Рабочая программа по физике 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по физике (11 класс)

Распутина Анна Александровна

Рабочие программы по физике 11класс (базовый уровень) УМК Л.С. Хижнякова, А,А. Синявина, С.А. Холина и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_11b_klass_rasputina_a.a._19-20.doc503 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса физики для 11 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  • Данная рабочая программа соответствует примерной программе (Физика. Рабочая программа к линии УМК Л.С. Хижняковой: 10-11 классы/ Л.С. Хижнякова, А. А. Синявина, В. В. Кудрявцев и др. — М.: Вентана-Граф, 2017) и учебнику: Физика: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.С. Хижнякова, А. А. Синявина, С.А. Холина и др. — М.: Вентана-Граф, 2019.

  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ   предусматривает обязательное изучение физики в 11 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование относительно целостной системы элементов научных знаний, лежащих в основе современной физической картины мира;

 • понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

• овладение системой знаний об основных физических понятиях, закономерностях, физических законах и теориях, о научном методе познания, экспериментальных и теоретических методах исследования законов природы, важнейших методологических принципах, о наиболее важных открытиях в физике, оказавших основополагающее влияние на развитие цивилизации;

• формирование убеждённости в ценности образования, значимости знаний по физике для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; • приобретение умений применять полученные знания для решения физических задач, объяснения условий протекания физических явлений в природе, принципов действия технических устройств, рационального природопользования и защиты окружающей среды, для принятия практических решений в повседневной жизни.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика» в 11 классе (базовый уровень)

         Программа обеспечивает достижение выпускниками (основного полного образования) следующих личностных, мета предметных и предметных результатов:

В личностном направлении:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В метапредметном направлении:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование средств знаково-символических представления информации.
  4. Активное использование средств речевых для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «физика».
  12. Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «физика».

В предметном направлении:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

                                       

  1. Содержание тем учебного курса
  1. Основы электродинамики (22 часа)

Законы постоянного тока. Электронная проводимость металлов. Модель электронного газа. Постоянный ток. Сила тока. Источники постоянного тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление вещества. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон Ома для полной (замкнутой) цепи. Расчёт электрических цепей. Электрический ток в вакууме, газах, растворах и расплавах электролитов, в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Линии индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Закон Ампера. Опыты Ампера. Действие магнитного поля на рамку с током. Электрический двигатель. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Магнитный поток. Индуктивность контура. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость среды.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Способы получения индукционного тока. Самоиндукция.

Демонстрации

Источники постоянного тока.

Измерение силы тока и напряжения.

Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Реостат и магазин сопротивлений.

Падение потенциала вдоль проводника с током.

Соединения проводников в электрической цепи.

Тепловое действие тока.

Счётчик электрической энергии.

Устройства для защиты электрических цепей.

Электронно-лучевая трубка.

Явление термоэлектронной эмиссии.

Электрический ток в газах.

Явление электролиза.

Действие терморезистора и фоторезистора.

Магнитное поле тока.

Опыты Эрстеда и Ампера.

Картины магнитных полей.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Вращение рамки с током в однородном магнитном поле.

Модель коллекторного электродвигателя постоянного тока.

Отклонение потока заряженных частиц в магнитном поле.

Магнитные свойства вещества.

Явление электромагнитной индукции.

Возникновение ЭДС индукции в проводнике, движущемся в однородном магнитном поле.

Способы получения индукционного тока.

Явление самоиндукции.

Фронтальные лабораторные работы (3 часа) 
1. 
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Определение элементарного заряда при электролизе.

3. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Исследование способов получения ЭДС индукции.

II.   Колебания волны (15 часов)

Механические колебания и волны. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны.

Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Процессы при гармонических колебаниях в контуре. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Коэффициент трансформации. Производство, передача и использование электрической энергии. Открытый колебательный контур. Гармоническая электромагнитная волна. Длина и скорость распространения электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения.

Демонстрации

Свободные колебания груза на нити.

Вынужденные колебания.

Образование и распространение поперечных и продольных волн.

Источники звука.

Условия распространения звука.

Громкость звука и высота тона.

Отражение звуковых волн.

Возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре.

Осциллограмма переменного тока.

Устройство трансформатора и генератора переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Фронтальные лабораторные работы (2 часа)
1. Исследование колебаний пружинного маятника.

2. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

III. Оптика (11 часов)

Геометрическая оптика. Закон прямолинейного распространения света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Дисперсия света. Опыты Ньютона. Линзы. Построение изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы.

Световые волны. Интерференция волн. Когерентные источники волн. Интерференция света. Опыт Юнга. Дифракция волн. Дифракция света. Принцип Гюйгенса — Френеля.

Демонстрации

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение предмета в плоском зеркале.

Закон преломления света.

Дисперсия белого света.

Получение изображений с помощью линз.

Оптическая система глаза.

Принцип действия лупы, проекционного аппарата, фотоаппарата.

Интерференция и дифракция волн.

Интерференция и дифракция света.

Фронтальные лабораторные работы (2 час)

1. Измерение показателя преломления стекла. 
2.
 Наблюдение явления интерференции и дифракции света.

IV. Современные физические теории (22 часа)

Элементы специальной теории относительности. Представления о пространстве и времени в классической механике. Постулаты специальной теории относительности. Массовые и безмассовые частицы. Энергия покоя. Формула Эйнштейна. Релятивистская (полная) энергия. Дефект масс и энергия связи атомного ядра.

Квантовая теория электромагнитного излучения. Строение атома. Равновесное тепловое излучение. Абсолютно чёрное тело. Спектральная плотность энергетической светимости. Квантовая гипотеза Планка. Постоянная Планка. Явление внешнего фотоэффекта. Вакуумный фотоэлемент. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Давление света. Опыты Лебедева. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Линейчатые спектры. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Дифракция электронов. Соотношение неопределённости Гейзенберга.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Удельная энергия связи атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Правила смещения для альфа-распада и бета-распада. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Термоядерные реакции. Ионизирующее излучение и его биологическое действие. Дозиметрия. Элементарные частицы и их превращения. Фундаментальные взаимодействия.

Элементы астрофизики. Вселенная и её объекты. Определение расстояний до небесных тел. Строение Галактики. Закон Хаббла. Расширение Вселенной и её эволюция. Физическая природа Солнца и звёзд. Эволюция звёзд. Солнечная активность и её влияние на Землю. Физическая природа тел Солнечной системы.

Демонстрации

Явление фотоэффекта.

Опыты Столетова.

Сплошной (непрерывный) спектр.

Линейчатые спектры поглощения и испускания.

Энергетическая диаграмма атома водорода.

Счётчики ионизирующих излучений и трековые детекторы.

Схема цепной ядерной реакции.

Дозиметр.

Астрономические наблюдения. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.  

Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

Фронтальные лабораторные работы (1 час)

  1. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

I

Основы электродинамики (22 часов)

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Уметь применять правило левой руки. Изучать принцип действия электроизмерительных приборов, громкоговорителя и микрофона. Изучать явление электромагнитной индукции. Уметь определять направление индукционного тока, применяя правило Ленца. Уметь решать задачи на закон электромагнитной индукции. Изучать принцип действия электродвигателя. Изучать явление самоиндукции.

Формирование целостного мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации, уметь четко выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формировать понятия электромагнитное поле.

Научиться объяснять связь между электрическим током и магнитным полем, находить взаимосвязь явлений и их причинную обусловленность.

Научиться экспериментально обнаруживать магнитное поле, применять знания к объяснению принципа действия технических устройств.

II

Колебания волны (15 часов)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование целостного мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

Уметь анализировать сравнивать и классифицировать виды колебаний и волн.

Развивать элементарные расчетно-счетные умения.

Уметь переносить приобретенные знания в новую ситуацию.

Приобрести опыт, формирование умений построения и реализации новых знаний, проведении фронтального эксперимента.

III

Оптика

(11 часов)

Экспериментально изучать явления геометрической и волновой оптики. Измерять показатель преломления стекла. Исследовать свойства изображения в линзе. Измерять оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии, интерференции, дифракции, полного отражения и поляризации света. Измерять длину световой волны. Уметь решать задачи волновой оптики и специальной теории относительности.

Формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

Научиться классифицировать физические явления и отличать их от химических явлений, объяснять и описывать физические явления, знать основные методы изучения физики.

Развивать логическое мышление, умения систематизировать и анализировать приобретенные знания.

