Главные вкладки

    Программа элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности» для учащихся 10-х-11-х классов
    элективный курс по естествознанию по теме

    Фирсова Наталья Евгеньевна

    Пояснительная записка.

    Настоящий курс рассчитан на преподавание в 10-м, 11-м классах в объёме 68 часов(1 час в неделю).

    Целью данного элективного курса является изучение и применение  на практике методов решения физических задач повышенной сложности.

         Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

      Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Способы решения традиционных задач хорошо известны: логический, математический, экспериментальный. Методика обучения этим способам опирается на алгоритмические или полуалгоритмические модели. Но при решении творческих задач эти методы порой оказываются бессильными.

      Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый  предмет или явление и др.

      Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект физической науки, сформировать устойчивый интерес к ее изучению.

      Данный курс позволит так же реализовать  задачи, связанные с формированием коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы над эвристическими задачами  учащиеся  приобретают и развивают умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, придумывать и конструировать приборы, делать выводы, участвовать в дискуссии и т.д.

      Каждый метод опирается на набор задач, решая которые, ученик осваивает нетрадиционный подход к изучению физических явлений, что позволит в дальнейшем избежать конформизма в мышлении.

      В программе даны краткие описания каждого метода, примеры задач и возможные варианты их решений.

    Задачи данного курса.

    •Углубление и систематизация знаний учащихся;

    Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

    •Овладение методами решения задач повышенной сложности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ №19 Центрального района г.Волгограда

    Программа элективного курса по физике.

    МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    повышенной сложности

                                                                                                                  Составитель: учитель физики

                                                                                                                                      Фирсова Н.Е.                    

    Волгоград, 2012

            

    I. Пояснительная записка.

    Настоящий курс рассчитан на преподавание в 10-м, 11-м классах в объёме 68 часов(1 час в неделю).

    Целью данного элективного курса является изучение и применение  на практике методов решения физических задач повышенной сложности.

               Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

    Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Способы решения традиционных задач хорошо известны: логический, математический, экспериментальный. Методика обучения этим способам опирается на алгоритмические или полуалгоритмические модели. Но при решении творческих задач эти методы порой оказываются бессильными.

    Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый  предмет или явление и др.

    Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект физической науки, сформировать устойчивый интерес к ее изучению.

    Данный курс позволит так же реализовать  задачи, связанные с формированием коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы над эвристическими задачами  учащиеся  приобретают и развивают умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, придумывать и конструировать приборы, делать выводы, участвовать в дискуссии и т.д.

    Каждый метод опирается на набор задач, решая которые, ученик осваивает нетрадиционный подход к изучению физических явлений, что позволит в дальнейшем избежать конформизма в мышлении.

    В программе даны краткие описания каждого метода, примеры задач и возможные варианты их решений (приложение 1.).

    Задачи данного курса.

     - Углубление и систематизация знаний учащихся;

    - Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

    - Овладение методами решения задач повышенной сложности.

    Актуальность курса.

    Данный курс дает возможность подготовить учащихся к решению задач части С на ЕГЭ.

    II. Учебно – тематический план курса.

    Физическая задача. Классификация задач (5ч).

    1

    Что такое физическая задача? Состав физической задачи.

    1

    2

    Физическая теория и решение задач.

    1

    3

    Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.

    1

    4

    Составление физических задач. Способы и техника.  

    2

    Правила и приемы решения физических задач (6ч).

    1

    Общие требования. Задачи на определение суммы и разности векторов.

    1

    2

    Работа с текстом задач. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.

    1

    3

    Оформление решение задачи.  Аналитическое и графическое  решение кинематических задач.

    1

    4

    Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Задача на расчет средней скорости неравномерного движения.

    1

    5

    Решение задач на уравнение движения с постоянным ускорением.

    1

    6

    Решение задач на уравнение движения с ускорением свободного падения.

    1

    Динамика и статика (8ч).

    1

    Решение задач на законы Ньютона.

    1

    2

    Решение задач на движение материальной точки с учетом сил трения.

    1

    3

    Решение задач на законы для сил тяготения.

