Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Практическое естествознание"
    рабочая программа по естествознанию (5 класс)

    Черёмина Любовь Николаевна

    Программа внеурочной деятельности по естествознанию   составлена для учащихся 5 класса, эта программа  является пропедевтической, включающей интегрированные  сведения курсов биологии, физики, химии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    тит лист.tif

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

    Берёзовского района Ханты – Мансийского автономного округа – Югра

    Рабочая  программа внеурочной деятельности

    по естествознанию

    «Практическое естествознание»

    5 класс

    Составитель: Л. Н. Черёмина

    учитель химии и биологии

    высшая квалификационная категория

    г.п. Игрим

    2016 г.

    Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности по естествознанию   составлена для учащихся 5 класса, эта программа  является пропедевтической, включающей интегрированные  сведения курсов биологии, физики, химии.

    В  программе внеурочной деятельности нашли отражение идеи, направленные на формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При ознакомлении с многообразием природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В  программе внеурочной деятельности заложены возможности предусмотренного ФГОСами формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Программа внеурочной деятельности включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности обучающихся.

    Изучение курса естествознания во внеурочной деятельности направлено на достижение следующих целей:

    • систематизация знаний обучающихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе, пропедевтика основ естественно- научных знаний;
    • получение обучающимися представлений о методах научного познания, формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
    • Развитие у учащихся устойчивого интереса к естественно - научным знаниям.

    Формы обучения:  индивидуальная, парная и групповая деятельность, в которой воспитанник становится заинтересованным участником открытия новых знаний, через экспериментальное исследование. Технологии, используемые на уроках: ИКТ, игровые, проблемное обучение. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения и  логикой метапредметных связей -  биологии, физики, химии. Для приобретения практических навыков и  формирования навыков начальной исследовательской деятельности в  программу внеурочной деятельности включены практические работы исследовательского характера на основе трёх методов изучения природы: наблюдения, измерения и эксперимента.  

    Согласно учебному плану  программа внеурочной деятельности для 5-го класса рассчитана на 1 час в неделю (всего за год 35 часов).

    Перечень  нормативных документов и методических пособий, используемых  при составлении  программы внеурочной деятельности по курсу «Практическое естествознание. 5 класс»

    • Закон РФ «Об образовании № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 года;
    • Обязательный минимум содержания начального общего  образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322);
    • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
    • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО от 30.06.99 № 56);
    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
    • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
    • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
    • Образовательный стандарт. Рабочие программы по естествознанию. (Линии учебников издательств «Просвещение», 2010 год);

    Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Естествознание. 5 класс»:

    1. Личностные: воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе и окружающим людям (развивать стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни)
    2. Метапредметные:
    • овладение начальными исследовательскими умениями (проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы)
    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни (формировать навыки безопасного поведения в природе).
    1. Предметные: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы (дать представление о  связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека).

    Требования к результатам усвоения учебного предмета.

    1. Личностные результаты:
    •  любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук;
    •  ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
    • развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук – биологии, физики и химии.
    1. Метапредметные результаты:

    Сформированность:

    •  способов самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы;
    • приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
    • приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизации информации; понимание информации, представленной в различной форме – в виде таблиц, диаграмм и графиков.
    • коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
    1. Предметные результаты:

    Сформированность:

    • представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
    •  навыков  систематизации объектов и явлений природы;  представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами,  знаний об изменениях природной среды под воздействием человека, освоение базовых естественно - научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук;
    •  элементарных исследовательских умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде;

     Учебный план.

    N

    Темы разделов

    Кол-во часов

    теория

    экскурсия

    практика

    Инд. сам. работа

    1

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ

    6

    1

    5

    Работа по выбору над темой в разделах: индивидуальный поиск информации

    2

    МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

    2

    1

    1

    3

    ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    3

    1

    2

    4

    ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    3

    3

    5

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

    4

    1

    1 вирт.

    2

    6

    ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

    10

    3

    7

    7

    ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ЗЕМЛИ И В КОСМОСЕ

    3

    2

    1

    8

    ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ

    3

    1

    2

    9

    МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ

    1

    1

    Итого:

    35

    9

    4

    21

    1

    Основное содержание.

    1. Введение. Что тебя окружает. (6 ч.)

    Науки о природе. Методы изучения природы, оборудование для методов познания природы. Живая и неживая природа. Единство живой природы.

