Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физики.
    учебно-методический материал по теме

    Тема инновационного педагогического опыта

    «Активизация познавательной деятельности учащихся

    путем формирования личностно- ориентированной среды»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление

    собственного инновационного опыта учителя физики

    МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

    Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

    Подлёдновой Людмилы Александровны

    Тема инновационного педагогического опыта

    «Активизация познавательной деятельности учащихся

    путем формирования личностно- ориентированной среды»

    1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Среди многих идей, направленных на реализацию этой концепции одной из самых актуальных и перспективных является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена. Таким образом, актуальность темы обусловлена перечисленными выше проблемами. Работа учителя будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что развитие познавательного интереса сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами, обеспечивает формирование активной жизненной позиции.

    2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Основная  цель в моей работе с учащимися состоит в  том,

    чтобы систематически формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики.

    Для решения этой цели я определила следующие задачи:

     - формировать у детей способности самостоятельно мыслить,

    добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, INTERNET);

     - учить применять физические знания и умения на практике; прививать навыки самоконтроля; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.

    В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: научности и доступности, проблемности, интереса, взаимообучения, сознательности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний

    развивающего обучения,

       3.Теоретическая база опыта 

    1) В своей работе опираюсь на следующие разработки:

    ● Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Г.И.Щукина.

    ● Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Г.И.Щукина.

    ● Проблемное обучение физике в средней школе Р.И. Малафеев.

    ● Педагогика Ю.К. Бабанский.

    ● Современные образовательные технологии Г.К. Селевко.

    ● Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики Л.А.Иванова.

    ● Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики И.Я. Ланина.

    ● Активизация и мышления учащихся на уроках физики Н.М. Зверева.

    ● Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики

    В.Н. Мощанский.

    ● Задачи по физике с техническим содержанием Н.М. Низамов.  

    2) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики достигается путем:

    ● осмысления практической значимости полезности приобретаемых знаний, умений, навыков;

    ● использованием демонстрационного оборудования;

    ● тщательного подбора учебного материала, а именно: использованием доступных, занимательных задач, кроссвордов, диктантов, приведением в соответствие вопросов и ответов, тестов, зачетных уроков;

    ● составления алгоритмов при решении задач;

    ● творческого, нестандартного подхода при изучении жизненно важных тем и использованием приборов;

    ● организации работы учащихся с минимумом домашних заданий, а иногда без них;

    ● проведения индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися в соответствии с их возможностями на уроке, а не во внеурочное время;

    ● использования компьютерных технологий в преподавании предмета.

    5.Анализ результативности 

    Мои ученики принимают участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях, заочных олимпиадах. Работы учащихся  были удостоены призовых и победных мест. Процент успеваемости учащихся составляет 100%. Результаты ЕГЭ по физике в 2016-2017 учебном году - 42 балла.

    Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов. Не прожитое деятельностно знание  мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.

    6.   Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Учитель имеет все возможности, чтобы создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого.  Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого.  На основании изученных педагогических технологий, разработать систему преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.  Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению физике и сопутствующих ей предметов. Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.  Ученика необходимо учить учиться.

     7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

    Основные положения опыта выставлены на сайте педагогического сообщества учителей « Наша сеть».

    Адрес  личного сайта: https://nsportal.ru/podlednova-lyudmila-aleksandrovna 

    Выступления на муниципальном уровне

    1."Проектно - исследовательские проекты на уроках физики".

    2.«Современные подходы обучению физике в условиях модернизации образования». 

    Выступления на республиканском уровне

    «Современные технологии на уроках физики»

      Публикации размещены на сайтах:

    1. http //gotovimyrok. Com /?page id=49124

    2. https://konspekteka.ru/rabochaya-programma-po-algebre-2/

    3. https://nsportal.ru/podlednova-lyudmila-aleksandrovna

    8.Наглядное приложение:

    1.Презентация к уроку «Архимедова сила»

    2.Рабочая программа по алгебре 8класс https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2017/11/24/rabochaya-programma-po-algebre-8-klass

    3.Техническое творчество « Программируемый робот»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного опыта

    В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

    Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

    Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

    Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

    Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя математики Беляевой Л.К.

    Обобщение опыта учителя математики МОУ «СОШ № 9» Беляевой Л.К. по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках  математики  как условие развития конкурентоспосо...

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры  МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»Киселевой Ирины Валентиновны«Приобщение учащихся к здоро...

    публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

    Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

    Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры и ОБЖ

             Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоро...