Открытый урок в 8 классе по теме "Электризация тел. Два рода зарядов"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Урок разработам по технологии деятельностного подхода. Тип урока - изучение и первичное закрепление нового материала. Задания исследовательского характера вызывают интерес у учащихся, позволяют активизировать их умственную деятельность и развивают самостоятельность в принятии решения. Итогом работы на уроке становятся выводы, полученные школьниками, как ответы на проблемные вопрсы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ.

ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ЦЕЛИ:

Обучающая: сформировать понятие «электризация тел»;

                     убедить учащихся  в существовании двух родов зарядов.

Воспитывающая: сформировать  представление о практическом  

                   значение  явления электризации тел.

Развивающая: развивать эмоционально-познавательную сферу

                 учащихся через наглядно-практическое изучение нового материала;

                развивать у учащихся умение анализировать, обобщать,  делать выводы при изучении  нового материала.

Э Т А П

ВРЕМЯ(мин.)

ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ

1

Организационный:

Постановка целей и задач

2-3

Выполнение творческого задания

2

Актуализация знаний.

2-3

Беседа

3

Изучение нового материала.

20-25

Рассказ учителя с демонстрациями и практическими работами учащихся.

Презентация по теме «Электризация: полезная и вредная. Использование электризации на производстве и в быту» (учащийся)

4

Закрепление нового материала.

4-5

Групповая работа

5

Итоги урока

1-2

Беседа

6

Домашнее задание.

1-2

Комментарии по дом. заданию.

Оборудование на столах учащихся: полоска бумажная (1 шт.), полиэтиленовые (2 шт.), шелковая (1шт.), пластмассовая линейка, мелкие кусочки бумаги.

Оборудование на столе учителя: стеклянная и эбонитовые палочки; штатив с металлической гильзой; бумажные султаны, пластмассовая линейка.

Х О Д   У Р О К А.

  1. Организационный этап.

Проблемная ситуация

Учитель: какую группу явлений мы будем изучать?

В процессе чтения стихотворения «Техника» (приложение1) найти группу тел, действие которых основано на общем для них явлении. Назвать это явление.

Учащиеся приходят к выводу о том, что действие выделенных тел основано на применении  электричества. Следовательно, изучать мы будем электрические явления.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: почему важно изучать электрические явления? Какую роль электричество играет в нашей жизни?

Учащиеся приводят примеры и делают выводы о роли и важности электричества в нашей жизни.

  1. Изучение нового материала (сопровождается показом слайдов)

История изучения электричества (слайд 1)

Учитель: Ф. Милетский (6 век до н.э.) греческий ученый, обнаружил, что янтарь, потертый о шелк притягивает мелкие частицы.

Опыт 1. Учитель электризует стеклянную палочку о шелк и показывает притяжение к ней мелких кусочков бумаги.

Расшифровка  слова: янтарь (по-гречески)-электрон.

Учитель: подберите однокоренные слова.

(Варианты ответов: электричество,  эл. ток, электризация)

Учитель: запишем первую часть темы урока: «Электризация тел» (слайд 2)

Учитель: изучая электризацию тел, на какие вопросы нужно ответить?

 После обсуждения на доске открываются заранее вывешенные на полосках бумаги ключевые вопросы темы:

- ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ

- СПОСОБЫ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

- ОБЪЯСНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

- ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ

Учитель: ответ на первый вопрос сразу дать сложно. Вы сможете это сделать ближе к концу урока. Поэтому я предлагаю вам найти ответ  на второй вопрос, выполнив исследовательскую работу №1(приложение 2).

Слайд 3- исследовательская работа №1: название, оборудование и вопросы (без хода работы) 

На столах у учащихся лежат карточки 2-х цветов: красные – с исследовательской работой №1, зеленые- №2. В них приводится ход работы

Задание: проверить электризацию имеющихся на столах тел и ответить на вопросы.

Учитель: составьте самостоятельно ход работы (кому сложно, откройте карточку №1и работайте по ней)

Учащиеся (в парах) изучают электризацию тел и отвечают на вопросы.

После обсуждения итогов работы и ответов на вопросы.

Учитель: делаем записи в тетради:

1.Способы электризации (слайд 4)

- трение;

-соприкосновение;

-наведение (учитель показывает опыт 2: пластмассовая линейка электризуется о шелк, кладется на поставку, а затем поворачивается при взаимодействии с наэлектризованной палочкой)

2. При электризации электризуются оба тела.