    Практические  работы: «Измерение», «Наблюдение», «Эксперимент», «Из чего состоят тела, вещества, молекулы».

    Демонстрации: «оборудование для наблюдений, измерений и экспериментов, в том числе цифровой микроскоп и лаборатория «Нова».

    ИКТ: «Единство живой и неживой природы», «Наблюдение», «Эксперимент», «Измерение».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Приборы для изучения окружающей среды», «Науки о природе», «Живой мир нашей планеты».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук. Ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

    Метапредметные: Сформированность способов самоорганизации учебной деятельности, приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций.

    Предметные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, элементарных исследовательских умений, представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, приёмов самоконтроля своего физического состояния, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    1. Многообразие природных явлений. (2 ч.)

    Изменения окружающего мира, различия происходящих явлений: химических и физических.

    Практические работы: «Физические и химические явления».

    Демонстрации: «Нагревание медной проволоки», «Изменение формы пружины».

    ИКТ: «Всё течёт, всё изменяется», «Химические реакции, физические процессы».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Химические явления в живой природе», «Химические явления в неживой природе», «Физические явления в природе», «Я наблюдаю этот мир».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Умение выделять и ценить  эстетические достоинства объектов живой природы.

    Метапредметные: Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    Предметные: сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    3.Химические явления в живой и неживой природе. (3 ч.)

    Химические реакции, их признаки, факторы, влияющие на них. Условия для реакций горения. Правила поведения на природе. Правила тушения пожара и оказания помощи людям.

    Практические работы: «Реакция горения спирта. Изучение строения пламени», «Признаки химических реакций».

    Демонстрации: «Признаки химических реакций».

    ИКТ: « Химия – это наука», «Горение веществ».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Любите природу – берегите её», «Правила поведения на природе», «Сохраним свою планету» - рисунки.

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, базовых естественно-научных знаний, основных принципов и правил отношения к живой природе, умений выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Развитость интеллектуальных мыслительных действий учащихся.

    Метапредметные: Умение владеть способами самоорганизации учебной деятельности, находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её, находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую и проводить самооценку уровня личных достижений.

    Предметные: Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения, умений характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость, навыков  систематизации объектов и явлений природы.

    4.Физические явления в живой и неживой природе. (3 ч.)

    Классификация физических явлений, примеры. Магнитные, электрические, световые и звуковые явления в природе.

    Практические работы: «Физические явления. Магнитные и электрические», «Физические явления. Световые», «Физические явления. Звуковые»

    Демонстрации: «Световые явления».

    ИКТ: «Классификация физических явлений. Механические явления в живой  и неживой природе», «Электрические явления», «Световые явления в живой и неживой природе», «Звуковые явления».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Звуки в жизни живых организмов», «Звуковые явления в жизни человека»,  «Свет в жизни живых организмов».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук. Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Развитость интеллектуальных мыслительных действий учащихся.

    Метапредметные: умение использовать приёмы исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием. Умение владеть способами самоорганизации учебной деятельности, находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её, находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений. Умение владеть простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния и осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    5.Биологические явления. (4 ч.)

    Жизнь на Земле. Растения, их строение, размножение, расселение по планете. Многообразие растений, питание, приспособленность к окружающей среде.Живое и неживое под микроскопом.

    Практические работы: «Прибор, открывающий невидимое», «Живое  и неживое под микроскопом».

    Демонстрации: «Цифровой микроскоп», «Световой микроскоп, лупа».

    ИКТ: «Исторический ряд микроскопов», «Живое и неживое под микроскопом – коллекция  цифрового микроскопа».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Разнообразие растительного мира», «Разнообразие животного мира», «Удивительные растения и животные», «Растения и животные Красной книги».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук. Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Развитость  интеллектуальных мыслительных действий учащихся.

    Метапредметные: Владение приёмами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием. Владение способами самоорганизации учебной деятельности, умением находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения. Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

      6.Особенности живого организма (10 ч.)

    Размножение живых организмов: растений, животных, человека. Питание живых организмов: автотрофы гетеротрофы, паразиты. Вода и питательные вещества, необходимые живым организмам. Энергия для жизни. Дыхание живых существ. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Многообразие клеток многоклеточных. Взаимосвязь организма и окружающей среды. Круговорот веществ в природе.

