урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Кудашкина Анна Юрьевна

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

 продолжить формирование представлений о строении вещества.

дать представление о процессах плавления и кристаллизации;

 дать представление о круговороте воды в природе;

познакомить с тепловыми явлениями, происходящими в природе с наступлением весны (с                  учетом интеграции в другие области знаний);

Развивающие:

развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при изучении нового материала;

развитие интереса к физике – как науке;

развитие потребности в изучении природы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agr.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon karta.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

 продолжить формирование представлений о строении вещества.

дать представление о процессах плавления и кристаллизации;

 дать представление о круговороте воды в природе;

познакомить с тепловыми явлениями, происходящими в природе с наступлением весны (с                  учетом интеграции в другие области знаний);

Развивающие:

развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при изучении нового материала;

развитие интереса к физике – как науке;

развитие потребности в изучении природы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

  1. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью    установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц

Ход урока.

1. Приветствие.

Островский как-то сказку написал,

Хорошую, красивую, весеннюю,

Но он не знал, что в сказке описал

Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,

Красивая и в физике не дурочка.

Но вся холодная, из снега и из льда,

Скажите, как она звалась?

(ответ хором) Снегурочка!

Было это зимою, не помню когда,

Когда вьюга все снегом успела заполнить.

Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,

Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,

Но весною уже до нуля потеплело.

А ведь снег – это что?

(хором): Кристаллики льда,

И Снегурочка очень весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,

ПЛАВИТСЯ снег (что пенять на природу).

И Снегурочки сердце (быть может не зря),

Из «холодного» льда превращается в воду.

Ах вода,  на ней держится весь земной шар,

Тут уж в сказку вступает другое явленье.

При котором вода превращается в пар,

Называют научно его:

(хором): ИСПАРЕНЬЕ.

По Снегурочке плакали люди, слегка.

Испаряясь, их слезы летели до неба,

Ну, а там превращались они в ОБЛАКА,

Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,

Облака утверждали, что это – сенсация.

Мы такой переход газа в жидкость зовем,

Может кто-нибудь знает из вас? (хором): КОНДЕНСАЦИЯ.

Вот и вновь начинается круговорот:

Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).

А вода, между тем, превращается в лед,

И по-старому наша заводится песня.

  1. Вопрос: Назовите вещество, из которого была изготовлена снегурочка, и какие физические  процессы с ней происходили? Как вы правильно заметили,  наша снегурочка  изготовлена из льда – это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Различные cостояния существуют практически  у любого вещества. А как одним словом называют эти состояния вещества?

          (Выслушав ответы учащихся, объявляю тему урока)

 

            Тема   урока: Агрегатные состояния вещества.

  1. А, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке

Чем можно объяснить различные состояния вещества?

 Почему при  различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?  

Цель урока: объяснить  различные агрегатные состояния вещества, с молекулярной точки зре           ния. Обьяснить почему при  различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?  .

  1. Давайте вспомним Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел?  разные молекулы? расположение молекул?)
  2. Вывод:  От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.
  3. При определённых условиях вещества могут переходить из одного состояния в другое. Мы уже называли процессы, которые  происходили со  снегурочкой - плавление, испарение, конденсация. Всего же в природе  различают шесть процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества два из которых мы сегодня рассмотрим

    (плавление и кристаллизация)

  1. Эксперимент

Эксперимент: плавление льда, наблюдение за изменениями температуры льда (воды).

В пробирку я поместила нашу «физическую снегурочку». В  течение нескольких минут мы  будем наблюдать, какие изменения будут с ней происходить,  как будет изменяться её температура с течением времени. Затем постараемся сделать выводы по проведённому эксперименту. Консультант (один из учащихся) нам будет периодически сообщать время эксперимента, а мы будем фиксировать его в листах наблюдения.

Обсуждение результатов эксперимента: учащиеся рассказывают о процессе плавления льда, о том, что при непосредственном плавлении температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.

При плавлении и кристаллизации температура вещества не изменяется. Лёд плавится, а вода кристаллизуется при температуре 0 0С.

