Урок по естествознанию "Тела и вещества", 5 класс
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) на тему

Боркова Лариса Валерьевна

Курс "Естествознание" по программе А.Е. Гуревич 5-6 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11.02.2014г Боркова Лариса Валерьевна, учитель химии I квалификационной категории

  Открытый урок в 5 классе

Тема: Тела и вещества

Цели:

Обучающие:   закрепить знания о характеристики тел, о строении вещества.

Развивающие : научить школьников систематизировать, применять  полученные знания , развивать умения  анализировать , обобщать , делать выводы; с помощью лабораторных опытов изучить свойства веществ.

Воспитывающие: развивать у учащихся умение активно овладевать знаниями, развивать чувство коллективизма и взаимопроверки, способствовать формированию навыков культуры межличностного общения (умения слушать друг друга, анализировать   ответы  товарищей), обогащать  словарный  запас  при  устных  ответах  и  грамотно  выполнять  самостоятельные задания.

Оборудование: листы для схем, карточки с заданиями, шаростержневые модели молекул Н2, Н2О, СО2, растворы Н2О2, KMnO4, HCl, мыльный раствор  и гранулы Zn, штатив с пробирками.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

Предметные

Формулируют и воспроизводят понятие тело, вещество .Проводят опыты , наблюдают , делают выводы.

Усвоение понятий тело и вещество ; состав вещества.

 

Метапредметные

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу а познавательную . Планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своих действий.

Управление своей деятельностью на уроке. Совместные с учителем и одноклассниками действия.

Познавательные УУД

Проводят наблюдения, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Совместные (групповые) действия, выполняемые под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Личностные

Проявляют устойчивый интерес  к поиску решения проблемы.

Устойчивый познавательный интерес.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

Орг.момент

Приветствие, подготовка к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

1 слайд: деревянный куб, железный гвоздь, молекула воды, молекула глюкозы, молекула кислорода. И так что же сегодня на уроке мы с вами рассмотрим и закрепим?

Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу по карточкам и проведем взаимопроверку.

Формулируют тему урока, записывают число и тему в тетрадях. Ставят проблему урока.

Выполняют самостоятельную работу. Оценивают ее друг у друга по ответам на слайде 2.

Активизация мыслительной деятельности.

Повторение изученного материала. Задача: дать учащимся  конкретное представление о свойствах веществ, добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения  и систематизации полученных знаний, усвоения способов обобщения; на основе приобретенных знаний  выработать соответствующие УУД.

Дайте определение понятию «тело» и «вещество»?

Закончите схему строения тела на доске: тело→вещество→молекула→атом

Когда мы описываем свойства тела, какими характеристиками можно воспользоваться?

Хорошо, теперь вам предстоит работа в группах. На столах лежит конверт №1 с заданиями, выполнив его, заполните таблицу.

Много веков учёные пытались узнать, как устроено вещество. Они и сейчас продолжают над этим думать. Что же сегодня известно науке о строении вещества?  

Закончите схему строения тела на доске на примере: гвоздь→сплав→железо→атом Fe

Мы говорим с вами о строении вещества, а из чего же состоит молекула?

Соберите модели молекул водорода, воды и углекислого газа.

Сколько и каких атомов имеет молекула воды?

Как мы можем с вами проклассифицировать вещества?

Дайте определение простым и сложным веществам.

Тело – это то, что нас окружает.

Вещество – это то из чего состоит тело.

Один ученик строит схему на доске.

Описание: формы, объема, цвета и запаха.

Работают в группах, выполняют задания, делают выводы, обобщения, оформляют таблицу в тетрадях.

Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, атомов или ионов.

Один ученик строит схему на доске.

Молекула состоит из атомов одного или нескольких химических элементов.

Работают в группах.

Вода состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода.

Вещества делятся на простые и сложные.

Простое вещество – это вещество, состоящее из атомов 1 хим.элемента.

Сложное вещество – это вещество, состоящее из нескольких хим.элементов.

Активизация познавательной активности.

Направленность на практическую связь с жизнью.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Повторение изученного материала. Задача: дать учащимся  конкретное представление о свойствах веществ, добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения  и систематизации полученных знаний, усвоения способов обобщения; на основе приобретенных знаний  выработать соответствующие УУД.

А что мы с вами знаем о строении атома?

Какой заряд имеют эти частицы?

Давайте охарактеризуем строение атома водорода, кислорода, натрия и кальция.

Ответь на такой вопрос: ядро содержит 7р+, 7е-, что это за элемент?

Почему я атом азота назвала химическим элементом?

Какой ученый собрал все химические элементы в единую систему?

Поработаем опять со схемой на доске. Что обозначают цифры и буквы у элемента алюминия?

Мы уже говорили о простых и сложных веществах. Какие 2 распространённых простых веществ вы знаете?

Сейчас Дима и Милена сообщат нам интересные факты об этих элементах.

Демонстрационный опыт:

  1. Получение О2.
  2. Получение Н2.

Атом – мельчайшая частица, открытая Э.Резерфордом. В его состав входят протоны, нейтроны и электроны.

Протоны заряжены «+», нейтроны – «0», электроны «-».

Работают у доски.

Это азот?

Атом представляет собой химический элемент.

Периодическую систему химических элементов представил Д.И. Менделеев.

Каждый химический элемент имеет свой порядковый номер, название, знак и атомную массу.

Кислород и водород.

Сообщения учащихся.

Активизация познавательной активности.

Направленность на практическую связь с жизнью.

Рефлексия    Задача: установить усвоили ли учащиеся содержание изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.

Так какую же характеристику мы дали телам и веществам?

Какое строение имеет тело и вещество?

На какие классы делится вещество?

Ответы учащихся.

Развитие активности учащихся. Формирование основных знаний, полученных на уроке.

Домашнее задание Задача: сообщить учащимся Д/З и разъяснить его

Оформить по пройденной теме проект в рисунках «Тела и вещества»

Записывают Д/З

Формирование навыков самооценивания знаний, развитие индивидуальных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике "Строение вещества" 7 класс

Материал к уроку по физике "Строение вещества"...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»

Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"

урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....