Технологическая карта по литературному чтению Гусь и Журавль 1 класс
план-конспект урока по литературе

 


 


 


 

 

Технологическая карта

литературного чтения, данного в 1 классе

МБОУ СОШ № 3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Тимошенко Яны Геннадиевны

 

 

Дата: 15.04.2025

Класс: 1

Урок: литературное чтение

Тема урока: К. Д. Ушинский «Гусь и Журавь»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование у обучающихся навыка чтения и умения анализировать смысловое содержание прочитанного стихотворения.

Задачи урока:

Образовательная задача: познакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и его произведением «Гусь и Журавль» воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Развивающая задача: развивать память, мышление, фонематический слух учащихся, расширять словарный запас обучающихся.

Воспитательная задача: воспитывать культуру речи, доброжелательность, ответственность, аккуратность.

Планируемые результаты УУД:

Предметные:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству К. Д. Ушинского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.

Познавательные: уметь добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: Азбука, стикеры для рефлексии, карточки для самостоятельной работы, портрет автора, книги Ушинского.

Ход урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Организационный метод

1.Приветствие.

- Здравствуйте, меня зовут Яна Геннадиевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2.Психологический настрой.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Всё готово? Посмотри!

Много знаний впереди!

Проверим готовность к уроку.


 

3. Речевая разминка.

- Сейчас мы с вами проведём речевую разминку.

- Сначала читаем скороговорку медленно, четко проговаривая согласные звуки:

У Иванушки рубашка, у рубашки кармашки.

- Теперь прибавляем темп, читаем быстрее.

- Теперь читаем быстро.


 

4. Самоопределение к деятельности.

-Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»?

-А какие литературные жанры вы еще знаете?

-Молодцы!

5. Актуализация опорных знаний.

-А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».

-Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.

-Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

-Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

-Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

-Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

- «Как на горке на горе»».

-«Храбрый клоун».

-«Три товарища».

-« Гусь и Журавль».

-А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?

-Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения?

-Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.

6. Определение темы и задач урока.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Помогите мне определить задачи урока.

- С чем мы с вами познакомимся?

- Правильно, а чему научимся?

Приветствуют учителя.


 


 


 


 

Настраиваются на урок.


 


 


 


 


 


 

Выполняют речевую разминку.


 


 


 

Стихотворение


 

- Рассказ, сказка, басня и т.д.


 


 


 


 

- Мишка, Мяч.

Рассказывают стихотворения


 

- Мы познакомимся с автором и со стихотворениями.

- Научимся анализировать стихотворение.


 


 


 

Стихотворение.

Сказка.

Рассказ.

Дети не знают.


 


 


 

Мы не читали этого произведения.


 


 


 

Гусь и Журавль.

Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль»

Научимся анализировать произведение.

II. Поисковой этап.

Словесный метод.


 


 


 

 

1. Подготовка к первичному восприятию .

Рассказ об авторе Барто.

- Ребята, какую задачу мы с вами будем решать?

- Чтобы решить первую задачу давайте послушаем биографию об авторе.

На доску вывешивается портрет автора.

Краткая биографическая справка о К.Д. Ушинском.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи.  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.

2. Первичное восприятие стихотворения.

-Ребята, а кто такие гусь и журавль?

- А они домашние или дикие?

-Ребята посмотрите на доску.

-В чем отличие дикого гуся от домашнего?


 

Гусь


 

Дикий гусь никогда не подпускает близко к себе охотника, а если заметит хоть малейший признак опасности, быстро снимается с места и улетает. Дикий гусь – среднего размера птица, относящаяся к семейству утиных. Чем-то он даже похож на утку, только крупнее и у него более длинные лапы и шея. Клюв дикого гуся идеально приспособлен для срезания растительности, он более высокий по сравнению с широким и плоским утиным клювом.


 

В нашей стране обитает несколько видов диких гусей, но самый распространенный из них – серый гусь, который является предком всех своих домашних сородичей.


 

Домашний гусь


 

Домашний гусь - одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. Приручен в глубокой древности; разводится ради мяса, перьев .


 

Журавль


 

Журавли — одни из самых любимых людьми птиц, но в то же время эта группа пернатых считается и одной из самых уязвимых. Из 15 видов журавлей, обитающих на нашей планете. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна-две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных.

Журавли постоянны в своих привязанностях. Раз создав пару, они не изменяют своей привязанности всю жизнь. Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах. Встречаются почти во всех участках планеты, кроме Антарктиды и Южной Америки. В нашей стране обитают 7 видов журавлей

- Молодцы, ребята.

