Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) на тему

Ушакова Светлана Александровна
Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Поэтому, обучающиеся, которые изучают физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике высокий уровень подготовленности. Задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_k_ege.doc147.5 КБ
Microsoft Office document icon tetrad_kontrolya.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ  

ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Основной формой государственной итоговой аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения федерального государственного образовательного стандарта. Результаты единого государственного экзамена признаются при конкурсном отборе в ВУЗы.

Проблема заключается в том, что базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Поэтому, обучающиеся, которые изучают  физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике высокий уровень подготовленности. Задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ.

Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по физике является последний год обучения. Именно в этот период подготовки учащихся к ЕГЭ по физике  система работы учителя должна вестись  по трем направлениям:

•        Работа по самообразованию и методическая работа учителя ( изучение НПБ, КИМ, курсовая подготовка, участие в работе ШМО, РМО, накопление дидактического материала, ведение диагностики и мониторинга);

•        Работа с учащимися (тестирование в формате ЕГЭ, индивидуальные занятия, факультативные занятия, Интернет – сайты, психологическая помощь);

•        Работа с родителями, администрацией (выступление на собраниях, согласование мероприятий по подготовке к ЕГЭ, информирование родителей учащихся о ходе подготовки к ЕГЭ).

Для осуществления своей работы использую следующие приложения.

Индивидуальный план подготовки к ЕГЭ на сентябрь

Содержание деятельности

Домашнее задание

Сроки осуществления

Выявление  пробелов по теме: «Кинематика» 

Знать /Понимать:

смысл физических понятий

смысл физических величин

Уметь:

описывать и объяснять:

физические явления,

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Выучить формулы по разделу 

Проверка знаний по теме

Решение задач на различные виды движения

Выявление  пробелов по теме: «Динамика» 

Знать /Понимать:

смысл физических понятий

смысл физических величин смысл физических законов, принципов, постулатов.

Уметь:

описывать и объяснять:

физические явления,

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Выучить формулы по разделу 

Проверка знаний по теме

Решение задач на законы Ньютона, закон  всемирного тяготения, закон Гука, силу трения, принцип суперпозиции сил.

ИНФОРМАЦИЯ

для родителей учащегося 11а класса МБОУ СОШ № 161

__________________________________________

о подготовке к ЕГЭ

по предмету_______________учителем__________ в период с___по______

  1. Проведено факультативных занятий по подготовке к ЕГЭ  по расписанию работы факультатива:

Ваш ребенок посетил занятий:

Причина пропусков:

  1. Проведена диагностическая работа в форме ЕГЭ_____________

Ваш ребенок набрал баллов_____(из 36 минимальных) Причины низкого результата_____________________________________________

Рекомендации по повторению материала__________________________

_____________________________________________________________

  1. Выдаются домашние задания для подготовки к ЕГЭ:________________

_____________________________________________________________

Ваш ребенок домашнее задание (выполнил или нет, оценка, рекомендации):________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. На уроках отрабатывается теоретический материал программы.

Ваш ребенок пропустил уроков:______Причина:___________________

Необходимо отработать темы:___________________________________

_____________________________________________________________

  1. Ученик имеет информацию  о возможности подготовки к ЕГЭ самостоятельно через (СтатГрад, компьютерные тренажеры, через работы в ОНЛАЙН режиме, через сайты:   http://mon.gov.ru,  www.fipi.ru,          www.ege.edu.ru,    http://obrnadzor.gov.ru,

          http://www.edu.ru,      http://school.edu.ru,

          http://school-collection.edu.ru, http://www.en.edu.ru,      http://www.edu.delfa.net/books/knigi.htm и другие).

Подпись родителей_______________(________________)

Индивидуальный маршрутный лист по подготовке  к ЕГЭ по физике

Ученика_______________________

Часть1

Вар 1

Вар2

Вар 3

Вар 4

Вар 5

Вар 6

Вар 7

Вар 8

Вар 9

Вар 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

15

17

18

19

20

21

22

23

24

Часть 2

25

26

27

28

29

30

31

32

баллы

отметка

Индивидуально- образовательный маршрут

Ученика___________________________

Обозначение

задания

Проверяемые элементы содержания

Дата сдачи задания

отметка

Часть1

1

Скорость, ускорение, равномерное

прямолинейное движение, равноуско-

ренное прямолинейное движение,

(графики)

2

Принцип суперпозиции сил, законы

Ньютона

3

Закон всемирного тяготения, закон Гука,

сила трения

4

Закон сохранения импульса, кинетиче-

ская и потенциальные энергии, работа и

мощность силы, закон сохранения

механической энергии

5

Условие равновесия твердого тела, сила

Архимеда, давление, математический и

пружинный маятники, механические

волны, звук

6

Механика (изменение физических

величин в процессах)

7

Механика (установление соответствия

между графиками и физическими

величинами; между физическими

величинами и формулами, единицами

измерения)

8

Модели строения газов, жидкостей и

твердых тел. Диффузия, броуновское

движение, модель идеального газа.