    1

    4

    Решение задач на определение характеристик равновесия  физической систем.

    1

    5

    Движение связанных тел.

    1

    6

    Движение тел по наклонной плоскости.

    1

    7

    Решение задач на движение тел по наклонной плоскости.

    1

    8

    Решение эксперементальных задач и задач с техническим содержанием.

    1

    Законы сохранения (8ч).

    1

    Классификация задач по механике.

    1

    2

    Решение задач на закон сохранения импульса.

    1

    3

    Решение экспериментальных задач средствами

    кинематики, динамики, с помощью законов

    сохранения.

    1

    4

    Решение задач на реактивное движение.

    1

    5

    Решение задач на определение работы и мощности.

    1

    6

    Решение задач на закон сохранения и превращения

    энергии.

    1

    7

    Решение задач несколькими способами.

    1

    Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел (7ч).

     

    1

    Решение качественных задач на основные

    положения и основное управление МКТ.

    1

    2

    Решение задач на основное управление МКТ.

    1

    3

    Решение задач на свойство паров.                                

    1

    4

    Решение задач на описание поверхностного слоя.    

    1

    5

    Решение задач на определения характеристик

    твердого тела.

    1

    6

    Решение задач на определение характеристик твердого тела.

    1

    7

    Решение качественных и экспериментальных задач.

    1

    Электростатика (5ч).

    1

    Решение задач на закон Кулона.

    1

    2

    Решение задач на нахождение вектора напряжённости.

    1

    3

    Решение  задач на нахождение потенциала.

    2

    4

    Решение  комбинированных задач по теме.

    1

    Электродинамика (6ч).

    1

    Решение  задач на закон Ампера.

    1

    2

    Решение  задач на нахождение силы Лоренца.

    1

    3

    Решение  задач на закон электромагнитной индукции.

    1

    4

    Применение законов Кирхгофа.

    1

    5

    Нахождение энергии магнитного поля.

    1

    6

    Решение  комбинированных задач по теме.

    1

    Колебания и волны (8ч)

    1

    Решение задач на свободные колебания.

    2

    2

    Решение задач на вынужденные колебания.

    2

    3

    Определение фазы колебаний.

    1

    4

    Определение энергии колебательной системы.

    1

    5

    Решение  задач на уравнение бегущей волны.

    1

    6

    Решение  комбинированных задач по теме.

    1

    Оптика (8ч).

    1

    Решение  задач на законы отражения.

    1

    2

    Решение  задач на законы преломления.

    1

    3

    Построение изображений в линзах.

    1

    4

    Решение задач на формулу тонкой линзы.

    2

    5

    Решение  комбинированных задач по теме.

    3

    Квантовая физика  (7ч).

     

    1

    Решение качественных задач по теме.

    1

    2

    Решение задач на закон радиоактивного распада.

    1

    3

    Определение энергии связи атомных ядер.

    1

    4

    Определение энергетического выхода ядерной реакции.

    1

    5

    Решение задач на формулу Планка.

    1

    6

    Решение  комбинированных задач по теме.

    2

    III. Содержание программы:

    1. Физическая задача. Классификация задач (5 ч.).

              Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

              Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.

              Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач.  Примеры задач всех видов.

    1. Правила и приемы физических задач (6 ч).

              Общее требование при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка и ее решения (план решения). Выполнение плана решение задач. Числовой расчет.   Использование  вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задач.

              Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.

              Различные приемы и способы физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.

    1. Динамика и статистика (8 ч)

              Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основе динамике: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под движением нескольких сил.

              Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

              Задачи на принцип относительности: кинетические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отчета.

              Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных.

    Содержании, с техническим и краеведческим содержанием, военно- техническим содержанием.

             Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

    1. Законы сохранения(8ч)

           Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

           Решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.

           Решение задач на определение работы и мощности.

           Решение задач на закон сохранения и превращение механической энергии.

           Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских международных олимпиад.

             

    1. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (7 ч).

