. Два нижних уровня составляют УГЛЕВОДЫ - это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма. Углеводы бывают сложными и простыми. Сложные  углеводы - хлебобулочные изделия, злаки, крупы, крахмал. Много простых углеводов в сахаре, фруктах, овощах. Ежедневный рацион человека должен состоять примерно из 40%  сложных  углеводов и  из 30-35% овощей и фруктов.

2.  Третий уровень составляют БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека. Белки бывают растительного и животного происхождения.

3. Самый верхний уровень составляют ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии. Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует  витамины,  которые растворяются и усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной системы.

 - И последнее, что необходимо для здоровья человека – это режим питания.

Слайд 23.  Правила приема пищи.

  1. Закрепление.

- Давайте повторим о чем мы сегодня говорили.

Мозговой штурм.  «Это связано с пищей»  (Вставьте вместо точек слова, размещенные в скобках так, чтобы смысл текста был правильным)

Мозговой штурм.  «Это связано с пищей»  (Вставьте вместо точек слова, размещенные в скобках, так чтобы смысл текста был правильным)

Человеческий организм – это живая самоуправляемая машина, которая в качестве топлива потребляет высокоэнергетические соединения, известные как белки, __________________________, точно так же, как автомобиль использует бензин…

В результате _____________________ эти вещества превращаются в более простые и разносятся ___________________ во все клетки_____________________, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких.    _______________, содержащаяся в веществах пищи, обеспечивает наш рост, развитие и трудоспособность. Сбалансированное питание позволяет увеличить продолжительность жизни и сохранить _____________________.

Слова для вставки:  здоровье, организм, энергия, кровь, пищеварение, жиры и углеводы.

  1. Домашнее задание.

По желанию разработать творческий проект на одну из тем:  «Блюда национальной кухни», «Диета и здоровье»

Составить рекламу по теме «Рацион питания»

Рефлексия.

Учитель: Закончите предложение:

- Сегодня на занятии я понял(а), что....
- Я узнал(а)...
- Мне захотелось…
- Правильное питание позволит мне…

        7.  Заключение.

“Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно”, - написал российский ученый, фармаколог и доктор медицинских наук  Израиль Брехман.  

- Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины и выдать вам памятку по здоровому питанию.

Советы по правильному питанию:

  1. Отдавайте предпочтение натуральным продуктам, выращенным в экологически чистых условиях.
  2. Покупая продукты питания в торговой сети, интересуйтесь сроком их годности, а также химическим составом.
  3. Помните, что калорийность пищи должна быть пропорциональна энергии, которую тратит человек. Прислушивайтесь  к своему организму и научитесь отличать голод от аппетита.  Приняв пищу, встаньте из-за стола с легким чувством голода.
  4. Дневной рацион должен быть сбалансированным по содержанию всех необходимых организму питательных веществ.
  5. Соблюдайте режим. Классическая система питания считает оптимальным четырехразовое питание, с интервалами в 4 часа. Суточный рацион должен распределяться по схеме:
    завтрак - 35 %, обед - 25%, полдник - 15%, ужин - 25%. Последний прием пищи должен быть за 2-3 часа до сна.

Всем спасибо за урок. Молодцы! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология питания как важнейший фактор долголетия.

Слайд 3

КРАСИТЕЛИ НИТРАТЫ ГМО АРОМАТИЗАТОРЫ ЭМУЛЬГАТОРЫ

Слайд 8

Продолжительность жизни

Слайд 9

1 Япония 83,7 2 Швейцария 83,1 3 Сингапур 83 4 Австралия 82,8 5 Испания 82,8 6 Исландия 82,7 7 Италия 82,7 8 Израиль 82,5 9 Франция 82,4 10 Швеция 82,4 110 Россия 70,5 Средняя продолжительность жизни по странам мира


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Питание животных"

Данный конспект предлагается дляпроведения уроков в 6 классе по теме "Питание животных"...

конспект открытого урока "Правильное питание - залог здоровья "

В конспекте отображены все основные моменты в проведении урока по биологи  в школе глухих детей на тему: "Правильное питание - залог здоровья", к конспекту прилагется презентация....

Конспект УОНЗ "Посуда. Продукты питания. Отрицательные глаголы 1 л ед.ч. с частицей «ог" во 2 классе.

   Модель урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода,заложен  механизм формирования УУД, учебной самостоятельности учащихся. Заложен культурологический комп...

7 класс конспект урока по СБО с презентацией"Правильное питание"

Определить важность правильного питания, виды питания, режим питания. Научить правильно выбирать экологически чистые продукты.Предметные результаты. - виды питания, их особенность- включать в рац...

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов".

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя" в конце конспекта есть технологич...

конспект урока с презентацией " Здоровое питание"

Урок, формирующий знания и навыки правильного питания. Знакомство с правилами здорового питания. Решение задач на калорийность и состав пищи....