IV

Современные физические теории (22 часа)

Наблюдать линейчатые и полосовые спектры излучения. Знать шкалу электромагнитных излучений и их свойства. Уметь решать задачи на уравнение фотоэффекта. Изучать устройство и принцип действия лазеров. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы. Знать строение атома и квантовые постулаты Бора. Изучать протекание цепной и термоядерной реакций.

Формирование целостного мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации, уметь четко выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формировать понятия фотоэффект, красная границы фотоэффекта

Научиться переносить приобретенные знания в новую ситуацию.

Овладеть научными подходами к решению различных задач.

Календарно–тематический план. Физика. 11 класс (базовый уровень)

урока

Название раздела, темы, урока

программное содержание

Кол-во часов

Дата

 проведения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

   I

Основы электродинамики.

22

Законы постоянного тока.

10

1.1

Электронная проводимость металлов. Постоянный ток. Сила тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила

Модель электронного газа. Источники постоянного тока.

1

Использовать физическую модель «электронный газ» для объяснения возникновения электрического тока в металлах. Понимать смысл и записывать формулы определения основных физических величин, характеризующих постоянный ток и его источники: силы тока, напряжения, ЭДС, работы и мощности тока. Объяснять условия существования постоянного тока. Рассматривать устройство и физические основы работы различных источников постоянного тока. Объяснять роль сторонних сил, действующих в источнике тока. Определять знак ЭДС в зависимости от направления обхода контура.

2.2

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное электрическое сопротивление вещества

1

Формулировать и записывать закон Ома для участка цепи. Сравнивать проводники по их удельным электрическим сопротивлениям.

3.3

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон Ома для полной (замкнутой) цепи

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля — Ленца. Закон Ома для полной (замкнутой) цепи

1

Формулировать и записывать основные законы постоянного тока: закон Джоуля — Ленца, закон Ома для полной (замкнутой) цепи.

4.4

Т.Б. Л.р.№1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

Изучить методы косвенного измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника постоянного тока.

5.5

Расчёт электрических цепей

Последовательное и параллельное соединение электрических цепей.

1

Обсуждать устройства для защиты электрических цепей. Собирать и испытывать электрические цепи с разным соединением проводников, рассчитывать их параметры.

6.6

Электрический ток в вакууме и в газах

Вакуум. Вакуумный диод. Термоэлектронная эмиссия. Рекомбинация заряженных частиц. Самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд. Ионизация. Дуговой, искровой и коронный разряд.

1

Различать носители электрического заряда в металлах, вакууме, газах. Наблюдать и объяснять газовый разряд.

7.7

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов

Электролитическая диссоциация. Электролиз.

1

Различать носители электрического заряда в растворах и расплавах электролитов, полупроводниках. Наблюдать и объяснять явление электролиза, обсуждать примеры практического применения электролиза.

8.8

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы

Виды проводимости полупроводников.

1

Анализировать качественное различие между металлом и полупроводником по характеру зависимости удельного электрического сопротивления от температуры. Рассматривать механизм электропроводности полупроводников. Обсуждать возникновение электронной и дырочной проводимости полупроводников, электронно-дырочного перехода. Приводить примеры полупроводниковых приборов.

9.9

Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Уметь применять полученные знания в решении задач

10.10

Т.Б. Л.р.№2 «Определение элементарного заряда при электролизе»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

1

Изучить явление электролиза. Измерить модуль электрического заряда одновалентного иона водорода.

Магнитное поле.

7

11.1

Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля.

Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Линии индукции магнитного поля.

1

Рассматривать опыт Эрстеда. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих магнитное поле: магнитной индукции. Наблюдать действие картины магнитных полей. Обсуждать свойства знаковой модели магнитного поля — линий индукции — и применять её при анализе картин магнитных полей. Формулировать правило буравчика (правого винта).

12.2

Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Закон Ампера. Опыты Ампера

1

Рассматривать опыт Ампера. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих магнитное поле: силы Ампера. Наблюдать действие магнитного поля на проводник с током, взаимодействие двух параллельных проводников с токами, картины магнитных полей. Формулировать закон Ампера, правило левой руки (для определения направления силы Ампера)

13.03

Действие магнитного поля на рамку с током. Электрический двигатель

Устройство и принцип действия электродвигателя.

1

Наблюдать и объяснять вращение рамки с током в магнитном поле. Изучать устройство и физические основы работы электродвигателя постоянного тока на модели.