3. Обнаружить электризацию можно по взаимодействию тел.

Учитель: какова природа сил, с которыми взаимодействуют наэлектризованные тела?

Учащиеся: природа сил электромагнитная.

Учитель: а как вы думаете, какая величина характеризует электромагнитное взаимодействие?

Учащиеся с помощью учителя дают ответ: электрический заряд

Запись определения: электрический заряд – физическая величина, которая характеризует взаимодействие заряженных тел (слайд №5)

Учитель: исследуйте взаимодействие заряженных тел. Проделайте работу №2 (зеленая карточка), сделайте вывод.

Исследовательская работа №2. (приложение 3)

Учитель (после краткой беседы) показывает опыт 3: взаимодействие наэлектризованной эбонитовой палочки с металлической гильзой.

После этого делается вывод о том, что в природе существует два рода зарядов, при этом: одноименные заряды отталкиваются,  разноименные притягиваются. (Слайд№ 6)

Запись второй части темы урока: «Два рода зарядов»

Учитель: а теперь вы сможете ответить на вопрос: что такое электризация.

Ученики с помощью учителя: электризация – разделение зарядов в результате тесного контакта двух и более тел  (слайд №7)

Учитель: поговорим теперь о роли электризации в жизни человека.

(ученик показывает подготовленную презентацию и отвечает на вопрос)

Электризация может играть полезную роль и применяться в лечебных целях, а может – отрицательную и тогда нужно применять меры к ее устранению.

  1. Закрепление.

Работа в группах по карточкам (примерные вопросы для групповой работы)

1 группа - объясните причину молнии

2группа – какая опасность может возникнуть при транспортировке бензина в цистернах? как ее предотвратить?

  1. Итоги урока.

Краткая беседа.

  1. Домашнее задание.

Пар. 25-26 №1169(устно), 1179, 1180 (письм.)

         


 

                                                                                                  Приложение 1.

Стихотворение В.Шефнера «ТЕХНИКА»

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

                                     Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?

Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою,

И средь ночи день настает?

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам.  

                   

                                                                   Приложение 2.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1.

ЗАДАНИЕ: изучить электризацию различных тел.

Оборудование: пленка (2шт.), полоска бумажная, пластмассовая линейка, мелкие куски бумаги, карандаш на нити, штатив, другие тела (по выбору уч-ся).

Ход работы:

  1. Подвесьте к лапке штатива карандаш на нити.
  2. Поднесите поочередно к концу карандаша наэлектризованные полиэтилен, шелк. Что при этом наблюдаете?
  3. Проделайте подобные опыты с пластмассовой линейкой или ручкой, бумагой, натирая их о полиэтилен или шелк.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  1. Как можно наэлектризовать тела (какими действиями)
  2. Оба ли тела электризовались при этом
  3. Как вы в этом убедились
  4. Что такое электризация

                                                                                                              Приложение 3.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №2.

ЗАДАНИЕ: исследуйте взаимодействие заряженных тел.

Оборудование: штатив, полоски: полиэтиленовые (2шт.) и  бумажная .

ХОД РАБОТЫ:

  1. Наэлектризовать бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положить полиэтиленовую и разгладить рукой. Поднять полоски за концы, развести и медленно поднести друг к другу. Взаимодействуют ли полоски? Как?
  2. Подвесьте пленку на нити к лапке штатива и потрите осторожно кусочком бумаги.
  3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к ней и наблюдайте их взаимодействие.
  4. Сделайте вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ

Слайд 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1 ЗАДАНИЕ : изучить электризацию различных тел Оборудование : пленка (2шт.), полоска бумажная, шелк, пластмассовая линейка или ручка, карандаш на нити, штатив, другие тела по выбору учащихся ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Как можно наэлектризовать тело? Оба ли тела электризовались при соприкосновении? Как обнаружить электризацию тела?

Слайд 4

СПОСОБЫ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

Слайд 5

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ

Слайд 6

ДВА РОДА ЗАРЯДОВ

Слайд 7

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕСНОГО КОНТАКТА ДВУХ И БОЛЕЕ ТЕЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 кл. Электризация тел. Два рода зарядов.

Учебный предмет: физика,Класс: 8 классТема в программе: Электричсекие явления.Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.Оборудование: набор по электростатике, материал для трения: бу...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация к уроку " Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов."

Данный урок является первым в главе 3 "Электрические явления"...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Методическая разработка урока "Электиризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов", 8 класс

Технологическая карта урока по физике "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...