    Решение качественных задач на основные положения уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

                Решение задач на свойства паров: использование уравнение Менделеева-Клайперона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

                 Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

                 Решаются качественные и количественные задачи. Особое внимание уделяется проговариванию решения качественных задач.

              С этой целью широко используются графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

    1. Электростатика (5 ч).

    Решение задач на применение закона Кулона в вакууме и в среде.

    Решение задач на нахождение вектора напряжённости. Принцип суперпозиции полей.

    Решение  задач на нахождение потенциала.

    Решаются качественные и количественные задачи. Особое внимание уделяется повторению правил сложения и вычитания векторов.

    1. Электродинамика (6 ч).

    Решение задач на применение закона Ампера.

    Решение задач на нахождение силы Лоренца.

    Решение  задач на закон электромагнитной индукции.  Индуктивность.

    Изучение законов Кирхгофа.

    Нахождение энергии магнитного поля.

    Решаются качественные и количественные задачи. Особое внимание уделяется повторению законов постоянного тока.

    Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных.

    1. Колебания и волны (8 ч).

    Решение задач на свободные колебания. Условия существования свободных колебаний.

    Решение задач на вынужденные колебания. Вынуждающая сила.

    Нахождение фазы колебаний.

    Решение задач на уравнение бегущей волны.

    Решаются качественные и количественные задачи на закон сохранения энергии механических и электромагнитных колебаний.

    Используются  задачи бытового содержания.

    1. Оптика (8 ч).

    Решение задач на применение законов отражения.

    Решение задач на применение законов преломления.

    Построение изображений в линзах.

    Решение задач на формулу тонкой линзы.

    Решаются качественные и количественные задачи.

    1. Квантовая физика (7 ч).

    Решение качественных задач по теме.

    Решение задач на закон радиоактивного распада.

    Определение энергии связи атомных ядер.

    Определение энергетического выхода ядерной реакции.

    Решаются качественные и количественные задачи.

    Решение задач на формулу Планка.

    IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

     По итогам прохождения курса учащиеся должны улучшить следующие умения:

    -анализировать физическое явление;

    -классифицировать предложенную задачу по трем-четырем основаниям;

     -проговаривать вслух решение;

    -анализировать полученный ответ;

    -решать комбинированные задачи;

    -владеть различными методами решения задач:

    аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

    -владеть методами самоконтроля и самооценки.

    -работать с дополнительной литературой;

    -приобрести навыки анализа информации, способность моделировать и конструировать, выступать с проектной работой по теме; защищать, отстаивать свою точку зрения. 

                                           

    V.  ЛИТЕРАТУРА:

    1.      Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: детская             литература, 1993 г.

    2.      Ланда Л.Н. «Умение думать. Как ему учить?» - М.: Знание, 1975 г.

    3.      Лани В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: учебное руководство – М.: Наука, 1985 г.

    4.      Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1988 г.

    5.      Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений – М.: Знание, 1987 г.

    6.      Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов – Ногинск, 1995 г.

    7. Журнал "Физика в школе"

    №1-89 год; №7; 8; 4 -2003 год.

    8. "Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, "Советская энциклопедия", 1990 год

    9. "Физика в природе", Л.В. Тарасов, Книга для учащихся - Москва : Просвещение, 1997 год

    10. Энциклопедия "Жизнь растений", под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год

    11. Учебник "Физика - 11кл.", Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 2010 год

    Приложение 1.

    Краткие описания изучаемых в данном курсе методов.

    1.      Метод «вживания».

    Сущность метода: с помощью чувственно-образных и мыслительных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри.

    Примеры:

    1) «Представьте себе, что вы – растущая береза. Ваша голова – это крона, туловище – стебель, руки – ветви, ноги – корни.

    Задача: предложите несколько способов измерения массы растущего дерева.

    Вариант ответа: можно снять дерево под разными углами на цифровую камеру, создать на компьютере модель дерева и рассчитать объем, а затем и массу по формуле m=ρV.

    2) Приведите как можно больше физических законов, которые относятся к такому объекту, как книга. Дайте краткие пояснения каждому случаю.

    Ответы:

     1-по анализу радиоактивного изотопа углерода можно определить возраст этой книги.