14.4

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца

Сила Лоренца. Правило левой руки.

1

Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих магнитное поле и свойства замкнутого контура с током: силы Лоренца. Формулировать правило левой руки (для определения направления силы Лоренца).

15.5

Магнитный поток. Индуктивность контура

Энергия магнитного поля.

1

Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих магнитное поле и свойства замкнутого контура с током: магнитного потока, индуктивности контура.

16.6

Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость среды

Магнитная проницаемость среды. Парамагнетики, диамагнетики и ферромагнетики.

1

Приводить примеры диамагнетиков, парамагнетиков и ферромагнетиков. Сравнивать магнитные свойства диамагнетиков, парамагнетиков и ферромагнетиков (в том числе используя понятие магнитной проницаемости среды).

17.7

Решение задач по теме «Магнитное поле»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Решать задачи на определение основных физических величин, характеризующих магнитное поле, на применение закона Ампера

Электромагнитная индукция.

5

18.1

Явление электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.

Опыты Фарадея. Индукционный ток. ЭДС индукции

1

Наблюдать и объяснять опыты Фарадея, используя современные приборы. Понимать особенности вихревого электрического поля. Объяснять возникновение ЭДС индукции в замкнутом контуре, движущемся в однородном магнитном поле.

19.2

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Способы получения индукционного тока. Самоиндукция

1

Формулировать закон электромагнитной индукции. Оъбъяснять способы получения индукционного тока в замкнутом контуре на основе закона электромагнитной индукции. Наблюдать и объяснять явление самоиндукции.

20.3

Т.Б. Л.р.№3 «Наблюдение явления электромагнитной индукции. Исследование способов получения ЭДС индукции»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

1

Применять закон электромагнитной индукции, формулы определения ЭДС индукции при решении задач

21.4

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Изучить возникновение ЭДС индукции при изменении: со временем модуля магнитной индукции поля; площади контура в однородном магнитном поле; ориентации контура относительно вектора индукции однородного магнитного поля.

22.5

Контрольная работа №1 по теме «Основы электродинамики»

Урок контроля знаний

1

Умение применять полученные знания при решении задач.

Колебания и волны

15

Механические колебания и волны.

8

23.1

Анализ к.р. №1. Свободные колебания. Гармонические колебания

Колебательные системы. Период, частота и амплитуда колебаний

1

Приводить примеры колебательных движений. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих колебательное и волновое движения: периода и частоты колебаний, рассматривать условия, при которых в колебательных системах возникают свободные колебания. Наблюдать и объяснять свободные колебания пружинного и математического маятников.

24.2

Свободные колебания пружинного маятника.

Модель пружинного маятника. Циклическая частота. Период колебаний пружинного маятника

1

Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих колебательное движение: циклической частоты, периода колебаний пружинного маятника. Изучать модель пружинного маятника. Наблюдать и объяснять свободные колебания пружинного маятника. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины.

25.3

Свободные колебания математического маятника.

Модель математического маятника. Период колебаний математического маятника. Фаза колебаний.

1

Изучать модель математического маятника. Наблюдать и объяснять свободные колебания математического маятника.

26.4

Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания.

Затухающие колебания. Вынужденные колебательные системы. Явление резонанса.

1

Рассматривать превращение энергии при гармонических колебаниях пружинного и математического маятников. Наблюдать и объяснять вынужденные колебания в колебательных системах. Сравнивать свободные и вынужденные колебания.

27.5

Механические волны. Звук и его характеристики

Продольные и поперечные волны. Длина и скорость распространения волны. Звуковые волны. Отражение звуковой волны.

1

Изучать модель гармонической волны и описывать волновой процесс.  Описывать свойства и особенности распространения поперечных и продольных волн. Наблюдать колебания звучащего тела. Объяснять условия распространения звуковых волн, возникновение эхо.

28.6

Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Применять понятия и законы механики при решении задач на расчёт основных физических величин, характеризующих колебательное и волновое движение.

29.7

Т.Б. Л.р.№4 «Исследование колебаний пружинного маятника»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

1

Косвенно измерить период колебаний пружинного маятника и жёсткость пружины. Вычислить период колебаний пружинного маятника по экспериментально полученным данным.

30.8

Т.Б. Л.р.№5 «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

1

Косвенно измерить период колебаний математического маятника. Вычислить модуль ускорения свободного падения по экспериментально полученным данным.

