Паспорт урока физики с использованием технологии критического мышления
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Тананыкина Нина Витальевна

Паспорт урока физики  с использованием технологий критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_uroka_po_fizike_v_9_klasse_po_teme_radioaktivnost.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 имени кавалера ордена «За личное мужество» С.А.Вотрина городского округа Сызрань Самарской области

Паспорт урока физики  с использованием технологий критического мышления

 

Класс:    9

Тема: Естественная радиоактивность.

Учебный год: 2022-2023 уч.г.

           Разработчик:

Учитель физики высшей

 квалификационной категории

Тананыкина Нина Витальевна

Сызрань 2023г.

Паспорт урока ___Радиоактивность_______ в _9____ классе

Учитель:

Тананыкина Н.В.

Тема урока:

Естественная радиоактивность

Образовательная цель

Формирование исследовательской культуры личности, развитие критического мышления у девятиклассников через осознание значимости явления радиоактивности в современной физической науке.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: понимание необходимости изучения  явления  радиоактивности для дальнейшего развития личности

ЛР-2: убежденность в необходимости познание  природы, уважительного отношение к научным открытиям

ПУД-1: формулирует проблему открытия радиоактивности

ПУД-2: ставит и формулирует гипотезу открытия новых элементов таблицы Менделеева.

ПУД-3: умение переводить текстовую информацию в  (кластер)

ПУД-4; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

ПУД-5;Осуществляют действия по заданному образцу и правила

устанавливает причинно-следственные связи; умеет использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

КУД-1: оформлять свои мысли в устной речи;

 КУД-2: вступать в диалог,  характеризуют работу друг друга, составляют план ответа на вопросы, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

РУД-1: Умение принимать предложенный способ решения проблемы; принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

РУД-2: Осуществляют действия по заданному образцу и правила

РУД-3: умение оценивать себя и друг друга 

РУД-4; Участвуют в рефлексии: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

ПР-1:умение описывать план проведения эксперимента, объяснять  полученные результаты

ПР-2: умение сравнивать радиоактивные элементы, находить различие между ними по их характеристикам

ПР-3: Объяснение основных терминов по теме: перечисляет элементы, называют отличительные  признаки радиоактивных  элементов, формулируют определение понятий, объясняют значение символов радиоактивных элементов

Программные требования к образовательным результатам раздела

«Строение атома и атомного ядра»

Ученик научится:

Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению

сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома.

Объяснять состав атома

Сравнивать состав различных химических элементов

 Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа.

Ученик получит возможность научиться:

Описывать процесс деления нуклонов на протоны и нейтроны

Объяснять физический смысл понятий: радиоактивность как доказательство сложного строения атома

Называть условия  создания новых химических элементов

Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.

Применять знания к решению задач.

Программное содержание

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц.

Мировоззренческая идея

формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса её познания 

Ценностно-смысловые ориентиры

Наука, познание, исследования, знания.

План изучения учебного материала

1. Радиоактивность, как доказательство сложного строения  атома.

2. Характеристики химических элементов

3. Опыты, подтверждающие сложное строение атома

Основные понятия

1.Радиоактивность,

2.нуклоны,

3.изотопы хим.элементов.

4.рассеивание альфа частиц

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок – исследования.

Образовательная технология

Технология развития критического мышления

Оснащение урока

Учебник ПерышкинА.В, Гутник Е.М.,  периодическая таблица Менделеева Д.И.(на форзаце учебника) компьютер, видеопроектор,  презентация PowerPoint «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений), плакат опытов Резерфорда, Столетова.

Мизансцена урока

Традиционное расположение парт в три ряда по два посадочных места.

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Повторение темы «Строение атома» из курса физики 8 класса. Электроны. Основные умения использование таблицы Менделеева из курса химии 8 класса.

Домашнее задание

  1. Всем: Параграф учебника, ответы на вопросы.
  2. Дополнительно:  рассмотреть другие химические элементы, по аналогии с работой в классе.
  3. По желанию: придумать новый химический элемент, дать его характеристику, придумать название, обозначение и в какой области жизнедеятельности человека мог быть применён.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие учащихся, высказыванием Пушкина А.С.

Планируют деятельность на уроке

ЛР-1

РУД-1

ПР-1

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Предлагает выбрать из предложенных понятий знакомые и  незнакомые (радио, активность, распад, радиоактивные превращения, альфа-распад, гамма-излучение)

Практическая работа: составление кластера Радиоактивность. (явление,        открытие Беккереля, 1896, Франция, излучение, позволившее определить строение атома и в дальнейшем получить многие новые химические элементы)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Есть ли элемент уран?

Это металл?

Полезное ископаемое или полученное экспериментально?

Есть применение урана?

Почему он так называется?

В чем разница между ураном и алюминием?

Что будет, если кусок солей урана положить в ящик стола на фотобумагу?

Демонстрация моделей химических элементов:

Какие из них атомы?

Атомы какого элемента? Почему?

 Выбирают правильные, знакомые выражения

Составляют кластер

Обсуждают в парах

отвечают фронтально

Обсуждают в парах

 

ПУД-1

КУД-2

КУД-1

ПУД-3

РУД-1

РУД-2

КУД-1

ПР-1

ПУД-4

ПР-2

КУД-2

ПР-1

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)

Аналитическая беседа о радиоактивном элементе «Уран» Работа с таблицей Менделеева. Представляем радиоактивные элементы, даем характеристику элементов (можно одного)

Работа с параграфом учебника «Радиоактивность» Прием  «ИНСЕРТ»

 

 Прием «Бортовой журнал», левая часть

Отвечаем на вопросы

-уже знал

-узнал новое

-есть вопросы

Описание опытов Резерфорда, по плакату.

фронтально

записывают в тетрадь характеристики элемента

Заполняют бортовой журнал, левую часть

в парах

фронтально отвечают на вопросы основных элементах опыта

РУД-1

ПР-1

ПР-2

ПУД-4

РУД-2

ПР-3

КУД-1

ПР-1

КУД-2

РУД-3

ПР-3

ПР-1

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)

Заполнить бортовой журнал, правая часть

«Древо знаний» Составьте вопросы друг другу по два тонких и два толстых

Завершаем заполнение кластера «Радиоактивность»

Выводы в опытах Резерфорда

Заполняют бортовой журнал

Составляют тонкие и толстые вопросы

Заполняют кластер

Записывают выводы в тетрадь

КУД-2

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПУД-4

ПУД -5

КУД-2

РУД-3

ПУД-3

РУД-2

РУД-4

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Оцениваем важность рассмотренного явления

Отмечаем активность учащихся

Взаимооценка устных ответов

 Оценка работы обучающихся учителем

Определяем объем домашнего задания

ЛР-2

ПР-2

КУД-2

ПУД-2

ПР-3

Приложение 1

Кластер

                                                                                ЯВЛЕНИЕ

позволившее определить                                                                                  открытие Беккереля

строение атома и в дальнейшем

 получить многие новые

 химические элементы                          РАДИОАКТИВНОСТЬ

                                     Франция                                                        1896 г.

Приложение 2

Модели атомов

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=51c5c72398fbd25107f127a8824b563cd01a6ac8-3085767-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Использование технологии критического мышления на уроках технологии

Подробное описание технологии критического мышления....

Фрагмент урока математики с использованием технологии критического мышления

Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков  при умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- формир...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)

Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...