Изменение агрегатных состояний

вещества, тепловое равновесие, теплопе-

редача (объяснение явлений)

9

Изопроцессы, работа в термодинамике,

первый закон термодинамики

10

Относительная влажность воздуха,

количество теплоты, КПД тепловой

машины

11

МКТ, термодинамика (изменение

физических величин в процессах)

12

МКТ, термодинамика (установление

соответствия между графиками и

физическими величинами; между

физическими величинами и формулами,

единицами измерения)

13

Электризация тел, проводники и

диэлектрики в электрическом поле,

явление электромагнитной индукции,

интерференция свята, дифракция и

дисперсия света (объяснение явлений)

14

Принцип суперпозиции электрических

полей, магнитное поле проводника с

током, сила Ампера, сила Лоренца,

правило Ленца (определение направле-

ния)

15

Закон Кулона, закон Ома для участка

цепи, последовательное и параллельное

соединение проводников, работа и

мощность тока, закон Джоуля – Ленца

16

Закон электромагнитной индукции

Фарадея, колебательный контур, законы

отражения и преломления света, ход

лучей в линзе

17

Электродинамика (изменение физических

величин в процессах

18

Электродинамика (установление

соответствия между графиками и

физическими величинами; между

физическими величинами и единицами

измерения, формулами)

19

Инвариантность скорости света

в вакууме. Планетарная модель атома.

Нуклонная модель ядра. Изотопы

20

Радиоактивность. Ядерные реакции.

Деление и синтез ядер

21

Фотоны, закон радиоактивного распада

22

Квантовая физика (изменение физических

величин в процессах, установление

соответствия между физическими

величинами и единицами измерения,

формулами, графиками)

23

Механика – квантовая физика (методы

научного познания: измерения с учетом

абсолютной погрешности, выбор

установки для проведения опыта по

заданной гипотезе, построение графика

по заданным точкам с учетом абсолют-

ных погрешностей измерений)

24

Механика – квантовая физика (методы

научного познания: интерпретация

результатов опытов)

Часть2

25

Механика, молекулярная физика

(расчетная задача

26

Молекулярная физика, электродинамика

(расчетная задача)

27

Электродинамика, квантовая физика

(расчетная задача)

28

Механика – квантовая физика (качест-

венная задача)

29

Механика (расчетная задача)

30

Молекулярная физика (расчетная

задача)

31

Электродинамика (расчетная задача)

32

Электродинамика, квантовая физика

(расчетная задача)

Подпись родителей______________________________


Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «КИНЕМАТИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Механическое движение

Относительность механического движения

Система отсчета

Материальная точка

Траектория, перемещение, путь

Сложение перемещений

Скорость материальной точки

Сложение скоростей

Ускорение материальной точки

Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равноускоренное движение

Свободное падение

Ускорение свободного падения

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Движение точки по окружности

Угловая и линейная скорости

Центростремительное ускорение

Поступательное и вращательное движение твердого тела

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач



Предварительный просмотр:

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «КИНЕМАТИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Механическое движение

Относительность механического движения

Система отсчета

Материальная точка

Траектория, перемещение, путь

Сложение перемещений

Скорость материальной точки

Сложение скоростей

Ускорение материальной точки

Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равноускоренное движение

Свободное падение

Ускорение свободного падения

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Движение точки по окружности

Угловая и линейная скорости

Центростремительное ускорение

Поступательное и вращательное движение твердого тела

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ДИНАМИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона

Принцип относительности Галилея

Масса тела. Плотность вещества

Сила. Принцип суперпозиции сил

Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО

Третий закон Ньютона.

Закон всемирного тяготения

Сила тяжести

Зависимость силы тяжести от высоты над планетой

Движение небесных тел и их искусственных спут

Первая космическая скорость

Сила упругости. Закон Гука.