Электромагнитные колебания и волны

7

31.1

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Процессы при гармонических колебаниях в контуре. Формула Томсона

1

1Наблюдать и анализировать осциллограмму переменного тока. Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих электромагнитные колебания и волны: периода собственных электромагнитных колебаний (формула Томсона), циклической частоты собственных электромагнитных колебаний, амплитуды, периода и частоты гармонических электромагнитных колебаний, действующих значений силы переменного тока и переменного напряжения, длины и скорости распространения электромагнитной волны.

32.2

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток

Гармонический переменный ток. Гармонические электромагнитные колебания. Действующее значение силы переменного тока.

1

Понимать смысл и записывать формулы определения физических величин, характеризующих электромагнитные колебания: амплитуды, периода и частоты гармонических электромагнитных колебаний, действующих значений силы переменного тока. Изучать переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания.

33.3

Трансформатор. Производство, передача и использование электрической энергии

Коэффициент трансформации. Устройство индукционного генератора. ЛЭП.

1

Изучать устройство и принцип действия (на примере холостого режима работы) трансформатора, устройство индукционного генератора переменного тока, назначение повышающего и понижающего трансформаторов при передаче электрической энергии на большие расстояния. Анализировать схему передачи электроэнергии на большие расстояния.

34.4

Открытый колебательный контур.

Гармоническая электромагнитная волна. Длина и скорость распространения электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн

1

Изучать возникновение электромагнитных волн в открытом колебательном контуре. Изучать экспериментально свойства электромагнитных волн. Обсуждать влияние электромагнитных излучений на живые организмы

35.5

Принципы радиосвязи и телевидения

Система радиосвязи. Модуляция и детектирование.

1

Приводить примеры видов радиосвязи. Познакомиться с устройствами, входящими в систему радиосвязи (радиопередатчик и радиоприёмник), процессами модуляции и детектирования, передачей изображений с помощью радиоволн.

36.6

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Решать задачи на определение основных физических величин, характеризующих электромагнитные колебания и волны, трансформаторы

37.7

Контрольная работа №2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны»

Урок закрепления знаний.

1

Умение применять полученные знания при решении задач.

III.

Оптика.

11

Геометрическая оптика.

6

38.1

Анализ к. р. №2. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света.

Принцип Гюйгенса. Построение изображений в плоском зеркале

1

Изучать такие физические модели, как точечный источник света, световой луч, однородная и изотропная среда, плоская световая волна, тонкая линза, и использовать их для описания оптических явлений. Формулировать основные законы геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света; принцип Гюйгенса. Объяснять явления прямолинейного распространения, отражения и преломления света с помощью принципа Гюйгенса. Различать особенности зеркального и диффузного отражения света. Строить изображение предмета в плоском зеркале.

39.2

Закон преломления света. Дисперсия света.

Опыты Ньютона. Дисперсия.

1

Формулировать основные законы геометрической оптики: закон преломления света; принцип Гюйгенса. Объяснять явления с помощью принципа Гюйгенса. Измерять показатель преломления стекла. Наблюдать явление дисперсии света. Объяснять результаты опытов Ньютона по исследованию дисперсии света.

40.3

Линзы.

Построение изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах

1

Приводить примеры различных типов линз (по форме ограничивающих поверхностей). Понимать смысл основных понятий и величин, характеризующих тонкие линзы: главной оптической оси, побочных оптических осей, оптического центра, фокальных плоскостей, главных фокусов, побочных фокусов, фокусного расстояния, оптической силы. Записывать формулу определения оптической силы тонкой линзы. Рассматривать ход световых лучей в тонкой собирающей и рассеивающей линзах. Рассчитывать оптическую силу тонкой собирающей и рассеивающей линз.

41.4

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

Оптические элементы глаза. Дефекты зрения и их коррекция.

1

Изучать оптическую систему глаза, дефекты зрения (близорукость и дальнозоркость) и их коррекцию.

42.5

Решение задач о теме «Геометрическая оптика»

Отработать умение определять неизвестные физические величин.

1

Решать задачи на использование основных понятий, формул и законов геометрической оптики

43.6

Т.Б. Л.р.№6 «Измерение показателя преломления стекла»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием.

1

Наблюдать явление преломления светового луча, проходящего через стеклянную плоскопараллельную пластину. Измерять показатель преломления стекла.

Световые волны.

5

44.1

Интерференция волн.

Когерентные источники волн. Опыт Юнга

1

Наблюдать интерференционную картину для волн разной природы. Понимать физический смысл основных понятий и величин, используемых в волновой оптике: условий интерференционных максимумов и минимумов, интенсивности волн, когерентных источников волн, геометрической разности хода.

45.2

Интерференция света.

Когерентные источники волн. Опыт Юнга

1

Понимать физический смысл основных понятий и величин, используемых в волновой оптике: условий интерференционных максимумов и минимумов, интенсивности волн, когерентных источников волн, геометрической разности хода. Наблюдать явления интерференции света. Рассматривать схему опыта Юнга по наблюдению интерференции света.

46.3

Дифракция волн. Дифракция света.

Принцип Гюйгенса — Френеля

1

Наблюдать дифракционную картину для волн разной природы. Понимать физический смысл основных понятий и величин, используемых в волновой оптике: условий дифракционных максимумов и минимумов (при дифракции света на одной щели). Наблюдать явления дифракции света.

47.4

Т.Б. Л.р.№7 «Наблюдение явления интерференции и дифракции света»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием

1

Наблюдать явление интерференции и дифракции света.

48.5

Контрольная работа №3 по теме «Оптика».

Урок контроля знаний

1

Уметь применять полученные знания на практике

IV

Современные физические теории.

22

Элементы специальной теории относительности.

2

49.1

Анализ к.р. №3. Постулаты специальной теории относительности.

Представления о пространстве и времени в классической механике. Относительность одновременности событий и промежутков времени.

1

Обсуждать представления о пространстве и времени с позиций классической механики. Познакомиться с формулировками постулатов СТО и их физической сущностью.

50.2

Энергия покоя. Дефект масс и энергия связи атомного ядра

Формула Эйнштейна. Релятивистская (полная) энергия.

1

Обсуждать особенности массовых и безмассовых частиц. Записывать и анализировать формулы определения релятивистской (полной) энергии, энергии связи атомного ядра, формулу Эйнштейна (закон взаимосвязи массы и энергии). Объяснять причину дефекта масс.

Квантовая теория электромагнитного излучения.

Строение атома

5

51.1

Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка.

Абсолютно чёрное тело. Спектральная плотность энергетической светимости. Постоянная Планка

1

Познакомиться с физической моделью «абсолютно чёрное тело». Формулировать квантовую гипотезу Планка.

52.2

Явление внешнего фотоэффекта. Вакуумный фотоэлемент

Явление внешнего фотоэффекта. Вакуумный фотоэлемент.

1

Наблюдать явление внешнего фотоэффекта и исследовать его особенности. Рассматривать устройство и физические основы работы вакуумного фотоэлемента. Исследовать с помощью графика зависимость силы фототока от напряжения при уменьшенной интенсивности света.

53.3

Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Формулировать законы внешнего фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта на основе уравнения Эйнштейна.

54.4

Планетарная модель атома. Постулаты Бора

Планетарная модель атома. Постулаты Бора

Выявлять основные свойства планетарной модели атома, модели атома Бора. Формулировать постулаты Бора.

55.5

Линейчатые спектры

Энергетическая диаграмма. Основное состояние атома. Метастабильные состояния.

1

Наблюдать непрерывный и линейчатый спектры. Анализировать энергетическую диаграмму атома водорода.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

10

56.1

Нуклонная модель атомного ядра. Ядерные силы.

Изотопы. Удельная энергия связи атомного ядра

1

Повторять протонно-нейтронную модель атомного ядра. Понимать смысл понятий и величин, используемых в физике атомного ядра: массового и зарядового чисел, удельной энергии связи атомного ядра, радиоактивного распада, периода полураспада, активности радиоактивного образца, ядерных реакций, ионизирующего излучения. Приводить примеры изотопов водорода. 

57.2

Ядерные силы.

Сильное взаимодействие. Удельная энергия связи атомного ядра.

1

Рассматривать свойства ядерных сил, сильное (ядерное) взаимодействие нуклонов. Анализировать график зависимости удельной энергии связи атомного ядра от числа нуклонов в нём (массового числа).

58.3

Радиоактивность. Радиоактивные превращения.

