Моя педагогическая концепция.
статья (физика) по теме

Золотарева Светлана Ивановна

   В концепции я излагаю свое педагогическое кредо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

   

                   Моя педагогическая концепция 

                                                              Кто постигает новое, лелея старое,

                                                     тот может быть учителем.  (Конфуций)

       Я Золотарева С.И. 1948года рождения, мой трудовой стаж начался с 1966года. Вот уже 37лет я работаю учителем физики в МОУ Измайловской СОШ. День за днем я вхожу в свой класс, за это время через него прошло немало учеников. Говорят, Бог дал каждому свое предназначение. Мое – учить и воспитывать детей. За годы многое изменилось в моей жизни, в моих представлениях, мировоззрении, привычках, но осталось самое главное – любовь к работе и ученикам.

Сегодня, как и раньше, я неустанно повторяю им: «С вами всем должно быть комфортно». Это не означает позицию примиренчества, но мне хотелось видеть в своих учениках людей вежливых, добрых, отзывчивых и вместе с тем справедливых и принципиальных. Я понимая, доброту не воспитаешь, но добро откликается на добро, поэтому строю свои отношения с учениками на доверии и взаимопонимании. Однако это не мешает мне быть требовательной и принципиальной. Индивидуальные занятия с учащимися являются неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Только в личной беседе с подростком можно понять, что же им движет, в чем его сильные и слабые места. На этих занятиях я помогаю ребенку преодолеть себя, поверить в свои силы, а дальше уже дело за ним: хватит ли у него воли, самодисциплины, чтобы справиться с теми трудностями, которые возникают при изучении физики. Значительно более важно научить подростка самостоятельно учиться. С этой целью я иногда организую групповые занятия, на которых сильные помогают слабым, провожу различные практические и лабораторные работы, где развиваются различные умения и навыки, развивается самостоятельность и ответственность. Мне нравится, когда у подростка загораются глаза, если он нашел правильное решение, победил в брейн-ринге или КВНе, удачно выступил в спектакле. Радость, которую он испытывает, побуждает его к новым победам. И наоборот, когда зачет или контрольная плохо написаны, мне горько и обидно, что затраченные нами совместные усилия не увенчались успехом, и я понимаю что это шаг назад, который отдаляет меня от ученика.

Я стараюсь, вести обучение сложной технической науки через образ тем самым раздвигаются широкие границы познания. «Образование без границ» - этим тезисом я руководствуюсь, стараясь не ограничивать уроки физики только учебным материалом, а использовать его как повод для свободного общения, стараюсь ребятам показать богатство не только человеческих знаний, но и общений, чувств. Даю им возможность пережить радость собственных открытий, какой либо истины, факта, закона. Стараюсь приобщить учеников к культурным ценностям, развивать их любознательность и творчество. И поэтому считаю гуманизацию обучения одной из главных задач. Еще один тезис – «Ободри и помоги», т.е. гуманизация обучения и воспитания.

И так гуманитаризация и гуманизация.

Гуманитаризация: а) провожу интегрированные уроки, б) театрализованные уроки,

                                в) уроки иллюстрированные литературными рассказами, стихами,

                                   народным творчеством и т.д.

И. Бунин «В поезде»: «….Вот мост железный над рекой

                                             Промчится с грохотом под нами»- тема «Относительность механического движения». Или – А. Мицкевич-

                                     «….Как наша прожила б планета,

                                            Как люди жили бы на ней

                                            Без тепла, магнита, света

                                            И электрических лучей»

Музыкальное сопровождение явлений, устное народное творчество (частушки, пословицы, загадки, сказки и т.д.), задачи с литературным или сказочным содержанием. Спектакль – «Суд над инерцией», оперетта-спектакль «Королева Электричество», мини-спектакль «Архимед», сказка-спектакль «Без чистой воды и ни туды и ни сюды». Конференции, интегрированные уроки: «Физика и лирики»,  «С физикой и в шутку, и всерьез», «Путешествие в  страну Электричество», «Плавание судов воздухоплавание», «Физика – это здорово! Физика – это великолепно», «Электричество в живой природе», «Человек и его здоровье», «Тепловые явления», «Тепловые двигатели и охрана природы», «С физикой по кухне», «Лауреаты Нобелевской премии», «МКТ идеального газа» и т.д.