Вывод

  1. Плавление – это процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.

(Процесс обратный плавлению).

Кристаллизация (отвердевание) – процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  1. При плавлении вещества энергия поглощается. Вещество получает энергию.

При кристаллизации вещество выделяет энергию в окружающую среду.

Поэтому обычно при снегопаде становится теплее. Среда нагревается от энергии, выделяющейся при кристаллизации. Это знают не все люди, но это хорошо известно многим птицам. Недаром их можно заметить зимой во время мороза сидящими на льду, который покрывает реки и озёра. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются.  

  1. Температуру, при которой вещество плавиться, называют температурой плавления.

Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации

Работа с учебником таблица температур плавления некоторых веществ.

Ткрпл

  1. Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль не только в природе, но и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь.  Используют переходы и холодильных установках и при сварочных работах

 

  1. Закрепление

А теперь ребята, чтобы наша сегодняшняя героиня Снегурочка осталась нами довольна,  давайте ответим на контрольные вопросы вопросы:

Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? (нет)

 В каком состоянии находится золото при температуре 1000 0С? (твёрдом)

 Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? (нет)

 

Многие русские сказки описывают переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Например, в сказке «Лисичка сестричка и волк» описывается следующее: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело то было зимой. Уж сидел он целую ночь, хвост его и приморозило». Здесь говорится о переходе из жидкого состояния в твёрдое, то есть о кристаллизации. В сказке «Снегурочка», наоборот, говорится о превращении жидкости в пар — о парообразовании.

Явления плавания и кристаллизации хорошо описал в романе «Ледяной дом» И.И.Лажечников: «…Самый чистый лёд, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкой размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила…»

Туман несколько раз упоминается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Туман стал так силён, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой, … в лощинах, где началось дело, был всё ещё густой туман … туман сплошным морем расстилался понизу…»

Произведения художественной литературы, в частности стихотворения, богатые описанием физических явлений природы легко усваиваются. Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно увидеть в отрывке стихотворения Сергея Есенина: Вот морозы затрещали И сковали все пруды, И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.

Подведение итогов урока:

О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие новые понятия изучены?

Достигли  ли мы цели урока?  

Домашнее задание: § 12 – 13,  упражнение  7 (1-3), стр 33.

Найдите В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

упоменания о переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Агрегатные состояния вещества»

8 класс

Предмет: Физика

Программа: Программы общеобразовательных учреждений: Физика: 7-9 классы Автор: Е.М. Гутник,  А.В. Перышкин  М.Дрофа 2012 г.

Учебник: Физика. 8 класс. А.В.Перышкин. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.Дрофа 2010 г.

Тип урока: Открытие новых знаний. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: изучение нового материала

Планируемые результаты

(цели как деятельность учеников)

Личностные: формирование познавательных интересов;

 убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих

действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Предметные: закрепить  знания о тепловых явлениях и внутренней энергии; изучить плавление и кристаллизацию; выяснить ;при каких условиях происходят фазовые переходы жидкость- твердое тело, твердое тело- жидкость

научиться объяснять, учитывать плавление и кристаллизацию на практике, в  повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Опорные понятия, термины: внутренняя энергия, температура 

Новые понятия: плавление, кристаллизация, фазовый переход.

Формы контроля: устный опрос

Домашнее задание:

Домашнее задание: § 12 – 13,  упражнение  7 (1-3), стр 33.

Найдите В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ упоминания о переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое.

 При подготовке домашнего задания использовать: учебник, интернет ресурсы, можно обратиться за помощью к родителям, учителю русского языка и литературы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

Приветствие учеников. Проверка готовности учеников к уроку.

 Просит поприветствовать учителя. Просит оценить свое эмоциональное состояние с помощью смайликов.

Приветствуют учителя. Выбирают и показывают картинки соответствующие их настроению.

Прием «яркого пятна»

Познавательные:. Желание узнать новое, проявление внимания, положительный настрой на работу

Создан эмоциональный настрой, исчезает психологический барьер между учениками и учителем. установление эмоционального контакта с группой

Актуализация знаний.