Альфа-, бета- и гамма-излучения. Правила смещения для альфа-распада и бета-распада

1

Понимать физическую природу альфа-, бета- и гамма-излучений. Применять правила смещения для объяснения альфа-распада и бета-распада (электронный распад).

59.4

Закон радиоактивного распада

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

1

Изучать закон радиоактивного распада. Анализировать график зависимости числа радиоактивных ядер от времени для изотопа с периодом полураспада T1/2.

60.5

Ядерные реакции

Типы ядерных реакций. Законы сохранения зарядового и массового чисел.

1

Изучать различные типы ядерных реакций. Записывать ядерные реакции, используя законы сохранения зарядового и массового чисел.

61.6

Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Термоядерные реакции

1

Объяснять цепную ядерную реакцию, устройство ядерного реактора по схемам. Обсуждать условие протекания управляемой цепной ядерной реакции, используя понятие критической массы, экологические проблемы, связанные с использованием атомных электростанций, условия протекания термоядерных реакций.

62.7

Ионизирующее излучение и его биологическое действие.

Поглощённая доза излучения. Эквивалентная доза. Дозиметрия.

1

Объяснять биологическое действие ионизирующего излучения, используя понятия поглощённой дозы излучения и эквивалентной дозы. Обсуждать источники естественного радиационного фона, меры предосторожности при работе с радиоактивными веществами.

63.8

Элементарные частицы и их превращения. Фундаментальные взаимодействия

Элементарные частицы и их превращения. Фундаментальные взаимодействия

1

Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений.

64.9

Т.Б. Л.р.№8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

Урок закреплений знаний Индивидуальная работа с лабораторным оборудованием

1

Изучить метод исследования треков заряженных частиц в камере Вильсона. Определить тип заряженной частицы, сронив её удельный заряд с удельным зарядом протона.

65.10

Контрольная работа №4 по теме «Современные физические теории»

Урок контроля знаний

1

Уметь применять полученные знания на практике

Элементы астрофизики.

5

66.1

Анализ к.р. №4. Вселенная и её объекты. Определение расстояний до небесных тел

Галактика. Световой год. Горизонтальный параллакс. Годичный параллакс. Парсек.

1

Познакомиться с предметом и методами исследования астрофизики. Приводить примеры объектов Вселенной. Оценивать расстояния до различных космических объектов, используя такие понятия, как парсек, световой год, астрономическая единица. Рассматривать метод параллакса, радиолокационный метод для измерения расстояний до космических объектов. Описывать строение нашей Галактики.

67.2

Строение Галактики. Расширение Вселенной и её эволюция

Строение Галактики. Закон Хаббла. Расширение Вселенной и её эволюция

1

Формулировать закон Хаббла и понимать физический смысл постоянной Хаббла. Познакомиться с гипотезой Большого взрыва.

68.3

Эволюция звёзд. Солнечная активность.

Физическая природа Солнца и звёзд. Эволюция звёзд.

1

Сравнивать звёзды, используя следующие параметры: размер, масса, температура поверхности.

69.4

Солнечная активность и её влияние на Землю

Солнечная активность и её влияние на Землю

1

Объяснять физические процессы, происходящие на Солнце. Изучать строение солнечной атмосферы, проявления солнечной активности и её влияние на протекание процессов на Земле.

70.5

Физическая природа тел Солнечной системы.

Строение планет.

1

Рассматривать физическую природу планет земной группы, планет-гигантов и малых тел Солнечной системы, используя их параметры.

Приложение к программе:

             

Сведения о контроле

Содержание контроля

Кол – во часов

Кол – во контрольных

1

Контрольная работа №1 по теме «Основы электродинамики»

1

4

2

Контрольная работа №2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

3

Контрольная работа №3 по теме: «Оптика»

1

4

Контрольная работа №4 по теме «Современные физические теории»

1

Кол – во лабораторных

1

Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

8

2

Лабораторная работа №2 «Определение элементарного заряда при электролизе»

1

3

Лабораторная работа №3 «Наблюдение явления электромагнитной индукции. Исследование способов получения ЭДС индукции».

1

4

Лабораторная работа №4 «Исследование колебаний пружинного маятника»

1

5

Лабораторная работа №5 «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

1

6

Лабораторная работа №6 «Измерение показателя преломления стекла»

1

7

Лабораторная работа №7 «Наблюдение явления интерференции и дифракции света»

1

8

Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

1

Итого

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...