    Практические работы: «Строение семени», «Определение минеральных солей в почве», «Клеточное строение листа», «Определение наличия воды в живых организмов», «Определение углекислого газа в выдыхаемом воздухе», «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом», «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».

    Демонстрации: «Цифровой микроскоп», «Клетки многоклеточных организмов – готовые микропрепараты».

    ИКТ: «Как размножаются живые организмы», «Как размножаются растения», «Как переселяются растения», «Почему всем хватает места на Земле», «Минеральные соли», «Зачем живые организмы запасают питательные вещества», «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Анаэробы», «Вредные соли», «Микромир».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитость мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук. Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Развитость интеллектуальных мыслительных действий учащихся.

    Метапредметные: Владение приёмами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием. Владение способами самоорганизации учебной деятельности. Умения находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: сформированнось представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения. Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    7. Движение в сферах  Земли и в космосе. (3 ч.)

    Движение литосферы, атмосферы, гидросферы. Взаимосвязь сфер Земли. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики.

    Практические работы: «Горные породы».

    Демонстрации: «Глобус», «Физическая карта мира».

    ИКТ: «Небесные тела Солнечной системы», «Вода»

    Индивидуальные задания поиска информации: «Планеты нашей Солнечной системы», «Звёзды и созвездия», «Грозные явления природы».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитость мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук, интеллектуальных мыслительных действий учащихся.Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. 

    Метапредметные: Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием. Владение способами самоорганизации учебной деятельности. Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения, элементарных исследовательских умений.

    8.Освоение природы человеком. (3 ч.)

    Роль науки в жизни человечества. Влияние человека на биосферу. Человек часть природы. Единство окружающего мира.

    ИКТ: «Роль науки в жизни человечества»,  «Человек – часть природы».

    Индивидуальные задания поиска информации: «Удивительные открытия учёных», «Наука для человечества», «Природы подсказала устройство приборов», «Мы часть природы», «Мой вклад в охрану окружающей среды».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук. Развитость мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук, интеллектуальных мыслительных действий учащихся. Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. 

    Метапредметные: Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием. Владение способами самоорганизации учебной деятельности. Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения. Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    9.Моё исследование. (1 ч.)

    Оформление работы. Подготовка защиты работы. Конкурс работ «Моё исследование».

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Привитие любознательности и  интереса к изучению природы методами естественных наук. Развитость мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук, интеллектуальных мыслительных действий учащихся. Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы. Сформированность умения выступления перед аудиторией.

    Метапредметные: Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах и группах. Владение способами самоорганизации учебной деятельности. Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Предметные: Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения, элементарных исследовательских умений. Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Учебно - тематический план.

    Дата

    план/

    факт

    N

    Раздел

    Тема урока

    Кол-во часов

    Деятельность обучающихся

    Результативность

    личностные

    метапредметные

    предметные

    Введение. Что тебя окружает. (6 ч.)

    1

    Науки о природе. Методы изучения природы. ПР 1 «Ознакомление с оборудованием»

    1

    Ознакомление с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность базовых естественно-научных знаний.

    Владение способами самоорганизации учебной деятельности.

    Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы.

    2

    ПР 2

    «Измерение».

    1

    Навыки измерения.

    Наблюдать изменения физиологических показателей человека  после дозированной физической нагрузки.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах, группах с микроскопом, измерительными приборами и оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    3

    ПР 3

    «Наблюдение».

    1

    Навыки наблюдения

    Правила работы с микроскопом

    Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов.

    4

    ПР 4

    «Эксперимент».    

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Проводить очистку поваренной соли.

    5

    Живая и неживая природа. Экскурсия.

    1

    Проводить наблюдение природных объектов, классификация природных объектов.

     Ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

    Мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Владение способами самоорганизации учебной деятельности.

    Сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы.

    Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы.

    6

    Единство живой и неживой природы. ПР 5

    «Из чего состоят тела, вещества, молекулы».

    1

    Изучать и описывать свойства различных веществ

    Распознавать простые и сложные вещества по составу.

    Моделировать строение простых и сложных веществ.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Глава 2. Многообразие природных явлений.(2)

    7

    Изменения окружающего мира

    1

    Систематизировать природные явления.

    Проанализировать изменения, происходящие в  природе.

    Создание коллажа или ассоциативной схемы «Всё изменяется».