                  2-все законы классической механики.

                3-(для  11 класса возможен такой ответ) – представим, что книга – это излучение по теории Луи де Бройля. Найдем длину волны такого излучения:

                             h

                     λ = ----                  m = 0,22 кг                    v= 5,5 м\с

                            mv

                      λ= 5,48*10-34 м

                    ⱴ=1,004*1034 Гц

    3) Представьте себе, что вы – оконное стекло. Перечислите как можно больше физических явлений, которые к вам относятся. Дайте краткие пояснения.

     

     

    2. Метод смыслового видения.

    Сущность метода: концентрация внимания на изучаемом объекте позволяет понять (увидеть) его причину, заключенную в нем идею, внутреннюю сущность. Для его применения необходимо создание  определенного настроя. Могут задаваться вспомогательные вопросы: «Какова причина этого объекта, его происхождение?», «Как он устроен, что происходит у него внутри?», «Почему он такой, а не другой?».

    Примеры: это могут быть задачи на исследования. Можно исследовать объект, а можно исследовать явление или процесс.

    1) Исследуйте все возможные физические свойства металлического шара любого размера, используя подручные средства (в том числе и имеющиеся в лаборатории). Запишите наиболее примечательные факты, которые вы обнаружили, поставленные вами вопросы и версии своих ответов на них.

    Ответ: физические свойства – круглый, твердый, холодный на ощупь, железный и т.д..

    Можно найти массу: а) взвесить, б) через взаимодействие, в) m=pv.

    Можно найти удельную теплоемкость:

           Q

    С= ------ (предложен способ)

          m^t

    Можно выяснить коррозийную стойкость шарика, поместив его в солевой раствор.

     

    3. Метод придумывания.

    Создание нового, неизвестного ранее продукта, в результате определенных умственных действий. Используются  такие приемы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.

    1) В физике существует понятие силы тяжести. А могла бы существовать «сила легкости»? Какие физические явления она тогда характеризовала бы? С какими другими физическими величинами она была бы связана? Составьте и обоснуйте формулу, связывающую «силу легкости» с другими величинами.

    Ответ: пусть сила легкости – сила, противоположная силе тяжести. Противопоставим другие силы друг другу: сила давления – сила реакции опоры, сила тяги – сила трения, то есть противопоставляемые силы уже есть, а значит «сила легкости» - это второе название уже известной силы, так как силе тяжести противоположна FА, то она и есть  сила легкости.

    2) Придумайте игрушку, принцип действия которой основан на законе Ома (или Паскаля). Опишите ее принцип действия.

    3) Луч света имеет особенности прохождения через собирающую линзу. Что может быть собирающей линзой для звука? Предложите и опишите конструкцию такой линзы. Приведите примеры ее возможного применения.

     

    4. Метод «Если бы…».

    Составляется описание или рисуется картина о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится – увеличится в 10 раз сила гравитации и т.д. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.

    1) Опишите гипотетическую ситуацию на тему: «Если бы тепло от более холодных тел самопроизвольно переходило к более нагретым…» Каков мог бы быть механизм такого процесса?

    Ответ: Второй закон термодинамики изменился бы на противоположный.

    Состояние неустойчивого равновесия – когда два тела имеют равную температуру. Стоит одной температуре немного повыситься, как это тело начнет нагреваться, а другое – остывать. Солнце днем будет охлаждать Землю. Свет будут излучать холодные тела. Люди будут ночью нагреваться, а днем – охлаждаться. Зато решится проблема сверхпроводимости. Сверххолодные провода будут использоваться в линиях электропередач.

     

    5. Метод гиперболизации.

    Мысленно увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества. Новые свойства объекта приводят иногда к необычным идеям и решениям задачи.

    Пример: Что произойдет, если скорость звука станет больше скорости света?

     

    6. «Мозговой штурм» (метод Осборна) и метод синектики (метод Гордона).

    Эти методы похожи по организации и базируются на одних и тех же принципах. Но есть некоторые смысловые различия.

