Главные вкладки

    Физика 7 класс. Перышкин А.В. Урок по теме: "Равнодействующая сил" (Сложение сил действующих по одной прямой).
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Ченцова Галина Николаевна

    Урок физики на тему "Равнодействующая сил", это пятый урок в разделе "Взаимодействие тел". Задача данного урока закрепить представления учащихся о силе, как векторной величине. Рассмотреть вопрос о сложении сил, направленных по одной прямой в одну или в противоположные стороны. Ввести понятие равнодействующей сил. Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физичуские явления.

    Урок разработан с учетом последних требований.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon ravnodeystvuyushchaya.zip2.61 МБ
    Microsoft Office document icon urok.doc116.5 КБ

    Подписи к слайдам:

    Сущность Вселенной не имеет в себе силы, которая могла бы противостоять познанию.Г. Гегель
    Создала учитель физики Ченцова Г.Н. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучение отдельных предметов»
    Что такое сила?
    2.От чего зависит результат действия силы?
    3.Как графически изображается сила?
    4.В чем измеряется сила?
    5.Какие силы вы знаете?
    6.Дайте определение силы тяжести?
    7.На все ли тела действует сила тяжести?
    8.Куда направлена сила тяжести?
    9.Дайте определение силы упругости?
    10.В чем причина возникновения силы упругости?
    11.Какие виды деформации вы знаете?
    12.Как направлена сила упругости при сжатии?
    13.Как направлена сила упругости при растяжении?
    17.Назовите силы изображенные на рисунке.
    14.Дайте определение веса тела?
    15.Чем отличается вес тела от силы тяжести?
    16.Что общего у этих сил?
    Как удивительно обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил.М. Фарадей
    Действие нескольких сил
    Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.
    Как найти равнодействующую в этом случае?
    Гипотеза: равнодействующая равна сумме сил.
    F1
    F2
    R
    R=F1+F2
    ( направлена в ту же сторону)
    Как найти равнодействующую в этом случае?
    Гипотеза: равнодействующая равна разности сил
    R=F2-F1
    F1
    F2
    R
    направлена в сторону большей силы
    Чему равна равнодействующая?
    Гипотеза: равнодействующая равна 0
    F1
    F2
    R=F2 – F1R=0
    Покой или равномерное движение.
    «Однажды Лебедь, Рак и ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИз кожи лезут вонА возу все нет ходуПоклажа бы для них казалось и легка;Да лебедь рвется в облака,Рак пятится назадА щука тянет в воду!Кто виноват из них, кто правСудить не нам Да только воз и ныне там!
    R=0
    Физкультминутка
    R=F1+F2 ; направлена в ту же сторону
    R=F2-F1; R=F1-F2 направлена в сторону большей силы
    R=0; покой или равномерное движение
    Равнодействующая сил.
    Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону?
    R=600H + 100H + 50H + 30H + 10H + 2H =792H
    Две команды состоящие из двух и трех человек участвуют в игре по перетягиванию каната. Какая команда победит?
    F1
    F2
    F3
    F4
    F5
    А
    F1= 40H
    F2= 15H
    F3= 10H
    F4= 40H
    F5= 30H
    Проверь себя
    F1
    F2
    F3
    F4
    F5
    А
    R
    R1= 40H + 15H + 10H = 65H
    R2= 40H + 30H = 70H
    R= 70H - 65H = 5H
    Знания- броня от всех бед.А.Рудаки
    Проверь себя
    В - 2
    В - 1
    R=90H – 30H = 60HR=4H – 2H = 2H
    R=25H + 50H = 75HR=(5H + 2H) – 2H = 5H
    Верно ли что:
    Несколько сил, приложенных к телу, можно заменить одной силой, равноценной по своему действию этим силам?
    2. Равнодействующая сила обозначается R ?
    3. Если силы направлены в одну сторону, вдоль одной прямой, то равнодействующая сил равна сумме модулей составляющих сил?
    4. Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в туже сторону?