    Любознательность и  интереса к изучению природы методами естественных наук.

    Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    8

    Чем отличаются физические и химические явления?

    ПР 6 «Физические и химические явления».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в группах с оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Глава 3. Химические явления в живой и неживой природе.(3)

    9

    Химические реакции, их признаки, факторы, влияющие на реакции.

    1

    Приводить примеры химических реакций, происходящих в окружающем мире.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Владение базовыми естественно -научными знаниями.

    Владение способами самоорганизации учебной деятельности.

    Сформированность  осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    10

    ПР 7 «Признаки химических реакций».

    1

    Проводить опыты, доказывающие 5 признаков прохождения реакций.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в группах с оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    11

    Реакция горения. ПР 8 «Изучение строения пламени»

    1

    Алгоритм навыков разведения и тушения  пожаров.

    Умение соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

    Владение базовыми естественно -научными знаниями.

    Владение способами самоорганизации учебной деятельности.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Умение характеризовать общие  закономерности, их практическую значимость.

    Глава 4. Физические явления в живой и неживой природе.(3)

    12

    Многообразие физических явлений.

    ПР 9 «Физические явления. Магнитные и электрические».

    1

    Навыки составления схемы «Физические явления».

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Умение находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.Владение приёмами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    13

    ЛР 10 «Физические явления. Световые».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с оборудованием.

    сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    14

    ПР 11 «Звуковые явления в природе».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с оборудованием.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Глава 5. Биологические явления. (4)

    15

    Жизнь на Земле. Растения.

    1

    Приводить примеры растений, их способов размножения и расселения.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    16

    Разнообразие растительного мира. Путешествие по паркам мира. Виртуальная экскурсия.

    Навыки наблюдения.

    Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    17

    ПР 12 «Прибор, открывающий невидимое».

    1

    Навыки наблюдения.

    Правила работы с микроскопом.

    Наблюдать с помощью микроскопа за клетками живого организма.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитость коммуникативных умений и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, элементарных исследовательских умений, осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    18

    ПР 13 «Живое и неживое под микроскопом».

    1

    Навыки наблюдения.

    Правила работы с микроскопом.

    Наблюдать с помощью микроскопа за клетками живого организма.

    Навыки приготовления микропрепаратов.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    Глава 6. Особенности живого организма.(10)

    19

    Размножение живых организмов.

    1

    Составить схему «Размножение живых организмов».

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    20

     ПР 14 «Строение семени».

    1

    Навыки работы с лупой.

    Навыки подготовки семян к посадке.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    21

    Как питается растение?

    ПР 15 «Клеточное строение листа».

    1

    Навыки наблюдения.

    Правила работы с микроскопом.

    Наблюдать с помощью микроскопа за клетками живого организма.

     Навыки приготовления микропрепаратов.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    22

    Питание растений. ПР 16 «Содержание минеральных солей в почве».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в группах с оборудованием.

    Навыки  систематизации объектов и явлений природы.

    23

    Как питаются разные животные? Как питаются паразиты?

    1

    Навыки наблюдения.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    24

    Можно ли жить без воды? ПР 17 «Определение наличия воды в живых организмах».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах оборудованием.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    25

    Дыхание и питание живых организмов.

    ЛР 18 «Определение углекислого газа  в выдыхаемом воздухе».

    1

    Навыки постановки эксперимента.

    Составлять план проведения простейшего исследования.

    Навыки работы с оборудованием.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в группах с реактивами и оборудованием.

    26

    ПР 19 «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом».

    1

    Навыки наблюдения.

    Правила работы с микроскопом.

    Наблюдать с помощью микроскопа за клетками живого организма.

    Навыки приготовления микропрепаратов.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированть осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    27

    ПР 20 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».

    1

    Навыки наблюдения.

    Правила работы с микроскопом.

    Наблюдать с помощью микроскопа за клетками живого организма.

    Навыки приготовления микропрепаратов.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в парах с микроскопом.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    28

    Взаимосвязь организмов и окружающей среды

    1

    Схема «Газообмен».

    «Круговорот веществ в природе»

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    Глава 7. Движение в сферах планеты Земля и в космосе.(3)

    29

    Движение литосферы, атмосферы и гидросферы. Взаимосвязь сфер Земли.

    1

    Систематизировать природные явления.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

    30

    ЛР 21 «Горные породы».