- Давайте прочитаем басню «Гусь и Журавль».

- Откройте учебники на странице 58.

- Сначала прочитаю я, а вы поставьте пальчик в текст и следите за мной.

3. Проверка первичного восприятия. Эмоционально-оценочная беседа.

-Какую важную мысль автор сообщил читателям?

-Молодцы ребята.

4. Физкультминутка.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

 


 

Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль».


 


 


 

Слушают биографию автора.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Птицы.

Журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой.

Предполагают различия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.

 

III. Практический этап.

Словесный метод.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

1. Повторное чтение.

- А что мы будем делать дальше?

- Верно, мы будем читать басню по цепочке

Обучающиеся читают басню по цепочке.

2. Анализ произведения.

- Какими словами гусь восхищался собой?

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

Молодцы ребята.

- Давайте прочитаем по ролям басню, используя разные интонации и мимику.

- Ребята, какую учебную задачу мы сейчас решили?


 

4. Самостоятельное упражнение.

-А сейчас мы с вами выберем из пословиц те, которые подходят к нашей басне:


 

Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу несет.

Глупый сам себя хвалит.

Кто хвалится , тот с горы свалится.

У кого нет ума – у того нет друга.


 

-Подчеркните в карточках те пословицы, которые подходят к басне.

-Можете обменяться карточками с соседом по парте и выполнить взаимопроверку.


 


 

Читают басню по цепочке.


 


 


 

Ответы детей.


 


 

Удивительная птица, нет такой другой птицы на свете, я всем птицам царь.


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 

Выполняют задание и выполняют взаимопроверку.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Словесный метод.

1. Подведение итогов.

- Какая тема была у нас сегодня на уроке?

- Какие задачи ставили на урок?

- Как решили поставленные задачи?

- Какую басню читали на уроке?

- Кто автор басни?


 

2. Рефлексия.

- Оцените свою работу. Если у вас все получилось на уроке,то поднимите зеленый смайлик, а если нет, то поднимите красный смайлик.

 

Подводят итоги.


 


 


 


 


 

Оценивают свою работу на уроке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_5454024169979144986_1.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

литературного чтения, данного в 1 классе

МБОУ СОШ № 3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Тимошенко Яны Геннадиевны

Дата: 15.04.2025

Класс: 1

Урок: литературное чтение

Тема урока: К. Д. Ушинский «Гусь и Журавь»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование у обучающихся навыка чтения и умения анализировать смысловое содержание прочитанного стихотворения.

Задачи урока: 

Образовательная задача: познакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и его произведением «Гусь и Журавль» воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Развивающая задача: развивать память, мышление, фонематический слух учащихся, расширять словарный запас обучающихся.

Воспитательная задача: воспитывать культуру речи, доброжелательность, ответственность, аккуратность.

Планируемые результаты УУД:

Предметные:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству К. Д. Ушинского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.

Познавательные: уметь добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: Азбука, стикеры для рефлексии, карточки для самостоятельной работы, портрет автора, книги Ушинского.

Ход урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Организационный метод

1.Приветствие.

 - Здравствуйте, меня зовут Яна Геннадиевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2.Психологический настрой.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

  Всё готово? Посмотри!

Много знаний впереди!

– Проверим готовность к уроку.

3. Речевая разминка.

- Сейчас мы с вами проведём речевую разминку.

- Сначала читаем скороговорку медленно, четко проговаривая согласные звуки:

У Иванушки рубашка, у рубашки кармашки.

- Теперь прибавляем темп, читаем быстрее.

- Теперь читаем быстро.

4. Самоопределение к деятельности.

-Как вы считаете, к какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»?

-А какие литературные жанры вы еще знаете?

-Молодцы!

5. Актуализация опорных знаний.

-А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».

-Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.

-Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

-Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

-Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

-Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

- «Как на горке на горе»».

-«Храбрый клоун».

-«Три товарища».

-« Гусь и Журавль».

-А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»?

-Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения?

-Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.

6. Определение темы и задач урока.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Помогите мне определить задачи урока.

- С чем мы с вами познакомимся?

- Правильно, а чему научимся?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Выполняют речевую разминку.

Стихотворение

- Рассказ, сказка, басня и т.д.

- Мишка, Мяч.

Рассказывают стихотворения

- Мы познакомимся с автором и со стихотворениями.

- Научимся анализировать стихотворение.

Стихотворение.

Сказка.