    5. Если силы направлены в разные стороны, вдоль одной прямой, то равнодействующая сил равна разности модулей составляющих сил?
    Верно ли что:
    6. Равнодействующая двух сил направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей силы?
    7. Единицы измерения равнодействующей силы H ?
    8. Тело может равномерно двигаться, если на него действуют две равные по модулю силы, направленные в разные стороны?
    9. Равнодействующая равна нулю, то тело покоится?
    10. Силы 2H и 3H действуют на тело вдоль одной прямой, может ли R= 1H? , 5H?
    Проверь себя
    1. + 2. + 3. + 4. + 5. +
    6. + 7. + 8. + 9. + 10. +
    Домашнее задание:
    Творческое задание.
    § 29
    «Считай несчастным тот день или тот час,в который ты не усвоил ни чего нового и ни чего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Каменский


    Предварительный просмотр:

    Схема конспекта урока

    Аттестуемый педагог (ФИО):  Ченцова Галина Николаевна

    Предмет:  физика

    Класс:  7 Б

    Тема урока: «Равнодействующая сил» (Сложение сил действующих по одной прямой)

    Цели и задачи урока: 

    Образовательные:  Закрепить  представление учащихся о силе, как о векторной  величине.  Рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по  одной прямой  в одну или в противоположные стороны. Ввести понятие равнодействующей. Сформировать  умение применять понятие равнодействующей силы. Выявить уровень усвоение темы. Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.

    Развивающие: Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; работать над формированием умений наблюдать и объяснять физические явления, выполнять рисунки, аккуратно и грамотно  делать записи в тетрадях. Учить; выделять признаки сходства в описании явлений, анализировать ситуацию, проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

    Воспитательные: Содействовать формированию мировоззренческой  идеи познание явлений и свойств окружающего мира ; Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств; самостоятельность, ответственное отношение к учёбе.

    Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений. 

    Оборудование: Мультимедийный  проектор, компьютер с загруженными тестовыми заданиями,  иллюстрациями сказок...

    Приборы для опыта: Демонстрационный динамометр, закрепленный на штатив. Набор грузов. Карточки для индивидуальных заданий

    1. Организационный этап:

    Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию;

    Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента.

    Метод: объяснительно-иллюстративный.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - занимают рабочие места

    - готовят необходимые для урока материалы;

    - приветствие учителя;

    - слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

    - слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места;

    - напоминаю общие требования готовности к уроку;

    - стараюсь эмоционально настроить учащихся на предстоящее занятие.

    - в случае необходимости корректировка к уроку;

    - возможны обоснованные замечания к внешнему виду, принадлежностям и материалам.

    - используется мультимедийная презентация, которая носит учебно-фоновый характер и визуализирует процесс усвоения учебного материала;

    Слайд № 1  «слова Г. Гегеля»

    2. Актуализация знаний, погружение в тему:

                Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности;

                Задачи: активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала, закрепить  представление учащихся о силе, как о векторной  величине,  подготовить учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний; 

             Методы: словесный (фронтальный опрос, беседа), стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха).

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -отвечают на вопросы с места

    - Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности

    - поощрение, создание ситуации успеха

    -демонстрация слайдов презентации слайд №2, слайд №3 слайд №4 – «Блиц опрос»:

    На этом этапе я использую

    фронтальный опрос и беседу

     с целью активизации имеющихся

     знаний, необходимых для

    изучения нового материала,

    концентрации внимания,

     включения учащихся в

    активную продуктивную работу.

    3 Целеполагание и мотивация:

      Цель: сформировать познавательные мотивы, организация учащихся по принятию познавательной задачи;

                Задачи: включение всех учащихся в обсуждение темы, обобщение и корректировка ответов учащихся, подведение класса к  постановке цели урока и направления учебной деятельности;

                Методы: эвристическая беседа  с учениками

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отвечают на вопросы учителя;

    - актуализация субъективного опыта учащихся;

    - совместно с учителем формулируют тему и цель урока

    Тема урока - «Равнодействующая сил»;

    Цель урока – выяснить, как находят равнодействующую силу, научится применять понятие равнодействующей силы.