    1

    Навыки работы с коллекциями минеральных горных пород.

    Любознательность и  интерес к изучению природы методами естественных наук.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Освоенность приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций, через работу в группах с коллекциями.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира,

    элементарных исследовательских умений.

    Владение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    31

    Движение небесных тел. Солнечной системы. Звёзды и созвездия.

    1

    Систематизировать природные явления.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. Владение базовыми естественно -научными знаниями.

    Умение находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    Глава 8. Освоение природы человеком.(3)

    32

    Роль современной науки в жизни человечества.

    1

    Приводить примеры взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

    Умение анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

    33

    Человек часть природы. Экскурсия.

    1

    Умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

    Владение базовыми естественно -научными знаниями.

    Умение находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    34

    Влияние человека на биосферу. Экскурсия.

    1

    Сформированность представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

    Умение находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её

    Умение характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость.

    Сформированность осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения.

    анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

    Глава 9. Моё исследование. (1)

    35

    Конкурс индивидуальных проектов. (по темам  индивидуальные задания поиска информации)

    2

    Обобщение изученного материала.

    Владение базовыми естественно -научными знаниями.

    Развитая мотивация к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

    Проводить самооценку уровня личных достижений.

    Развитые коммуникативные умения и овладение опытом межличностных коммуникаций.

    Навыки  систематизации объектов и явлений природы

    анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

    Литература для учителя:

    • Сухова Т. С., Строганов В. И., М «Природоведение. 5 класс»./ Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – Москва:  Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.
    • Удивительный мир живой природы в 20 томах – Москва: Издательский мир «Терра» 1997.
    • Панина Т.С. Современные способы активизации обучения /Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008.
    • Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2009.

    Литература для учащихся:

    • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383 с.: ил.
    • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528 с.: ил.
    • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
    • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
    • Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
    • Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
    • «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
    • «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

    УМК кабинета.

    Библиотечный фонд:

    1. Учебно – методический комплект:
    • учебник;
    • рабочая тетрадь;
    • методические рекомендации преподаваемого предмета.
    1. Справочные материалы:
    • словарь;
    • справочник;
    • атлас.
    1. Програмно-методические материалы:
    • примерная программа основного общего образования по естествознанию;
    • сборник авторских программ;
    • дидактические материалы к урокам;
    • контрольно-измерительные материалы по естествознанию.

    Печатные пособия.

    1. атлас: физическая  карта мира;
    2. портреты великих учёных – естествоиспытателей.

    Информационно-коммуникативные средства.

    1. справочные информационные ресурсы – электронная энциклопедия, учебник;
    2. электронная библиотека наглядных пособий – презентации, ЦОРы, слайд – шоу;
    3. сменный стендовый материал – «Чудо природы – растения» с разделами: 1. комнатные растения, 2. легенды о цветах, 3. северные растения – фотографии, 4. стихи о цветах,5. лекарственные растения,6. это интересно;

    Технические средства обучения.

    1. Компьютер.
    2. Принтер.
    3. Мультимедийный проектор.
    4. Интерактивная доска.
    5. Лаборатория «Нова. Архимед».
    6. Микроскоп световой.
    7. Микроскоп цифровой.

    Учебно-практическое и учебно - лабораторное оборудование:

    1. Оборудование для измерения, наблюдения и эксперимента.
    2. Комплект для моделирования строения атомов и молекул «Цифровая лаборатория».
    3. Комплект «световые явления».
    4. Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
    5. Микроскопы.
    6. Столик демонстрационный.
    7. Лотки для оборудования на каждый ученический стол.

    Натуральные объекты:

    1. Коллекции «Вещества».
    2. Коллекция «Горные породы и минералы».
    3. Микропрепараты по теме: «Разнообразие клеток многоклеточных организмов».
    4. Комнатные растения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"

    Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...

    Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

    Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

    Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

    Программа учебной дисциплины: "Естествознание (физика)" - социально-экономический профиль

    Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 195 (95) часов...

    Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"

    Рабочая программа кружка "Удивительное рядом".  34 учебных занятия....

    Рабочая программа учебного курса "Естествознание", 5 класс

    В 5 классе отводится 1 час на изучение учебного курса "Естествознание", он представлен двумя модулями по 17 часов каждый: "Наша Земля", "Мир природы". Предлагаю рабочие программы данного курса....