Урок физики в 11 классе по теме "Фотоэффект и его законы"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Мешкова Галина Николаевна

Урок физики в 11 классе по теме "Фотоэффект и его законы"

Задачи урока:

Образовательные

– сформировать представление о фотоэффекте;

– познакомить с научной деятельностью А.Г. Столетова и изучить его   законы.

Развивающие

–   подготовить учащихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики;

 –  развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов, исторического материала.

Воспитательные                                                    

 – продолжить формирование научного мировоззрения; тренировку памяти, внимания, самостоятельности, ответственности за собственные знания и их применение.     

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ                                

Формы работы: рассказ учителя, демонстрация опыта и постановка проблемы, беседа с учащимися, самостоятельная работа с учебником, решение задач с использованием презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: приборы: комплект по фотоэффекту КПФ-1, электрометр, лампа накаливания, прибор « Фотон», эбонитовая и стеклянная палочки, кусок шерсти, бумага, стекло. Учебник 11 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_fotoeffekt.docx989.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок физики в 11 классе « Возникновение квантовой физики. Фотоэлектрический эффект и его законы»

                                                                                                                                          Учитель физики школы  № 436 Мешкова Г.Н.

                                

Тема: Световые кванты.                                                                         Цели изучения темы: изучение квантовой природы света и вопросов взаимодействия света с веществом.                                                                                         Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

Образовательные

– сформировать представление о фотоэффекте;

– познакомить с научной деятельностью А.Г. Столетова и изучить его   законы.

Развивающие

–   подготовить учащихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики;

 –  развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов, исторического материала.

Воспитательные                                                                                                                             – продолжить формирование научного мировоззрения; тренировку памяти, внимания, самостоятельности, ответственности за собственные знания и их применение.        

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ                                    Формы работы: рассказ учителя, демонстрация опыта и постановка проблемы, беседа с учащимися, самостоятельная работа с учебником, решение задач с использованием презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: приборы: комплект по фотоэффекту КПФ-1, электрометр, лампа накаливания, прибор « Фотон», эбонитовая и стеклянная палочки, кусок шерсти, бумага, стекло. Учебник 11 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока.

  1. Организационный момент и подготовка к изучению темы.
  2. Изучение нового материала: явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.
  3. Демонстрация опытов А.Г. Столетова.
  4. Решение задач.
  5. Краткое обобщение.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Историческая обстановка в физике в революционный период ее развития.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассказ учителя

Слушают рассказ учителя

Во второй половине Х1Х-начале ХХ века учеными были открыты атомы, ядра атомов, электроны и некоторые другие микрочастицы. Эти физические объекты имеют размеры 10-12 – 10-15м и меньше. Мир малых частиц называют микромиром. Проникнув в микромир люди, узнали много нового. Известные тогда законы механики и электродинамики не объясняли некоторые открытые явления микромира. Так, опираясь на эти законы, нельзя объяснить, почему атом, состоящий из ядра и электронов, устойчив? Почему атомы излучают свет определенных частот? Накопился ряд опытных фактов, которые не смогла объяснить физическая теория этого времени.

2. Явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.

Ставит проблемные вопросы:

Думают, высказывают различные предположения.

Как объяснить новые экспериментальные факты? Каким новым законам подчинено движение микрочастиц?

Обобщение и сообщение

Слушают

В спорах ученых и борьбе научных мнений возникли и получили развитие новые физические идеи: о дискретных уровнях энергии атомов, о волновом характере движения микрочастиц, о квантовой природе света. Они и легли в основу новой области физики – квантовой.               Квантовая физика – это раздел современной физики, в котором изучаются свойства, строение атомов и молекул, движение и взаимодействие  микрочастиц.  В возникновении квантовой физики важнейшую роль сыграло изучение взаимодействия электромагнитных волн с веществом. В 1886 году немецкий физик Г.Герц открыл явление электризации металлических поверхностей при их освещении. Позднее ученые выяснили, что под действием света часть электронов, входящих в состав тела, покидает его.                                                                                        Явление выхода (вырывания) электронов из вещества под действием света получило название фотоэлектрического эффекта ( или просто фотоэффекта).

Определения, выделенные жирным шрифтом, записывают в тетради.     Квантовая физика – это раздел современной физики, в котором изучаются свойства, строение атомов и молекул, движение и взаимодействие  микрочастиц.            Явление выхода (вырывания) электронов из вещества под действием света получило название фотоэлектрического эффекта ( или просто фотоэффекта).  

3. Демонстрация (внешнего) фотоэффекта на установке.

Демонстрирует опыт на установке: электрометр, соединенный с цинковой пластиной. ( Пластинка зачищается  мелкозернистой  шкуркой. Используется комплект  по фотоэффекту КПФ-1). Главная задача опыта: выделить и изучить явление.                  С учащимися ведется беседа по вопросам, с помощью которых выясняется физическая сущность нового явления.                 Опыт 1. ( в качестве излучателя используется косметический прибор « Фотон»). Вопросы для обсуждения:                                       1.Когда начинает разряжаться электрометр?                                  2.Что является причиной его разрядки?                                        3.Почему делаем вывод о вылете электронов с пластинки?         4.Будет ли разрядка электрометра, если он заряжен положительно?    5. Изменится ли время разрядки

Наблюдают опыт. Зарисо-вывают схему установки в тетрадь. Отвечают на вопро-сы. Примерные ответы: 1.Сразу после попадания света. 2.Вылет электронов с поверхности пластинки.   3.Заряд на электрометре уменьшается, т.к. заряд пластинки отрицательный.    4.Нет, т.к. вырванные электроны притягиваются к (+) и возвращаются на нее.    5. Да

4.  Краткая беседа по изученному материалу и обобщение.

5. Домашнее задание.

 Записывает на доске: и поясняет выполнение д/з               параграф 88, стр. 241-242, хрестоматия  стр.167-170

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики 9 класс "Третий закон Ньютона"

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.Исаак Ньютон«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они». ...

Урок физики 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."

Урок физики в 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."...

Презентация к уроку физики 8 класс "Закон Ома"

Использование на уроках 8 класса при изучении темы Закон Ома для участка цепи....

Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел

краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...