Технологическая карта по литературному чтению Гусь и Журавль 1 класс
план-конспект урока по литературе
Технологическая карта
литературного чтения, данного в 1 классе
МБОУ СОШ № 3 г. Болхова
студенткой 3 курса группы «Б»
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Болховского педагогического колледжа
Тимошенко Яны Геннадиевны
Дата: 15.04.2025
Класс: 1
Урок: литературное чтение
Тема урока: К. Д. Ушинский «Гусь и Журавь»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование у обучающихся навыка чтения и умения анализировать смысловое содержание прочитанного стихотворения.
Задачи урока:
Образовательная задача: познакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и его произведением «Гусь и Журавль» воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Развивающая задача: развивать память, мышление, фонематический слух учащихся, расширять словарный запас обучающихся.
Воспитательная задача: воспитывать культуру речи, доброжелательность, ответственность, аккуратность.
Планируемые результаты УУД:
Предметные:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения
- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству К. Д. Ушинского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.
Познавательные: уметь добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: Азбука, стикеры для рефлексии, карточки для самостоятельной работы, портрет автора, книги Ушинского.
Ход урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
литературного чтения, данного в 1 классе
МБОУ СОШ № 3 г. Болхова
студенткой 3 курса группы «Б»
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Болховского педагогического колледжа
Тимошенко Яны Геннадиевны
Дата: 15.04.2025
Класс: 1
Урок: литературное чтение
Тема урока: К. Д. Ушинский «Гусь и Журавь»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование у обучающихся навыка чтения и умения анализировать смысловое содержание прочитанного стихотворения.
Задачи урока:
Образовательная задача: познакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и его произведением «Гусь и Журавль» воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Развивающая задача: развивать память, мышление, фонематический слух учащихся, расширять словарный запас обучающихся.
Воспитательная задача: воспитывать культуру речи, доброжелательность, ответственность, аккуратность.
Планируемые результаты УУД:
Предметные:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения
- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству К. Д. Ушинского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.
Познавательные: уметь добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: Азбука, стикеры для рефлексии, карточки для самостоятельной работы, портрет автора, книги Ушинского.
Ход урока
Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивационно-ориентировочный этап | ||
Организационный метод | 1.Приветствие. - Здравствуйте, меня зовут Яна Геннадиевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. 2.Психологический настрой. Прозвенел звонок, Начинается урок! Всё готово? Посмотри! Много знаний впереди! – Проверим готовность к уроку. 3. Речевая разминка. - Сейчас мы с вами проведём речевую разминку. - Сначала читаем скороговорку медленно, четко проговаривая согласные звуки: У Иванушки рубашка, у рубашки кармашки. - Теперь прибавляем темп, читаем быстрее. - Теперь читаем быстро. 4. Самоопределение к деятельности. -Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? -А какие литературные жанры вы еще знаете? -Молодцы! 5. Актуализация опорных знаний. -А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры». -Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр. -Но прежде вспомним признаки каждого жанра. -Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. -Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом. -Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано. - «Как на горке на горе»». -«Храбрый клоун». -«Три товарища». -« Гусь и Журавль». -А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»? -Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? -Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня. 6. Определение темы и задач урока. - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Помогите мне определить задачи урока. - С чем мы с вами познакомимся? - Правильно, а чему научимся? | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Выполняют речевую разминку. Стихотворение - Рассказ, сказка, басня и т.д. - Мишка, Мяч. Рассказывают стихотворения - Мы познакомимся с автором и со стихотворениями. - Научимся анализировать стихотворение. Стихотворение. Сказка. Рассказ. Дети не знают. Мы не читали этого произведения. Гусь и Журавль. Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль» Научимся анализировать произведение. |
II. Поисковой этап. | ||