    Основная задача метода «мозговой штурм» - коллективный сбор как можно большего числа идей, в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в нескольких группах по схеме: генерация идей, анализ проблемной ситуации и оценка идей, генерация контр идей. Генерация идей происходит в группе по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются оригинальные мысли. Затем полученные в группах идеи, систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты.

    Метод синектики  основан на использовании различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций. В начале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, используются аналогии для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, затем возвращаются к проблеме.

    Пример:

    1) Как известно, для электричества существуют силы притяжения и отталкивания. Могут ли существовать силы отталкивания для гравитации? Ответ обоснуйте.

    Ответ: известно, что Fпр ~  m  тела. Но если следовать законам физики, то должна существовать  Fот, причем Fот +  Fпр = 0. Сила отталкивания должна быть пропорциональна антимассе. Но если гравитационное поле  ~ энергии тела, то отталкивающее поле должно энергию поглощать. Может быть это ЧЕРНАЯ ДЫРА?

    2) Какой физический прибор можно создать на основе гвоздя ?(молотка). Опишите его назначение, принцип действия, границы применимости, схему.

     

    7. Метод инверсии или метод обращений.

    Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. В математике этот метод известен доказательство от противного.

    Наверно владение именно этим методом позволило великим ученым совершать открытия, объясняя парадоксальные результаты некоторых экспериментов. Возникновение в процессе развития науки парадоксальных результатов – закономерное явление. Достаточно вспомнить «безумные» идеи Галилея, Резерфорда, Эйнштейна, Бора и ту смелость, с которой они их выдвигали, чтобы понять, что это существенная черта научного мышления.

    Это метод незаменим в разрешении проблемных ситуаций, может быть использован при построении проблемных лекций.

    Пример: определим начальную скорость брошенного вертикально вверх камня, если через 4 секунды после броска он оказался на высоте 6 метров?

    Дано:

    t = 4 с                                      

    h = 6 м

    g = 9,8 м\с2                     

    V0 - ?                                                 

    -------------------------      

     

                     gt2

    h = V0t -  -----    

                      2

                       gt2

                         h + ----

                        2               2h + gt2

    V0 =  ---------------  = ------------- = 21,5 м/с.

                    t                         2t

     

    Как должна измениться  V0, чтобы на той же высоте камень оказался через 2 секунды, то есть в 2 раза быстрее.

    Очевидно, что V0 должна возрасти. Вычислим ее:

               2,6 м + 10м/с2 х 4с2

    V0 = ---------------------------- = 13 м/с !

                          2,2 с

     

    Решение: Решим обратную задачу и найдем моменты времени, когда тело бывает на высоте h.

    Для V0 = 21,5 м/с   6= 21,5t  - 5t 2    →        t1 = 4 с,  t2 = 0,3 с.

    Для V0 = 13 м/с      6= 13t - 5t2          →       t1 = 2 с,  t2 = 0,6 с.

    То есть тело на этой высоте побывало дважды. Чем больше V0, тем дольше  тело будет подниматься вверх и дольше будет падать. Результаты получили и для движения вниз.

     

    Применяя те или иные методы, следует иметь в виду, что каждый ученик может и, наверное, должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это «добытое» знание можно преобразить  и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова «эвристика», что означает «нахожу».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

    Программа элективного курса "Методы решения физических задач"

    Программа элективного курса ​«Методы решения физических задач» рассчитана на учащихся 10-11 классов и  ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися...

    Программа элективного курса «Методы решения физических задач» 9 класс

          Мои выпускники выбирают физику для сдачи итоговой аттестации в форме ОГЭ, получая положительные результаты по итогам экзаменов.  Положительные результаты сдачи ЕГЭ дос...

    Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  10  класса (базовый уровень)...

    Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  11  класса (базовый уровень)...

    Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач"

    Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Рабочая программа включает: пояснительную записку,содержание программы элективного курса, тематическое планирование и список литературы....

    Программы элективного курса «Методы решения физических задач» 10 кл.

    Программа элективного курса «Методы решения  физических задач»  рассчитана  на учащихся 10 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки шк...