Чтобы возбудить интерес и потребность в учебе, нужны четыре этапа: МОТИВ, чтобы открыть учащимся возможность НАХОЖДЕНИЯ ЦЕЛИ. А если цель есть, то идет АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и как обязательный этап – РЕФЛЕКСИЯ, т.е. глубокий анализ своей деятельности и ее оценка.

Важный фактор – демократизация обучения и воспитания. В своей работе я руководствуюсь двумя принципами:

1. Гласность и открытость.

2. Посильность и доступность.

Учащиеся заранее знают «иерархию ценностей»: ЗНАНИЯ –ПОНИМАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ – АНАЛИЗ – УМЕНИЕ СИНТЕЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ – ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ опытов, выводов, законов и т.д. Освоение 1-2 уровней – первая ступень, оценка «3»; 1-4 уровней – «4»; 1-6 уровней – «5».

                   «Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта» -

                                                                                                              Д.И.Писарев

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ – главная наука в мире. Известно, что удерживать внимание ученика можно примерно 8минут. Значит через каждые 8минут желательно менять вид работы на уроке, тогда внимание учащихся будет постоянным. Кроме того, по подсчетам психологов, учащийся в среднем в течении учебного дня говорит не более 1мин. Где уж тут развивающее обучение, индивидуальный подход к личности ребенка, когда он, по сути, бессловесное существо, которое мы пытаемся пичкать «педагогическими блюдами» на манер комплексного обеда, где все вроде бы есть, но невкусно! Я считаю, что учитель на уроке должен менять свои функции не постоянные «вещатель истины в последней инстанции», не вечный контролер и диспетчер, а консультант, сотрудник, помогающий учащимся самостоятельно добывать знания.

Каждый идеальный урок должен строиться так, чтобы усвоение материала шло на трех уровнях: РЕПРОДУКТИВНОМ, КОНСТРУКТИВНОМ и ТВОРЧЕСКОМ.

                                              Скажи мне, и я забуду,

                                              Покажи мне, и я запомню,

                                              Дай сделать мне, и я пойму            (Сократ)

Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества в своем ессее «Цитадель» пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их примерам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ – ВОТ ГЛАВНОЕ МЕРИЛО». Эти советы не потеряли актуальности с переходом к профильному обучению.

Основная идея состоит в том, что образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы обучения должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся. Развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умения самостоятельно работать. Одним из способов решения этой задачи является проектная деятельность учащихся. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ, ЦЕННЕЕ, ЧЕМ САМО ЗНАНИЕ. Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания. Так предоставим же ученику на основе уже имеющихся у него знаний о природе изучить природу более глубоко. Позволим ему отвечать на вопросы, которые ему интересны именно в данный момент, которые он сам себе задал, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание.

В новом методе проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Работа по методу проектов это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета), и сам учащийся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника) Именно такая проектная работа организована в нашей школе. К Международному Дню Воды было разработано несколько проектов «Уникальные физико-химические свойства воды и их значение для природы человека»; «Структурированная вода и ее влияние на живые организмы»; «О чем  может рассказать лед?»; «У природы нет плохой погоды»; «Влажность воздуха, природные явления и их значения для народного хозяйства и человека»; «Гидрологические памятники природы Челябинской области». Большой интерес учащиеся проявляют и к вопросам экологии: «Экологические проблемы человечества»; «Экология жилища»; «Компьютер – наш друг или враг»; «Влияние мобильной связи на человека и живые организмы»; «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» и др.

Проектная деятельность очень многогранна, интересна и с большим потенциалом возможностей.

То, что мы знаем, - ограничено, а то, что не знаем, - бесконечно.

                                                                                     П.Лаплас

  В окно смотрели двое                             Дорога мудрости длина

  Один увидел – пыль и грязь                   Немалый нужен срок,

  Другой – листвы зеленой вязь                Пока от головы она

  И небо голубое                                         Дойдет до рук и ног.

  В окно смотрели двое                                             (А. Мицкевич)                          

                             

                                                               

                                                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...