Выполняет устный опрос, контролирует и корректирует ответы учащихся. Рассказывает сказку о Снегурочке, с физической точки зрения. задает вопросы какие явления происходят со Снегурочкой

Слушают. Размышляют над вопросом о поведении молекул вещества в различных агрегатных состояниях

Прием «сказка»

Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Последовательное размышление и грамотные выводы.  Распознавать, преобразовывать художественный текст в научный, организовывать учебное взаимодействие.

Определять степень успешности своей работы, высказывать точку зрения, корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Сформировать умение осознавать конечный результат, выбирать из предложенных верные ответы.

Формирование умение строить логическую цепочку размышлений.

Развиваются творческие способности

Этап постановки цели и задач урока

Учитель просит выдвинуть предположение о теме и цели урока подводит учащихся к формулировке темы урока.

Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог.

.

Проводят мысленный эксперимент. Формулируют цель и задачи урока самостоятельно и совместно с учителем

Сочетание эвристической беседы и решение проблемного задания        

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Формируются мотивы обучения, социальные и познавательные способности

Этап исследова-тельской работы учащихся

Организует  исследовательскую работу в  группах по наблюдению процесса плавления «Физической снегурочки». Корректирует выводы.

Работают в группах Проводят опыт. Заполняют таблицу зависимости температуры плавящегося вещества от времени и делают вывод.

Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы.

Лабораторный опыт

Познавательные УУД

формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Определять план действий, действовать по выбранному плану. Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Формировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 Развивается умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Фиксировать результаты опытов и делать выводы.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Этап получения новых знания

Организует беседу, выявляющую знания о причине изменения агрегатных состояний вещества. Предлагает ответить на вопрос: что происходит с температурой во время процесса плавления. В каком состоянии находится вещество во время всего процесса. Задает вопрос что происходит со внутренней энергией при переходах. Корректирует  выводы

Высказывают своё мнение, слушают другие мнения,  дополняют друг друга, делают совместно с учителем выводы. Приводят примеры

Эвристическая

беседа

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем.)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, преобразовывать информацию, моделировать.

Формируются мотивы обучения, социальные и познавательные способности

Обсуждаются результаты наблюдения и формулируются выводы.

 

Этап обобщения и закрепления нового материала

Просит найти в учебнике определений плавления и конденсации и записать его в тетрадь. Задает вопросы  о обсуждаемой проблеме: Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? (нет)

 В каком состоянии находится золото при температуре 1000 0С? (твёрдом)

 Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? (нет)

Находят и записывают определение. Отвечают на вопросы учителя, выслушивают мнения одноклассника, дополняют и корректируют ответы одноклассников.

Работа с информацией Проблемный вопрос.

Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания.

Личностные УУД

Формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

обобщать, выделять главную мысль, делать выводы.

Находить в действиях причину, называть признаки явления.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Заключительный этап

Подводит итог. Выставляет оценки, комментирует деятельность учащихся на уроке. Показывает слайд – информация о домашнем задании. Комментирует домашнее задание.

Слушают  учителя, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Беседа.

Практическое задание на дом не сходное с предыдущим

Познавательные УУД выявлять существенную информацию. Получать необходимую информацию.

Личностные УУД

Формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Получать необходимую информацию.

Рефлексия

  • Просит выбрать карточку с изображением смайлика, соответствующую эмоциональному состоянию после урока

Проводят рефлексию.

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать ситуации

Познавательные УУД

Выделять существенную информацию

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение описывать результат.

 Происходит целостное осмысление  и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Анализ всего процесса изучения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Агрегатное состояния вещества. Плавление и кристаллизация. 8 класс

Научить учащихся понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизция....

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация.

Конспект  и презентация урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация,"...

презентация урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Агрегатные состояния вещества. Фазовый переход. Примеры  фазового перехода в  природе. Плавление и отвердевание кристаллических тел...

конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."

Методическая разработка урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание."...