Словесный метод. | 1. Подготовка к первичному восприятию . Рассказ об авторе Барто. - Ребята, какую задачу мы с вами будем решать? - Чтобы решить первую задачу давайте послушаем биографию об авторе. На доску вывешивается портрет автора. Краткая биографическая справка о К.Д. Ушинском. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать. Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи. В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия. Время показало, что произведения этого писателя по-прежнему любимы юными читателями. 2. Первичное восприятие стихотворения. -Ребята, а кто такие гусь и журавль? - А они домашние или дикие? -Ребята посмотрите на доску. -В чем отличие дикого гуся от домашнего? Гусь Дикий гусь никогда не подпускает близко к себе охотника, а если заметит хоть малейший признак опасности, быстро снимается с места и улетает. Дикий гусь – среднего размера птица, относящаяся к семейству утиных. Чем-то он даже похож на утку, только крупнее и у него более длинные лапы и шея. Клюв дикого гуся идеально приспособлен для срезания растительности, он более высокий по сравнению с широким и плоским утиным клювом. В нашей стране обитает несколько видов диких гусей, но самый распространенный из них – серый гусь, который является предком всех своих домашних сородичей. Домашний гусь Домашний гусь - одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. Приручен в глубокой древности; разводится ради мяса, перьев . Журавль Журавли — одни из самых любимых людьми птиц, но в то же время эта группа пернатых считается и одной из самых уязвимых. Из 15 видов журавлей, обитающих на нашей планете. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна-две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных. Журавли постоянны в своих привязанностях. Раз создав пару, они не изменяют своей привязанности всю жизнь. Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах. Встречаются почти во всех участках планеты, кроме Антарктиды и Южной Америки. В нашей стране обитают 7 видов журавлей - Молодцы, ребята. - Давайте прочитаем басню «Гусь и Журавль». - Откройте учебники на странице 58. - Сначала прочитаю я, а вы поставьте пальчик в текст и следите за мной. 3. Проверка первичного восприятия. Эмоционально-оценочная беседа. -Какую важную мысль автор сообщил читателям? -Молодцы ребята. 4. Физкультминутка. Вот помощники мои Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. | Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль». Слушают биографию автора. Птицы. Журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой. Предполагают различия. Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться. |
III. Практический этап. | ||
Словесный метод. | 1. Повторное чтение. - А что мы будем делать дальше? - Верно, мы будем читать басню по цепочке Обучающиеся читают басню по цепочке. 2. Анализ произведения. - Какими словами гусь восхищался собой? -Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? Молодцы ребята. - Давайте прочитаем по ролям басню, используя разные интонации и мимику. - Ребята, какую учебную задачу мы сейчас решили? 4. Самостоятельное упражнение. -А сейчас мы с вами выберем из пословиц те, которые подходят к нашей басне: Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу несет. Глупый сам себя хвалит. Кто хвалится , тот с горы свалится. У кого нет ума – у того нет друга. -Подчеркните в карточках те пословицы, которые подходят к басне. -Можете обменяться карточками с соседом по парте и выполнить взаимопроверку. | Читают басню по цепочке. Ответы детей. Удивительная птица, нет такой другой птицы на свете, я всем птицам царь.
Выполняют задание и выполняют взаимопроверку. |
IV. Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Словесный метод. | 1. Подведение итогов. - Какая тема была у нас сегодня на уроке? - Какие задачи ставили на урок? - Как решили поставленные задачи? - Какую басню читали на уроке? - Кто автор басни? 2. Рефлексия. - Оцените свою работу. Если у вас все получилось на уроке,то поднимите зеленый смайлик, а если нет, то поднимите красный смайлик. | Подводят итоги. Оценивают свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "Чудесный мир классики"
Представлена технологическая карта урока...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения по теме «Курский край -родина знаменитых писателей»
Познакомить с творчеством Курских писателей и поэтов.Совершенствовать навык работы с книгой; развивать речь, умение анализировать.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знако...

Технологическая карта урока "Ознакомительное чтение". Внеурочная деятельность 10 класс
В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения: 1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);2) чтением с извлечением полной информации из т...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс
Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....

Технологическая карта урока Литературного чтения, Учебник по чтению для 7 класса: автор-составитель А.К. Аксенова, 7 класс 8 вид Тема 1. Ознакомительная статья «Устное народное творчество - коллективное творчество народа»
Технологическая карта урока Литературного чтения для обучающихся 7 класса с УО (ИН), 8 вид...