    - Записывают учащиеся тему урока, открывают учебники, находят определение равнодействующей, читают, оставляют  место в тетради для записи определения

    -создание эмоционального настроя на предстоящую работу;

    - ставлю учебные вопросы, позволяющие учащимся погрузиться в тему:

    • Какие силы действуют на тела?
    • Какое имеют направление эти силы?
    • ….

    - формирование понятия «равнодействующая сил»;

    • В каждом подобном случае можно заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной  силой,  равноценной по своему значению, действию  этим силам.

    Определение: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. 

    -подвожу учащихся к теме и  постановке цели  урока;

    -демонстрация слайдов презентации слайд №5 –

    Как удивительно обнаружить,

    Что все явления природы

    Управляются столь небольшим

    числом сил.

    М. Фарадей

    слайд №6, слайд №7- «Действие нескольких сил»

    -слайд - шоу «действие сонаправленных сил»

    Для наглядности и повышения

    познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика»

     

    - на данном этапе начинает формироваться понятийный ряд: «равнодействующая сил»;

    слайд №7–«Тема урока».

    4 Изложение нового материала:

                Цель: сформировать конкретные представления о равнодействующей силе, рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по  одной прямой  в одну или в противоположные стороны, вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс;

                Задачи: постановка учебной проблемы, побуждать учащихся самих искать решение проблемы, обеспечить восприятие и осмысление знаний, формировать  умение анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи, умение делать выводы;

                Методы: частично- поисковый, интерактивный, словесный (беседа, объяснение, эвристическая беседа), экспериментальный (демонстрация, опыт), стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха).

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - учащиеся, опираясь на субъективный опыт, на знания, выдвигают гипотезы, делают предположения, самостоятельно выделяют главное, обобщают, группируют;

    - работают в тетрадях: результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях

    Гипотеза: равнодействующая равна сумме сил.          

    Вывод:  R=F1+F2

    Гипотеза: равнодействующая равна разности сил.

    Вывод:  R=F2-F1

    Гипотеза: равнодействующая равна 0.

    Вывод:  R=0

    -Учащиеся читают и дают ответ;

    Тело под действием двух равных  и противоположно  направленных  сил будет  находиться в покое или равномерно двигаться.

     

    - создание проблемных ситуаций:

    • Все приложенные силы направлены в одну сторону,  вдоль одной прямой. Чему будет равна равнодействующая сила, которая может заменить действие всех этих сил?
    • Силы направлены в разные стороны. Как поступить при нахождении равнодействующей сил в этом случае?
    • Чему равна равнодействующая двух равных сил,  направленных вдоль одной прямой в разные стороны.

    -демонстрация опыта в каждом случае, подтверждение гипотезы;

    - стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением;

    -работа с учебником:

    • В каких состояниях может находиться тело, когда равнодействующая сил равна нулю?

    на поставленный вопрос предлагается найти ответ в учебнике.

    - на данном этапе происходит расширение области знаний учащихся;

    - расширение понятийного ряда:

    равнодействующая сил,

    обозначение равнодействующей,

    способы нахождения  равнодействующей нескольких  сил;

    Для наглядности и повышения

    познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика», а также модели физических процессов электронных ресурсов «Открытая физика», «Живая физика» и, конечно, физический эксперимент.