Сила трения. Сухое трение

Сила трения скольжения

Сила трения покоя

Коэффициент трения

давление

Описывать, объяснять физические явления

Приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики

Описывать фундаментальные опыты

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Импульс материальной точки

Импульс системы тел

Закон изменения и сохранения импульса

Работа силы на малом перемещении

Мощность силы

Кинетическая энергия материальной точки

Закон изменения материальной энергии системы

Потенциальная энергия для потенциальных сил

Потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести

Потенциальная энергия деформированной пружины

Закон изменения и сохранения механической энергии

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний

Кинематическое описание

Динамическое описание

Энергетическое описание

Связь амплитуды колебаний со скоростью и ускорением

Период и частота колебаний

Период колебаний математического маятника

Период колебаний пружинного маятника

Вынужденные колебания.

Поперечные и продольные волны

Скорость распространения и длина волны

Интерференция и дифракция волн.

Звук. Скорость звука

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Объяснять явления природы и научные факты

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Тепловое движение атомов и молекул вещества

Взаимодействие частиц вещества

Диффузия. Броуновское движение

Модель идеального газа

Основное уравнение МКТ

Абсолютная температура

Связь температуры со средней кинетической энергией

Уравнение связи давления и температуры

Уравнение Менделеева - Клапейрона

Выражение для внутренней энергии

Закон Дальтона

Изопроцессы. Графическое представление изопроцессов

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость плотности и давления нас.паров от температуры

Влажность воздуха. Относительная влажность

Испарение, конденсация, кипение жидкости

Плавление и кристаллизация

Преобразование энергии в фазовых переходах

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Приводить примеры опытов

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ТЕРМОДИНАМИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Тепловое равновесие и температура

Внутренняя энергия

Теплопередача. Ковекция, теплопроводность, излучение

Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества

Удельная теплота парообразования

Удельная теплота плавления

Удельная теплота сгорания топлива

Работа в термодинамике

Вычисление работы по графику

Первый закон термодинамики

Второй закон термодинамики

Принцип действия тепловых машин. КПД

Максимальное КПД двигателя. Цикл Карно

Уравнение теплового баланса

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств; оценки влияния на организм человека и др. организмов загрязнения окружающей среды

Использование различных моделей при объяснении физических явлений

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Приводить примеры опытов

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Механическое взаимодействие магнитов.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции

Принцип суперпозиции магнитных полей

Линии магнитного поля

Картина линий поля полосового и подковообразного магнитов

Опыт Эрстеда. Магнитное поле проводника с током.

Картина линий поля прямого проводника, кольцевого проводника, катушки с током

Сила Ампера

Сила Лоренца

Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле

Приводить примеры практического применения физических знаний, законов

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Поток вектора магнитной индукции

Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции

Закон электромагнитной индукции

ЭДС индукции в проводнике, движущемся в маг.поле

Правило ленца

индуктивность

Самоиндукция. ЭДС самоиндукции

Энергия магнитного поля катушки с током

Приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики

Объяснять результаты экспериментов

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания

Формула Томсона

Связь амплитуды заряда конденсатора с амплитудой силы тока в контуре

Закон сохранения энергии в колебательном контуре

Вынужденные э/магнитные колебания. Резонанс

Переменный ток. Производство, передача и использование электрической энергии

Свойства э/м волн

Взаимная ориентация векторов в э/м волне

Шкала э/м волн.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электропиборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и др. организмов загрязнения окружающей сред

Приводить примеры практического применения физических знаний, законов физики

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач

Тетрадь контроля

Диагностика знаний, умений  учащихся по теме: «ОПТИКА»

Ф.И.

Должны знать/понимать

Должны уметь

Прямолинейное распространение света. Луч света

Законы отражения

Построение изображения в плоском зеркале

Законы преломления света

Абсолютный показатель преломления

Относительный показатель преломления

Ход лучей в призме

Соотношение частот и длин волн

Полное внутренне отражение

Предельный угол полного внутреннего отражения

Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза

Фокусное расстояние и оптическая сила линзы

Формула тонкой линзы

Увеличение, даваемое линзой

Ход лучей в линзе

Построения изображения в линзах

Фотоаппарат как оптический прибор

Глаз как оптическая система

Интерференция света. Условия максимумов и минимумов

Дифракция. Дифр. Решетка. Условие  главных максимумов

Описывать, объяснять физические явления

Определять характер физических процессов по графику, таблице. формуле

Измерять физические величины

Применять полученные знания для решения задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Доклад на пед. совет по теме: "Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...

Система работы учителя физики при подготовке к ОГЭ

Статья, презентация, рекомендации учащимся и родителям и примерный вариант подготовки....

Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ

Данный материал объясняет как лучше спланировать подготовку учеников к сдачи ЕГЭ. Подготовку можно условно разделить на три этапа:1. Систематизация теоретического материала2. Применение теоретиче...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

Система работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контроль...