Рассказ.

Дети не знают.

Мы не читали этого произведения.

Гусь и Журавль.

Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль»

Научимся анализировать произведение.

II. Поисковой этап.

Словесный метод.

1. Подготовка к первичному восприятию .

Рассказ об авторе Барто.

- Ребята, какую задачу мы с вами будем решать?

- Чтобы решить первую задачу давайте послушаем биографию об авторе.

На доску вывешивается портрет автора.

Краткая биографическая справка о К.Д. Ушинском.

 Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году. Получил юридическое образование в Московском государственном университете. Константин Дмитриевич был не только писателем, но и Великим педагогом. Даже в нашем учебнике по литературному чтению есть не только его рассказы, басни, но и упражнения, которые учат хорошо читать.

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи.  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.

2. Первичное восприятие стихотворения.

-Ребята, а кто такие гусь и журавль?

- А они домашние или дикие?

-Ребята посмотрите на доску.

-В чем отличие дикого гуся от домашнего?

Гусь

Дикий гусь никогда не подпускает близко к себе охотника, а если заметит хоть малейший признак опасности, быстро снимается с места и улетает. Дикий гусь – среднего размера птица, относящаяся к семейству утиных. Чем-то он даже похож на утку, только крупнее и у него более длинные лапы и шея. Клюв дикого гуся идеально приспособлен для срезания растительности, он более высокий по сравнению с широким и плоским утиным клювом.

В нашей стране обитает несколько видов диких гусей, но самый распространенный из них – серый гусь, который является предком всех своих домашних сородичей.

Домашний гусь

Домашний гусь  - одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. Приручен в глубокой древности; разводится ради мяса, перьев .

Журавль

Журавли — одни из самых любимых людьми птиц, но в то же время эта группа пернатых считается и одной из самых уязвимых. Из 15 видов журавлей, обитающих на нашей планете. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна-две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных.

Журавли постоянны в своих привязанностях. Раз создав пару, они не изменяют своей привязанности всю жизнь. Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах. Встречаются почти во всех участках планеты, кроме Антарктиды и Южной Америки. В нашей стране обитают 7 видов журавлей

- Молодцы, ребята.

- Давайте прочитаем басню «Гусь и Журавль».

- Откройте учебники на странице 58.

- Сначала прочитаю я, а вы поставьте пальчик в текст и следите за мной.

3. Проверка первичного восприятия. Эмоционально-оценочная беседа.

-Какую важную мысль автор сообщил читателям?

-Молодцы ребята.

4. Физкультминутка.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Познакомимся с произведением «Гусь и Журавль».

Слушают биографию автора.

Птицы.

Журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой.

Предполагают различия.

Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.

III. Практический этап.

Словесный метод.

1. Повторное чтение.

- А что мы будем делать дальше?

- Верно, мы будем читать басню по цепочке

Обучающиеся читают басню по цепочке.

2. Анализ произведения.

 - Какими словами гусь восхищался собой?

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

Молодцы ребята.

- Давайте прочитаем по ролям басню, используя разные интонации и мимику.

- Ребята, какую учебную задачу мы сейчас решили?

4. Самостоятельное упражнение.

-А сейчас мы с вами выберем из пословиц те, которые подходят к нашей басне:

Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу несет.

Глупый сам себя хвалит.

Кто хвалится , тот с горы свалится.

У кого нет ума – у того нет друга.

-Подчеркните в карточках те пословицы, которые подходят к басне.

-Можете обменяться карточками с соседом по парте и выполнить взаимопроверку.

Читают басню по цепочке.

Ответы детей.

Удивительная птица, нет такой другой птицы на свете, я всем птицам царь.

 

Выполняют задание и выполняют взаимопроверку.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Словесный метод.

1. Подведение итогов.

- Какая тема была у нас сегодня на уроке?

- Какие задачи ставили на урок?

- Как решили поставленные задачи?

- Какую басню читали на уроке?

- Кто автор басни?

2. Рефлексия.

- Оцените свою работу. Если у вас все получилось на уроке,то поднимите зеленый смайлик, а если нет, то поднимите красный смайлик.

 Подводят итоги.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения по теме «Курский край -родина знаменитых писателей»

Познакомить с творчеством Курских писателей и поэтов.Совершенствовать навык работы с книгой; развивать речь, умение анализировать.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знако...

Технологическая карта урока "Ознакомительное чтение". Внеурочная деятельность 10 класс

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения: 1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);2) чтением с извлечением полной информации из т...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....