    5. Физкультминутка:

                Цель: профилактика учебного утомления;

                Задачи: повысить умственнуюработоспособность;

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  выполняют упражнения, которые показывает ученик к

    - предлагаю учащимся выполнить упражнение

    -  данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии);

    -  когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

    Слайд № 11 «Физкультминутка»

    6. Первичная  проверка понимания:

               Цель: дать установку на выполнение практической работы;

               Задачи: установить осознанность восприятия, провести первичное обобщение;

               Метод: объяснительно-иллюстративный.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  воспринимают и осмысливают информацию о ходе выполнения практической работы;

     

    7. Закрепление знаний:

    Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

    Задачи: организовать деятельность по применению новых знаний, обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте   изучения. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных

                представлений и их коррекция

                Методы: индивидуального и уплотненного опроса, методы стимулирования деятельности, воспроизводящая беседа.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - - используют коммуникативные умения;

    - делаю целевой обход с целью оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроля организации  рабочего места;

    - концентрирую внимание учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

    Слайд № 16 «»

    8. Контроль и самопроверка знаний

    8. Контроль и самопроверка знаний:

               

    Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

    Задачи:выявить уровень первичного усвоения нового материала

    Методы:  самостоятельная практическая работа.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения;

    - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

    - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

    • Что такое «мода» и каковы ее особенности?
    • Что представляет из себя спецграфика?
    • Дайте определение колориту?
    • Что мы называем формой?

    - исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления у учащихся;

    - корректирую ответы учащихся;

    - стимулирую активность учащихся вербальным поощрением.

    - понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

    9. Итоговый этап:

                Цель: подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой;

                Задачи: оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи;

                Метод: обобщающая беседа, методы стимулирования деятельности

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - совместно с учителем подводят итог урока;

    - рассказывают о том, чему научились сегодня;

     - провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

    - совместно с учащимися подвожу итог урока;

    - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

    - акцентирую внимание учащихся на чувствах и ощущениях;

    - выражаю удовлетворенность работой класса,

    - цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

    10. Задание на дом:

                Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала (для последующего урока);

                Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

                Методы: словесные, стимулирования познавательной деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники;

    - уточняют способы его выполнения;

     - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы:

    • Конкурс на самую интересную задачу-буклет

    - конкретизирую данную цель;

    - вместе с учащимися выявляем варианты поиска информации, технику оформления

     Приложение №2

    Образцы выполнения

    11. Рефлективный этап:

                Цель: подвести итоги работы учащихся, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества;

                Задачи: акцентировать внимание учащихся на чувствах и ощущениях.  

                Методы: групповая и индивидуальная рефлексия.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  учащимися подводятся итоги, делают выводы

    - формулируют получаемые результаты, определяют цели дальнейшей работы, корректируют свои последующие действия;

    - делятся впечатлениями, ощущениями от работы;

    - организую анализ и самоанализ учащихся:

    • Что узнали на уроке?
    • С какими новыми понятиями встретились?
    • Какое определение, правило запомнилось сразу?
    • Какое надо еще повторить?

    - провожу индивидуальную  рефлексию учащихся с помощью упражнения «Мордашки»;

    -  А теперь выясним, все ли было ВАМ ПОНЯТНО,  все ли ВАМИ УСВОЕНО и было ли ВАМ ИНТЕРЕСНО.

    Поднимите, пожалуйста смайлики (подсчет ведется выбранным учеником).

    Спасибо за урок!

    - используется упражнение «Мордашки». Учащиеся выбирают из имеющихся «мордашки», которые соответствуют их настроению. Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

    Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

    Методика проведения урока по теме "Равнодействующая сила" (из двух частей)

    Часть 1: Введение понятия "сила" ...Часть 2: Введение понятия "равнодействующая сила" ......

    Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"

    Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....

    Лабораторная работа по физике 7 класс по теме "Силы в природе", лист самооценки к уроку "Сложение сил, направленных по одной прямой" и тест в формате Excel

    Данные работы являются продолжением урока по физике 7 класс "Сложение сил, направленных по одной прямой" автора С.М. Андрюшечкина...

    Урок Графическое изображение сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

    Урок в 7 классе, на котором необходимо ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело; научится изображать силу графически, находить равнодействующую сил н...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

    Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...